Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Велесова книга

Реферативное исследование

Восточные славяне: краткий очерк культуры, религии и быта

Выполнила: Дорофеева М.А.

 

 

Переславль-Залесский

Г.


Содержание:

 

 

1. Теории происхождения славянских народов..………………………………3

2. Быт и нравы восточных славян VI-X вв. ……………………………………4

3. Города, ремёсла и календарь..………………………………………………..7

4. Религиозные воззрения восточных славян.…………………………………8

5. Письменность древних славян и литературные памятники доолеговой Руси……………………………………………………………………………11

6. Искусство восточных славян и его влияние на развитие национальной культуры………………………………………………………………………13

7. Славяне в Залесье…………………………………………………………….15


«Будьте сынами своих богов, и сила их да пребудет в вас».

Велесова книга.

«…Разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились».

Повесть временных лет.

В окрестностях нашего города расположено 36 археологических памятников (селища и курганные могильники), датируемые IX-XIII вв. и относящиеся к славянским племенам словен, кривичей и вятичей. Ассимилировавшись с местными финно-угорскими племенами, славяне составили ядро Великоросской народности, став непосредственными предками коренных жителей Переславля и района, заложив основы их культуры и мировоззрения. К сожалению, в школьном курсе истории России слишком мало внимания уделяется истории, быту и культуре славянских племён. Для того чтобы заполнить этот пробел в собственном образовании я выбрала данную тему.

Славяне – один из наиболее многочисленных народов, населяющих нашу планету. В настоящее время принято считать исконно-славянскими земли от р. Одер – на западе, до р. Днепр – на востоке, от Ильмень озера – на севере, до южной границы Киевской области. Однако ряд современных авторов* предполагает, что к исконно-славянским следует отнести земли от восточного побережья Атлантического океана до южного Урала и от южного побережья Балтики до северных берегов Чёрного моря. Столь же разнообразны версии о происхождении славян. Геродот считал предками славян – причерноморских «Царских скифов» – сколотов; современные авторы** считают предками славянских народов гиперборейцев, атлантов, этрусков, индийских ариев и т.п. Древнейшие исследованные поселения славян относятся к V-IV вв. до н.э., но если учесть, что славяне относятся к индоарийской языковой семье, а история Индии начинается, по последним сведениям, с IV тысячелетия до н.э., то история славян имеет исключительно глубокие корни…

В настоящее время выделяется три крупные группы славянских народов: Западные славяне (чехи, словаки, лужичане, полабские славяне). Южные славяне (сербы, македонцы, черногорцы и др.). Восточные славяне (русские, белорусы, украинцы). До 1192года историки выделяли группку прибалтийских (северных) славян (бодричане, лютичи и т.п.) –проживавшие на южных берегах Балтийского моря. В течение XI—XII вв. под натиском Северогерманских рыцарских Орденов эти земли были захвачены, население было частично уничтожено, частично ассимилировалось с захватчиками.

На территории современного Переславского района славяне появляются в конце IX – XII веках; это представители восточнославянских племён словен, кривичей, вятичей, поэтому основное внимание в данном реферате я уделяю восточным славяна.

___________________________

 

· *Ю.В.Мизун, О.Г.Мизун

· ** А.И.Асов, В.Н.Щербаков.


«Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав».

Повесть временных лет.

 

«Они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы и легко переносят и холод и жару, недостаток в одежде и в пище». Так охарактеризовал славян в VI веке н.э. император Византии Маврикий, добавляя при этом: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве».

Жилища славян существенно разнились в зависимости от климатических условий. От камышовой мазанки с земляным полом в южных Киевских землях до рубленой избы на высоком подклете – на берегах Ильмень-озера, однако, непременным атрибутом славянского жилища была печь, в которой пекли хлеб – основное блюдо славян.

Пищевой рацион славян включал просо, гречиху, рожь, ячмень (в южных регионах – пшеницу), огурцы, капусту, репу, рыбу и дичь. Напитки – квасы и мёды различались по степени крепкости: от полностью безолкагольных до «медов стоялых» – крепкостью до 9 градусов.

Славяне отличались гостеприимством, гость считался посланцем Богов и был всегда желанен, т.к. был ещё и вестником, рассказывающим о неведомых землях и приносящим вести от родных. Гостю полагалась лучшая еда и напитки. Хозяин отвечал перед Богами за безопасность гостя и нередко провожал его до следующего поселения. Поэтому иноземные купцы без страха и с большой охотой путешествовали по славянским землям.

Однако и гость не забывал о должном уважении к хозяину и членам его семьи, что считалось непременным признаком воспитанного человека. («В дом, входя – хозяев, не бьют»).

Славяне очень быстро перешли к соседской общине. Небольшие посёлки славян состояли из родственников-соседей, которые поддерживали друг друга и в тяжёлой работе, и в весёлых пирах. В случае необходимости мужчины становились защитниками-воинами, оставшиеся в живых брали в свои семьи осиротевших детей и немощных стариков. Появление в посёлке новой родственницы-невесты («Невеста из каких краёв») было событием для всех, свадебный пир вводил невесту в общину. Похороны, и т.п. препровождения покинувших сей мир родовичей в лучший мир, новую жизнь – также было делом общим. Славяне верили в бессмертие души, в возрождение её в новом теле на земле после своеобразного отдыха-обучения-воздаяния в Вирии (Ирии) – обители Богов. Покидающего сей мир снабжали всем необходимым для жизни и провожали… с радостью – обильным пиром (стравой), поединками и воинскими пирами (тризной), песнями и плясками, т.к. душа ушедшего не должна беспокоиться об остающихся в этом мире. В качестве обряда практически у всех славянских племён практиковалось трупосожжение, в результате которого душа быстрее и легче освобождалась от бренной плоти, и устремлялась к новой жизни.

Славянская семья считалась основой рода. Род держался семьёй. Поскольку средняя продолжительность жизни редко превышала 30-35лет, семья обычно была трехпоколенной, причём старики (бабушки и дедушки) пользовались всеобщим уважением и заботой.

Семьи были большими: при отце жили и женатые сыновья с детьми, и сыновья подростки, и дочери – до замужества, либо невышедшие за муж, и вдовы погибших сыновей с детьми. Такой семье легче было выполнять работу, обеспечивающую её существование.

Работа делилась на мужскую (поле, охота, рыбалка, заготовка дров, строительство, изготовление инвентаря и т.д.) и женскую (огород, дети, обеспечение одеждой, приготовление еды, зимние заготовки.) Мужской работой ведал большак (наиболее авторитетный мужчина в семье), женской – большуха (самая авторитетная женщина). Женщина пользовались значительными (для средневековья) правами: в отсутствие мужа она брала на себя управление семьёй, государством (княгиня Ольга), наследовала его земли и имущество, имела право голоса на общем собрании рода – Вече.

Несмотря на то что главной функцией женщины было продолжение рода, она была свободна в своём выборе. Не вышедшая замуж девушка могла остаться в семье родителей – помогать по дому, могла стать жрицей при храме или знахаркой; могла взять оружие и стать профессиональным воином. В последнем случае с неё и спрос был соответствующий. В войске князя Святослава Игоревича (X в.) женщины-воины не были редкостью. Правда, женщины предпочитали все же замужество.

Несмотря на то что браков по любви почти не было (невесту выбирали родители исходя из интересов семьи), семьи были крепкие. Однако в исключительных случаях допускались разводы. В этом случае женщина забирала приданое, а её родители (семья) возвращали свадебный выкуп.

Многожёнство у славян было скорее исключением, нежели правилом. Причины многожёнства были следующими:

a) бесплодие женщины

b) отсутствие сыновей

c) необходимость обеспечить женщине (например, жене брата) нормальные условия жизни после гибели мужа.

Среди представителей княжеских династий браки служили закреплением договоров. И многожёнство встречалось… тоже редко. Во всяком случае, кроме Владимира Святого (имевшего одновременно 4 жены) – мы не найдём более примеров.

Дети взрослели быстро – в 5л. девочки становились няньками для младших братьев и сестёр, помогали в огороде, учились готовить и садились за прялку – начинали готовить приданое. Мальчики приучались к мужской работе и учились владеть оружием. Обеспечение семьи дарами леса, рыбой и линялой битой птицей было задачей подростков 12-15л. Тем не менее, дети находили время на игры и игрушки – археологи обнаруживают глиняных и деревянных лошадок, деревянных и тряпичных кукол, кожаные мячики. Молодёжь любила собираться на вечёрки, гадать, штурмовать снежные городки, биться «на кулачки» и кататься с гор. В брак вступали в 15-16л.

Одежда была проста: в основе – рубаха до щиколотки у женщин и подростков обоего пола, у жрецов и стариков. Мужчина – работник и воин носили рубаху на ладонь выше колена. Взрослая женщина (с12л.) носила понёву (род запашной юбки), мужчина – (с12л.) – штаны. Девочки (до12л.) носили волосы распущенными; девушки «на выданье» – одну косу и открытый головной убор – ленту-очелье, венчик; замужняя женщина заплетала две косы и тщательно закрывала их женским головным убором – кикой – ото всех, кроме мужа; старушки, как и сейчас в сёлах – носили платки. Взрослые женатые мужчины вне дома обязательно носили шапки.

А вот борода стала обязательной только с введением на Руси христианства. У славян ношение бороды, как и длина волос, – дело вкуса.

Рубахи были свадебные (они же похоронные – их надевали 2 раза в жизни), праздничные и повседневные – различались толщиной полотна. Рубахи, как мужские, так и женские, обильно украшались вышивкой по поясу, горловине, запястьям, плечам и подолу. Символика вышивки включала знаки рода и знаки-обереги. Различалась символика мужская и женская, а также (у мужчин) – «профессиональная» – пахарь, воин, ремесленник, охотник. Зимняя одежда – из шкур диких зверей – крытые тканью шубы и чисто меховые полушубки, кожухи. Обувь: башмаки, сапоги – были преимущественно кожаными. Детям одежду шили из родительской.

Непременным атрибутом одежды мужчины, женщины и ребёнка был пояс, который различался по половозрастному и профессиональному признаку.Он имел как практическое значение, так и значение оберега. Носили также украшения: шейные гривны, браслеты (запястья), пластинчатые кольца на пальцах. Женщины носили бусы и височные, крепящиеся к головному убору, кольца (серьги на Руси появились достаточно поздно, не ранее 14в. – массовое распространение у женщин; в период раннего средневековья серьга (одна!) была принадлежностью мужчин и обозначала его… воинское звание).

Традиционный крой славянской одежды прост, удобен и сохранился ещё в середине 30-х годов XX в. в сельской местности. Традиционные славянские ткани – лён, шерсть, полушерсть производились славянскими женщинами. Нити красились растительными красителями.

Мужчины были пахарями, ремесленниками, охотниками, бортниками (т.е. собирали мёд диких пчёл) музыкантами. Из археологических раскопок известно, что широко были распространены жалейки, бубны, гусли, скрипки (гудки), изредка встречались волынки. Мужчины и женщины были жрецами и жрицами. Очень рано выделяется каста профессиональных воинов – дружина во главе с князем. К концу X в. Князья становятся правителями, но народовластие – Вече играет серьёзную роль на Руси вплоть до Батыева нашествия.


«…Град… перенесе и созда больше старого».

Повесть временных лет.

Несколько слов о городах, ремесле и календарях.

В 10-м в. славянские земли известны как «Гардарик» – страна городов. Города – центры ремесла и торговли располагаются на торговых путях. Среди городов, возникших и существующих в рассматриваемый нами период следует отметить Славенск – Новгород, Старую Ладогу, Гнёздово –Смоленск, Киев, «Клещин, что на Клещине озере». В «Велесовой книге» упоминаются также Голунь, Корсунь и д.р.

Население городов варьируется от 2-х тысяч (Переславль-Русский) до 20-ти тысяч человек (Новгород).

В рассматриваемый период складывается традиционная планировка славянских городов: в ценре – крепость (кремль, кром, детинец, город), к которой примыкают торгово-ремесленный посад и ремесленные слободы.

Города становятся центром ремёсел: ювелирного, гончарного, кожевенного, бронного, оружейного; славятся мастера-градодельцы и ладейные мастера. (см. прилож.)

В землях восточных славян имеется свод законов – Правда, общая для всех людей «языка словенска». «Правда» предусматривает систему выплат в пользу пострадавшей стороны в случае убийства, ранения, оскорбления и т.п.; правила торговли, заключения договоров, проведения судных поединков.

Славянские ладьи бороздят Варяжское море (Балтику) и Понт Евксинский (Чёрное море); славянские купцы имеют торговые подворья в Бирке, Хедебю и Царьграде.

Жизнь человека славянского роду-племени строго регламентировано системой законов и обрядов.

В основе славянской обрядности лежит «Коло» – солнечный, или так называемый сельскохозяйственный календарь, главные пункты которого связаны с днями равноденствий и солнцестояний.

С 24 декабря по 7 января (совр. стиль) – Коляда, зимние святки; 21-2 4 марта – Масленица, 21-24 июня – Купала, которому предшествует декада Русалий или Зелёных святок; 21-24 сентября – Хорсов день, Овсень – общинные пиры в честь завершения полевых работ. Главные праздники года отражают разные ипостаси Солнечного Бога. Сильны славянские мудрецы и в астрономических вычислениях. К примеру, родственные славянам даки рассчитали год, как 365, 242, 197 суток, тогда как современная астрономия – как 365, 242, 198 суток.

 


«Наши Боги – суть образы».

Велесова книга.

Что представляла собой религия древних славян?

К сожалению, программа средней школы не уделяет достаточного внимания изучению религии Руси славянской, а между тем каждая религия (своя, оригинальная) – это отражение души народа, его сути, способа мышления, нравственных и умственных устоев. Религия в жизни древних славян много значила, и оставлять её в тени равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом. Более того, это значит, не понимать многое и в настоящем, ибо немало старого, древнего, архаичного протянулось и до нынешнего времени, а мы этого либо не знаем, либо воспринимаем как нечто привычное.

О религии восточных славян говорить сложно, т.к. за тысячелетний период господства заимствованной чуждой христианской религии христианским духовенством были приняты все возможные меры для уничтожения всех письменных и материальных источников материала о ней, а также для искажения древнеславянских религиозных представлений в сознании народа. Православная церковь веками старалась замалчивать суть и значение славянского «язычества». Более того, она замалчивала и то, что борьба между «языческой» и христианской религией была не столь кратковременной и победоносной, как это представляется. Многие из «языческих» обрядов оказались неистребимыми до сих пор. Говорить о «язычестве» и даже просто вспоминать о нём, считалось грехом, а между тем, в религии наших предков нет ничего такого, чего стоило бы стыдиться.

Это была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая, дающая своим последователям силы остаться человеком в самой трагической ситуации. «Язычество»,– как презрительно называют традиционную ведическую (от слова «веда» – «знание») религию славян, происходит от древнеславянского «Азз» – «Я» – «человек». Древнеславянское «языги» («языки») – означает люди.

В отличие от представителей христианской религии, провозглашающей человека творением Бога и рабом божьим, древняя религия славян возвышала человека, поднимала его с колен, приобщала к высшим силам. Древние славяне мыслили себя потомками богов. Они – «Дажьбожьи внуки», т.е. внуки Даждьбога. Поэтому и характер взаимоотношений славян с Богом были иными, чем в христианской религии. Наши предки не унижались перед своим пращуром. Они понимая его превосходство, вместе с тем сознавали и естественное с ним родство. Это придавало религии особый характер, отсюда и отсутствие храмов (напомним, что речь идёт о восточных славянах) для умилостивления богов и молитв к ним. Бог был для них всюду, они обращались к нему прямо и непосредственно. Места для выполнения религиозных обрядов находились непосредственно в природе (холмы, излучины рек, овраги, рощи и т.д.) Святилища при необходимости (напр.: игрища, угроза нападения диких зверей) имели ограды, но не имели крыши; нередко располагались в местах недоступных для чужаков, но всегда открытых для сородичей.

У восточных славян прослеживается отсутствие обширной касты жрецов. Жрецы-волхвы – к тому же и наставники юных, и хранители древних знаний. Для восточных славян (в отличие от западных и прибалтийских) – характерно так же отсутствие изваяний Богов и отсутствие персонификации богов. «Наши боги – суть образы» – говорит священная книга новгородских жрецов – «Велесова книга». Взаимоотношение восточных славян со своими божественными пращурами были столь тесными, что при отсутствии жреца его функции мог выполнять старший в роде.

«Велесова книга» отрицает человеческие жертвоприношения у восточных славян:

«Боги Руси не берут жертвы людской или животной, – написано в «Велесовой книге» – единая жертва – плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, «сурья» – питьё в травах квашеное и мёд; никогда живую птицу или рыбу; это варяги и аланы дают богам жертву иную, страшную человеческую; этого мы делать не можем, т.к. мы внуки Даждьбога не имеем следовать по чужим стопам.»

Неприятие восточными славянами человеческих жертв подтверждается ещё и тем, что в русских, белорусских, украинских былинах, сказках, пословицах, сказах нет ни малейших отзвуков о существовании у восточных славян человеческих жертвоприношений.

Религия восточных славян монотеистична. Они признавали единого Бога – творца и правителя мира. Единую всемогущую сущность. Представление о том, что восточные славяне имели много богов основано на не совсем верном понимании их религии. Наличие многих Богов и Божков нисколько не нарушало принципа монотеистичности. Как в христианстве кроме Творца признаётся Богоматерь, святые, ангелы и т. п., так и у древних славян имелись «подчинённые» Божества, отражающие многообразие сил в природе. Но над всем господствует единая сила – Бог-творец. Более того, идея священной Троицы, родившаяся в недрах арийских народов, была ясно выражена и здесь. Единый Бог – мог представляться в трёх лицах Род=Сварог, Перун и Световид, где Сварог – силы творения, Перун – сила справедливости, Световид – лик белого света; славянское слово «Триглав» – равнозначно арийской «Троице».

Вместе с тем древние славяне не отделяли своих богов от сил природы. Всякая сила была для них проявлением Бога. Бог был для них всюду: свет, тепло, молния, дождь, родник, река, ветер, дуб – всё это – большое и малое, дававшее жизнь, было проявлением Бога и одновременно – и самим Богом. Древние славяне жили в природе, считали себя её частью, умели сливаться с ней. Славянский ведизм или «язычество» был солнечной, живой и очень реалистичной религией.

Древние славяне (восточные) видели в своих богах главным образом силы, добрые и злые, влияющие на человека. Человечным в этих силах было то, что Боги понимали своих внуков – без особенных ритуалов можно было соприкоснуться душой с высшими силами и получить совет или помощь.

Интересно, что в религии древних славян не было понятия «ада» и «страшного суда» – за свои поступки человек отвечал уже в этой жизни.

Древние славяне верили в бессмертие души. Они воспринимали мир в триединстве: Явь – мир нашей реальной жизни; Навь – мир ушедших, оборотная сторона Яви; и Правь – законы Творца, поддерживающие равновесие между мирами; равно как и равновесие в душе человека, гармонию его мыслей и деяний. «Пра-вед-ник» – тот, кто «ведает Правь» – тот, кто поддерживает Вселенское равновесие между силами Добра и Зла, Созидания и Разрушения. Жить по Прав-де – значит, оставаться человеком. Ведающий Правь – вернётся в земную жизнь сохранять Гармонию мира. Отошедшего от Прави— слегка под-Правят; вразумят пращуры – Боги в Ирии – и отправят назад, в мир людей исправлять содеянные несправедливости. Вот и всё. Ни грехов, ни покаяния, ни страшного суда. «Будьте сынами своих Богов», т.е. Людьми.

« – Я, Человек, сын Божий…

–Я един с окружающим меня миром.

Я – одной крови с рекой и ветром, с деревом и птицей, с малой травинкой и дальней звездой. – Я отвечаю за них и за себя. –

Я отвечаю за всё!» – это принцип религии древних славян.

В последнее время выходит не мало литературы в т.ч. различных энциклопедий и словарей, посвящённых религии древних славян. Однако в большинстве случаев их авторы пользуются западноевропейскими источниками, дающими наиболее полное представление о культах западных и прибалтийских славян. При наличии единого начала в религиозных воззрениях различных славянских племён и племенных объединений имеются и существенные различия, т.к. практически невозможно ожидать абсолютного тождества мировосприятия человека, живущего хлебопашеством и человека, живущего морским разбоем. Работая с подобного рода литературой, следует помнить, что народы славянского корня жили на очень большой территории, в различных природно-климатических и экономических условиях.

В последние несколько лет также возрос интерес к основам так называемых традиционных религий. Уже не только археологов и этнографов, но и географов, экологов, астронавтов, ядерных физиков интересует вопрос, почему традиционные религии эскимосов Гренландии, пигмеев центральной Африки, охотников восточной Сибири и крестьян средней полосы России имеют так много сходного? Не потому ли, что в любых природно-климатических, экономических и политических условиях человеку не выжить без свежего воздуха, чистой воды, плодородной земли и солнечного света?

Так не будем упрощать, и дискредитировать традиционные религии, и славянский ведизм в их числе, а постараемся понять их – и самих себя.

В завершении – несколько слов о персонификации славянских богов и их судьбах. Об этом написано много и вполне доступно, литература – во многих библиотеках, в свободной продаже. Поэтому повторяться нет смысла. (см. прилож. и список лит-ры)


«Подлинные же славяне задолго до Христа, и славяно-руссы собственно до Владимира, письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют».

В.Н. Татищев.

 

«Славяне за долго до рождества Христова письмо имели».

Екатерина Великая.

 

Существует широко распространённая и официально признанная версия, что славянская письменность возникла благодаря грекам-миссионерам, братьям Кириллу и Мефодию. Однако, ещё в IX в. н.э. болгарский монах черноризец Храбр пишет, что славяне писали «чертами» и «резали» (Прзжде убо словене неймаху письмен, ну чертами и резали гадааху погани суще), а в житие Кирилла («Паннонское житие»), упоминается о том, что ещё до «изобретения письменности» он учился у Корсуни (Херсонеса) славянским письменам у некого руса. «Наши здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашёл, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл той речи, и, сравнив её со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их…»

Тем не менее, версия «создания» славянской письменности Кириллом, оказалась проста, удобна и выгодна к моменту появления на Руси христианских священников-греков. В последствии, по разным причинам, её никто долгое время не пытался оспаривать.

Исследования происхождения славянской письменности в нашем отечестве, приводились, в основном, энтузиастами-одиночками, в том числе Г.С. Гриневичем, чья кн. «Праславянская письменность» вышла в московском изд-ве «Наука» в 1993г.

Учёный изучал восточнославянские надписи V-Xвв., оставленные на различных предметах, найденных при археологических раскопках: грузиках, шахматных фигурках, баклажках, камнях и т.д.

Надписи, изученные Гриневичем принадлежат к виду письменности, которую вполне можно именовать «чертами» и «резами», т.е. к надписям, именуемыми также «руническими».

Говоря о развитии славянской письменности, следует помнить, что наиболее доступным по стоимости и обработке в те давние времена были следующие материалы: дерево («дощки»), глина и камни (стены храмов, основания кумиров, памятные надгробия и пограничные камни). Естественно, для письма на подобных материалах использовался резец, отсюда – и форма букв – угловатая, экономичная в написании. Примером раннеславянского алфавита может служить так называемая «глаголица», созданная на основе «черт и резов», а также руны «Боянова гимна» и «Велесовой книги». В основе же рунических алфавитов лежит усиленное изображение артикуляции при произношении отдельных звуков (дифтонгов). Кириллица, предложенная Кириллом и Мефодием, имеет основой буквы греческого алфавита, написание которых более приемлемо для мягкого материала – пергамента.

По мнению современного исследователя памятников древнеславянской литературы А.Асова большая часть древнеславянской письменности была уничтожена в период уничтожения ведических святилищ волхвов – основных хранителей знания; чудом сохранившиеся отдельные экземпляры таинственно исчезают в конце XVIII века из частных коллекций А.И. Сулакадзева, П.П. Дубровского, собрания «Депо манускриптов» и «Румянцевского Музеума».

В 1919г. в разгромленном имении князей Донских-Захаржевских, близ станции Великий Бурлюк (под Харьковом) полковником артиллерии Марковского дивизиона Белой Армии Ф.А. Изенбеком были найдены несколько десятков потемневших от времени дощечек, покрытых руническими надписями. Вместе с Ф.А. Изенбеком «дощечки», упакованные в морской мешок, проделали долгий путь, и, наконец, оказались в Брюсселе, где с ними в течение 15л. работал литератор Ю.П. Миролюбов. Поскольку текст дощечек сложно поддавался расшифровке, Юрий Петрович снял с них копии на бумагу.

13.08.1941г. во время Второй Мировой войны Ф.А. Изенбек умер. Ю.П. Миролюбов предполагает, что дощечки были изъяты гестапо и, в конце концов, попали в архивы «Himmler`s Ahnenerbe» («Наследие предков») – спец. отдела, занимавшегося этнокультурными исследованиями, сбором и изучением ведических реликвий.

В 1950-60-е гг. переводы текстов дощечек, выполненные Ю. Миролюбовым и С.Лесным публиковались в русских зарубежных изданиях; С. Лесной и дал современное название памятнику древнеславянской письменности – «Влес книга» или «Велесова книга».

Содержание книги, написанной, вероятно, новгородскими волхвами, повествует об истории славянских племён от исхода из Семиречья до появления в новгородских землях кн. Рюрика; знакомит с заветами богов и предков. Несмотря на то, что многие учёные до сих пор спорят о подлинности «Велесовой книги», многие страницы её текста подтверждаются современными археологическими и криптогеографическими изысканиями. «Велесова книга» выдержала несколько изданий с 1993 по 2001гг. и по-прежнему пользуется огромной славой у тех, кто с уважением относится к религии предков.

Не менее загадочна судьба ещё одного дошедшего до нас памятника древнеславянской литературы, известного под названием «Боянов гимн», (см. приллож.) в котором певец Боян воспевает кн. Славена. Текст «Боянова гимна», написанный руническими буквами, относится к IV в. н.э., держал в руках Г.Р. Державин; списки «Гимна» видел Н.М. Карамзин и Е. Болховитинов. До наших дней дошёл лишь список-копия, хранящийся в государственной публичной библиотеке им. С.-Щедрина (СП б).

«Велесова книга» и «Боянов гимн» являются предметами ожесточённых споров о подлинности существования их текстов. Подобные же споры велись в своё время о величайшем памятнике древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», чей подлинник также был таинственно утрачен.

Однако, если мы будем продолжать убеждать себя в том, что наши предки- славяне «жили в лесах звериным образом», не имея морали, жизнеутверждающей религии и письменности, то рано или поздно мы к «звериному образу» жизни и придём, полностью утратив национальное достоинство и самоуважение. Так последуем же совету «Велесовой книги» – будем сынами своих Богов, дабы сила их пребывала с нами вечно!


«…Это не только сокровищница интересующих нас сведений о наших глубоких корнях, но одновременно и сами те корни».

Б.А. Рыбаков.

Древнерусское искусство – это искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по русским народным сказкам. Изображение богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли. Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в д.р. местах.

Языческие капища в виде небольших (14-30м.) площадок со рвом и валом встречаются во многих местах. Если в низменных местах такие святилища занимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистых они сооружались на главных вершинах возвышенности.

Дохристианская Русь знала и литье, и чеканку, и керамику, и вышивку, владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные изделия – бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человечьи фигуры – славянский вариант «звериного стиля».

В 988г. Киевский князь Владимир Святославич волевым решением вводит на Руси христианство с целью введения государства в круг европейских держав в которых Римско-католическая церковь занимала главенствующее положение, и христианство являлось единственной государственной религией. Христианство, принятое правящей элитой Киевской Руси в целях государственной необходимости было по сути своей неприемлемо для населения Руси. Новая религия вводилась «огнём и мечом» в течении нескольких столетий. Для того чтобы внедрить основные постулаты христианства в сознание народа Церковь была вынуждена создать своеобразный синтез Греко-Римского христианства и Славянского Ведизма, получившего название Русского Православия.

Традиции языческих времён сохранялись и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и живописи, мастера-камнетёсы при сооружении их ухитрялись вытёсывать из камня запрещённую скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших зданий всей др.-рус. архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165г. Сейчас она стоит на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их – человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа – ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества – олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались ещё на дохристианских украшениях «звериного стиля», которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Особенно ярко элементы славянской ведической культуры проявляются в народной декоративной резьбе по дереву.

Многие сюжеты резьбы связываются с древними языческими верованиями славянами и их магическими заклинаниями. Такие широко распространенные в народных узорах мотивы, как круги, розетки, звёзды, крестообразные знаки, а также круги и ромбы, служили и в древности символами огня и солнца и должны были охранять жилище.

Если в каменном веке и энеолите реалистично изображались птицы, звери, солнце и т.п., то ко II тыс. до н.э. они превращаются уже в символические фигурки: птицы (утки) – в зигзаги, солнце с лучами – в круг, колесо и т.п. Эти ставшие уже ок. 4 тыс. лет назад символическими изображения птиц, зверей, солнца и т.п. сохранились и до наших дней в украшении домов. По меньшей мере, с неолита до наших дней русское народное искусство и архитектура донесли до нас изображения языческих оберегов и берегинь.

Традиционная ведическая символика до наших дней сохранилась в виде женских украшений и вышивке на одежде и предметах домашнего обихода.

Народные сказки, хороводы и песни, былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву – всё это может быть правильно осмыслено только с учётом славянского ведического миропонимания.


«… Здесь сливались, пресекали друг друга и смешивались славянские колонизационные потоки с разных сторон».

М.И. Смирнов.

 

 

И в заключение несколько слов о славянах в наших краях.

Заселение окрестностей Плещеева озера славянами археологи относят к IX-XII вв. Процесс заселения славянских земель проходил, по-видимому, в два этапа: в IX-XI вв. здесь появляются племена славян-кривичей из Приднепровья и (в меньшей степени) – новгородские словене с берегов оз. Ильмень. Затем, уже в XI-XII вв. из междуречья Волги и Оки сюда приходят отдельные группы славян-вятичей, и смешанные славяно-мерянское население начинает плотное освоение края.

Считается, что Залесская земля привлекла указанные выше славянские племена удобством водных путей, соединяющих Восток и Запад, Север и Юг; обильными запасами рыбы и плодородными почвами по берегам озера. Немаловажным фактором для успешной колонизации явилось миролюбие местного населения и его не многочисленность, к примеру, размеры славянских посёлков, расположенных в непосредственной близости к мерянским, как правило, вдвое превосходили их по площади, а следовательно, и по числу населения.

Что нам известно о жизни славян в Залесье? Поскольку славянские селища на Плещееве озере открыты недавно и ещё не исследовались археологами, то основные материалы для изучения древнеславянской культуры Залесья IIX-XII вв. дают находки из курганов.

Самые первые славянские поселенцы хоронили своих мёртвых по обряду кремации, т.е. останки сжигались, а затем остатки сожжения засыпались курганом – земляным холмом полусферической формы. В XI веке больше распространяется обычай погребения тела в курганной насыпи. Тело клали, как принято у всех славянских племён, головой на запад, чтобы глаза были обращены к восходящему солнцу. Согласно обычаю, вместе с усопшим хоронили и его вещи, а также дары родственников и друзей.

В мужских погребениях археологами были обнаружены обычные вещи: ножи, точильные камни, кресала и кремни для разжигания огня. Все эти вещи крепились к кожаным поясам с бронзовыми накладками и лировидными пряжками. Нередко в мужских погребениях встречалось оружие: боевые топоры, наконечники стрел и копий. В отдельных случаях вместе с хозяевами погребали боевых коней и в исключительно редких случаях (Княжьи Могилы, с. Б. Брембола) – мечи. Нередки также находки земледельческих орудий: серпов, сошников, ножниц для стрижки овец, а также бытовых предметов – ключей, гребней и т.п.

В женских погребениях широко встречаются украшения – как племенные (вятические и кривические височные кольца, пластинчатые вятические перстни, оловянные лунницы и фибулы) – так и украшения иноземного производства – стеклянные браслеты и бусы из Византии, застёжки-фибулы из Скандинавии, серебряные монеты с арабской вязью, используемые, как украшения; встречаются и привязанные к поясам украшения-обереги работы мерянских мастеров-умельцев: бронзовые шумящие подвески в виде лошадок и уточек.

Некоторые вещи из курганов сообщают о сложном этническом составе населения Залесья, а также о процессе формирования населения края. Шумящие бронзовые мерянские подвески и типичные славянские височные кольца в числе погребального инвентаря одного женского захоронения, равно как и сочетание славянских и скандинавских оберегов в мужских погребениях свидетельствуют о постепенной ассимиляции разноплеменного населения Залесья через смешанные браки.

Вероятно, с Юга Киевской Руси в XI-XII вв. в Залесские земли проникают и первые славяне, принявшие христианскую веру (немногочисленные раннехристианские (равносторонние) крестики из погребального инвентаря – тому подтверждение).

Славянские поселения располагались в непосредственной близости от проторенных торговых путей: на берегах Плещеева озера – у с. Криушкино, у с. Городище, в районе Борисоглебской слободы; по рекам Торговище (р. Нерль Волжская), Красногор (р. Нерль Клязьменская); несколько селищ по р. Большая Слуда и д.р. Во время раскопок селищ и примыкающих к ним захоронений археологами были обнаружены в большом количестве монеты X – XII вв. – германские, англосаксонские, датские, шведские, арабские и византийские. Монеты из Волжской Булгарии, Самарканда, Бухары, Багдада и Персии. Эти находки убедительно показывают нам, что славяне, постепенно ассимилировались с местными финно-угорским населением, принимали активное участие в международной торговле, что способствовало международной известности Залесской земли, привлечению новых поселенцев в эти края, финансовому и юридическому оформлению края.

Так, уже в Х – нач. XI вв. административным центром края становится город Клещин, в последствие передавший свои полномочия Переславлю (1152г.).

Таким образом, в результате работы над темой я открыла для себя много новых и интересных страниц в истории Переславского края и в русской национальной культуре. Считаю целесообразным включить тему «Славяне в Залесье» в качестве факультативных занятий в курс истории и М.Х.К.
Список использованной литературы:

1. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси.— М., 2000

2. Асов А.И. Славянские руны и «Боянов гимн».— М., 2000

3. Гриневич Праславянская письменность. – М., 1993

4. Грушко Е. , Медведев Ю., Словарь славянской мифологии. – Н. Новгород , 1995

5. Комаров К.И. К истории населения побережья Плещеева озера в X-XIIIвв. – в кн.: Сообщение Ростовского музея; вып.VIII – Ярославль, 1995

6. Коринфский А. Народная Русь.—Смоленск, 1995

7. Лесной С. Откуда ты, Русь? – Ростов н/Дон, 1995

8. Мизун Ю.В., Мизун О.Г. Тайны языческой Руси. – М,. 2000

9. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. – М., 1992

10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994

11. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987

12. Семенова М. Мы славяне. – СП б, 1997

13. Смирнов М.И. Переславль-Залесский: исторический очерк 1934г. – Переславль, 1996

14. Третьяков П.Н. Древнейшее прошлое Верхнего Поволжья. – Ярославль 1939.


1. Веды – «ведение», священная книга древних славян. Также – книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Ахтарваведа; и Ирана – Авеста.

2. Велес – бог богатства и скота, проводник в загробный мир. В другой ипостаси – бог мудрости.

3. Даждьбог – один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа.

4. Доля – добрая богиня, помощница Макоши, ткёт счастливую судьбу.

5. Жива – богиня жизни, весны, 3-я супруга Даждьбога.

6. Ирий (Вирий, Сварга) – славянский ведический рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирие собираются и пируют небесные боги. По Ирию течёт молочная река.

7. Лада – женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада – матерь богов, она же – рожаница, спутница Рода, «матерь – Родиха», помогающая при родах. Защищает верующих перед богом.

8. Макошь – мать счастливого жребия. Вместе с помощницами Долей и Недолей определяет судьбу людей и богов.

9. Марена (Мармара) – богиня смерти, зимы, вторая супруга Даждьбога, впоследствии – его противница.

10. Навь – тёмная сила, управляющая миром, одновременно загробный мир, «тот свет».

11. Недоля – богиня, помощница Макоши, ткёт несчастливую судьбу.

12. Перун – Громовержец, бог грозы и войны, сын Сварога.

13. Правь – одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Даждьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир.

14. Род – главный бог славянского пантеона, творец – «родитель» Вселенной, всего видимого и невидимого мира.

15. Сварог – мужская ипостась Рода. Так же бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает «поднебесную», достаёт с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог – небесный кузнец.

16. Семаргл – согласно Велесовой книге, бог огня.

17. Стрибог – Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана: Ветры – Стрибожьи внуки.

18. Триглав – ведическая Троица. В Триглав включали: в Новгороде – Сварога, Перуна и Велеса; в Киеве – Перуна, Даждьбога и Стрибога.

19. Явь – светлая сила, управляющая миром, одновременно – сам этот светлый мир, «белый свет».

20. Ярило – бог земледелия, плодородия, в другой ипостаси – бог-воин.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Общие советы для родителей

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 355; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.013 сек.