Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА 1. СКУЛЬПТУРНЫЕ СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ

Следом за формованием идет процесс декорирования. Сырое, только что сформованное изделие может декорироваться скульптурными способами. Даже следы от рук, оставленные на изделии при его изготовлении, сами по себе могут служить своеобразным художественным декором. Эффектным декором может служить текстурная орнаментика, выполненная на мягком черепке лишь давлением пальцев.

1. Светотень (рельефный штамп). Узор, рассчитанный на игру светотени, использовался давно - как в архитектурной керамике (рельефная кладка кирпича), так и в декоративно-бытовой. В Китае в качестве штампика применяли рисовое зерно, которое после выгорания образовывало углубления. Специальным штампом, вдавливая его в сырое изделие, можно создавать весьма декоративные вещи. Штамп можно изготовить из гипса или глины с последующим обжигом. А можно использовать в качестве штампа наперсток, пуговицу и другие подручные предметы.

2. Декорирование изделий способом лощения - один из старинных способов. Поверхность изделий в кожетвердом состоянии полируется с помощью деревянной дощечки, камня, металла. Такое изделие сохраняет матовый блеск и после обжига. Часто керамические изделия декорируют с помощью приставных деталей и фигурных украшений, например, крышек, ручек, ножек, представляющих собой скульптуру. Следует помнить, что приставные детали должны иметь такую же толщину, что и само изделие, и не должны далеко отставать от основной формы, так как легко ломаются при транспортировке и занимают большое пространство при обжиге. Приставку деталей к основному изделию ведут в кожетвердом состоянии исходных предметов. На поверхности основного изделия делают насечки, затем, смазав их густым глиняным шликером, приставляют осторожно деталь, прижимая ее к основному изделию, после чего мягкой кисточкой заглаживают места соединений.

3. Ажур - вид декора, когда рисунок создается посредством сквозной резьбы материала. Орнамент должен быть несложным и не очень крупным. Ножом с тонким лезвием вырезают рисунок, нож держат под углом к массе, благодаря чему достигается иллюзия выреза, который на самом деле меньше, чем будет казаться. Вырезание эффектно выглядит на двустенных изделиях. Вырезы делаются на наружной стенке, а внутренняя остается нетронутой.

4. Инкрустация представляет собой декор, сущность которого сводится к тому, что в соответствии с рисунком на изделии производят несквозное вырезывание узора на поверхности материала. Затем в образованные углубления впрессовывают окрашенные массы.

5. Рельефное изображение можно выполнять разными способами. Рельеф можно вырезать прямо в гипсовой форме или налепить на модели с последующим снятием с модели формы. Можно получать цветной рельеф. Для этого нужно рельефные углубления в гипсовой форме заполнить сначала цветной массой, а затем заполнить форму основной массой, которая будет служить фоном для рельефа. Таким образом, при разъеме гипсовой формы, открывается изделие из однотонной массы с нанесенным на него цветным рельефным рисунком.

Рельефные украшения можно вылепить отдельно вручную, а затем приклеить их на готовое изделие. В таком случае и изделие и приклеиваемый рельеф должны быть в одинаковом кожетвердом состоянии. На изделии делают насечки и, намазав шликером, приклеивают рельефные детали.

Рельеф можно получить с помощью густого шликера, нанося его из рожка или резиновой груши в несколько слоев. Для придания рельефу более четкой формы его обрабатывают стекой или резачком, предварительно дав ему немного затвердеть, но не пересохнуть, иначе рельеф может осыпаться. Такой рельеф носит название "барботик". Барботик может быть цветным, если в шликер добавлять цветные пигменты.

6. Гравирование. Контррельефные изображения можно получить методом гравирования. Удобным инструментом для гравирования является тонкая и узкая петля из проволоки, насаженная на ручку.

  Рис. 1. Гравирование проволочной петлей  
Гравирование сырого изделия производят по хорошо подвяленной глине. Выгравированные контуром места заполняются глазурью, которая хорошо выявляет узор. Гравировку можно заполнить также ангобом. В этом случае рисунок будет матовым. Линейный рисунок можно нанести процарапыванием стекой или другим остроконечным инструментом (рис. 1). Особенно красиво процарапка выглядит в сочетании с последующим глазурованием.

Керамические изделия могут быть декорированы каким-то одним способом, но чаще всего комбинируются несколько видов декорирования.

Сушка изделий. Сушка работ в условиях мастерской, необорудованной сушилкой, процесс нелегкий, ведь именно при сушке возникают основные виды брака в керамике. Значительная и, особенно неравномерная усушка всегда сопровождается деформацией изделия. Если вода с наружных слоев изделия испарится слишком быстро, то степень влажности наружных и внутренних слоев окажется неодинаковой. Вследствие этого изделие будет усыхать неравномерно: наружные, менее влажные, слои сожмутся больше, чем внутренние. В результате изделие может деформироваться и даже дать трещины.

Искривление и треск на изделиях могут проявиться также при сушке у нагревательных приборов (рис. 2). Обычно в таких случаях ваза наклоняется в сторону нагревательного прибора.

Рис. 2. Деформация изделия из-за слишком близкого размещения его к нагревателю
Часто трещины появляются в местах присоединения ручек или иных приставных деталей. Иногда эти приставные детали, высохнув быстрее самого кувшина, могут даже отвалиться.

Это происходит из-за разницы влажности глины самого изделия и приставной детали.

Трещины образуются на месте приклеивания более мягких жгутов к более жестким, или более тонких к более толстым.

Рис. 3. Ручка кувшина, обернутая полоской мокрой бумаги или фольгой
Чтобы избежать брака на этапе сушки необходимо сушить изделие медленно (чем крупнее изделие, тем медленнее) и равномерно со всех сторон. При сушке необходимо остерегаться сквозняков и нагревательных приборов. Ручки и другие приставные детали должны быть хорошо пригнаны к местам присоединений, иметь по возможности одинаковую влажность и приклеиваться тонким слоем шликера, или специального жижеля.

Кроме этого можно обернуть ручку или другую приставную деталь на время сушки кусочком тонкой слегка влажной ткани или пленкой (рис. 3). Донышко изделия должно иметь такую же толщину, как и стенки сосуда. Низ изделия не должен пересыхать, пока мастер лепит верх. Для этого можно заворачивать работу снизу тонкой полиэтиленовой пленкой.

Рис. 4. Трещина, образовавшаяся при сушке, расширяется снизу вверх
Особенно сильно деформируются изделия с широким горлышком. Для высушивания и сохранения округлости формы таких изделий можно применять гипсовые подставки конусообразной формы, при этом ставить изделие на эту подставку нужно вверх ногами. Кроме выше сказанного на качество сушки влияет состав глины. Для того, чтобы

изделие давало меньшую усадку, а следовательно меньшую деформацию, в состав глиняной массы вводят отощающие компоненты, например, шамот (обожженая мелко размолотая глина). Обычно из шамотной глины производят крупные по размеру изделия (напольные вазы, скульптуру). Обожженные, но не глазурованные изделия называются терракотовыми.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Из чего изготавливают штампики для декорирования глиняных изделий?

2. Что такое лощение и как оно производится?

3. Последовательность декорирования керамических изделий с помощью приставных деталей.

4. Опишите технику "барботик".

5. Виды брака, появляющегося на керамических изделиях при сушке.

6. Особенности сушки керамических изделий.

7. Что такое шамот и для чего его применяют в керамическом производстве?

8. Декорировать горшочек одним или несколькими скульптурными способами.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | ТЕМА 2. КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 262; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.