Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Первые кавалеры

Существующий официальный список первых кавалеров ордена Красного Знамени РСФСР вызывает массу вопросов и сомнений со стороны специалистов. Часть вопросов вызвана несоответствием указов о награждении порядковым номерам на самих орденах, ещё больше вопросов возникло из-за неоднократной корректуры списка по соображениям политической конъюнктуры. На количество слухов и легенд вокруг этого списка также оказал влияние переход на единую нумерацию орденов после появления ордена Красного Знамени СССР вместо орденов отдельных республик.

Первым кавалером ордена Красного Знамени стал герой гражданской войны Василий Блюхер. В наградном листе ВЦИК от 28 сентября 1918 года говорилось:

Бывший сормовский рабочий, председатель Челябинского ревкома он, объединив под своим командованием несколько разрозненных красноармейских и партизанских отрядов, совершил с ними легендарный переход в полторы тысячи верст по Уралу, ведя ожесточённые бои с белогвардейцами.

Однако, уже выпущенные ордена не устроили по качеству Троцкого, поэтому на Петроградском монетном дворе был размещён новый заказ на изготовление орденов, так что свой орден Василий Блюхер получил только спустя полгода, 11 мая 1919 года, причём номер на самом ордене был 114.[2] Дубликат ордена № 1 он получил лишь в 1937 году[3]

В том же постановлении ВЦИК от 28 сентября 1918 г. говорилось[4]:

Президиум ВЦИК постановил: первым по времени знак отличия Ордена Красного Знамени РСФСР присудить тов. Блюхеру, второй — тов. Панюшкину, третий — тов. Кузьмичу и сделать о них соответствующий доклад на заседании ВЦИК

Василий Лукич Панюшкин[5] — начальник охраны Смольного, работник ВЧК, командир 1-го Социалистического рабочее-крестьянского отряда ВЦИК, отличившийся при взятии Казани. Однако, начиная со второго ордена вокруг награждённых существует целый ряд слухов и легенд. В целом ряде сетевых источников указывается, что орденом под номер 2 был награждён красный командир Иона Якир. Но указ о награждении Якира датируется уже 1919 годом[6] и награждён он был за бои районе городов Лиски, Коротояка, Острогожск осенью 1918 года. Возможно путаница связана с тем, что награду для Якира изготавливали индивидуально в частной мастерской в Харькове, не дожидаясь официальных орденов с Монетного двора. Вручён этот безномерной орден был 5 февраля 1919 года, но, по ряду сведений, по настоянию бойцов из отряда для Якира был также изготовлен и ещё один орден, уже не из серебра, а из золота и платины, на котором был проставлен № 2 (награда Блюхера была широко известна, а ещё двое награждённых не столь широко освещались в прессе)[2][7].

На орден под номером 3 претендует ещё большее количество человек. Кузьмич — партийный псевдоним героя Гражданской войны Филиппа Миронова. Но уже спустя год он был приговорён к смертной казни за измену, позднее помилован и вновь отправлен на фронт во главе Второй конной армии. В 1921 году он был вновь арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и застрелен часовым в Бутырской тюрьме.

Также Иосиф Сталин за оборону Царицына считается официально награждённым орденом под номером 3. И хотя по документам он был награждён лишь весной 1919 года и порядковый номер его ордена был 400, имеется ряд свидетельств, что позднее этот знак был обменян на «свободный» после опалы и гибели Миронова орден № 3[2][8].

Хотя существует ряд исторических документов, утверждающих, что орден № 3 предназначался начальнику 6-й украинской дивизии Красной Армии атаману Никифору Григорьеву. Командующий 2-й Украинской советской армии А. Е. Скачко докладывал в апреле 1919 года в центр:

«Одессу взяли исключительно войска Григорьева… В двухнедельных беспрерывных боях бойцы показали выносливость и выдающуюся революционную стойкость, а их командиры — храбрость и военный талант… Прошу товарища Григорьева, который лично показал пример мужества в боях на передовых линиях, под ним было убито два коня и одежда прострелена в нескольких местах, и который добился победы над сильным врагом с незначительными потерями, наградить орденом Красного Знамени».

Но уже 7 мая 1919 года за контрреволюционный мятеж Григорьев был объявлен вне закона. И хотя Григорьев, видимо, свой орден так и не получил и нет достоверных сведений о утверждении представления, но его гибель от рук Нестора Махно стала одним из поводов для ещё одной известной легенды вокруг ордена Красного Знамени.

Официально орден № 4 получил Ян Фабрициус, награждённый им 10 марта 1919[9]. Однако часть историков считает, что данное награждение было сделано уже задним числом, чтобы не оставлять пустой строки в списке награждённых, которая образовалась после вымарывания оттуда Нестора Махно.[8]

В 1980—1990-х годах появилось несколько публикаций о том, что орденом № 4 на самом деле был награждён Нестор Махно, отряды которого 27 марта 1919 года взяли Мариуполь, резко изменив обстановку на фронте в пользу Красной Армии. Отряды Махно в то время официально входили в состав Красной Армии. Эти утверждения основывались на рассказе вдовы Махно Г. А. Кузьменко журналисту и писателю Семанову:

«Нестор был действительно награждён орденом Красного Знамени, когда это случилось, я не помню, но орден помню очень хорошо, он был на длинном винте, его полагалось носить, проколов верхнюю одежду, но Нестор не надевал его никогда. Хранился он у меня, а во время бегства побросали все вещи, видимо, среди них и орден».

Её слова подтверждались сохранившейся фотографией Нестора Махно с орденом на груди. Не вызывает сомнения наличие нескольких представлений Махно к этому ордену. Среди версий присутствует и такая, что орден предназначался как раз Григорьеву, но в условиях мятежа достался в руки Махно, лично уничтожившему Григорьева.[10]

Однако никаких официальных документов, говорящих о том, что представления на Махно были утверждены, не найдено, равно как и свидетельств о вручении ордена. Сам Махно никогда не упоминал об ордене Красного Знамени, даже в прижизненно изданных мемуарах. Сохранившаяся фотография весьма плохого качества и не позволяет утверждать однозначно, что это именно орден Красного Знамени, а не очень похожий по дизайну Знак Красного командира, который Махно как командир бригады Красной Армии действительно мог носить. Также существует масса вопросов о том, когда мог бы быть вручён орден Махно, на которые нет чёткого ответа, поскольку уже с середины апреля у Нестора Ивановича начались первые серьёзные разногласия с большевиками, позднее вылившиеся в вооружённое противостояние. Ну и ещё одним опровержением данной версии является факт, что пятый кавалер ордена Борис Думенко появился 2 марта 1919 года, ещё до взятия Мариуполя[8].

Из известных военачальников следующими кавалерами ордена стали Семён Будённый (№ 34), Константин Булаткин (№ 35) и Григорий Маслаков (№ 36)[9].

Ещё одним известным случаем с неопределённостью награждения можно считать факт, что в «Сборнике лиц, награждённых орденом Красного Знамени и почётным революционным оружием», выпущенном в Москве в 1926 году, на 138-й странице присутствует имя Владимира Ильича Ленина. Также имеются упоминания об этом ордене на груди Ленина в корреспонденциях о его похоронах, на фотографиях с церемонии прощания в Колонном зале также виден какой-то орден на груди вождя. Однако это орден управляющего делами Совнаркома Николая Горбунова № 4274. 22 января в Горках Горбунов снял свой орден и приколол к френчу Ленина, где орден и присутствовал до 1943 года.[11].[2]


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Статут ордена | Неоднократные кавалеры

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 178; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.