Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Виды нравственной свободы
Существенными признаками личности (души) являются: разум и самосознание; свобода воли; нравственное чувство или совесть. Нравственное самосознание (сознание себя сыном Божиим, рабом Иисуса Христа) – это одно из начальных условий, исходя из него, душа определяет себя к деятельности. Приняв решение, человек реализует его и нравственное содержание этой реализации согласно определённой нравственной цели. Свободная воля лишь тогда свободна, когда она во всех своих действиях следует своему нравственному закону. Необходимо различать троякое состояние нравственной свободы человека: Свобода формальная (психологическая); это свобода выбора, способность человека добровольно определять себя к деятельности в том или ином направлении (добра или зла), делать себя рабом Бога или греха: Быт.2,16-16; Втор.30,15-19; Мф.16,24; Мф.19,17. "Бог насильно не влечёт нас. Он дал нам избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно..., ибо где нет произволения – там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй," – Иоанн Златоуст. Детерминизм – отрицание наличия в человеке свободы выбора. Приверженцы этого взгляда свидетельство о том, что человек в действиях и поступках свободен, называют самообманом. "Человек в своих решениях и действиях всегда определяется мотивами (побудительными причинами к действию" и действует человек с неотвратимой необходимостью под влиянием более сильных мотивов", – автор неизвестен. Видные представители детерминизма: голландец Спиноза XVIIв. и немец Шопенгауен XIXв. Так называемый "богословский детерминизм" выражали блж. Августин и Кальвин. В силу свободы воли человек способен делать выбор между многими побуждениями и не всегда отдаёт предпочтение сильнейшему, но более законному. Эта способность человека к самоопределению в мотивах и есть формальная или психологическая свобода. Детерминизм противоречит общехристианскому опыту. (Пример: покаяние, мученичество). Индетерминизм – утверждение, что воля совершенно не зависит от мотивов – это учение противоречит опыту. У каждого человека есть определённый нравственный характер, навык в добре или зле. То есть, его воля привыкла действовать в определённом направлении. Это говорит о том, что она не носится безразлично над всеми побуждениями, а руководствуется мотивами определённой группы (т.е. выбирает мотивы). 1Пет.2,15-16; 2Пет.2,19. "Человек не имеет абсолютной безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Бог. Таким образом, наша свобода воли – это не беспричинное хотение, а выбор между различными мотивами, и эта способность самоопределения выбора мотива и решения – и есть формальная свобода" – архим. Платон. Существуют и крайние индетерминисты, учение которых принимает односторонний ложный характер, они говорят, что свобода человека есть его полная власть поступать так, как ему хочется. Таким образом, в их понимании свобода человека – это полный его произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. На ложную приманку такой "свободы" часто уловляются многие люди. Конечно, это не свобода, а злоупотребление ей, извращение её. "Человек не имеет абсолютной безусловной свободы. Такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог." – иг.Филарет. Пс.100,1:"Милость и суд воспою Тебе, Господи": детерминизм отрицает суд, т.к. суду подлежат только свободные личности, а индетерминизм отрицает милость: где полная свобода, там нет врождённой греховности, а значит, нет и не может быть искупления и помилования. Т.о., обе крайности противоречат св.Писанию. (ин.Ир.)
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 267; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |