Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Владимир Соловьев: философия всеединства
В творчестве Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) русская мысль впервые продемонстрировала способность придавать "треклятым" вопросам о смысле человеческого существования наиболее рафинированную и адекватную форму, то есть форму философской системы. Главное в ней - это идея смысла жизни как преображения тела и духа, как одухотворения телесности, а также идея богочеловечества как такого состояния человека, когда оно полностью воплотило в себе учение Христа. Своим размахом и глубиной постижения человеческого бытия размышления Соловьева напоминают сочинения Паламы. Но в отличие от исихастических писаний богослова, творчество Соловьева было исконным продуктом русской, российской культуры. В нем органически соединились интуиции древнерусских книжников, опыт критики западной философии (прежде всего позитивизма) и чуткое внимание к современной российской действительности. Соловьев был человеком своего времени. Он верил в прогресс и к тому же справедливо полагал, что рассуждать о целях, отвлекаясь от исторического контекста, то есть контекста изменений, было бы бессмысленно. Свою программную работу "Философские начала цельного знания" Соловьев начинает с описания закона исторического развития. Субъектом развития не могут быть ни простые субстанции, ни механические соединения элементов - агрегаты. Развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы. Развитие, пишет Соловьев, есть ряд внутренних изменений органического существа, идущий от известного начала к известной, определенной цели. Бесконечное развитие, то есть развитие без цели, он считает бессмыслицей. Эти соображения образуют основу социальной онтологии Соловьева. Люди - это организмы, но столь же очевидно, что и человечество является организмом. Когда о человечестве говорят как об организме, то, замечает философ, обыкновенно видят в этом не более чем метафору. По Соловьеву, такое представление не имеет основания. В принципе Соловьев прав. Человечество, действительно, есть нечто большее, чем собирательное понятие. Человечество тяготеет к целостности. Основа этой целостности очень хорошо видна в наши дни, когда падение курса акций на нью-йоркской бирже эхом откликается по всей планете. Мысль Соловьева, безусловно, верная и провидческая. Однако обоснование, предложенное им, недостаточно. Идея человечества как настоящего органического субъекта исторического развития опирается у него на аналогию. Соловьев уподобляет отношение между человеком и человечеством взаимодействию клетки и организма. Впрочем, он и сам видит недостаточность аналогии и обращается за помощью к духовности. Природу человека, говорит он, составляют чувство, мышление и воля, они, в свою очередь, обладают как личной, так и общественной стороной. Общественные начала человеческой природы, таким образом, представлены красотой, истиной и благом. Отсюда в конечном счете выводятся и экономическая жизнь, и государство, и семья, а также науки и философия. Экономика обеспечивает материальное, а политика "правомерное" существование людей. Но человеку хочется полного и вечного, то есть абсолютного существования. Оно-то и является истинным и верховным благом. Абсолютное начало человеческого бытия представлено, следовательно, в религии. Получается, что цель мирового процесса заключена в полном обожествлении природной и социальной стихии. Оно достигается через человека как устроителя и спасителя природы. Стремление к всеединству, к соединению с абсолютно сущим является смыслом существования всего живого на Земле. Учение Владимира Соловьева называют философией всеединства. Соловьев умер в расцвете сил - задолго до первой мировой войны и революционных потрясений начала века. Но как ум глубокий и даже мистический он, видимо, ощущал нарастание внутренних противоречий эпохи и надеялся достичь вселенского единства через обьединение конфессий и установление "свободной теократии". Он полагал, что на духовном уровне единство между католицизмом и православием имеется и нужен лишь формальный союз. Эти идеи Соловьев разрабатывает в статьях 80-х годов. Подобно славянофилам он верил в духовную миссию России, но быстро уловил несовместимость между идеалом универсальной любви и националистическим духом. Критика идеи исключительности православия привела его к разрыву со "славянами". Со второй половины 80-х годов Соловьев сближается с редакцией журнала "Вестник Европы", известного своими западническими симпатиями. Позднее все эти статьи были объединены в сборник "Национальный вопрос в России". Всеединство означало не только сближение между конфессиями и народами. Другой его аспект состоял в преодолении фрагментарности культуры. По мнению Соловьева, особенно далеко процесс дробления зашел на Западе. Философия, наука и религия совершенно отделились друг от друга. Более того, они постоянно конфликтуют между собой. Соловьев пытается преодолеть этот разрыв, надеется создать синтез науки, религии и философии. Основой этого синтеза служит та же религия. Бог по понятию своему есть абсолютное и безусловное единое сущее. Но реальность внутренне дифференцирована: реальна и божественная жизнь, и существование отдельных людей. К этому положению привело "падение" людей. Отсюда основой всеобщей целостности для Соловьева становится восстановление единства человека и Бога. Эта задача носит прежде всего религиозный характер. Но когда вера начинает существовать для себя, она приходит к форме мысли, к метафизике, другими словами. Всякая метафизика, в свою очередь, должна стремиться понять реальность как единство. Задача же моральной философии - показать, как это единство может быть преодолено в человеческих отношениях, как можно преодолеть эгоизм индивидов и достичь духовного единства на практике. Одна из центральных тем философской публицистики Соловьева - показ неразрывной связи между общественным благоустройством и личной праведностью. Его перу принадлежит большая работа по этике "Оправдание добра". Философ хорошо осознавал силу зла и к концу своей жизни, видимо, утратил надежду на реализацию теократического идеала. Таким образом, духовный синтез в концепции Соловьева идет гораздо дальше интеллектуального союза между наукой, моралью и религией. Он ориентирован на практическое приложение, включая политику и социальную жизнь. В своей последней работе, посвященной основаниям теоретической философии, Соловьев утверждает, что долг философии - не брать наличие духовного единства как данность, а исследовать предпосылки его становления. Работа осталась незаконченной, но, как пишет Фред Коплстон, ее одной достаточно, чтобы показать, насколько глубоко и профессионально разбирает глубочайшие мировоззренческие проблемы автор. Философия B.C. Соловьева завершает девятнадцатое столетие Последующие русские философы писали основные свои произведения уже в XX веке. Его начало было ознаменовано таким взлетом духовности, что получило название русского духовного Ренессанса, "серебряного века" русской культуры. Не все мыслители этого периода разделяли воззрения своих предшественников, но все выросли на идеях, которые получили свою жизнь в творениях русских философов XIX века. Одним из крупнейших религиозно настроенных мыслителей "серебряного века" был Н.А. Бердяев.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 269; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |