Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI-XV1 ВЕКОВ

В.К. Шрейбер

А была ли философия на Руси? И особенно в указанный выше пе­риод? По оценке Густава Шпета, полиглота и одного из самых образо­ванных наших мыслителей первой половины минувшего столетия, рус­ская философия "есть тема весьма колючая". Действительно, в начале века многие считали, что в России философия началась с эпохи барокко или даже Просвещения. Усилиями историков последних десятилетий -и прежде всего "питерской" и московской школ - показана односторон­ность этого представления.

Конечно, средневековая Русь не знала мыслителей масштаба Платона, Фомы Аквинского или Аристотеля. Русские города, за исключе­нием Пскова и Новгорода, являлись не столько торгово-промышленны­ми, сколько политико-административными, княжескими центрами. В них не было ни университетов, ни университетского рационализма. Правда и то, что на "русском философском небе почти всегда сияли западные звезды". Но философия озабочена не одной лишь наукой - в ней суще­ствует и экзистенциальная проблематика: сущность и предназначение человека, его природа и положение в обществе, его цели и ценности. По этим вопросам русским книжникам удалось сказать немало оригиналь­ного.

В православии идея прогресса выражена слабее, чем в католи­цизме: "идеал православия, - пишет один из церковных иерархов, - есть не прогресс, а преображение". В отличие от католической церкви, ори­ентировавшейся на первую часть Библии - Ветхий завет, православие больше тяготело к Новому завету с его нравственно-этической, личност­ной углубленностью. Новый завет говорит о движении не вперед, а вверх -к небу и Богу! Обращение к евангелиям способствовало возникновению специфического психологического феномена - духовности, и тем самым создало загадку русской души.

Понимание духовности как самосовершенствования, как "умного делания" самого себя сближало русскую культуру с восточной, и прежде всего буддистской традицией.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Структура мировоззрения. Мировоззрение следует рассматривать как с точки зрения объек­та отражения, так и с точки зрения формы его субъекта | Дамаскин и его понимание философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 133; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.