Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1991.— С. 28-43
Питання та завдання: Що визначало зміну ціннісних орієнтацій в епоху високого Середньовіччя? Яким чином трансформувалась система ціннісних орієнтацій в цей період? Як слід розуміти вислів: «Небесные ценностные идеалы как бы низводятся на землю»? Які суттєві зміни відбуваються в сфері господарства та торгівлі? В чому полягала «революція в часі» наприкінці XIII століття? Які трансформації відбуваються в сфері освіти на рубежі XII-XIII століття? Охарактеризуйте зміни у ставленні до тілесності та до цінності земного життя у XII-XIII столітті. Луньюй Учитель говорил: — Достойный муж в еде не ищет сытости, в жилье не ищет удобства. Он усерден в делах и сдержан в речах. Общаясь с людьми добродетельными, себя по ним исправляет — вот о ком можно сказать, что он ревностен в учении! Фань Чи правил колесницей, и Учитель поведал ему: — Мэн Сунь спросил у меня, в чем состоит сыновний долг. Я ему ответил: не нарушать положенного. — А что это значит? — спросил Фань Чи. И Учитель сказал: — Пока родители живы — служить им, как положено. Когда умрут — похоронить, как положено, и приносить положенные жертвы. Учитель говорил: — Если человек не человечен, что он понимает в обрядах? Если человек не человечен, что он поймет в музыке? Учитель говорил: — Лишь истинно человечный человек способен любить и способен ненавидеть. Учитель говорил: — Если ученый муж стремится к истине, но при этом стыдится бедной одежды и грубой пищи, то с ним и говорить не стоит. Фань Чи спросил, что следует считать разумным. — Служить народу, как подобает, - ответил Учитель, — почитать духов и богов, но держаться от них подальше — вот что можно назвать разумным. Учитель говорил: — Будьте тверды в своей верности и усердны в учении, до конца держитесь истинного пути. В страну, где неспокойно, не ходите. В стране, где смута, не живите. Когда в Поднебесной царит справедливость, будьте на виду. Когда справедливости нет, уйдите от мира. Когда в стране справедливость, стыдно быть бедным и ничтожным. Когда справедливости нет, стыдно быть богатым и знатным. Учитель говорил: — Побольше укоряйте самих себя и поменьше других. Этим отдалите от себя людскую неприязнь. Учитель говорил: — Достойный муж спрашивает с самого себя, мелкий человек спрашивает с других. Цзыгун спросил: — Существует ли одна-единственная заповедь, которой можно следовать всю жизнь? — Будь великодушен, — сказал Учитель. — Не делай другим того, чего себе не желаешь. Князь Ай-гун спросил: - Как заставить народ повиноваться? Учитель Кун ответил ему так: — Если возвышать честных над бесчестными, народ будет повиноваться. А если возвышать бесчестных над честными, народ повиноваться не будет. Цзыгун спросил, как нужно управлять государством. — Обеспечить в достатке пищей, — ответил Учитель, - обеспечить в достатке оружием и чтобы народ тебе доверял. — А если бы, — спросил Цзыгун, — пришлось вдруг от чего-то отказаться, так от чего в первую очередь? — От оружия, — сказал Учитель. — А если бы, — спросил Цзыгун, — пришлось вдруг еще от чего-то отказаться, так от чего в первую очередь? — От пищи, — сказал Учитель. — Ведь издревле повелось, что люди так и так умирают. А вот когда народ не доверяет — государству не устоять. Учитель отправился в Вэй, и Жань Ю правил повозкой. — Как здесь многолюдно! — сказал Учитель. — А если их много, — сказал Жань Ю, — то что еще следует сделать для этих людей? — Дать им разбогатеть, — сказал Учитель. — А когда разбогатеют, — сказал Жань Ю, — то что бы еще для них сделать? - Воспитать их, — сказал Учитель. Учитель сказал: — По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны. Учитель сказал: — Я подражаю старине, а не сочиняю, верю в старину и люблю ее. Начинают образование с поэзии, закрепляют изучением правил ли и завершают обрядовой музыкой. Конфуций сказал: — Высшее знание — это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительного урока из трудностей. Конфуций сказал: — Послушай, Ю, я хочу научить тебя правильно относиться к знаниям. О том, что ты знаешь, говори, что знаешь. А о том, чего не знаешь, говори, что не знаешь. Только такое отношение к знаниям мудрое. Благородный муж думает о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости. Благородный муж испытывает три страха: перед небесной судьбой, перед великими людьми и перед словами мудреца. Мелкие люди не знают небесной судьбы и не боятся ее, неучтиво обращаются с великими людьми и презрительно относятся к словам мудреца. Необходимо исправить имена. Благородный муж осторожен по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то высказывания не будут основательны. Если высказывания не будут основательны, то дела не будут сделаны, а если дела не будут сделаны, то правила ли не будут соблюдены в полной мере и [обрядовая] музыка не будет вся исполнена. А если правила ли не будут соблюдены и музыка не будет исполнена, то наказания не будут применяться правильно; а когда наказания применяются неправильно, люди не знают, как им вести себя. Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга — слугой, отец— отцом, сын — сыном. Простолюдинов можно заставлять следовать должным путем, но им не надо знать, почему это нужно делать. Если наставлять людей с помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с помощью нравственных требований и установить правило поведения сообразно ли, то люди не только будут стыдиться плохих дел, но искренне возвратятся на праведный путь. Благородный муж думает о долге, а мелкий человек — о выгоде.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 242; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |