Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ КЛУБЫ

4.1. Любительские клубы являются высшим звеном клубной сети. Они формируются в основном в крупных и крупнейших городах регионов с высоким уровнем социально-экономического развития, а также в городах и поселках с высоким культурным потенциалом.

Любительские клубы обычно возникают на базе развитой клубной и зрелищной сети населенного места, первоначально в составе крупных клубов профильных или общего профиля, а также на инициативной основе.

В настоящее время типология любительских клубов находится в стадии формирования. Примерное разделение типов любительских клубов по видам деятельности следующее:

клубы самодеятельного творчества;

клубы активного отдыха;

клубы коллекционеров и знатоков;

клубы ремесел и техники.

4.2. Клуб самодеятельного творчества включает, как правило, зрительный зал и помещения студий (любительские театры, фольклорные ансамбли, рок-ансамбли, любительские киностудий и т. п.). В этом типе клуба допускается иное, чем в клубах общего профиля, соотношение количества зрительских мест и типа сцены (эстрады). Здесь можно проектировать при небольшой вместимости зала большую эстраду (сцену), проектировать залы «свободного пространства» с возможностью установки зрительских мест и эстрады для конкретного спектакля или концерта. По периметру зала рекомендуются рабочие галереи для размещения осветительной аппаратуры. Зал должен быть снабжен несколькими входами для увеличения разнообразия решений спектаклей и концертов. При соответствующей специализации клуба самодеятельного творчества возможно преимущественное развитие выставочных залов и помещений художественных студий (любительские студии авангардистского искусства и т. п.) и т. д.

Клуб активного отдыха основан на развлекательных программах, работе молодежных и физкультурных коллективов (клуб современного танца, клуб «Здоровье», клуб туристов и т. п.).

Клуб коллекционеров и знатоков основан на работе выставочных помещений, лекционного зала, гостиных (клуб филателистов, нумизматов, любителей природы, энтузиастов охраны памятников архитектуры и т. п.).

В клубе ремесел и техники работают по преимуществу мастерские и выставочные залы (клуб любителей старой техники и т. п.). Возможны и другие целевые занятия и интересы, определяющие состав помещений любительского клуба.

4.3. Любительские клубы могут быть однопрофильными или многопрофильными, но в любом случае необходимы специализированные помещения для сборов и занятий, дополненные общим помещением универсального назначения (отдых, общение, питание и т. д.).

Практика функционирования демонстрирует разные варианты организационного объединения таких клубов и развития их филиалов.

Различаются клубы, направленные только на внутреннее взаимодействие коллектива или направленные на эпизодический показ своих достижений (спектаклей, коллекций, изделий и т. д.) широкой публике. В последнем случае необходимо предусматривать экспозиционные помещения.

4.4. Организация внутреннего пространства любительского клуба основана на:

развитии общего пространства, дифференцированного на зоны и предусматривающего визуальную связь отдельных групп рабочих помещений;

разделении рабочего пространства на изолированные помещения с созданием небольшой общей зоны.

4.5. Необходимый состав помещений любительских клубов не поддается однозначной регламентации. Создание задания на проектирование этих клубов требует консультационного участия самих членов клуба.

Нормы площади помещений любительских клубов на 1 посетителя рекомендуется принимать, как правило, согласно нормам для клубов общего профиля и досуговых клубов.

Площади помещений, не предусмотренных данным Пособием, следует принимать по заданию на проектирование с учетом местных условий.

5. МНОГОЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ
КЛУБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

5.1. Каждый клуб попеременно работает в нескольких режимах функционирования, различающихся характером использования помещений и видами мероприятий.

Все мероприятия клуба условно разделяются на рабочие (кружки, репетиции, лекции, посещение библиотеки, будничные клубные программы) рекреационные (вечера отдыха, встречи, концерты и т. п.).

Использование помещений клуба может быть совместным (совместная работа зрелищной и клубной части, разных групп помещений клуба) и раздельным (независимая и параллельная работа частей и групп помещений).

Основные режимы работы клуба - будничный и праздничный. Рабочие мероприятия при раздельном использовании помещений определяют будничный режим работы клуба. Рекреационные мероприятия при совместном использовании помещений определяют праздничный режим работы клуба.

5.2. Будничный режим работы предполагает независимое и параллельное использование всех групп помещений клубов общего профиля Занятия кружков и студий вечером осуществляются одновременно с кинопоказом или концертом в зале. Гостиные используются как рабочие помещения или места бесед. В дневное время зал и фойе также могут использоваться для занятий. Разновидности будничного режима – репетиции.

Репетиции предполагают подготовку к итоговым смотрам самодеятельности, праздничным дням, фестивалям и т. п. При этом все помещения клуба используются совместно как рабочие и репетиционные.

Гастрольные мероприятия превращают клуб в место демонстрации уникальных (для этих посетителей) зрелищ (концерты, кинопремьеры, театральные постановки, отчасти лекции). Гастроли предполагают торжественность мероприятия. Здесь происходит максимальная загрузка зала (на 120% и более). Целесообразна возможность расширения зала на гастрольных программах (как минимум, открытием дверей и подстановкой стульев).

5.3. Режим массового праздника, торжественного календарного мероприятия - один из самых существенных в клубе. Здесь клуб испытывает максимальную загрузку всех помещений, и все помещения вовлекаются в сценарий праздника, в его последовательность: торжественная часть, концерт, игры и танцы, кинопоказ и т. д. Кружковые помещения используются как артистические, для президиума и гостей, для расширения буфета и т. д. При этом необходима связь всех помещений клуба, в том числе возможность использования спортивного зала для танцев, для постановки елки и т. д. Клуб в праздничном режиме фактически работает как досуговый. Разновидность праздничного режима - вечера отдыха и тематические вечера, требующие частичного объединения помещений зрелищной и клубной части.

Среднее по регионам страны количество массовых мероприятий в клубах разного градостроительного уровня при будничном и праздничном режимах приведены в прил. 1.

5.4. В досуговых клубах смена будничных и праздничных режиме как правило, не требует трансформации, открывания дверей и т. п. - так клубы предполагают одно мероприятие, одну досуговую группу посетителей и соответственно взаимосвязь всех помещений. Основное универсальное помещение досугового клуба - гостиная, зал или рекреация - может проектироваться, как правило, проходным для примыкающих к нему студий, игровых, аудиторий и т. д. Возможность изоляции и внутренней независимой связи (минуя универсальное помещение) можно предусматривать для специализированных помещений общей вместимостью более 75 посетителей.

Универсальное помещение досуговых клубов является их композиционным и функциональным ядром.

5.5. Любительские клубы также рекомендуется проектировать по схеме композиционного ядра в составе общих рекреационных помещений (гостиные, буфеты, выставочные залы и т. п.), предусматривая при этом возможность изоляции крупных специализированных групп помещений (мастерские, группы студий и т. п.).

5.6. В клубах общего профиля (в том числе профильных клубах) преимущественно режимы эксплуатации определяют характер функциональных связей и состав помещений, а также общую композицию здания. Клубы общего профиля II и III типов проектируются, как правило, с одним вестибюлем, предусматривающим, однако, возможность разделения частей клуба, клубы IV и V типов могут проектироваться с преимущественным разделением частей (разные вестибюли), но возможностью внутренней связи помещений фойе, зимнего сада, гостиных, буфета и т. п. при праздничном режиме.

5.7. Основными композиционными приемами, позволяющими использовать клубные помещения в разных режимах работы, являются:

в зрительном зале - устройство горизонтального пола на глубину до 12 м от эстрады и съемных секций кресел (скамей), трансформация оркестровой ямы, возможность прохода в зал из вестибюля (минуя фойе), устройство тамбуров при входах в зал или другие приемы звукоизоляции зрительного зала, расположение части кружковых вблизи эстрады зала для подключения их в качестве артистических при гастролях; естественное освещение зала и зашторивание окон (рис. 12, 13);

Рис. 12. Трансформация оркестровой ямы

а, б - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала поперечными накладными щитами; в - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены откидными щитами; г- в уровне пола зала накладными щитами по балкам;

д, е - перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала при помощи подъемно-опускных механизмов

Рис. 13. Трансформируемое оборудование

а - эстрада секционная складная; б - рабочая трибуна лекционная с пультом управления (передвижная, складная); в - банкетки; г - стулья секционные складные, складируемые;

д - скамьи складные, складируемые; е - секция кресел, складируемая на 3 и 4 места, жестких или полумягких

в фойе зонирование с выделением непроходной части и ее планировочной изоляцией для занятий и репетиций при проектировании фойе как зала массовых мероприятий; возможность полной изоляции фойе (входы в зал через вестибюль), непосредственная связь фойе со спортзалом, зимним садом, буфетом, гостиными, выставочным и танцевальным залами, игровыми; возможность оборудования временного гардероба непосредственно в фойе (или смежных помещениях) и расширения буфетной стойки, примыкание к фойе кладовых для мебели и инвентаря;

в вестибюле - возможность непосредственного подключения к фойе или устройство буфетной стойки, зонирование вестибюля с проходами в зрелищную и клубную часть, возможность снятия гардероба или его расширения;

в рекреационных помещениях клубной части - возможность проведения танцевальных мероприятий и праздников в зале для физкультурно-оздоровительных занятий, в помещениях студий площадью более 50 м2 и др., проектирование кружков универсального назначения, размещение группы кружково-студийных помещений вокруг общего композиционного ядра (гостиной, холла, выставки); возможность связи групп помещений клубной части и связи с фойе клуба, минуя вестибюль;

во всех помещениях клуба - возможность трансформации помещений.

5.8. В состав трансформации входят:

изменение габаритов помещений (плоскостная трансформация - замена мебели и оборудования, разделение помещения на секции без акустической изоляции; пространственная трансформация с помощью раздвижных и иных перегородок - увеличение и уменьшение вместимости зала и иных помещений, в том числе за счет подсоединения смежных помещений и т. д.);

изменение планировочной структуры помещения (организация помостов, изменение уклонов, применение блитчеров, изменение формы и назначение функциональных зон и т. д.);

временное объединение помещения клуба (зал, фойе, рекреация) с экстерьерным пространством в летнее время.

5.9. Средствами плоскостной трансформации являются трансформируемые оборудование и мебель:

складируемые стулья, скамьи, кресла, банкетки;

складные столы, пюпитры;

выдвижные, складные и наклонные трибуны;

разборные стенки, подъемно-опускные щиты, складируемые столы для настольного тенниса;

лекционные складные стенды, встроенные шкафы, складные щиты и экраны (рис. 13, 14).

Рис. 14. Трибуны зрительские

а – трибуны-скамьи раздвижные; б - трибуны-скамьи сборно-разборные; в - трибуна зрительская - шведская стенка

Применение этих средств обеспечивает возможность проведения различных мероприятий клуба в одном помещении.

Секционные стулья, предварительно сложенные, позволяют в два-три раза сократить площадь для их хранения.

Складируемая эстрада собирается из нескольких секций. В некоторых случаях используются лишь элементы эстрады. Ее секции могут блокироваться вдоль продольной или торцевой стороны, кроме того, каждая секция складывается, что сокращает площадь ее хранения (по сравнению со стационарной) в 8-10 раз.

При проведении спортивных мероприятий можно использовать трибуны-скамьи, сложенные секции которых трансформируются в шведские стенки. При размещении этих сложенных секций в торце зала на них можно, навешивать киноэкран. Возможно также использование их как подставки для демонстрационного оборудования.

Кольца, канаты, шесты можно перемещать по потолочным рельсам в необходимую зону; по завершении занятий они хранятся у стены.

Гимнастические снаряды, не подлежащие складированию (бревно, конь и т. п.), снабжаются роликами, с остановом.

Складируемое оборудование целесообразно устанавливать, в помещениях для хранения непосредственно на специальных тележках. Этот принцип вдвое сокращает время на расстановку мебели.

Хранение мебели и оборудования, используемых в помещениях для студийной работы, можно организовать непосредственно в этих помещениях, в емкостях ниш, встроенных шкафов и перегородок.

5.10. Перегородки по способу устройства можно, условно разделить на сборно-разборные, раздвижные, подъемно-опускные и поворотные (рис. 15).

Рис. 15. Трансформируемые перегородки

а - перегородка раздвижная створчатая телескопическая; б - перегородка раздвижная створчатая; в - перегородка прямораздвижная створчатая; г - перегородка раздвижная;
е - перегородка-сетка подъемная скручивающаяся

Сборно-разборные перегородки отличаются, капитальностью, и стабильностью, устанавливаются фиксирование, путем закрепления верхних и нижних граней в пазах или с помощью специальных крепежных элементов.

Раздвижные перегородки достаточно мобильны, что позволяет производить многократную и обратимую трансформацию помещения. Эти перегородки могут иметь верхнее и нижнее или только верхнее крепление. Среди них можно выделить: сдвижные - трансформируемые путем скольжения створок по направляющим с заходом друг за друга; занавесы - с горизонтальным или вертикальным направлением и складывающиеся.

Подъемно-опускные перегородки характерны особой фундаментальностью. Их можно подразделить на: гильотинные - двигающиеся по вертикали сверху, выдвижные - выдвигающиеся из трюма при помощи подъемников, и рулонные - наматывающиеся на вертикальные и горизонтальные барабаны.

Поворотные перегородки представляют собой поворачивающиеся на вертикальной или горизонтальной оси лопасти различной конструкции.

5.11. При проектировании клубов рекомендуется применять, как правило, простые средства трансформации, позволяющие перепланировать помещения с помощью персонала и посетителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Требования к входным и административно-хозяйственным помещениям | ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ КЛУБОВ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 252; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.