Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА 3. ЖИВОПИСНЫЕ СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамических изделий. Оно придает изделиям законченный вид, их художественное достоинство во многом зависит от способа декора и техники его исполнения.

К живописным методам относят роспись изделий, а также нанесение на них сплошных или частичных декоративных покрытий керамическими красками, глазурями, эмалями, ангобами, люстрами и т. д.

Всевозможные живописные способы в зависимости от метода нанесения красок на изделие разделяют на ручные (роспись кистью или пером „ от руки „), механические (аэрография, декалькомания, печать, шелкография, фотокерамика...) и комбинированные (сочетание ручного с механическим).

I. Ангобирование. Этот вид декорирования наиболее типичен для майолики и гончарных изделий. Процесс ангобирования состоит в сплошном или частичном покрытии изделия белым или цветным ангобом. Ангоб наносят на сырое, сухое, иногда на обожженное изделие, предварительно очищенное от пыли и жирных пятен. Чаще всего ангоб наносят на сырое или кожетвердое изделие.

Существуют различные способы нанесения ангоба на материал:

1. Окунание.

2. Полив.

3. Роспись кистью.

Рис. 5. Нанесение ангоба грушей (пастилаж)
4. Роспись из рожка или резиновой груши (рис. 5). Ангоб сначала набирают в рожок, затем выдавливают его из рожка равномерной струей на изделие. В этом случае ангоб не должен быть слишком жидким.

5. Фляндровка. Фляндровка известна на Руси с 10 века. Этот метод требует определенных навыков, так как все операции необходимо выполнять быстро и точно без исправлений. Там, где намечено сделать фляндровочный рисунок, быстро, не дожидаясь высыхания, проводят из рожка или груши несколько разноцветных горизонтальных полос, соприкасающихся друг с другом (в этом случае лучше пользоваться турнеткой). Затем мастер быстрыми движениями рассекает эти полосы вертикально проволочкой или иглой. При этом вязкая ангобная масса сдвигается острием иглы, образуя зигзагообразные линии.

6. Мраморение. На изделие наносят цветными ангобами кляксы. Затем, не давая ангобам подсохнуть, изделие быстро встряхивают. Таким образом получают покрытие, похожее на мрамор.

7. Резерваж. Рисунок наносят на материал салом, воском или канифольным мылом. Затем декорируемое изделие обливают ангобом, который не пристает к жирной поверхности. В результате на цветном фоне получают рисунок цвета основного черепка.

8. Процарапка. Изделие покрывают цветным ангобом и процарапывают по нему орнамент.

9. Сграффито. Изделие последовательно покрывают слоями разноцветных ангобов, давая каждому слою слегка подсохнуть (рис. 6). Затем процарапывают ангоб до нужного слоя, получая таким образом разноцветный рельефный рисунок.

Рис. 6. Сграффито - процарапывание рисунка через слой ангоба
10. Нанесение ангоба в процессе формовки литьем. Вначале заливают ангобом гипсовую форму, а затем, когда в форме образовался тонкий слой ангоба, в форму заливают шликер из основной массы.

Таким образом получают окрашенное цветным ангобом изделие.

11. Пульверизация. Изделие покрывают ангобом полностью или частично через трафарет пульверизатором (аэрографом).

II. Роспись подглазурными пигментами. Подглазурными пигментами декорируют чаще всего фаянсовые изделия. Фарфор расписывают подглазурно только окисью кобальта. При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность керамического изделия. Затем изделие глазуруют и обжигают. Существует несколько способов выполнения подглазурной живописи. Наиболее распространенный из них-живопись по утилю. Краски наносят на изделие, уже прошедшее утильный обжиг. После росписи изделие глазуруют, а затем подвергают политому обжигу.

Подглазурными пигментами можно расписывать „сырые" (необожженные) изделия. После росписи изделие подвергают утильному обжигу, затем глазуруют и еще раз обжигают.

Существует еще один вид росписи подглазурными пигментами-роспись по сырой (необожженной) глазури и эмали. Этот вид применяется при декорировании фаянса, а также майолики. Заключается он в следующем: после утильного обжига изделие глазуруют или покрывают эмалью, затем его расписывают подглазурными пигментами и только после росписи ставят на политой обжиг. В этом случае краски получаются более яркими, но живопись выполнять гораздо сложнее. Для росписи по сырой глазури и эмали в подглазурные пигменты добавляют 5% глазури для лучшего блеска подглазурной краски.

Чтобы подготовить подглазурные пигменты к работе, их перетирают с небольшим количеством воды, пользуясь шпателем или курантом и стеклянной палитрой. Для увеличения пластичности краски в нее добавляют глицерин или декстрин.

Для работы с подглазурными пигментами следует иметь хорошие беличьи кисти, а также навыки и уверенность в руке, так как исправить подглазурную живопись очень трудно, а иногда даже невозможно, потому что краска быстро впитывается в черепок.

Роспись оксидами металлов похожа на роспись подглазурными пигментами.

III. Роспись растворами солей. Растворами солей можно расписывать фаянс, беложгущуюся глину, фарфор. При росписи солями получаются мягкие, расплывчатые мазки, похожие на живопись акварелью по сырой бумаге. Обычно используются насыщенные (при комнатной температуре) растворы. Растворителем служит вода или смесь воды с глицерином (1:1). Растворы солей до обжига не имеют цвета, и поэтому художник не видит того, что рисует. Чтобы избежать этого в раствор соли можно добавить чернила, которые при обжиге выгорают.

Роспись солями можно проводить по сырцу, по утилю и по сырой глазури и эмали.

Предпочтительнее пользоваться азотнокислыми солями, дающими после обжига более чистые цвета.

Роспись солями очень часто сочетается с росписью подглазурными пигментами и оксидами металлов. Этот вид росписи применяют также в сочетании с надглазурной живописью и росписью золотом.

IV. Декорирование глазурями. Для придания изделиям художественной керамики наиболее декоративного эффектного вида применяют различные глазури. Глазурование чаще всего производят по утильному черепку. Исключение составляют толстостенные фарфоровые изделия, которые глазуруют в сыром виде. Глазури наносят следующими способами:

Окунание. Окунание производят вручную, погружением изделия в бак с тщательно перемешиваемой глазурной суспензией, по консистенции напоминающей сметанообразную массу (рис. 7). Этот способ широко применяют при сплошном нанесении глазури на небольшие предметы и при частичном покрытии поверхности предмета глазурью. При этом участки, не подлежащие глазурованию, смазывают специальной смазкой, чтобы к ним не пристала глазурь. В качестве такой смазки можно рекомендовать раствор парафина в керосине. Способ окунания быстро образует ровное покрытие, но требует большого количества глазури.

 
 

 

 


Рис. 7. Глазурование методом окунания миски (а) и горшка (б)

Полив. Этим способом глазуруют небольшие предметы. Изделие держат в левой руке над тазом, поворачивая его в процессе глазурования. Правой рукой поливают изделие глазурью из кувшина (рис. 8).

Рис. 8. Глазурование вазочки способом полива
Глазурование изделия изнутри. Если нужно покрыть глазурью внутреннюю часть горшка, то его наполняют глазурной суспензией на треть

или половину, а затем выливают глазурь, вращая при этом горшок над тазом, куда стекает лишняя глазурь.

Глазурование кистью. Глазурование будет наиболее удовлетворительным при использовании легкоплавких и потечных глазурей. Труднее получить ровный слой матовых, мало растекающихся глазурей. Однако этот способ имеет свои преимущества, так как не требует больших количеств глазурной суспензии и глазурь используется без остатка.

Для глазурования нужно иметь плоскую мягкую кисть шириной 2-2,5 см.

Утильный черепок впитывает влагу весьма интенсивно, поэтому мазки должны быть быстрыми. Необходимая толщина покрытия редко достигается с одного раза, а поэтому после первого наносят второй слой глазури. Роспись глазурями создает своеобразный художественный эффект сочетания матовой неглазурованной поверхности изделия с блестящим узором.

После нанесения глазури на поверхность изделия, необходимо аккуратно счистить глазурь со дна во избежание приплавления изделия к печи во время обжига.

Рис. 9. Глазурование способом пульверизации 1 - тяга; 2 - турнетка; 3 - пульверизатор
Глазурование пульверизацией или распылением (рис. 9). Пульверизация применяется главным образом при глазуровании крупных или легко ломающихся тонкостенных изделий, а так же необожженных изделий, так как при таком способе они не размокают. Тонкий слой глазури наносят с помощью аэрографа на изделие, вращающееся на турнетке.

При глазуровании пульверизатором необходимо, чтобы глазурь была более жидкой, чем при способе окунания.

К недостаткам метода пульверизации следует отнести некоторую рыхлость получаемого покрытия, которое довольно легко может осыпаться при захвате изделий руками, например при садке их в печь.

V. Надглазурная роспись. Широкое распространение надглазурная роспись получила в производстве фарфора и фаянса. Существует ряд отличий в декоре фарфоровых и фаянсовых изделий. Например, на изделия из фаянса обычно наносят менее сложный декор, чем на фарфор. Их реже подвергают золочению.

Для росписи надглазурными красками необходимы следующие инструменты: стеклянная палитра, фарфоровые куранты для растирания красок на палитре, металлический шпатель, беличьи кисти различной толщины.

Надглазурными красками расписывают глазурованные и обожженные изделия. Надглазурная живопись требует еще одного обжига - муфельного с температурой 750-850°С.

Для росписи надглазурная краска в виде сухого порошка насыпается небольшой порцией на стеклянную палитру и растирается фарфоровым курантом со скипидаром. Во избежание быстрого высыхания краски, растертой на скипидаре, в смесь добавляют скипидарное масло и опять ее растирают. Скипидарное масло можно заменить гвоздичным или лавандовым.

После обжига надглазурные краски становятся более яркими, кроме того ощущается четкость и выпуклость нанесенного рисунка.

Надглазурная роспись осуществляется как ручным, так и механическими способами.

При ручном способе краски наносят на глазурованную поверхность изделия кистью или пером. Неверно нанесенный мазок можно легко смыть скипидаром или стереть чистой тряпкой. Орнаменты при ручном способе строятся на основе мазка, и необходимо научиться делать красивые и смелые мазки, прежде чем приступать к надглазурной живописи.

К механическим способам относятся декалькомания, шелкография, штамп, печать, аэрография и фотокерамика.

Декалькомания представляет собой способ печатания многоцветных изображений на клеевой бумаге и перевода их на изделие. Деколь напоминает детские переводные картинки, но напечатанные керамическими красками. При смачивании водой от деколи отделяется клеевой слой, а пленка с рисунком переводится на изделие. Необходимо изображение закрепить муфельным обжигом.

Шелкография заключается в следующем: на изделие накладывают тканевый трафарет и проводят по трафарету валиком, смазанным керамической краской, которая продавливается через отверстия и воспроизводит нужный рисунок.

Штамп характеризуется одноцветным рисунком, воспроизводящим несложный узор. Штамп наносят на изделие с помощью печатки, изготовленной из резины или каучука, с вырезанным на нем рельефным рисунком. Резиновый штамп, наклеенный на мягкую подушку из губчатой резины, обмакивают в краску, которая тонким слоем распределена на стеклянной пластинке, после чего штамп накладывают и прижимают к поверхности изделия. Эта работа требует точности, так как стыки отдельных частей штампа не должны быть видны и изображение должно давать непрерывный „раппорт". Штамп применяют при работе золотом, подглазурными красками, люстрами.

Раскраска аэрографом осуществляется как для сплошного покрытия поверхности изделия, так и для частичного. Аэрография заключается в нанесении декора на изделие распылением краски с помощью аэрографа. Для частичного покрытия поверхности используется трафарет. Трафарет прижимают к изделию, а пульверизатором наносят краску. Этот вид надглазурного декорирования обычно используют в сочетании с другими видами декора: ручной росписью или деколью.

Фотокерамика представляет собой нанесение росписи керамическими красками на изделие с помощью фотографических процессов.

Надглазурным способом проводится золочение и роспись люстрами. Декор, выполненный золотом, обжигают в самую последнюю очередь при более низкой температуре (730-7600С). Люстр наносят тонким слоем и обжигают при температуре 600-7000С.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА 2. КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ | ТЕМА 4. ОБЖИГ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 1527; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.