Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Мартынов В.Ф. Философия красоты
Человек издавна пытался уловить свет Вселенского совершенства не только с помощью мифологии, религии, но и искусства. Сущность искусства — в культе устойчивой гармонии, в глубочайшей жажде сопряжения микрокосма с Макрокосмом. И в этом плане художественные ценности можно рассматривать как универсальное средство гармонизации бессознательного и сознательного, инстинктивного и разумного. Развитие способности к сопереживанию, эмпатии, интроспекции помогает человеку овладевать спонтанной энергией иррациональных сил, преобразуя ее в "умные" эмоции (Л.С. Выготский) — эстетические чувства. Не случайно Шеллинг полагал, что красота встает на защиту духа, который одолевают страсти, она является главным оплотом в борьбе с природными влечениями, помогая укрощать низшие начала в человеке. Принципиально важным является и тот факт, что с помощью искусства человек пытается управлять амбивалентностью мгновения. Время разрушает зримую красоту, вносит хаос, рождая боль, уничтожая уникальное многообразие мира. Общество с успехом овладевает пространством и, казалось бы, усиливает влияние на временной фактор. Но по сути, время остается для науки неподвластным и загадочным, вырывая человека из обжитого пространства, привычной константы существования. Временной поток бесследно растворяет уникальность каждой судьбы, подтачивая смысловое ядро человеческого бытия. С позиции Ничто роль индивида аннигилируется. Мы уйдем без следа - ни имен, ни примет Этот мир простоит еще тысячи лет. Нас и раньше тут не было - после не будет Ни ущерба, ни пользы от этого нет. О. Хайам. Искусство является единственным, адекватным человеческой неповторимости средством, величайшим изобретением, позволяющим остановить уникальность мгновения, сохраняя его первозданный аромат, его текучесть, трепетность и значимость. Искусство воскрешает прошлое в его многообразной полноте. Оно раздвигает временные рамки, погружая индивида в открытость уникальных душевных проявлений, тепло человеческих эмоций, красочность впечатлений, экзистенциальный смысл. Время существования личности измеряется не количеством прожитых лет, но внутренней событийностью, интенсивностью, яркостью, глубиной переживаний, их смысловой направленностью, порождающих творческое отношение к бытию. "Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало". Искусство стремится к перевоссозданию реальности, расщеплению и переструктурированию элементов видимого мира с целью обнажения, выявления и переживания глубинных типов гармонии, многократного усиления звучания Абсолюта. Постигая значимость многообразных проявлений мира, искусство укрепляет культурно-историческую, эмоциональную память, которая является основным условием совершенствования человека, утверждая его в эстетическом измерении мира. Художественный язык многозначен, многомерен, символичен. Известно, что первоначально греческий термин "символ" обозначал черепок, служивший знаком дружеских отношений. Расставаясь с гостем, хозяин вручал ему "гостевую табличку": он разламывал надвое черепок, одну половину оставлял себе, а вторую отдавал гостю. И вот, когда десятки лет спустя потомок гостя появлялся в доме, его можно было опознать, соединив в единое целое половинки. Опираясь на эту аналогию, можно сказать, что человек как единичное, особенное, уникальное существо представляет собой осколок, частицу бытия, которая интегрируется в единое целое, ощущает свою самодостаточность с помощью искусства. В реальном процессе культурно-исторического развития искусство активно взаимодействует с религией, философией, моралью, иными формами сознания. Но в отличие от других сфер духовного постижения мира, которые фиксируют отдельные грани действительности, абстрагируясь от богатства уникального существования личности, беспредельности микрокосма, — искусство синтезирует мир, постигая его всесторонне, объемно; представляя реальность в ее полноте, тотальности; сохраняя и оберегая целостность человеческого восприятия, неповторимость индивидуального существования, интегрируя, одухотворяя, гуманизируя бытие, укрепляя смысловую значимость человеческой жизни. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что далеко не всегда искусство воплощает мир гармоничный, совершенный. Существует мощный пласт художественной культуры, отражающий уродливое, низменное, "выворачивающий" реальность, доводящий до мыслимого предела абсурдность жизни. Однако постижение многоликих проявлений, хаоса, вторжения распада, смерти в человеческое бытие позволяет высветить пути создания гармоничного мира, выявить реальную прочность его взаимосвязей, прозреть новые формы синтеза на основе разложения старых элементов, ощутить сакральное притяжение совершенных глубин Космоса. Ибо главная направленность художественного творчества не в умилении красивым, а в умении потрясать души, приводить в движение внутреннюю энергию личности во имя подлинной Красоты, во имя вневременного Единства и единого Вечного.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 270; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |