Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.116. Особенность театрального производства заключается в том, что при изготовлении многие предметы приходят через несколько производственных помещений (художественно-производственных мастерских). При этом каждая мастерская выполняет свою технологическую функцию - изготовляет определенные элементы оформления.

3.117. При выборе предпочтительного способа размещения производственных помещений (в отдельном корпусе, в централизованных комбинатах, в основном здании театра) учитывается назначение театра, возможно уже сложившиеся традиции, расположение отведенной площадки для строительства, ее рельеф и места возможных грузовых коммуникаций, количество и состояние театральных зданий в городе (для возможной централизации) и т.п.

3.118. Мастерские, расположенные в отдельном корпусе, размещаются вблизи основного здания театра и соединяются с ним крытыми переходами. Размеры и оборудование переходов проектируются из расчета транспортировки громоздких декораций, движения тележек.

При этом требуется несколько большая площадь застройки, чем при включении производственных помещений в основное здание, но создается возможность для полного отсутствия в нем шумовых помех и действия вибрации.

3.119. Централизованные театральные художественно-производственные мастерские в отечественной практике встречаются редко. Они могут обслуживать группу театров в городе, области. Один из путей создания централизованных комбинатов - обеспечение театров полуфабрикатами.

3.120. Размещение встроенного в здание театра комплекса мастерских вызывает сложности, так как шум и вибрация от работающих станков могут проникнуть на сцену и в зрительный зал. Поэтому мастерские рекомендуется размещать так, чтобы между ними и сценой были другие помещения или коридоры. Таким же образом рекомендуется осуществлять сообщение между ними и сценой.

3.121. В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.

В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).

Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.

В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей.

Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.

3.122. Современные мастерские драматических и музыкально-драматических театров включают в себя до 12 отдельных подразделений (цехов): столярное, слесарное, бутафорское, монтажа станковых декораций, живописное, макетное, обойно-драпировочное, росписи тканей, пошивочное, обувное, постирочное, красильное, пропиточное.

Театры музыкальной комедии и оперно-балетные театры имеют в своем составе 15 отдельных производств - к названным выше добавляются: трикотажное, головных уборов и пастижерское. Рассматриваемые как единое производственное подразделение, постирочная, красильная и пропиточная на практике разделяются на два или на три отдельных участка; во многих крупных театрах в рамках обувного производства существуют два участка - характерной и балетной обуви; пошивочные делятся на мужскую и женскую половины со своими примерочными и закройными, участок обивки мебели (обойная) обособляется от драпировочной, из столярной выделяется мебельное производство, из слесарной - кузнечно-прессовое. Жанровая специфика и национальные традиции ведут к появлению таких участков, как производство балетных пачек, цветов, резьбы по дереву, оружейное, ремонта и изготовления редких, национальных музыкальных инструментов и т.п. В связи с этим представленную номенклатуру мастерских целесообразно считать основой, требующей корректив при разработке задания на вновь строящееся или реконструируемое здание.

3.123. Три мастерские блока изготовления объемных декораций - столярная, слесарная и бутафорская, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащаются наиболее тяжелыми станками, требуют удобной загрузки большим количеством материалов и выделяют много отходов (опилки, стружки и т.д.). По этим причинам их желательно размешать на первом этаже, в цокольном или в подвальном этажах.

3.124. В столярной мастерской развитое производство может иметь следующие участки: сушильный, разделочный, сборочный, мебельный, кладовую (либо специально отведенное место) оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера.

Определяющей для данной мастерской является протяженность места разделки пиломатериалов (распиловка, строгание), имеющих стандартную длину до 6,5 м и критические размеры детали из условий перевозки в закрытых железнодорожных вагонах.

Рис. 34. Столярная мастерская (вариант планировочного решения)

1 - станок деревообрабатывающий комбинированный; 2 - верстак столярный; 3 - плита электрическая; 4 - станок ленточнопильный; 5 - шкаф для инструментов; 6 - станок шлифовально-точильный; 7 - раковина; 8 - станок токарный по дереву; 9 - сверлильный станок

Мастерская проектируется прямоугольной формы с примерным соотношением сторон 1:2,3. Размер свободного пространства для разделки пиломатериалов принимается 16 м.

Высота помещения (в свету) рекомендуется не менее 3,6 м; размеры проемов для транспортировки декораций не менее 2,5´3 (высота) м.

Столярная мастерская проектируется с естественным освещением. Пол - дощатый.

Пиломатериалы, используемые для приготовления декораций, хранятся на улице под навесом для естественной сушки; сушить рекомендуется также в специальной камере, при которой следует предусматривать подсобные помещения для первичной обработки пиломатериалов. Заготовленные бруски подаются через проем или люк в столярную мастерскую.

Пример планировки столярной мастерской приведен на рис. 34.

3.125. Слесарная мастерская предназначена для работы над металлическими конструкциями декораций, деталями креплений и механическими приспособлениями к деталям, выпускаемыми другими мастерскими театра.

В мастерских крупных театров слесарно-механическое производство может иметь следующие участки; станочный, сварочный (сварочно-сборочный), кузнечно-прессовый, заготовочный, инструментальную, место оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера.

Помещение слесарной мастерской рекомендуется проектировать прямоугольным с примерным соотношением сторон 1:2,5, с естественным освещением и покрытием пола, стойким к ударным нагрузкам, износоустойчивым, легко моющимся. Высота помещения (в свету) принимается 3,6 м.

Рис. 35. Слесарная мастерская с учетом сварки (вариант планировочного решения)

1 - верстак слесарный; 2 - стол для сварочных работ; 3 - трансформатор сварочный подвижный; 4 - станок токарно-винторезный; 5 - станок вертикально-сверлильный; 6 - станок фрезерный; 7 - раковина; 8 - станок отрезной, ножевочный; 9 - станок точильно-шлифовальный; 10 - ящик инструментальный; 11 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 12 - шкаф для баллонов газовой сварки; 13 - приспособление для сгиба труб; 14 - пресс-ножницы подвижные; 15 - станок абразивно-обрезной; 16 - монтажный двор

Размеры проемов из мастерской рекомендуется не менее 2,5´3 (высота) м.

Для сборки металлических конструкций целесообразно предусматривать во дворе, вблизи слесарной мастерской монтажный двор размером 5´8 м; высота навеса над двором рекомендуется не менее 3,6 м до низа выступающих конструкций.

Пример планировки слесарной мастерской приведен на рис. 35.

3.126. В бутафорской мастерской ведутся работы над предметами бутафории и реквизита. Крупное бутафорское производство может включать в себя следующие участки: скульптурный, обработки пластмассы и термопластических материалов, сушки, кладовую гипсовых форм. кладовую оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1,5 - 1:2, с естественным освещением и полом из неокрашенных досок либо покрытым линолеумом или керамической плиткой.

Рис. 36. Бутафорская мастерская (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий бутафора; 2 - сушильный шкаф; 3 - электроплита; 4 - станок токарный настольный; 5 - станок настольный универсальный; 6 - станок вертикально-сверлильный настольный;7 - раковина; 8 - шкаф для инструментов; 9 - ванна; 10 - станок лобзиковый; 11 - станок шлифовально-точильный; 12 - ларь для сыпучих материалов; 13 - стол для работы с химреактивами;14 - станок скульптурный; 15 - стенка для барельефов; 16 - шкаф вытяжной для работы с химическими реактивами; 17 - компрессор передвижной; 18 - электрокотел; 19 - пресс ручной

Высота помещения (в свету) рекомендуется 3,6 м, а скульптурного участка (20 % площади мастерской) - 5,6 м. Соединяется мастерская с другими мастерскими блока проемами 1,5´3 (высота) м. Пример планировки бутафорской мастерской приведен на рис. 36.

3.127. Помещение для монтажа станковых декораций предназначается для подгонки и состыковки объемных фрагментов, изготовленных столярной, слесарной и бутафорской мастерскими перед их подачей на сцену. Служит резервом свободного пространства для других мастерских, входящих в блок.

Помещение имеет две функциональные зоны - рабочую, в пределах которой ведется сборка декораций, и вспомогательную.

Рис. 37. Пошивочная мастерская с примерочной и закройной (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий, портновский; 2 - стол для ручных работ; 3 - машина швейная 1022 кл.; 4 - машина швейная специальная; 5 - шкаф канцелярский для документации; 6 - стол закройщика откидной; 7 - раковина; 8 - шкаф-стеллаж для материалов, инструментов и фурнитуры; 9 - стул вращающийся; 10 - тележка-вешалка для готовой продукции; 11 - доска гладильная; 12 - вешалка; 13 - манеж; 14 - зеркало большое, секционное; 15 - подиум для примерочной; 16 - стол канцелярский

Габариты помещения прямо связаны с размерами сцены. Рабочая зона представляет собой прямоугольник, одна из сторон которого равна диаметру, а другая радиусу вращающегося круга сцены (диаметр составляет 1,4 ширины игрового портала, но не менее 10 м). Вспомогательная зона располагается по одну из сторон и имеет ширину, равную или превышающую 2 м. Размеры и пропорции помещения для монтажа декораций определяются достаточно жестко.

Высота помещения рекомендуется равной высоте карманов основной сцены. Пол рекомендуется дощатый, неокрашенный.

Дверные проемы помещения проектируются шириной 2,5 - 3 м и высотой 3 - 3,5 м. Размеры проходов помещения соответствуют максимальным габаритам транспортируемых деталей.

Помещение для монтажа декораций может не иметь естественного освещения.

3.128. Группа мастерских - пошивочная, трикотажная, головных уборов, обуви - может размещаться на любом этаже с естественным освещением.

3.129. В пошивочной мастерской происходит изготовление костюмов, белья, головных уборов.

Рис. 38. Мастерская (участок) изготовления головных уборов (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий; 2 - швейная машинка 1022 кл.; 3 - швейная машинка специальная; 4 - шкаф сушильный; 5 - плита электрическая настольная; 6 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 7 - раковина; 8 - стул полужесткий вращающийся

Большие пошивочные мастерские обычно делятся на две половины - мужскую и женскую. Кроме того, имеются отдельные участки: закройный, головных уборов, пошива балетных пачек, вышивальный, трикотажный и др. Для оперативного хранения материалов служит специальная кладовая. Необходима комната (или рабочее место) для старшего мастера-закройщика.

Примерочная в большинстве случаев выделяется в отдельное помещение, но в небольших мастерских часто совмещается с закройной (помещением старшего мастера) и отделяется от общего помещения завесой или раздвижной перегородкой.

Высота помещения (в свету) проектируется 3,3 м и более. Покрытие пола рассчитывается на влажную уборку. На пути транспортировки ручных тележек-вешалок (размеры 1,5´0,8´1,8 м) не устраиваются ступени; ширина коридоров обеспечивает свободный разъезд двух встречных тележек; дверные проемы на постоянных путях транспортировки проектируются шириной не менее 1 м.

Специальные помещения примерочных могут не иметь естественного освещения.

Пример планировки пошивочной мастерской с примерочной и закройной приведен на рис. 37.

3.130. В обувной мастерской изготовляют историческую и современную обувь; в театрах с хореографической труппой - балетную и характерную обувь. Небольшие мастерские выполняют работы по изготовлению простых изделий из кожи, а также участвуют в производстве предметов бутафории и реквизита из грубой кожи.

Мастерские крупных театров могут иметь отдельные участки: характерной обуви, балетной обуви, примерочную, кладовую хранения колодок и материалов, комнату (или рабочее место) старшего мастера.

Размеры мастерской зависят от численного состава труппы, а также от жанра театра - для театров оперы и балета, музыкальной комедии площадь мастерских резко увеличивается.

Рис. 39. Постирочная и гладильная мастерская (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий; 2 - центрифуга большая; 3 - электрокотел; 4 - баки для раствора; 5 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 6 - ванна; 7 - раковина; 8 - стиральная машина малая; 9- стиральная машина большая; 10 - сушильный барабан; 11 - доска гладильная; 12 - центрифуга малая

При выборе пропорций помещения особое внимание обращается на обеспечение хорошей естественной освещенности рабочих мест.

3.131. Помещение мастерской головных уборов проектируется прямоугольной формы с естественным освещением. Одна сторона его рекомендуется не менее 3 м. Пол мастерской покрывается линолеумом или пластиком.

Пример планировки мастерской (участка) изготовления головных уборов приведен на рис. 38.

3.132. Пропиточная, постирочная, сушильная и красильная в практике театров чрезвычайно редко занимают единое помещение. Это обусловлено несовместимостью процессов и различием функциональных связей. Красильный участок по объему производства более всего приближен к живописно-декорационной мастерской; в то же время он постоянно выполняет заказы пошивочной мастерской, более разнообразные, но гораздо меньшие по количеству окрашиваемой ткани.

Наилучшая форма помещений - прямоугольная, вытянутая вдоль фронта окон, высота - не менее 3,3 м (в свету), полы с покрытием керамической плиткой (с гидроизоляцией) или асфальтобетонные. В сушильной естественное освещение не требуется.

Пример планировки постирочной мастерской (с гладильной) приведен на рис. 39.

3.133. В пастижерской мастерской происходят изготовление, очистка и ремонт изделий из натуральных и синтетических волос.

Специальные пастижерские мастерские являются принадлежностью крупных музыкальных театров. В остальных театрах эти работы выполняются дежурными гримерно-парикмахерскими, расположенными вместе с артистическими уборными.

Пастижерские мастерские крупных театров имеют в своем составе несколько участков: пастижерский, чистки и подготовки париков, хранения материалов и готовой продукции, примерочный, комнаты (или рабочего места) старшего мастера. Два последних часто совмещаются.

3.134. В живописно-декорационной мастерской изготовляют мягкие фоновые декорации, осуществляют роспись и окраску объемных декораций, бутафории и реквизита (частично), мебели, архитектурных деталей и т.п.

В мастерских больших театров могут быть несколько участков: живописный зал, место обработки объемных декораций, место выполнения крупных драпировочных работ, участок плетения сетки, колерная (место подготовки красок), кладовая красок и материалов, комната художников, комната заведующего мастерской (старшего мастера).

Живописно-декорационная мастерская, требующая большой площади пола, но не имеющая тяжелого оборудования, может размещаться на любом этаже.

Минимально необходимые размеры живописного участка определяются из условий размещения на его площади двух задников (длиной 1,4 ширины игрового портала и шириной 1,4 высоты игрового портала данной сцены), по горизонтали или вертикали (предпочтительнее горизонтальное расположение, так как оно дает возможность писать панорамы) с проходом шириной 1 м вокруг каждого из задников. При этом оставляется место для устройств транспортировки готовых изделий из мастерской и установки швейного оборудования. Высота помещения (в свету) - не менее 5,6 м. Смотровые мостики шириной 0,8 - 1 м располагаются на высоте 3,5 м от пола; возможно их размещение в пределах габаритов несущих конструкций. В живописно-декорационной мастерской может предусматриваться передвижной мостик (площадка) для росписи декораций. Размеры живописно-декорационной мастерской приведены в табл. 8.

Для горизонтальной связи живописно-декорационной мастерской со сценой рекомендуется устраивать проемы не менее 2,5´3 (высота) м, при вертикальной связи - лифты или подъемники, а также люки размерами 2,5´2,5 м.

Если живописная мастерская расположена на одном уровне с монтажной, то связь осуществляется через проем шириной не менее 2,5 м, если же связь по вертикали - через люк в полу мастерской размерами не менее 2,5´2,5 м. Вертикальная связь может осуществляться при помощи грузового лифта или подъемника.

Таблица 8

Сцена Размеры живописно-декорационной мастерской, м
длина ширина
С-1
С-2
С-3
С-4
С-5

В мастерской предусматривается естественное верхнее и боковое (желательно двухстороннее) освещение.

3.135. В обойно-драпировочной мастерской выполняются работы: обивка мебели, работы по аппликации, изготовление деталей мягких декораций, гардин, драпировок и пр. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольным с соотношением сторон не более 1:1,5 - 1:2.

Для мастерской рекомендуется прямоугольное помещение высотой (в свету) 4,5 - 5,5 м (это еще одно основание для того, чтобы расположить ее в едином блоке с живописным залом).

В мастерской крупного театра функционируют минимум два участка: производства швейных и драпировочных работ и обивки мебели. Последний отделяется от основного помещения. В помещении предусматриваются естественное освещение, дощатый пол.

Пример планировки обойно-драпировочной мастерской приведен на рис. 40.

3.136. В мастерской росписи тканей обрабатываются большие массивы тканей, используемых для художественно-декоративных и обойно-драпировочных работ, наряду со сравнительно малыми по объемам, но сложными по исполнению, заказами пошивочных мастерских.

Размеры мастерской определяются численностью труппы, так как наиболее трудоемкие работы связаны с изготовлением костюмов. Форма помещения может быть определена произвольно, но с условием расстановки оборудования и оснастки, обеспечивающих выполнение работ. Мастерская проектируется с естественным освещением. Высоту ее (в свету) целесообразно принимать равной или превышающей 3,3 м. Покрытие пола мастерской - линолеум или керамическая плитка.

Рис. 40. Обойно-драпировочная мастерская (вариант планировочного решения)

1 - стол драпировщика (обойщика); 2 - подъемно-опускные штанги; 3 - швейная машина; 4 - швейная машина для сшивания толстых тканей и кожи; 5 - пресс ручной; 6 - лестница-стремянка; 7 - раковина; 8 - шкаф-стеллаж для материалов и инструментов; 9 - стол обойщика откидной, секционный; 10 - стол гладильный; 11 - шторы светозащитные; 12 - осветительные приборы навесные

Рис. 41. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений

1 - пошивочная; 2 - обувная; 3 - трикотажная; 4 - пастижерская; 5 - мастерская головных уборов; 6 - блок изготовления костюмов, обуви, париков; 7 - к материальному складу; 8 - к складу костюмов, дежурным костюмерным, артистическим уборным; 9 - постирочная; 10 - сушильная; 11 - гладильная; 12 - к дежурной гримерной-парикмахерской; 13 - к дежурным костюмерным; 14 - красильная; 15 - обойно-драпировочная; 16 - живописно-декорационная; 17 - мастерская росписи, тканей; 18 - макетная; 19 - комната художника; 20 - помещение для приготовления красок; 21 - кладовая красок; 22 - блок изготовления живописных декораций; 23 - помещения для монтажа станковых декораций; 24 - столярная; 25 - слесарная; 26 - бутафорская; 27 - сушильная; 28 - сварочная; 23 - блок изготовления объемных декораций; 30 - к сцене; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25

3.137. Особое места среди мастерских занимает макетная мастерская, не участвующая в технологической цепочке изготовления оформления.

Большие мастерские имеют в своем составе два участка - производственный, где создаются макеты, и демонстрационный, где макеты представляются художественному совету театра. Размеры макетной мастерской диктуются количеством спектаклей, выпускаемых театром в год.

Целесообразнее иметь макетную мастерскую большого размера, поэтому ее часто совмещают с помещением художников.

3.138. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений приведены на рис. 41.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Репетиционные помещения | МАЛЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (МАЛЫЙ ЗАЛ) И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЕГО ПОМЕЩЕНИЯ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 233; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.