Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Х1Х век как литературная эпоха
Две принципиально важные особенности литературного 19 века: а) литературный 19 век не совпадает с историческим – 2 точки зрения: - Великая французская революция 1789-1794гг - 1871 год; - Великая французская революция 1789-1794гг - до конца 19 века. б) в пределах этого периода формируются и в дальнейшем тесно взамодействуют два ведущих литературных направления 19 века - Романтизм и Реализм 19 века. Первым возникает романтическое движение, затем – реалистическое. В период к.1820-х – 1830-е гг. оба направления сосуществуют. Это обстоятельство дало возможность исследователям литературы называть их 2 сообщающимися сосудами. В связи с этим перед нами стоит главная задача – определить как принципиальное различие между этими методами, так и увидеть их общность.
Романтизм Романтизм – одно из ведущих литературных направлений 19 века. Главными событиями возникновения романтизма были Французская буржуазная революция 1789-1794гг. и последующие за ней события. Главные из них – обманутые ожидания, отрицательное отношение к наступившему пошлому и жестокому буржуазному миру. С понятием «романтизм» связаны многие понятия, о которых мы с Вами сегодня поговорим. 1. «Романтизм» - это одновременно и литературное направление, и художественный метод. Итак, понятие «литературное направление»: то есть когда большая часть современников разделяет эстетические принципы романтической школы. Речь идет о литературных направлениях в различных литературах - в них много общего и в то же время различий. Понятие «литературный метод» - более сложное понятие: имеются в виду особые принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности. Своеобразие романтического метода в целом можно определить как художественный максимализм, который обнаруживается на всех уровнях произведения – от проблематики до системы образов и стиля. Романтическая картина мира имеет у романтиков свою иерархию Главное – в ней материальное подчинено духовному. Основано на идеях немецких философов-идеалистов. Борьба, любое столкновение в произведениях романтиков представлены в разных формах. Это может быть борьба божественного с дьявольским, возвышенного с низменным, небесного с земным, добра со злом и т.д. Главное: все построено на антитезе, одном из главнейших эстетических принципов романтизма. Почему так? Это объясняется тем, что романтический идеал находится в вечном противоречии с пошлой действительностью. Отсюда и происходит романтическое двоемирие: большинство романтических героев, существуя в реальном мире, мечтают о мире идеальном. Романтическое двоемирие как главный принцип романтизма действует и на уровне героев. Это мотивы раздвоения героев, герои-двойники, двойственность личности (См. «Падение дома Ашеров» Э.По). Романтический сюжет, как правило, яркий и необычный, это изображение только кульминационных моментов в жизни героя. Примеры: история Петера Шлемиля (А.Шамиссо), продавшего свою тень и его последующие страдания; выбор Конрада из поэмы Байрона «Корсар», оказавшегося в плену и перед лицом смерти осознавшего свою ошибку. С помощью подобных ситуаций создается и занимательность повествования в романтизме. Очень часто двигателем сюжета в романтическом произведении является борьба добра и зла в душе героя (классический пример – Э.По «Падение дома Ашеров). Это борьба добра и зла в душе героя, которая начинается с того момента, когда он догадывается, что он похоронил живой свою сестру, но страх перед смертью, его трусость победили его любовь к сестре. Романтический психологизм – особая категория в романтизме. Очень часто изображаются ситуации, когда человек как безвольная игрушка оказывается в руках сатаны, рока, судьбы, а иногда и собственных страстей (тема «падшего монаха»). Часто изображается ситуация выбора в судьбе человека. Типология романтических героев. 1. Чаще всего романтические герои отличаются своей непохожестью на остальных людей по разным причинам. Примеры: Петер Шлемиль (в силу отсутствия тени), Корсар Байрона (в силу несправедливости общества по отношению к нему). Их странность, непохожесть на остальных часто подчеркивается автором с помощью новых средств в портрете: одухотворенная красота (По), болезненная бледность, выразительный взгляд, сама поза (наполеоновская) и т. д. Так и поведение романтического героя часто не вписывается в общепринятые рамки. 2. Отношения с обществом в романтическом произведении. Общество представляет собой, чаще всего, толпу, «светскую чернь», когда-то изгнавшую романтического героя (Корсар). Типы романтических героев формируются и как национальные типы, и как общечеловеческие, и как порожденные средой и событиями. 1. Герой-чудак, часто комичен и нелеп в глазах обывателей (Ансельм в «Золотом горшке», Рип ван Винкль в одноименной новелле Ирвинга). Для него часто характерна детскость (Рип ван Винкль). 2. Герой – трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом, осознавший свою чуждость миру. 3. Герой – «разочарованный», лишний человек, «байронический» герой, «сын века». Превратился в аналитика и наблюдателя своей собственной души, страдающий от отсутствия любви и в то время не способный на любовь (Чайльд-Гарольд). 4. Герой – демоническая личность, бросившая вызов обществу, иногда и миру, иногда и самому богу. Личность, обреченная не только на разлад с обществом, но и с самим собой. Герой, избирающий путь зла ради того, что восстановить добро ( «Корсар» Байрона). 5. Герой – человек из народа, отверженный обществом (Квазимодо). 6. Герой - Художник, близкий автору (Ансельм «Золотой горшок» Гофмана). 7. Герой- благородный рыцарь, индеец или свободолюбивая цыганка (Эсмеральда), представитель нецивилизованных народов, не испорченных пошлостью современного Общества. Романтический пейзаж – играет огромную роль в романтическом произведении, так как воплощает образ близкой романтическому герою Природы. Особенности романтического пейзажа: в отличие от предыдущих, автор-романтик отказывается от изображения «горизонтали»: рощи, дубравы, поля, которые в романтизме становятся нередко символом обыденности. Вместо «горизонтали» в произведениях появляется «вертикаль»: горы, море, ущелья, утесы, стихии, волны и т.д. Природа в произведениях романтиков описывается как «вольная стихия», как «дикая природа». Романтические жанры: это - баллада, поэма, драма для чтения, роман-драма, повесть-сказка, исторический романтический роман. В эпоху романтизма литературы начинают приобретать национальное содержание. Национальное своеобразие романтической литературы: 1.Немецкий романтизм - характеризуется философской глубиной (объясним), пристальным вниманием к сверхъестественному. В фантастических новеллах всегда есть возможность воплотить чудесное («Золотой горшок» Гофмана). 2. Французский романтизм - в нем преобладают социальные мотивы, на первый план выступает нравственная проблематика (В. Гюго, Ж.Санд). Занимают большое место и идеализируются представители народа. 3. Английский романтизм - представлен грандиозной личностью Байрона, воплотившим в своем творчестве почти все темы английского романтизма: непримиримый конфликт романтического героя с современным обществом, его бунт. 4. Американский романтизм - очень разнороден по своей природе в силу политических и социальных особенностей американской действительности. В нем соединяются и готическая поэзия ужаса (По), и юмор Ирвинга, и бытописательство и приключения в произведениях Купера и Мелвилла.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 460; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |