Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Характер человека

 

Нужно ли учиться радоваться жизни в период испытаний?

Даниель Дефо известен миру своим романом о Робинзоне Крузо. Автор подвергает своего героя своеобразному испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими.

Есть немало героев, у которых стоит поучиться мужеству и терпению. Трудности и лишения тяжелого послевоенного времени научили героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» самостоятельности, целеустремленности. В те годы, голодные и неустроенные, людям приходилось рано взрослеть и принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, невзирая на бесконечное одиночество, тоску по дому и ужасный голод, сохранил в душе доброту.

 

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с глухонемым дворником Герасимом. Несмотря на свой недуг и тяжелую жизнь, этот могучий человек сумел сохранить доброе сердце и гордость.

После расставания с Татьяной Герасим случайно нашел маленького щенка. Забота о нем стала огромной радостью одинокого челоевка. Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком так, как ухаживал Герасим за своим питомцем.

 

 

Свобода как нравственная категория.

Нравственная свобода – это самообладание, способность личности осуществлять господство над чувствами и желаниями. Это умение человека при любых обстоятельствах оставаться самим собой, не терять чувства своего достоинства, не «прогибаться под изменчивый мир», как поётся в одной из песен А. Макаревича. Человек должен быть свободен в выборе жизненной позиции. Но он обязан и отвечать за последствия своего выбора. Что актуально именно теперь, потому что безответственность приводит к вседозволенности.

Самообладание человека, воля к жизни.

В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» описан тяжёлый путь измождённых от голода людей. Главный герой произведения чудом выжил в страшной ледяной пустыне. Он сумел сохранить в себе человека, в отличие от своего товарища, сумел собрать волю в кулак и победил.

 

Главный герой рассказа Д.Олдриджа «Отец и сын»-профессиональный летчик Бен - отправляется на стареньком самолете в Акулью бухту для съемок документального фильма. Однако в результате неосторожности случается несчастье: на Бена нападает акула, и он получает страшные увечья. Лишенный возможности шевелить руками и ногами, летчик внезапно понимает, какая смертельная опасность угрожает ему и его десятилетнему сыну Дэви, который сопровождал отца в этом путешествии. Качества профессионального летчика не позволили Бену раскиснуть, упасть духом. Он понял, что от его силы воли, от его советов и указаний зависит жизнь его сына и его. Он сумел убедить и заставить Дэви слушаться его, и они были спасены.

 

Воля способна изменить даже линии наших ладоней. (Ж. Когто)

Н. Долинина пишет: «... больница - хирургическое отделение. Люди молодые и старые, одинокие и семейные, образованные и не очень. Общее одно: всем больно. Но как по-разному переносят они свою боль! Один лежит, погружённый в страдания, ничего вокруг не видя и не слыша. Ему хуже всех: он стонет, охает, наводит тоску на окружающих и на самого себя. Ему самом деле хуже всех, потому что отвлечься от боли, занять свою душу ничем другим он не умеет. Другой, стиснув зубы, решает задачи, играет в шахматы, спорит с соседом — ему легче.

Третий, едва поднявшись после операции, с трудом передвигаясь по стенке, уже помогает лежачим, уже помнит, к кому, когда подойти, чем помочь, уже озабочен другими людьми. Почему-то этот третий раньше других выписывается из больницы!

Оставшиеся удивляются: как же так ? - ведь совсем себя не берёг. А бережёт его как раз умение отвлечься от своей боли, своих страданий, страха за свою жизнь, умение занять свою душу не собой»

Этот эпизод, один из рядовых и часто встречающихся в обыденный жизни, подтверждает наблюдения Эразма Роттердамского, который считал, что «ничего нет трудного для человека, имеющего волю»

 

С детских лет Саня Григорьев, герой романа В. Каверина «Два капитана» умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать экспедицию капитана Татаринова привела его в ряды лётчиков-полярников.. Его жизнь была полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремлённых характер помогает ему сдержать клятву, данную себе ещё в детстве: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 

Повесть В. Титова «Всем смертям назло», написанная в шестидесятых годах оказала неоценимую поддержку многим людям. В ней повествуется о парне-шахтёре Сергее. В результате аварии в шахте он лишился обеих рук. Приходили мысли о самоубийстве, о собственной ничтожности и ненужности. Но Сергей сумел победить слабость, отчаяние. Он нашёл себя в журналистике, в семье.

 

 

В чём сила и слабость человека?

В рассказе «Студент» А.П.Чехов повествует о случайной встрече главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

 

В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему верное решение: сосредоточить драматизм финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке – чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.

 

Весной 1912 года весь мир облетело сообщение о столкновении с айсбергом крупнейшего пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И.А.Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.

 

Проблема поведения человека в экстремальной ситуации

Экстремизм с латинского - крайность. В. Шаламов экстремальной ситуацией считал пребывание в сталинском лагере, на Колыме. В лагере всё было направлено на уничтожение человека, его живой души, чтобы подчинить его определённому порядку. «Колымские рассказы» В. Шаламова - попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя - и вне себя. В 1968 году он пишет: " Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе ". В. Шаламов изобразил не только "за-человечность», но и "сохранение человеческого". Шаламова привлекали люди, совершившие духовный или нравственный подвиг.

 

Характерной особенностью военных повестей В. Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. В этом отношении не составляет исключения и повесть "Сотников". Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

 

В русской прозе 1970-90-х годов значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа. «Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси». Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью». «Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. Этим произведением автор показывает, с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью, с другой стороны, показываются такие качества русского человека, как долготерпение, твердость духа, умение выживать.

 

Яркими примерами сильной личности являются наши современники: писатель А.Солженицын, Виктор Шаламов, поэт песенник Михаил Танич, в недавнем прошлом руководитель группы "Лесоповал". Через какие только трудности и унижения не прошёл герой романа Чингиза Айтматова "Плаха" Авдий. Сколько нечеловеческих страданий пришлось ему пережить! Но ничто его не сломило. Почему? Да потому что у него есть тот самый нравственный стержень, та вера в себя, любовь к людям и жизни, которые держат его на плаву и которые никто у человека не может отнять. Он умеет сам делать выбор, нести за него ответственность и твердо сказать "нет" тому, что является безнравственным и ниже человеческого достоинства. Так вот и задача любого достойного человека -научиться противостоять тому духовному, психологическому и физическому самоуничтожению, которому так усиленно способствуют те, кому выгодно уничтожить Россию и русский народ.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека | Ряд риторических вопросов

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 253; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.