Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Виды методов работы над проектом, их характеристика

В ходе разработки проекта используется целый ряд методов коллективной работы:

1. Дискуссия– это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Дискуссию следует отличать от диспута, полемики и дебатов (прений).

Под диспутом подразумевается публичный спор на научную социально значимую тему.

Полемика – это спор, при котором имеется некоторая конфронтация или противостояние, противоборство сторон и идей. Полемика отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики – одержать победу над противником.

В дебатах (прениях) происходит обсуждение, обмен мнениями по каким-либо вопросам.

Эффективность проведения дискуссии зависит от опытности ее организатора. Ход дискуссии включает в себя ряд этапов:

1. Постановка проблемы.

При введении в дискуссию могут применятся следующие приемы:

- описание конкретного случая из жизни;

- использование текущих новостей;

- ролевая игра;

- демонстрация кинофильма;

- инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;

- магнитофонные записи;

- стимулирующие вопросы (Как? Почему? Что произошло бы, если бы?..).

2. Разбивка участников на группы, распределение ролей-функций в малых группах. Среди членов группы распределяются следующие роли:

- ведущий (организатор) – его задача состоит в организации обсуждения вопроса, проблемы, вовлечении в него всех членов группы;

- аналитик – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

- протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, он обычно выступает после окончания первичного обсуждения, чтобы представить позицию своей группы;

- наблюдатель – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев.

3. Обсуждение проблемы в малых группах.

4. Представление результатов обсуждения перед всем коллективом.

5. Продолжение обсуждения и подведение итогов.

На практике дискуссии могут реализовываться в разных формах:

- дискуссия в форме «круглого стола»;

- дискуссия в форме судебного заседания;

- дискуссия в форме дебатов;

- игровые дискуссии;

- дискуссия в режиме брейнсторминга – «мозговой атаки».

Одним из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».

Метод «мозговой атаки» представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.

В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа:

I.Сбор материала.

На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1–1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1–2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).

II.Работа с полученным материалом.

Идеи и предложения, полученные на первом этапе, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.

Разновидностью мозговой атаки является метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Деловая играэто имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.

Главная цель ведущего деловой игры – организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

В игре работают несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.

Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии проводится анализ результатов, и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Для обработки предложений создается специальная группа, задача которой сведение всех предложений в общий итоговый документ.

В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим аспектам:

- эффективность предлагаемых в игре решений;

- межгрупповое взаимодействие участников деловой игры;

- взаимодействие участников деловой игры внутри игровых групп;

- личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).

3. Метод фокальных объектов - это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.

Данный метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:

1. Называется и фиксируется на доске или дисплее компью­тера объект, который предстоит усовершенствовать;

2. Произвольно называются и фиксируются другие объекты;

3. У выделенных объектов выделяются различные признаки;

4. Эти признаки применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точной постановке цели.

4. ТРИЗ - теория решения изобретатель­ских задач, используемая для развития инновационных способностей проектантов, была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г.

Для социального проектирования прикладной характер имеют следую­щие концептуальные положения ТРИЗа:

- наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие;

- идеальный конечный результат заключается в том, что система сама должна обеспе­чить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;

Алгоритм решения изобретательских задач включает:

1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление технического противоречия);

2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов вещественно-полевых ресурсов и их системный анализ);

3) определение идеального конечного результата и физического противоречия;

4) мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов;

5) применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);

6) изменение и/или замена задачи;

7) анализ способа устранения физического противоречия;

8) применение полученного ответа;

9) анализ хода решения.

Метод позволяет систематизировать экспертные оценки с точки зрения системных характеристик объекта.

Недостаток метода состоит в трудности разделения системных характеристик объекта по уровням (внутрисистемный, межсистемный, надсистемный) в случае оперирования с социальными объектами.

5. Метод создания сценариев заключается в представлении социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.

Достоинство метода состоит в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.

Могут разрабатываться несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости от изменения какого-либо фактора. Нередко метод создания сценариев связывается именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий.

Возможности метода для социально-проектной деятельности существенно ограничены. Недостаток метода состоит в том, что проекты, не основывающиеся на повторяющемся событийном ряде, плохо поддаются проработке с его помощью.

6. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть решаемой проблемы. Вопросы располагаются в определенной последовательности. Ответ на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.

7. Методика матрицы идей – это прием, при котором на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

8. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Этот прием позволяет внимательно изучать условия, в которых протекает процесс и требует учета интересов и желаний людей.

9. Метод аналогии является общенаучным логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств у объекта проектирования.

Метод ассоциациисочетает приемы приспособления, модификации и полной реорганизации. Он позволяет с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют изменить объект, и найти более рациональный и эффективный способ управления.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие и функции методов коллективной работы над проектом | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 390; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.