Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




О мире как представлении. Первое размышление: представление, подчиненное закону основания: объект опыта и науки

Как было сказано выше, понятие "воли" у Шопенгауэра происходит из кантианской "вещи в себе", которую Кант считал фундаментальной реальностью, стоящей за представлением, предоставленным восприятием, которому не хватает формы. Кант полагал, что пространство, время, причинность, и множество других подобных феноменов имеющих определенные формы, данные миром, накладываясь на человеческий разум, создают представление, и это наложение исключено из "вещи в себе". Шопенгауэр указывал на то, что ничто помимо времени и пространства не может быть определено, следовательно "вещь в себе" должна быть одной и всеми вещами которые существуют, включая человечество, должна быть частью фундаментального единства. Наш внутренний опыт должен быть проявлением областиноумена, и воля – это внутреннее ядро каждого существа. Все знание полученное от объектов ссылается на само себя, так мы распознаем ту же волю в других вещах как и внутри себя.

Книга 2 (онтология)[править | править вики-текст]

О мире как воле. Первое размышление: объективация воли

Во второй книге электричество и гравитация описаны как фундаментальные силы "воли". Знание – это нечто изобретенное служить "воле" и представлено оно как в людях, так и в животных. Фундаментальная природа вселенной и всё в ней видится как эта воля. Шопенгауэр представляет пессимистическую картину, в которой не исполненные желания являются болезненными, а удовольствия – это просто ощущения, испытанные в определенный момент, когда боль уходит. Так или иначе, большинство желаний никогда не исполняются, а те, которые исполняются, немедленно замещаются не исполненными.

Книга 3 (эстетика)[править | править вики-текст]

О мире как представлении. Второе размышление: представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства

Как и во многих других эстетических теориях, Шопенгауэр концентрируется на концепции гения. Согласно философу, гением обладают все люди в той или иной степени, и он состоит в способности к эстетическому опыту. Эстетическое переживание происходит когда человек воспринимает объект, но понимает не сам объект, а его платоновскую идею. Человек становится способным потерять себя в объекте созерцания на короткое время, вырваться из порочного круга невыполнимого желания, став "чистым субъектом воли меньше знать". Те, кто имеют высокую степень гениальности, могут научиться сообщать эти эстетические переживания другим, а объекты, которые сообщают это переживание – произведения искусства. Основываясь на этой теории, Шопенгауэр рассматривал голландский натюрморт как лучший вид живописи, поскольку он заставляет зрителя видеть прекрасное в обычных, бытовых предметах. Однако он резко критиковал изображения обнаженного женского тела и приготовления еды, как стимулирующие желание и препятствующие получению зрителем эстетического опыта и становления "чистым субъектом воли меньше знать". Музыка также занимала привилегированное место в эстетике Шопенгауэра, так как он полагал, что оно имеет отношение к воле. Там, где другие искусства являются имитацией воспринимаемых вещей, мир музыки является прямой копией воли.

Книга 4 (этика)[править | править вики-текст]

О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании

Шопенгауэр предполагал в этой книге установить чисто описательную часть о человеческом этическом поведении, в котором он выделил два типа: утверждение и отрицание воли. Согласно Шопенгауэру Воля (великая Воля, которая есть вещь в себе, а не индивидуальные воли людей и животных, которые являются феноменами Воли) конфликтует с эгоизмом, которым наделен каждый человек или животное. Сострадание возникает из трансцендентности этого эгоизма (проникновение иллюзорного восприятия личности, благодаря которому можно сопереживать другому) и может служить ключом к возможности выхода за пределы желания и воли. Шопенгауэр категорически отвергал существование "свободы воли" в общепринятом смысле, и только предвещал, что воля может быть выпущена или отвергнута, но не может быть изменена, а является корнем цепи причинности детерминизма. Его похвала аскетизму привела к высоким размышлениям о буддизме, веданте, о некоторых монашеских орденах и аскетической практике католицизму. Он выражал презрение протестантизму, иудаизму и исламу, которые описывал как оптимистические, лишенные метафизики и жестокие к животным. По словам Шопенгауэра, глубокая истина заключается в том, что в случаях чрезмерного утверждения Воли (когда один человек выказывает свою волю не только для собственного исполнения, но для не надлежащего господства над другими), он не понимает, что на самом деле не является идентичным тому человеку, которому вредит, то есть в этом случае Воля постоянно вредит самой себе, а справедливость торжествует, когда преступление совершено, так как метафизический индивид является одновременно и жертвой и палачом. Шопенгауэр подробно рассматривает самоубийство, отмечая, что оно не разрушает Волю или какую-либо ее часть, поскольку смерть является лишь концом одного конкретного явления Воли, которое впоследствии перестраивается. Аскетизм, конечный итог ослабления Воли, может ослабить индивидуальную волю, что является, по мнению Шопенгауэра, гораздо более значительным, чем насильственное самоубийство, которое по сути, в некотором смысле, утверждение воли. В окончательном выводе о том, как можно вести сносную жизнь не ликвидируя желание, поскольку это приводит к скуке, Шопенгауэр предлагает стать сторонним наблюдателем собственной воли и постоянно понимать, что большинство желаний останутся невыполнимыми.

Критика кантовской философии[править | править вики-текст]

В конце четвертой книги Шопенгауэр прилагает подробное обсуждение достоинств и недостатков философии Канта. Здесь он утверждает, что величайшей ошибкой Канта был отказ различения между восприятием, интуитивным знанием и концептуальным, дискурсивным знанием. Главным же вкладом Канта по его мнению, было различение между феноменом и вещи в себе.

17.Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniːtsʃə]; 15 октября1844, Рёккен, Германский союз25 августа1900, Веймар, Германская империя) — немецкиймыслитель, классическийфилолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Генеалогия морали Ницше краткое содержание Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. Вильгельм Фридрих Ницше. Великий Человек, великий философ непонятый современниками. А понимают ли его сейчас?.. Наверное, понимают… Но, думаю, каждый понимает его по-своему. Кто-то видит в нём злобного тирана, презирающего и высмеивающего мораль и всё святое, что есть в человеке. Кто-то видит в нём обыкновенного философа со своей точкой зрения на положение вещей в мире. Кто-то считает его основателем фашизма. Генеалогия морали Ницше краткое содержание А для кого-то это гений, у которого было мужество на свою точку зрения, на то, чтобы сказать её человеку и человечеству независимо от внешних обстоятельств и последствий. В этой статье я хочу рассказать о своей точке зрения на этого человека. Я столкнулся с Ницше в нужный момент, именно в тот момент, когда я заблудился, когда потерял ориентиры. Когда я искал то, чего сам не знал. И первое, что меня заинтересовало в этом философе, это надпись в конце одной из его книг: «Философ, закончивший жизнь в психиатрической лечебнице». Наверное, в тот момент я подумал, что неужели какой-то философ смог додуматься до таких вещей, что его мозг не выдержал и сломался, не смог справиться с какой-то идеей. Быть может ум его все таки зашел за разум?.. Быть может, он коснулся истины?.. Или он это сделал специально?! Чтобы привлечь к себе нужных людей или отвлечь ненужных людей от себя? Быть может, так распорядилась его судьба, ибо так было предначертано? Множество мыслей пронеслись у меня в голове, но событие уже свершилось – я взял в руки книгу Ницше, которая называлась «Человеческое, слишком человеческое». И я утонул в его произведениях… Наверное, во многих местах его произведений я не понимал о чем идет речь. Но неведомая сила, сила интереса и «чего-то еще» заставляла меня листать эти страницы. И те истины, которые находил я в них, оседали мне прямо в душу. Я находил ответы для себя. Это было как раз то, что я искал. Там было все: рецепт для жизни, рецепт для смерти, смысл моего существования, смысл твоего существования, смысл существования человечества, что есть добро, что есть зло, там была формула счастья, там был описан путь… Некоторые строки мне были не ясны. Я понимал, что мне не хватает жизненного опыта, чтобы постигнуть их. И я начал жить ради того, чтобы добыть этот опыт, чтобы смочь понять дальше, получить еще ответов! Больше ответов! Каждый раз, спустя год или два, перечитывая те же строки, я находил новые смыслы тех же слов, как будто в этих словах было много смысловых уровней. Я уже привык быть добытчиком новых эмоций, новых переживаний и ситуаций. Генеалогия морали Ницше краткое содержание Я нарочно ставил себя в такие ситуации, в которых я бы вряд ли оказался в своей обыденной жизни. Я впитывал этот опыт в себя, чтобы понять... Нет, понять уже не то, что хотел мне сказать Фридрих Ницше, а понять вообще! Ницше лишь ступенька, лишь переломный момент в моей жизни. Ницше – это путь, который осилит идущий. Ницше – это то, что учит идти, учит быть идущим. Куда?.. А это уже не столь важно. Не важно, когда идешь красиво – танцуя… Для меня Ницше – это не тот заурядный философ, открывший какую-то посредственную истину или предложивший свою модель мира. Для меня – это человек, который поймал меня, создал меня, помог мне, быть может, спас меня?.. Это человек, который «заставил» меня идти и жить, танцуя… танцуя эти веселые, грандиозные, сильные, жестокие и прекрасные танцы жизни. Генеалогия морали Ницше краткое содержание Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.
18. Логи́ческий позитиви́зм (англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся нарационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизмутверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого[1]. Развитие логического позитивизма[править | править вики-текст]

Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн.

Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Также Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма.

Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат» (Tractatus logico-philosoficus). В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма:

1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).

2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.

3. предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»

4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами

5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)

Основными читателями этого трактата были основатели «Венского кружка» (20-е годы XX века

Критика и влияние[править | править вики-текст]

Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Ещё одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны черные») позволяют определить четкие методы верификации (найти человека или нечерного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.

Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны черные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего. Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией и фальсификацией.

Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны черные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.

Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьёзная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У. В. О. Куайном.

19.Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философииXX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее егоиррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1][2]

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Учение Аристотеля о четырёх причинах | Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 312; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.