Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Молитва Моисея, человека Божия (Пс. 89, 12)

Эколого-эволюционные аспекты старения и смерти.

Из всех дисгармоний человеческой природы самое главное есть несоответствие краткости жизни потребности жить гораздо дольше. Человек, явившийся в результате длинного цикла развития, носит в себе явные следы животного происхождения. Приобретя неведомую в животном мире степень умственного развития, он сохранил многие признаки, оказавшиеся ему не только ненужными, но и прямо вредными. Мечников И.И.

Наши матери в шлемах и латах

Бьются в кровь о железную старость…

И. Калинников (из репертуара группы «Високосный год»)

…научи нас так считать дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Молитва Моисея, человека Божия (Пс. 89, 12)

Во все ли эпохи человек старел? Почему люди стареют? Неизбежно ли старение? Все ли живые организмы стареют? Каковы механизмы старения? Можно ли продлить зрелость и облегчить старение? Бессмертие человека – миф или реальность?

Жизнь человека в обозримый исторический период изменилась колоссально. Древний человек и наш современник не только выглядят как два разных существа, не только живут по-разному, но и продолжительность самой человеческой жизни изменилась, по меньшей мере, в два раза. Захоронения древних людей показывают, что средний возраст людей в них – 22-24 года. Поэтому вполне объяснимо то, что современники считали Христа к моменту смерти старцем, а современным людям он представляется еще молодым человеком (всего 33 года!).

Уже давно люди пытались понять, что такое старение, почему и как оно происходит.

Именно эту проблему и старается решить геронтология – наука о……. Исследовать процессы замедления или ускорения старения на человеке довольно сложно, потому что возраст экспериментатора равен возрасту испытуемого. Геронтологические исследования возможны лишь в «многопоколенных» проектах, что трудно осуществимо. Поэтому геронтологи используют метод аналогии. Для этого они долго искали подходящий объект – живое существо, обладающее всеми необходимыми свойствами живого, подвергающееся старению (есть нестареющие виды), но имеющее очень небольшую продолжительность жизни. Даже обычные для лабораторных биологических исследований объекты – мыши, дрозофилы – не подошли. Ведь средняя продолжительность жизни мышей – 2-3 года, мухи дрозофилы живут около месяца. Сегодня самый удобный объект – маленький червячок сиэленс (прозрачный, в миллиметр длиной, состоящий из 959 клеток трупный червь). Этот крошечный червячок устроен достаточно сложно, в его генотипе 20 000 генов (у человека их 30 000), но живет он в среднем две недели, поэтому на нем удобно наблюдать процессы, которые происходят в связи со старением.

Прежде чем говорить об особенностях старения у человека, необходимо рассмотреть старение как общебиологическую проблему. В науке существует около трехсот теорий старения. Наиболее проста теория изнашивания, объясняющая старение накоплением ошибок, повреждений в организме. Она рождена в недрах позитивистского мировоззрения и физической картины мира. Старение в ней рассматривается как процесс изнашивания, аналогичный изнашиванию неживых систем, вещей, технических устройств и т.п. Чем прочнее материал, жестче конструкция, меньшие нагрузки, тем устойчивее система и меньше ее износ. И вероятность разрушения, уничтожения, гибели у таких систем мало зависит от времени существования, то есть от возраста. Вероятность разбить стакан (при равных условиях эксплуатации) одинакова, будь стакану 1 год «от роду» или 100 лет. Хотя возможна и естественная «смерть» стакана за счет текучести стекла. Так, например, ученые предположили, что стресс должен влиять на процесс старения, приводя к изнашиванию организма. Однако опыты на животных и исследования характера жизни долгожителей показали, что стресс не только не замедляет, не только не сокращает продолжительность жизни, а наоборот ее увеличивает. Важно, чтобы стресс был небольшим и периодическим. Он мобилизует организм, пробуждает его защитные силы, вызывает к жизни резервы, стимулирует многие процессы.

В теории изнашивания старение, как и смерть, рассматриваются как процессы неизбежные, происходящие с необходимостью, но стихийные. Однако парадокс заключается в том, что биологические системы, несмотря на нежность и непрочность материала, из которого они состоят, на подвижность связей остаются потрясающе устойчивыми в бушующей переменами окружающей среде. Свойство саморегуляции и самоконтроля является имманентным жизни. Однако проявление этого свойства оказывается зависящим от времени, от возраста живой системы.

В тоже время обнаружено явление бессмертия в живых системах. То, что биологические системы надорганизменного уровня открыты во времени, очевидно. И популяции, и биоценозы, и живое вещество биосферы существуют до тех пор, пока внешние условия позволяют это, пока параметры среды не вышли за пределы толерантности соответствующего субъекта биоты. Более того, биота имеет свойство сохранять окружающую среду в определенных значениях (см. закон превентивного самоорганичения популяций, правило сохранения популяционной среды обитания, закон сохранения биосферой глобальной среды обитания и т.д.).

Но оказалось, что в природе существуют и бессмертные организмы. Примитивные древние формы жизни, такие как бактерии – бессмертны, то есть не умирают по внутренним причинам, сами по себе, и у них не наблюдается старения. В оптимальных условиях они бесконечно размножаются простым делением и явления старения им незнакомо. Бессмертны и раковые клетки, которые вернулись к этому первоначальному состоянию в составе тела более высокоорганизованного организма. Бесспорно, большинство модулярных организмов потенциально бессмертны. Так, древесные растения – самые долгоживущие организмы. Их смерть наступает в результате достижения предельных размеров, несовместимых с дальнейшей жизнедеятельностью или случайных причин (пожары, вредители, инфекции, затенение). В Северной Америке обнаружены деревья сосны остистой (Pinus longaeva) в возрасте более 4000 лет и секвойи гигантской (Sequoia gigantean) в возрасте более 2500 лет. В Южной Америке в долгожителям относят фицройю (Fizroya cupressoides), живущую около 2000 лет, а в горах Тянь-Шаня найдены 1300-летние деревья арчи туркестанской (Juniperus turkestanica)[1]. Клоны пород перевиваемых культурных древесных растений также в течение столетий не теряют своих ювенальных свойств. «Весьма интересен вопрос старения вегетативно размножающихся растений (например, винограда, многих сортов плодовых культур). Хотя само по себе привитое растение… в положенное время погибает, возможность вегетативного размножения отводками или прививками придает этим растениям черты беспредельного долголетия. Во всяком случае, заслуживает серьезного внимания исследование причин отсутствия сигнала старения в многократных сериях вегетативного размножения»[2]. Кроме растений не имеют способности к старению некоторые виды скорпионов, морских черепах, двустворчатых моллюсков, омаров и ряд других организмов.

Уже в конце XIX века великий немецкий генетик Август Вейсман настаивал на генетической запрограмированности смерти, благоприобретенности этого феномена биологическими системами. В своей знаменитой лекции в 1881 году он утверждал: «Я рассматриваю смерть не как первичную необходимость, а как нечто приобретенное вторично в процессе адаптации. Я полагаю, что жизнь имеет фиксированную продолжительность не потому, что по природе своей не может быть неограниченной, а потому что неограниченное существование индивида было бы роскошью без какой либо проистекающей из нее выгоды…Изношенные индивидуумы не только бесполезны для вида, но даже вредны, поскольку они занимают место тех, кто здоров»[3].

Видимо, старение изобретено эволюцией на вполне определенном этапе, когда из прокариот появились эукариоты. Прокариоты – мелкие одноклеточные живые организмы, не имеющие в своей структуре специализированных органелл. Эукариот, даже одноклеточный – гораздо крупнее и сложнее организованный. В его клетке есть ядро, митохондрии и другие органеллы. Но главное для нашей темы то, что в прокариотах гены представлены циклической молекулой ДНК, то есть геном замкнут в кольцо; а эукариоты обладают линейным геномом, имеющим начало и конец. Таким образом, развитие генетики и молекулярной биологии послужило основанием для появления целого ряда генетических теорий, рассматривающих старение как изменение генетического аппарата клетки, и молекулярных теорий, объясняющих накоплением с возрастом неблагоприятных для метаболизма молекулярных соединений.

В 1971 г. российский биолог А.М. Оловников обратил внимание на то, что фермент – белок, который делает копию ДНК, – действует разным способом. У бактерий-прокариот он «садится» на кольцо ДНК и считывает точную копию этого кольца. У эукариот он тоже «садится» на ниточку ДНК и начинает печатать копию. Но чтобы прочно «сесть», как это зафиксировано в исторической памяти про циклическое строение генома, необходимо сесть так, чтобы справа и слева была молекула ДНК. Только тогда начинается процесс считывания. По Оловникову, это должно приводить к явлению «недорепликации», когда с каждым следующим актом считывания информации геном становится чуточку короче. За времена длительной эволюции прокариоты решили множество проблем, но эта почему-то осталась нерешенной.

Ученые утверждают, что это не случайность. Природа специально оставила ситуацию такой, чтобы организмы получили возможность стареть. Причина в свете эволюционной теории проста – это необходимо для организованной смены поколений, в ходе которой только и может проходить эволюционный процесс, осуществляться адаптация живого к изменяющимся условиям окружающей среды. Старение необходимо, чтобы среде «было за что» отбраковать организм, дав тем самым возможность другому организму поиграть на поле эволюции. Поэтому у большинства живых организмов с течением времени вероятность смерти очень зависит от возраста. (Тогда как у неживых систем эта зависимость не так явна). Для людей после сорока лет (для других живых существ эти величины иные) вероятность смерти значительно возрастает. И с возрастом эта вероятность становится все больше.

Какой клеточный механизм лежит в основе этой странности? Одно из объяснений можно найти теориях аутоинтоксикации, связывающие старение с разрушением иммунных свойств и борьбой тканей в организме. Так, было установлено, что при дыхании в качестве побочного продукта образуются свободные радикалы, активные (реакционно способные) молекулы, которые при взаимодействии с белками, образно говоря, портят их. Бороться с этим явлением трудно, трудно добиться, чтобы свободные радикалы не образовывались. Но можно бороться с последствиями – убирать испорченные белки и заменять их новыми. Американский ученый Харман еще в 1956 году предложил эту гипотезу. С тех пор были проведены многочисленные исследования и эксперименты, которые подтвердили – накопление испорченных белков зависит не только от того, с какой интенсивностью ионии портятся под воздействием свободных радикалов, но и от того, с какой интенсивностью утилизируются организмом. Оказалось, что интенсивность вывода испорченных белков из организма резко падает с возрастом (у червячков примерно в десять раз). Это приводит к тому, что с возрастом концентрация поврежденных белков резко возрастает, поскольку они перестают обновляться. Это подтвердили эксперименты с червями, мухами-дрозофилами, мышами. Но причину этого явления можно выяснить только с помощью иной теории старения.

 

Наиболее популярной, продуктивной, объясняющей многие явления и научно обоснованной является сегодня так называемая эволюционная теория старения. Родоначальником ее, автором идеи является английский биолог Питер Медовар, лауреат Нобелевской премии[4]. В разработке этой идеи участвовал Джордж Вильямс.

Всем знакомым с дарвиновской теорией эволюции известно, что в процессе жизни у организма накапливаются изменения в генотипе, мутации. Если они являются полезными для организма и способствуют лучшей его адаптации к среде, такие мутации проходят сквозь сито естественного отбора. Если же эти изменения оказываются вредными, снижают успешность организма в данной среде, то они, естественно, забраковываются. Организм либо погибает, либо снижаются его возможности к репродукции, а значит вероятность сохранения этого «некачественного» генотипа в общем генофонде популяции.

Но Медовар обратил внимание на то, что проявиться та или иная генная вариация может на разных этапах жизни. Если вредная мутация проявила себя уже на ранней стадии жизни организма, что особенно важно, до репродукции, описанная схема работает – мутация будет отбракована через уничтожение организма (или недопуска его к размножению). Но если мутация проявляется уже в пострепродуктивный период, привычная схема не работает. Такая мутация существует уже и в молодом возрасте, но проявляется, когда организм уже участвовал в размножении, или она связана с процессами, происходящими после репродукции. Такая мутация не будет отбракована, так как с точки зрения эволюции она незаметна. И такая мутация будет накапливаться.

Дело еще в том, что в естественных условиях живые организмы редко доживают до преклонного возраста. Чаще всего они погибают в жестокой схватке за жизнь. Природа не имеет механизмов отбраковывания таких мутаций. В естественных условиях крайне редко наблюдается явление старости. Старение характерно для видов, которые лучше защищены, почти не имеют врагов, как, например, слоны. Есть организмы, которые живут в идеальных условиях, их никто не уничтожает, поэтому они живут очень долго, но все равно не стареют. Так, в Карибском бассейне на большой глубине обнаружены черви, продолжительность жизни которых составляет сотни лет. Но старения у них тоже не обнаружено. Живя практически в идеальных условиях, эти черви либо не накопили вредоносных мутаций, либо имели возможность их отбраковывать. Общая позиция биологии относительно феномена старости заключается в том, что старость – это роскошь, которую природа не может себе позволить.

Когда-то человек жил в таких условиях, что невозможно было дожить даже до сорока лет, слишком много было опасностей, угрожающих не просто благополучию, а самой жизни человека. Люди умирали не от старости. В этот период у человечества накопилось огромное количество мутаций, которые оказывают негативное воздействие уже после сорока лет, поскольку механизма их отбраковки нет. Современный человек, создавший для себя благоприятные условия существования – изобилие еды и отсутствие хищников, получил «в нагрузку» эта мутации, проявляющиеся лишь в пострепродуктивный период жизни. Это явление П. Медовар и назвал старением.

Развивая идею Медовара, Дж. Вильямс допустил, что если есть какая-то мутация, которая дает мельчайшее преимущество и полезна в молодом возрасте, но вреда в пострепродуктивный период, все равно такая мутация будет отобрана, потому что она полезна не только организму, но главное – виду. Именно в связи с этим пониманием старения онкологи придумали печальную шутку: «Рак есть у всех, но не все до него доживают». Человек раньше не доживал до проявления негативных мутаций, поэтому и не наблюдал, и не переживал старости[5]. А современный человек доживает. Доживает до старости, а значит до множества болезней, до рака, наконец. Человек, создавая для своего существования комфортные условия, купируя действие лимитирующих факторов, получил возможность испытать старение как период, в который проявляются накопившиеся мутации, физические дефекты, травмы и иные «издержки эксплуатации» организма.

В свете эволюционной теории старения накопление в организме испорченных белков, появляющихся от взаимодействия со свободными радикалами, связано с накоплением вредных мутаций. Эти мутации приводят к замедлению обновления белков и увеличению концентрации поврежденных белков. Таким образом, согласно эволюционной теории старость возникает как проявление накопившихся в ходе эволюции негативных мутаций в геноме человека. Сегодня учеными обнаружены гены, которые сильно влияют на старение

Это ставит вопрос о выявлении этих мутаций и их исправлении. Предполагали, что этих мутаций великое множество и надо исправить сотни и тысячи генов, чтобы продлить жизнь и избежать старения. Но в экспериментах с животными неожиданно оказалось, что таких мутаций не так много. Так, у описанных выше червяков коррекция одного-единственного гена продлевает жизнь в два, три, а иногда и в пять раз. Экспериментальных данных на мышах меньше, но и они демонстрируют успешность такого подхода. Суть его в направленном, локальном генетическом изменении, которое можно смоделировать и с помощью химического вещества, лекарства. Труднее всего доставить нужное количество вещества точно к определенному гену. Это стало возможным с развитием нанотехнологий.

Но с момента появлением гипотез о свободных радикалах как факторах старения ученые еще до появления нанотехнологий предпринимали попытки найти механизмы замедления старения. В 30-е годы в Америке было показано, что если крыс слегка недокармливать, ограничить в калориях, можно продлить им жизнь на 50% . Причем, недокармливание дает такой результат не только когда применяется с самого детства, но и когда начинается еже в зрелом возрасте. Эксперименты с ограничением в калориях доказали, что таким способом можно продлить жизнь не только крысам, но фактически любым организмам, и человек – не исключение. При этом не просто продлевается жизнь, а именно отодвигается сам процесс старения (позже наступают негативные изменения во внутренних органах, позже проявляется рак). В экспериментах с крысами ограничение по калориям составляло около 40%, то есть крысы в эксперименте съедали порядка 60% от того, что они съедали, если бы пищу давали без ограничений. Сейчас проводятся опыты на обезьянах, но результат придется ожидать несколько лет. Американский биолог Рой Валфорд из Лос-Анджелеса, который исследовал влияние голода на старение, пробовал его на себе. Но после голодания ел, говорят, очень много. Видимо, продлевать свою жизнь в состоянии постоянного недоедания в условиях визуального изобилия пищи, тяжелое испытание для человека.

В современной геронтологии, опирающейся на достижения генетики в расшифровке генома человека, существует точка зрения, согласно которой старение запрограммировано и эта информация находится в специальной генной структуре. Гены мортальности возникли, видимо, с появлением многоклеточности и дифференциации функций между тканями[6]. Поиск этих генов и устранение их – предполагаемый путь борьбы со старением.

С развитием синтетической теории эволюции, с открытием в экологии популяционных закономерностей появилось еще одно объяснение феномена старения и смерти. Это популяционная теория «кворума». Существует закон превентивного самоограничения популяции. Особи в популяции обладают механизмами определения количества себе подобных на освоенной территории (своеобразное чувство кворума), чтобы избежать переуплотнения, опасного для устойчивого существования. Например, бактерии определяют количество себе подобных в популяции, выделяя в среду некое вещество. Пока бактерий в популяции мало, концентрация вещества тоже мала. Когда популяция уплотняется, концентрация вещества растет и достигает некого пограничного значения. Тогда происходит насыщение специальных рецепторов на поверхности бактериальной клетки, и немедленно наступает смерть, самоубийство, самоликвидация, феноптоз. То есть бактерии способны к смерти через феноптоз, но не к старению.

У более высокоорганизованных организмов, например у одноклеточных дрожжей, тоже существует механизм запрограммированной смерти – феноптоз. Это же явление наблюдается у некоторых растений. Так, бамбук живет 15-20 лет. В течение этого времени он размножается вегетативно. А затем вдруг начинает цветение, образует семена и тут же умирает. Ветви бамбука растут очень плотно, и если бы бамбук не отмирал, семена не смогли бы взойти из-за нехватки пространства, света и других факторов. Тихоокеанский лосось тоже после нереста погибает. Долгое время считали, что он погибает, так как нерест сильно подрывает его жизненные силы, истощает. Но, во-первых, после нереста уже никто из этих особей не способен восстановить силы, а во-вторых, при удалении гонад или надпочечников особи не умирают. То есть смерть наступает по сигналу, идущему из этих органов. Эта программа включается не только для освобождения пространства будущему поколению, но еще и затем, чтобы обеспечить потомство пищей. Трупы отнерестившихся лососей пожираются речными беспозвоночными, которые в свою очередь становятся пищей лососевых мальков. Другой механизм феноптоза можно наблюдать у поденки. У взрослой особи поденки отсутствует ротовой аппарат, тем самым ее организм запрограммирован на смерть. Использовав все запасы энергии, находящиеся в ее теле и выполнив биологическую программу репродукции, поденка умирает, угасая от отсутствия энергии.

Старение же медленное самоубийство, мучительное и унизительное для человека, осознающего этот феномен. Природа генетически закрепила необходимость смерти, изобрела многочисленные механизмы феноптоза. Почему же у других видов эти механизмы не используется? И именно у человека? Человек, в отличие от бессмертных или быстро и легко умирающих видов наделен странным и неустранимым (кроме насильственной ранней смерти) периодом жизни – старостью.

В середине прошлого века В.М. Дильман предложил элевационную теорию старения[7]. Ученый полагал, что если стабильность внутренней среды организма (гомеостаз) – обязательное условие его существования, то запрограммированное нарушение гомеостаза – условие его развития. Дильман установил, что механизм старения начинает свою работу с постоянного возрастания порога чувствительности гипоталамуса к уровню гормонов в крови. В результате изменяется концентрация циркулирующих гормонов и возникают различные формы патологических состояний, которые ученый назвал «нормальными болезнями старения», относя к ним ожирение, диабет, атеросклероз, канкриофилию, депрессию, метаболическую иммунодепрессию, гипертонию, гиперадаптоз и климакс. Дильман отрицал возрастную норму и ввел понятие «идеальной нормы», как уровня гомеостаза характерного для наиболее цветущего возраста, который, по его мнению, наступает у человека в возрасте 20-25 лет. Другими словами, эта теория настаивает на существовании в организме биологических часов, которые отсчитывают отпущенное ему время жизни, запуская в определенный момент деструктивные механизмы. Феноптоз (самоуничтожение целого организма) наступает в результате гомеостатической анархии, которая в свою очередь возникает из-за генетически запрограммированного нарушения нейрогенеза. Но и в этой теории идет речь о механизмах, но не о причинах и смыслах старения.

В.П. Скулачев, российский биолог, предложил свою версию объяснения необходимости старения – эволюционную – на основе синтетической теории эволюции. Старение, как период жизни необходим популяции для проявления в этот период некоторых позитивных свойств и качеств, возникающих случайно и не имеющих возможности проявиться в молодом возрасте. Скулачев приводит в пример два зайца. Молодые зайцы не имеют друг перед другом преимуществ и потому они одинаково успешны в выживании и размножении. Но в течении жизни и на основании особенностей генома один может оказаться умнее, сообразительней другого. Пока выживание зайцев зависит от их способности к бегу, это новое качество бесполезно и на выживание не влияет, а значит отбором не замечается, а для эволюции является некоторым шумом. А вот к старости, когда физически организм ослабевает, выживание становится в прямой зависимости от умственных способностей. Когда организмы ослабевают те, которые имеют некоторые особенности, зачастую получают весьма ощутимые преимущества. Именно в этот период они могут проявиться, поэтому замечаются отбором и не безразличны для эволюции. Более глупого съедят, а более умный выживет и еще раз получит возможность размножиться.

«Старение было выдумано как способ самоликвидации организмов именно для того, чтобы постепенным снижением общей мощности…, жизнеспособности организма дать возможность проявиться неким преимуществам, которые случайно возникли у данной особи»[8]. Может быть, используя старение, эволюция решила проблему ускорения развития. Мучения старости – это жертва, которую заплатила эволюция за то, чтобы протекать быстрее, а значит освободить живое от других мук, связанных а разадаптацией. Именно старение связано с ослаблением менее важной функции для сохранения более важной. В этой связи вполне объяснима такая мощная и быстрая эволюция умственных способностей человека и его культуры, особенно с момента начала интенсивного земледелия.

Старение, как определенный возрастной период, отрезок времени на пути биологического существования человека обычно связывают с инволюционными изменениями организма и психики, такими как прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, рассеянность, забывчивость, обострение некоторых негативных черт характера. Вот как этот процесс «постепенного и незаметного удаления от бытия» описан у А. Шопенгауэра в его работе «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа»: «…Одна за другой погасают у старика страсти и желания, а сними и восприимчивость к их объектам; аффекты уже не находят себе возбуждающего толчка, ибо способность представления все слабеет и слабеет, ее образы бледнеют, впечатления не задерживаются и проходят бесследно, дни протекают все быстрее и быстрее, события теряют свою значительность, – все блекнет. И глубокий старец тихо бродит кругом или дремлет где-нибудь в уголке – тень и призрак своего прежнего существа»[9].

Печальная картина старости и ее неотвратимость не дают покоя человечеству. Если многочисленны теории старения, то столь же многочисленны и рецепты антистарения. Так, элевационная теория старения ставит вопрос о возможности «отключения» биологических часов человеческого организма, отстранения внутреннего самоликвидатора от у правления организмом. Сегодняшней науке известны, по крайней мере, три таких механизма «отключения»:

1. искусственное удерживание уровня гомеостаза организма на наиболее оптимальном уровне;

Речь идет о глобальной гормонотерапии, которая недостижима на современном уровне развития науки и технологий. Ведь гомеостаз предполагает сотни и тысячи, а может быть и сотни тысяч биохимических и физиологических показателей. Кардинальным решением в этом направлении было бы проведение резекции всей системы нейросекретирующих элементов мозга и подключение организма к некой искусственной нейросекретирующей железе. Но это дело далекого будущего. А пока исследуются возможности гормонотерапии. Так, еще в 80-е годы прошлого века установлено, что трансплантация фетальных гипоталамусов старым мышам и крысам восстанавливала их плодовитость, иммунный статус, ряд других признаков, присущих молодому организму, и продлевала жизнь подопытным животным[10]. Тогда же В. Дильманом было установлено, что в человеческом организме каждые 10 лет суммарная нейросекреция гормона роста снижается примерно на 14%. В возрасте 60 лет нейросекреция гормона роста составляет 30% от юношеского уровня. Дальнейшие исследования показали, что нормализация уровня гормона роста в группе мужчин, имевших возраст от 61 до 81 года, которым увеличили уровень этого гормона путем инъекций в течении 6 месяцев до уровня, на 10-20% превышающего их возрастную норму, приводило к увеличению массы жизненно важных органов (почек, сердца, селезенки, мышц) в среднем на 8,8% и снижению массы жира на 14,4%. В целом многие физиологические параметры этих мужчин возвратились к возрастной норме, характерной для более молодого возраста.

2. вмешательство в ключевые пункты механизма самоуничтожения;

Напомним, что гомеостатическая анархия в организмах млекопитающих есть следствие накопления мутантной мтДНК в гормонсинтезирующих нейронах и связанное с этим феноменом изменение уровня нейросекреции в организме. Следовательно, факторы, изменяющие темп накопления повреждений молекул мтДНК, изменяют соответственно и продолжительность жизни организма. Но это не отменяет старение, а скорее тормозит, купирует этот процесс.

3. восстановление эволюционно утраченной способности к нейрогенезу в постнатальный период жизни.

В наше время, пожалуй, только один метод может претендовать на эту роль. Речь идет об использовании экзогенной органоспецифической РНК (эоРНК) с целью биологической модуляции. В 70-е годы ХХ в. Были проведены эксперименты с целью предотвращения пагубного действия старческого возраста. (Эксперимент М. Оденса проводился на 10 крысах с нормальной продолжительностью жизни 800-900 дней, из которых 5 крыс составляли контрольную группу, а остальные получали еженедельные инъекции ДНК+РНК. Все крысы получали одинаковое питание. После 12 недель эксперимента наблюдалась разница в весе, поведении, реакции. 5 контрольных крыс умерли до 900 дней. Из крыс, получавших инъекции ДНК+РНК, 4 умерли в возрасте 1600-1900 дней, а 1 – в возрасте 2250 дней). Эксперимент показал, что это возможно при введении в организм РНК, которая модулирует процессы регенерации различных тканей, но главное – нервной ткани[11].

В настоящее время проблемы борьбы со старостью рассматривается в рамках международного проекта «Радикальное продление жизни». В рамках этого проекта «будут изучены условия, при которых происходит переход от нестареющего организма в стареющий и обратно и проведены опыты по исключению старения и постоянному самообновлению многоклеточных животных»[12].

 

 

С биологической точки зрения старение выражается в постепенном ослаблении процессов восприятия, затруднении двигательной активности и обострении некоторых заболеваний. Однако наука, как впрочем и ненаучное знание, представляет массу доказательств тому, что человеческий организм - на удивление сложнейший, но и надежнейший феномен. Проблема же старения является, по сути, проблемой бессмертия, достижение которого возможно при условии нахождения и отключения в организме некоего «самоликвидатора».

В социальном аспекте старость связывают с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Факторами старения в этом смысле является социальные и профессиональные деформации, не позволяющие далее по-прежнему активно и продуктивно участвовать в социальных процессах. Перемены в общественной жизни требуют новых качеств от человека, возможности которого к переменам оказываются ограниченными. Это и приводит к постепенному «выключению» людей из активной социальной жизни. Старение как физическое ослабление дополняется ментальной, профессиональной и социальной неадекватностью быстроменяющимся условиям общественной жизни.

Психологические изменения человека в период старения – интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир – связаны с переживаниями, оценкой и осмыслением прожитой жизни. Э. Эриксон, исследуя возрастные периоды человеческой жизни как этапы разрешения психосоциальных конфликтов, описывает человеческую жизнь как последовательный ряд критических шагов, поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. В этой схеме последняя стадия, обозначенная автором как зрелость, представляет момент выбора между целостностью эго и отчаянием.

В понимании Эриксона целостность эго – это «накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это – постнарциссическая любовь человеческого эго – не себя (!) – как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл… Это – принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни… Это – товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет»[13]. Если внутренний конфликт в этот период разрешается человеком в пользу целостности, это определяет и его отношение к смерти. Смерть в этот случае теряет свою мучительность. В случае позитивного прохождения всех предыдущих стадий и разрешении конфликта между целостностью и отчаянием в пользу целостности, человек достигает чувство удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Этот высший уровень личностной интеграции часто обозначают как мудрость.

Но если задачи предыдущих возрастных этапов не реализовались, у человека не возникает возможность интеграции. При этом старость сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. «Отсутствие или утрата … накопленной интеграции эго выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности. Отвращение скрывает отчаяние…»[14].

 

Все рассмотренные выше теории объединены пониманием старения как органического разрушения. Само понятие «механизм» процесса старения говорит о способе мышления авторов этих теорий. Эти теории не учитывают личностной составляющей человека. Более того, органическая составляющая является определяющей в характеристике и социальной и духовной ипостаси человека: старый, т.е. физически немощный, больной, социально негодный, духовно разрушающиийся. Тленность и угасание необоснованно распространяются на все аспекты человеческого существа и существования.

Французский философ А.Бергсон, автор «Творческой эволюции», имеет иную точку зрения. «Как Вселенная в ее целостности, как каждое сознательное существо, взятое отдельно, жив ой организм есть нечто такое, что длится… Если я рассматриваю, к примеру, свое тело, то вижу, что подобно моему сознанию, оно постепенно от детства к старости, созревает; как и я, оно стареет. Зрелость и старость являются, соответственно говоря, лишь свойствами моего тела, и только метафорически я даю то же название моей личности»[15]. Личность, по мнению Бергсона, надвременна, тогда как организм, тело, равно как и сознание индивида, старея, достигают предела развития именно в состоянии старости. Философ утверждает, что физиологическая старость не является существенным препятствием для творчества. Существовать «для сознательного существа – это значит изменяться; изменяться – значит созревать, созревать же – это бесконечно созидать самого себя»[16]. Причем интенсивность творческого усилия, пронизывая всю телесную организацию человека, дает возможность развернуться творческим потенциям, продлевая человеческую жизнь.

Великий мастер слова Л.Н. Толстой умер в 82 года, художник Тициан прожил 99 лет, композитор Обер скончался в 90 лет, в 83 года скончался великий Гете, 89 лет составляет жизненный путь Микеланджело. Все они умерли не по причине тех 8-10 болезней, которые принято считать болезнями старости. Более того, они творили до последнего вздоха. Гете написал «Фауста» за год до кончины, а Обер за 3 года до окончания жизненного странствия создал оперетту «Грезы любви».

Л.П. Карсавин писал, что человек есть множественность, стремящаяся утвердить единство личности, но апогей единства почти всегда совпадает с концом ее земного существования. Старость в этом контексте обладает двуединым смыслом. Во-первых, она есть этап духовного устроения и самостояния личности. Во-вторых, она представляет собой момент «самораскрытия бытия в особом его образе, из коего и с коим бытие соотносит иные образы»[17]. В связи с этим духовное устроение и самостояние определяют пути преодоления телесной немощи, компенсируют утрату количества и качества прежних связей с миром. Это и создает смысловое значение старости, аргументирует необходимость старости в общем движении жизни. Старость предстает не только завершающим этапом жизни, но временем обретения человеком нового духовного устроения. Она есть не что иное как осуществившееся состояние духовной зрелости, за счет чего и приобретает высшую ценность в отличие от других возрастов человека. Старость – это «время отстоявшегося созерцания, сладостных воспоминаний, высшей духовной зрелости… А древнему старцу дано еще большее и высшее: он приобщается таинственной целесообразности мира во всей ее глубине и благости; он уже проникает взором в потустороннюю жизнь и готов благословить свой земной конец», - писал И.А. Ильин[18].

 

Геронтологией более изучено влияние физических факторов, телесной активности человека и характера течения физиологических процессов на продолжительность его жизни. Но очень мало изучено влияние физического состояния человека на его творческую активность, трудно даже говорить вообще о существовании некой зависимости между творческой активностью и телесным благополучием. История человечества дает нам великие образцы, когда плотская старость может быть побеждена духовной. Надеждой на это проникнута молитва Моисея, человека Божия: «научи нас так считать дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». (Пс. 89, 12).

 

Телесная же смерть лишь создает ценность духовного существования человека, определяя временные и пространственные границы его, в которых человек имеет возможность развить себя до вершин духовности или остаться в лоне органической истории. Недаром в культуре существует феномен вечной старости. В русской культуре, например, концепт «вечно старого» (вечного старца) заключен в образе Кащея бессмертного. В нем вечная старость сопряжена с бессмертием и воспринимается явно негативно. Кащей – синоним дьявола, воплощение сил тьмы, противостоящих миру света – радости и красоте жизни.

 

Богатейший материал геронтологии, накопленный всем ходом ее развития, показывает, что первопричина старения, если вообще можно говорить о таковой, состоит в переплетении ее аспектов: общеродовой и индивидуальной наследственности, природной и социальной среды и индивидуальности самой личности. Старение – феномен целостного организма, но управляющим началом данной целостности является личность.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие теории старения вам известны?

2. Накладывает ли это знание какие-либо ограничения на вашу жизнь или, напротив, увеличивает степень свободы?

3. Говоря о биологической продуктивности, старении и смерти, можете ли Вы объяснить социальный и духовный аналог этих феноменов (в чем проявляется социальная и духовная продуктивность, социальное и духовное старение и социальная и духовная смерть человека)?

Литература к теме:

Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.

Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб., 2006.

Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.:, 1996.

Скулачев В. Запрограммированная смерть // Гордон А.Г. Диалоги [3]. М., 2005.

 


[1] Мухамедшин К. Старейшие деревья в Средней Азии как объект дендрологических исследований // материалы Всесоюзного совещания по дендрохронологии и дендроклиматологии. Вильнюс, 1968. С.104-111.

Schweingruber F.H. Trees and Wood in Dendrochronology. Berlin, 1993/

Brown P.V. Oldlist: a batabase of maximum tree ages // Tree Rings. Environment and Humanity. 1996. P. 727-731.

[2] Гродзинский Д.М. Старение у растений // Надежность и элементарные события процессов старения биологических объектов. Сб. научных трудов. Киев, 1986. С.12-20.

[3] Цит. по Гордон А.Г. Диалоги [3]. М., 2005. С.7.

[4] Нобелевскую премию П. Медовар получил за работу по иммунологии.

[5] В начале XX века 80% людей умирали по причине, не зависящей от возраста – от несчастных случаев, от голода, эпидемий и войн. На рубеже 1950 г. в Европе и других цивилизованных странах эта величина снизилась до 10-15%. Люди стали жить лучше и дольше, большая часть смертей происходит именно по причине старости.

[6] Denus V.M., Lavroix L/C. The dichotomy between germ line and somatic line, and the origin o sell mortality. Trends in genetics. 1993. 9: 7-11.

[7] Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л., 1958.

Dilman V.M. Age-associated elevation of hypothalamic, threshold to feedback control, and its role in development,ageine,anddisease. Lancet. 1971. 1(7711). 12222211-1219.

Dilman V.M. The lau jf deviation of homeostasis and disease of aging. Boston, 1981. J.Wright PSG Inc. 380 pp.

[8] Скулачев В. Запрограммированная смерть// Гордон А.Г. Диалоги [3]. М., 2005. С.7.

[9] Шопенгауэр А. Метафизика половой любви / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда. СПб., 2008. С. 36.

[10] Ата-Мурадова Ф.А., Донцов В.И. Влияние пересадки гипоталамуса на лимфоидные ткани у старых мышей. Докл. АН СССР, 1987. 297:237-240.

[11] Odens M. Prolongation of the life span in rats. J. Am Geriatr Soc. 1973. 21(10):450-451.

Полежаев Л.В. Пр ирода нейротрофических явлений при регенерации и эксплантации// Успехи физиологических наук, 1982. 13(3): 31-55.

[12] Чернилевский В.Е. Проблема радикального продления жизни // Проблемы иммортологии. Проблема человеческого бессмертия в русской философии: Значимость естественнонаучного и научно-технического обоснования подходов и решений. Кн.3. Челябинск, 1996. С. 83.

[13] Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.:, 1996. С. 376.

[14] Там же. С. 377.

[15] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998. С.299.

[16] Там же. С.44-45.

[17] Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992. С.30.

[18] Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. // Ильин И.А. Собрание сочинений: В десяти томах. Т.3. М., 1994. С.286.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | 

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 223; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.012 сек.