Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Что такое этнос? Дайте определение понятия

Тема 1. Этнос и этнические процессы в социуме

ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) межпоколенная группа людей,

объединенная длительнымсовместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах историичеловечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.Основы теории Э. были заложены в 1920х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную формусуществования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единствопроисхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80е концепция Широкогорова была

развитасоветскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В.Бромлея.

Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей,объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. вшироком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями.

Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные

макроединицы общественного развития. В зависимостиот принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные

организмывыступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной илисоциалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификацияэтнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным

эпохампрогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова иН.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалыповышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляциюинформации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени.

Стадиальные типы этнических общностей племена, народности и нации рассматривались как три разныхтипа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным винструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подходк феномену Э. отличает работы Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы особойбиосоциальной реальност, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, можетпребывать в «персистентном»(цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловленсвоего рода мутациями пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития,

подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилеваприобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всехразличиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себеявляется предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самогоопределения Э. крайне затрудненным. Понятие Э. отражает в полной степени лишь свойства этническихобщностей индустриальной эпохи-наций.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook113/01/part-007.htm Электронные устройства полиграфического оборудования: Ч. 2. Лазеры в полиграфии | Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 195; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.