Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Политические учения Древней Греции
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой систему независимых полисов. Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией (перераставшей в рабовладельческую наследственную знать) и торгово-ремесленными кругами (образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии). В зависимости от перевеса сторон государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (Спарта), либо демократии (Афины), либо правления тиранов. Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н. э., экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политическая мысль этого времени отражена в произведениях софистов (от греч. “софос” – мудрый) - философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении они реализовывали одну из программных идей демократии – идею распространения знаний.В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. Интерес к ним был обусловлен идеологическими установками демократии: знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов на государственные должности и главное место в обучении должна была занять подготовка слушателя к политической деятельности, к выступлениям в народном собрании и суде. По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К представителям старшего поколения принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт, они придерживались прогрессивных, демократических воззрений, подчеркивали изменчивый характер представлений человека. Об одном и том же предмете, учил Протагор, может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Общепризнанной истины и единого блага не бывает. Носителем знаний и справедливости каждый отдельный человек. Эта мысль Протагора выражена в формуле: “Человек - мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что не существуют”. В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение сторонников демократии вырождается. Преподавательская деятельность софистов ограничивалась областью риторики, теории доказательств, логики. Среди младших софистов были представители и демократии (Алкидамант, Ликофрон), и аристократического лагеря (Калликл). Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля. Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона. Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов Платон противопоставил мир идей, бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “Государство” и “Законы”. Идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой: в душе человека есть три начала, и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов “аристократии крови” и заменяет ее “аристократией духа” - он наделяет философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством. Особое внимание уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан - чтобы достигнуть сплоченности двух высших сословий, образующих класс стражей государства, он устанавливает для них общность имущества и быта: никто не должен обладать никакой частной собственностью, продовольственные запасы они получают от третьего сословия в виде натуральных поставок, стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках. Характеризуя формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации: вырождение аристократии мудрых приводит к тимократии (тиме – честь), господству сильнейших воинов, далее следует олигархия – власть захватывают немногие богатые, государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой, победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа, в демократии царят своеволие и безначалие, чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство - устанавливается тирания, наихудший вид государства. Разработку идеологии полисной знати продолжил древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля составило положение о предустановленных в природе целях. Государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. Аристотель дает государству следующее определение: государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Классификация форм государства предложенная им проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия. Полития смешанная форма государства, возникающая из сочетания олигархии и демократии. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти. Политическое право делится на естественное и условное (установленное). Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии, развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий. В сознании рабовладельческих кругов процветает индивидуализм. Теоретическое изучение политики деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии. Эпикур (341–270 гг. до н.э.) отстаивал идеи рабовладельческой демократии, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Его воззрения отличались призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Против философии Эпикура выступили стоики (стоя - колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.). Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Судьба отождествляется с божественным естественным законом. Естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство – как мировое сообщество. Зенон учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства. Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200–120 гг. до н.э.). Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Преодолеть круговорот политических форм способен мудрый законодатель - ему необходимо установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство “неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия”.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 153; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |