Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема 4. МОНОДИЙНО-ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ ВНЕ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ
Среди гармонических ладовых систем имеют место и слабоцентрализованные, где слабо определяются или совсем не определяются тяготения, а функциональность выражается преимущественно опорностью и неопорностью. Наиболее активной организующей силой в них оказывается свойство тоникальности, вызывающее ощущение опорности и даже устойчивости комплекса при достаточно акцентируемом выделении его в контексте. Такие системы еще в 1927 году были определены немецким теоретиком Г. Эрпфом как системы центрального созвучия. Системы эти результативны и нестабильны (см. анализ примера 147, II-5-3). Они особенно характерны для музыки, в которой отсутствует протяженная кантиленная мелодика, так как при появлении кантилены функции ладового управления немедленно передаются мелодии и лад начинает определяться как монодийно-гармонический. Нередки случаи, когда гармоническая форма лада обнаруживается в кадансе, в устойчивом характере заключительного аккорда, завершающего монодийно или полифонически разворачивающийся текст (см. пример 66, многие пьесы «Ludus tonalis» Хиндемита, фуги Шостаковича и т. п.). Гармонический лад в этих случаях возникает как результат модуляции, произошедшей в последний момент, причем система обнаруживается только через тоническую функцию (см. IB-1) и фиксируется благодаря фактору формы — окончанию построения. Это подтверждает, что гармонический лад вне мажоро-минора, как об этом было сказано выше, в виде самостоятельной организации — сравнительно мало действенная, сугубо результативная форма.
Нам уже известна возможность ладофункциональной неоднозначности отдельных аккордов, возникающая в условиях расширенной мажоро-минорной системы. Закономерность подобной неоднозначности легко подтверждается анализом схемы трезвучий (пример 57), условно показывающей постепенный переход от натурального семиступенного мажора (57а) через соединение его с гармоническим видом (б), далее — через взаимопроникновение одноименных (в) и параллельных (г) тональностей (с включением IIн) к тому виду расширенной диатоники, содержащей одновысотные (д), однотерцовые и вводнотонные (е) трезвучия, который становится распространенным в XX веке — например, у Прокофьева. (Разумеется, состав аккордов в приведенной схеме не является исчерпывающим, к тому же в ней приведены лишь трезвучия — включение септ- и нонаккордов еще более усложнило бы картину, что и имеет место в реальной художественной практике.) 57а б в г д
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 789; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |