Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания

Работы В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Э.Кассирера, М.Вебера, Г.Зиммеля, Р.Кронера, Э.Трёльча, К.Манхейма, К.Ясперса, Т.Лессинга, Э.Гуссер­ля и многих других заложили фундамент культурологии — интегративной области знания, возникшей на стыке культурфилософии, культурной антропологии, социологии культуры, тео­логии культуры, этнологии, культурпсихологии, истории культу­ры. Эти основные блоки культурологии входят в нее под опре­деленным, новым углом зрения.

Культурология изучает мир в контексте его культурного существования, т.е. со стороны того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она изучает системный объект — культуру как человеческое оформление существования, как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности. Куль­турология включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез - показ реального процесса развития культуры.

Существует мнение, что культурология - это только тео­рия культуры, а история культуры соотносится с ней как конк­ретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах разви­тия. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы куль­турного существования людей. Вопрос о том, что такое культу­ра, может быть решен с позиций целостного понимания исто­рии, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего со­держания и природы. История культуры - попытка посмотреть на предшествующее развитие человечества с точки зрения це­лей, потребностей и задач современности. Поэтому, как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного су­ществования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматри­вать как знание о прошлой и современной культуре, ее структу­ре и функциях, перспективах развития.

Культурология не может довольствоваться анализом инди­видуальных форм человеческой культуры. Она стремится к уни­версальной синтетической точке зрения, включающей все ин­дивидуальные формы. Различные формы деятельности не об­разуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборству­ют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы довольствуемся содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верования­ми, искусством, наукой), то привести их к общему знаменателю оказывается невозможным.

Все, что только и может сделать человек, — это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум — «символическую Вселенную», которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и органи­зовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать свой че­ловеческий опыт, а также обрести свою индивидуальность че­рез приобщение к культурному космосу. Человек выражает свою жизнь, оформляет свое существова­ние. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную сферу; каждый способ выражения живет соб­ственной жизнью, создавая род вечности — человеческий спо­соб преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются осново­полагающие полярные противоположности, напряжения возника­ют между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к ста­бильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между тра­дицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть «оформление» бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, инди­видуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внут­реннюю жизнь художника, но и открывает нам «сверхиндивиду­альное бытие». Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения че­ловека. В каждой из форм своей деятельности человек проявля­ет и испытывает новую возможность — возможность построения своего «идеального мира», «символического мира», культурного космоса. В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность — упорядочить свое существование и сделать его значимым.

Культурология стремится понять мир человеческой культу­ры не как простое скопление разрозненных фактов, а осмыс­лить эти факты как системное единство.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Кант И. О воспитании | Ле Гофф Ж. О цивилизации средневекового Запада

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 219; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.