Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (фр. conservatism лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - разновидность политической идеологии. Термин "К." впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал "Консерватор". К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). "Отцом-основателем" классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др.

К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие:

1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам.

2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми.

Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно".

3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности.

4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности.

5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием".

6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами.

7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.

8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество.

9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах.

10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло". Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству". В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции.

Как политическая философия и идеология консерватизм в различных его терминах основывается на следующих основных взаимосвязанных посылках:

1. Ценности свободы, равенства, прогресса «вторичны» по сравнению с идеями традиционализма, преемственности, иерархичности, аристократизма.

2. Политический реализм. Человеческий разум ограничен в познании общественных явлений и истории в целом. Это во-первых. Во-вторых, общество - это не механизм, а организм. Поэтому вмешательство тех, кто управляет, в общественные процессы должно быть крайне осторожным. Нельзя подвергать общество бездумной радикальной, тем более революционной перестройке, навязывать ему утопические схемы и рецепты. Реформы, изменения допустимы лишь в той мере, в какой это способствует укреплению стабильности общества. Э. Берк, критикуя французскую революцию, отмечал, что очень хорошие схемы, созданные с наилучшими намерениями, часто имеют позорные и печальные последствия.

3. Традиционализм и нравственный абсолютизм: мы должны действовать внутри тех ценностей, которые созданы не нами. Не мы это общество создали и не нам менять его устои. Для консерваторов характерна приверженность традициям, ритуалам, патриотическим ценностям и символам: флагу, гербу, гимну, что само по себе вызывает уважение. Консерваторы исходят из того, что свобода не может быть выше нравственных и религиозных норм и ценностей. Вот почему консерватизм всегда резко выступал против абортов, разводов, альтернативных форм брака и т.п. Иногда такая установка приобретала гипертрофированные формы: например, обучать молитвам в школах, борьба против дарвинизма.

4. Частная собственность рассматривается как гарант социального порядка и личной свободы. При этом консерваторы (как и либералы) выступают за ограничение вмешательства государства в дела частных предпринимателей, бизнеса. Вместе с тем консерватизм отстаивает идею сильного государства и сильной политической власти как гаранта законности и правопорядка, его девиз - закон и порядок. Власть может и должна быть ограничена моральными и конституционными нормами.

5. Антиэгалитаризм, отрицание социального равенства. Общество - это естественная иерархия и всякие попытки путем волевых усилий уменьшить ее контрпродуктивны и утопичны. Социальное равенство, по мысли консерваторов, противоречит этическим нормам, сковывает инициативу и предприимчивость людей, ведет к стандартизации жизни, власти серости и посредственности. Вместе с тем, консерваторы не отрицают равенства людей в сфере морали, равенства перед Богом и законом.

6. Элитарные и аристократические воззрения на природу политической власти. Правые консерваторы утверждали, что демократия как народовластие всегда чревата тиранией, властью толпы. В то же время значительна в консерватизме традиция, которая связана с отстаиванием идеи правления демократических элит, их периодической смены и власти согласно определенным конституционным правилам игры. При этом следует стремиться к ограничению широких масс в политике. Их роль в политическом процессе сводится, по сути, к выбору той или иной политической элиты, которая и будет править. Рядовые граждане должны заниматься, по мнению консерваторов, не политикой, а семьей, досугом, спортом, религией и т.д. Необходимо, чтобы человек, - по словам Ортега-и-Гассета, - перестал быть «политическим животным».

 



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Классический и современный, или социальный, либерализм | Государственный социализм

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 312; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.