Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Глубинная колосниковая сцена
3.33. В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной колосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена: схема 1 - сцена с двумя карманами и арьерсценой (рис. 8); схема 2 - сцена с одним карманом и арьерсценой (рис. 9, а - г); схема 3 - сцена с двумя карманами без арьерсцены (рис. 9, ж - и); схема 4 - сцена с одним карманом (рис. 9, д - е); схема 5 - сцена с арьерсценой (рис. 9, к - л); схема 6 - сцена без карманов и арьерсцены (рис. 9, м). 3.34. Наиболее распространенные и апробированные размеры глубинных колосниковых сцен, м2, приведены в табл. 2. 3.35. При глубине арьерсцены, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением по направлению оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены либо смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены или частично, обеспечить переменное положение круга вплоть до его выдвижения на авансцену, а также распространить действие далеко в глубину зала за пределы сцены. При уменьшении глубины арьерсцены до величины по табл. 2 сохраняются только возможности некоторого распространения действия в глубину и попланной смены объемных декораций и рельефа на части сцены движением вдоль оси сцены. Отсутствие арьерсцены лишает театр перечисленных возможностей. При ширине каждого из двух карманов, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением перпендикулярно оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены или смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены либо частично, а также «челночно» (попеременно в одной плоскости), обеспечить переменное положение круга. Рис. 8. Примеры основных схем построения глубиной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно) При уменьшении глубины карманов до величины по табл. 2 сохраняется только возможность «челночной» смены объемных декораций или рельефа на части сцены. Отсутствие одного из карманов уменьшает постановочные возможности сцены, не позволяя осуществлять «челночную» смену декораций или рельефа сцены. Отсутствие обоих карманов лишает сцену перечисленных возможностей. 3.36. Схема 1 с увеличенными карманами и арьерсценой предоставляет максимум перечисленных возможностей. Все остальные схемы и варианты в той или иной степени снижают постановочные возможности сцены. Традиционный вариант схемы 1 (рис. 10) - наиболее отработанная и повсеместно применяемая схема. Все схемы с увеличенными для размещения соответствующего оборудования карманами и (или) арьерсценой дороже, более трудоемки в изготовлении и эксплуатации, нежели традиционный вариант; применяются в отечественной практике редко.
Рис. 9. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены (варианты механического оборудования показаны условно) а - г - с одним карманом и арьерсценой; д - е - с одним карманом без арьерсцены; ж - и - с двумя карманами; к - л - с арьерсценой без карманов; м - без карманов и арьерсцены 3.37. Применение сцен рекомендуется осуществлять согласно табл. 3. Таблица 2
Примечания: 1. Размеры и состав помещений глубинной колосниковой сцены могут определяться заданием на проектирование, особенно при реконструкции театральных зданий или приспособлении дня театров зданий, являющихся памятниками архитектуры либо историческими сооружениями. 2. Размеры (в плане) сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего кран проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены. 3. Высота сцен принимается от уровня планшета до верха колосникового настила, высота карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высот арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены от уровня планшета до перекрытия принимается при наличии над ней колосникового настила. Рис. 10. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант) 1 - дымовые клапаны; 2 - штанкетная площадка; 3 - колосники сцены; 4 - рабочие галереи; 5 - трюм; 6 - вращающиеся круг и кольцо врезного типа; 7 - арьерсцена; 8 - крышка сейфа для скатанных декораций; 9 - сцена; 10 - карман сцены; 11 - авансцена; 12 - проем оркестровой ямы; Ш - ширина сцены; Г - глубина сцены; В - высота сцены; Шк - ширина кармана; Гк - глубина кармана; Вк - высота кармана; Шар - ширина арьерсцены; Гар - глубина арьерсцены; Шс - ширина строительного портала; Ши - ширина игрового портала; Га - глубина авансцены;Шяп - ширина проема оркестровой ямы Таблица 3
3.38. Колосниковый настил располагается перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м. Высота над колосниковым настилом в свету принимается, м, не менее: для сцены - 2,4; при наклонном перекрытии в низкой части сцены - 1,8; для арьерсцены - 1,6. 3.39. По боковым и задней стенам сцены предусматриваются ярусы рабочих галерей. Нижнюю галерею рекомендуется располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола принимается от 2,5 до 3 м по всей высоте сцены. Ширину (в свету) рабочих галерей, расположенных на боковых стенах, рекомендуется принимать; при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м, при установке электроприборов за пределами сценической коробки, при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5 - 1,8 м. Ширину рабочих галерей (обходных мостиков) на задней стене сцены рекомендуется принимать не менее 0,3 м. Между боковыми рабочими галереями возможно предусматривать переходные мостики шириной не менее 0,6 м. Рабочие галереи и переходные мостики проектируются со сплошным настилом из шпунтованных сосновых досок толщиной не менее 0,06 м, ограждением высотой не менее 1,2 м и отбойным брусом высотой не менее 0,15 м. 3.40. Высоту проема из арьерсцены на сцену рекомендуется принимать более высоты строительного портала на 0,5 - 2,5 м, определяя промежуточные величины в прямой зависимости от размера сцены. Высоту проема из кармана на сцену рекомендуется принимать для сцен С-1 - С-3 на 0,5 м более высоты строительного портала, а сцен С-4 и С-5 - равной его высоте. 3.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов проектируются в одном уровне. 3.42. Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен по табл. 2. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным. При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом. Таблица 4
3.43. Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены. 3.44. Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по табл. 4. Высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) рекомендуется принимать - 2,1 - 2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется не менее 1,3 м2. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола. Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 - в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены. Размеры ступеней - ширина не менее 1,5 м, высота не более 0,2 м. В том случае, если оркестровая яма находится в пределах сценической коробки, над ней устраивается звукоотражающий козырек, убираемый в случае перекрытия проема оркестровой ямы в уровне планшета. Трансформации оркестровой ямы, преследующие цель ее многофункционального использования - по назначению, для увеличения авансцены, для увеличения вместимости зрительного зала - см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса". 3.45. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен предусматриваются две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест возможно от уровня пола нижней рабочей галереи).
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 198; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |