Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Исторические аспекты детекции лжи

Всем известно изображение греческой богини правосудия Фемиды, традиционно изображающейся с повязкой на глазах, держащей в руках весы и меч. В судебной практике принято считать, что повязка на глазах Фемиды символизирует беспристрастие, так как суд ведется невзирая на лица, весы выражают соразмерность между степенью вины обвиняемого и определенным ему наказанием, а меч указывает на неотвратимость наказания. Однако менее известен тот факт, что один из атрибутов богини, а именно - весы, на протяжении целых тысячелетий служил своеобразным детектором лжи. С древнейших времен их принимали как приборы гарантированной высокой точности. Считалось, что весы давали возможность объективно оценивать виновность или невиновность подозреваемого.

Но не только весы использовались в качестве детектора лжи.

Иногда применялись мало объяснимые и даже комические способы (для простого обывателя, конечно, а не для испытуемого). Например, во время разбирательства у пигмеев специально обученный помощник шамана наносил удар по челюсти обвиняемого, после чего по количеству выбитых зубов судили о степени его виновности. Экстравагантный способ использовали полинезийские шаманы. Они готовили специальный коктейль из спермы подозреваемого (разогревали и смешивали с травами, грибами и т.д.), с помощью которого достигали экстатического состояния. Дух спермы выдавал шаману лжеца.

Но все-таки большинство методов достижения истины основывались на физиологических реакциях человека.

Уже в глубокой древности люди подметили, что страх перед разоблачением и, соответственно, наказанием сопровождается определенными изменениями (доступными внешнему наблюдателю) динамики некоторых физиологических функций.

Разные народы в разные исторические эпохи пытались использовать эти наблюдения в целях определения лжи.

Многие исторические памятники свидетельствуют нам о фактах, когда внешние проявления физиологических изменений в организме человека вследствие его эмоциональных переживаний использовали для установления истины в уголовном судопроизводстве.

Так, в сборнике законов Древней Индии, названных именем мифического прародителя людей Ману, составленных в V в. до н.э., обращается внимание судьи на необходимость подмечать такие признаки поведения свидетеля, по которым можно сделать вывод о лжесвидетельстве: «Те, которые ... облизывают языком углы рта, лицо которых покрывается потом и меняется в цвете, которые отвечают ... голосом, дрожащим и обрывающимся, ... и которые непроизвольно проявляют подобные изменения в деятельности духа, тела и голоса, те подозреваются в лживости жалобы или свидетельства».

В каноническом инквизиционном процессе также появляется особое искусство допроса, основанное на житейской психологии, когда определенным выражениям лица, жестам и другим внешним проявлениям эмоций допрашиваемого придавалось доказательственное значение, а их описание обязательно вносилось в протокол допроса.

Безграничное распространение при определении виновности подозреваемого в преступлении получили методы, называемые ордалии (от англосаксонского ordal - приговор, суд), в средние века получившие название - «Суды Божьи» (Dei iudicum). «Суды Божьи» упоминались не только в Русской Правде, их можно было встретить почти у всех древних народов, а кое-где, например, в Непале, у различных народностей Африки, у индусов, они сохранились и до настоящего времени. Формы «Судов Божьих» были разные: преимущественно практиковался жребий, присяга и рота, судебный поединок, испытание посредством огня и воды. Под влиянием христианства применялись, хотя и значительно реже, испытания крестом или освященным куском хлеба и сыра, когда обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле.

Вот как выглядели некоторые из перечисленных испытаний.

При проверке огнем для снятия с себя обвинения лицо в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском) должно было перейти через зажженный костер, подержать руку над огнем или взять в нее раскаленное железо (рис. 1). Среди методов испытания водою существовал известный способ, когда обвиняемому требовалось достать из сосуда с кипятком кольцо. При этом данные процедуры не должны были вызвать у этого лица вредные для него последствия.

Рис. 1. Испытание железом

Подобные методы были описаны на рубеже I-II тысячелетий нашей эры, известным хорезмийским ученым Абурейханом Аль-Бируни (973-1048), в работе, называемой «Индия»: «Есть и еще более высокая степень испытания. Берут топленое и кунжутное масла поровну и кипятят в котле. Туда бросают розу, увядание и сгорание которой служит для них признаком, что смесь готова. Когда кипение достигает высшей точки, в котел бросают кусок золота и приказывают ответчику достать его. Если он сказал правду, он достанет его».

Здесь же он рассказывает и об испытании почти плавившимся куском железа, которое щипцами клали на ладонь ответчика. На руку предварительно насыпали несколько отдельных зерен риса в шелухе и укладывали широкий лист одного растения. Раскаленное железо приказывали пронести семь шагов, после чего его можно было сбросить.

Метод термической проверки имеется и в рассказе Сарат Чандра Дас в книге «Путешествие в Тибет», где испытуемый должен был взять из железного сосуда раскаленный докрасна каменный шар величиной со страусово яйцо и пронести его несколько шагов. После этого его руку обвертывали в белый мешок из бумажной материи, который завязывался и опечатывался в присутствии зрителей. Спустя 5-7 дней, в зависимости от оставшихся на руке следов ожога, обвиняемого объявляли: не виновным (если оставались только желтоватая полоска или пятнышко), виновным отчасти (если на руке оказывался пузырек величиною с горошину), виновным наполовину (если оставались три таких пузырька), виновным по всем пунктам (если рука была вся обожжена).

Жестокий способ для установления истины применялся испытанием ядами, которые не только определяли виновного, но и как бы с божественной неумолимостью карали его за преступление. Обычно такой «судебный процесс» начинался с проверки приготовленного яда на каком-либо животном (обычно на птице), смерть которого подтверждала его токсичность. Затем его пробовал сам колдун, (это служило дополнительной психологической мерой воздействия на психику проверяемых, их эмоциональную подготовленность) и поочередно, в равной дозе, все подопытные. В некоторых случаях время между приемом яда и очевидным его воздействием заполнялось определенными ритуальными действиями. Как правило, невиновные оставались живы, а виновный умирал. Здесь смерть подтверждала виновность и сразу же являлась наказанием.

В данном случае считалось, что яд подействует только на виновного, во что верили и человек, действительно совершивший преступление, и невинно обвиненный. Поэтому психическая сопротивляемость действию яда первого и второго была совершенно различной, что и играло роль на «вынесение приговора». Такая же психическая сопротивляемость присутствовала и при испытании посредством огня и кипящей воды.

Наиболее безобидным, но эффективным способом выявления виновного являлся метод с использованием осла. Данная процедура заключалась в следующем. В полутемном помещении привязывали осла, предварительно смазав ему хвост краской. Подозреваемому необходимо было зайти в помещение и погладить осла по хвосту. Если осел закричит - значит «обследуемый» виновен. Создатели этого «детектора» рассчитывали, что человек, совершивший преступление, побоится гладить осла, чтобы тот не закричал и не изобличил его, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методика детекции лжи с помощью «ослиного хвоста» в измененном виде активно использовалась в ряде регионов Земли. Так на Мадагаскаре в одном из племен колдун для установления лиц, причастных к убийству туземца, совершал следующий обряд: убивал петуха, ощипывал его и сжигал перья. Потом он обмазывал тушку петуха пеплом от перьев и приказывал подозреваемым потрогать его рукой - тот, кто был причастен к убийству, после этого должен был умереть. Колдун определял виновных по чистым рукам.

Способ с петухом бытовал некогда и на Руси. Испытание проводилось в бане, сарае, где имелось слабое освещение. Под перевернутым лукошком усаживали черного петуха, обильно посыпанного мелкотолченым древесным углем. Петух должен был подать знак, если из числа прикоснувшихся к нему испытуемых окажется виновный. Когда после испытания все поднимали руки, то у причастного к преступлению лица они оказывались чистыми.

Известный южноафриканский журналист и писатель Лоуренс Грин в книге «Тайны Берега Скелетов» также повествует о подобном испытании, которое проводилось незадолго до второй мировой войны в глухом уголке Уганды. Он рассказывает о выявлении причастного к убийству африканского носильщика, сопровождавшего партию охотников-англичан. Подозреваемые должны были дотронуться до тела убитого, предварительно намазанного колдуном бесцветной субстанцией. Боясь обещанного оживления и проклятия мертвеца, убийца, конечно, этого не сделал, ввиду чего и был изобличен.

В настоящее время, анализируя практику использования полиграфа, в 99% случаев отказавшиеся от его прохождения подозреваемые оказываются виновными, что подтверждает высокую надежность вышеуказанных методов детекции лжи, которыми пользовались наши предки.

Л. Грином приводится еще один невероятный и странный способ определения виновного, наблюдавшийся на Ниле известным знатоком Африки Д.Х. Дрибергом среди племени какуа. Он проводился следующим образом. Восемь подозреваемых в убийстве рассаживались по кругу, перед каждым из них ложился камень, а в центре вбивался колышек, к которому привязывалась курица. Колдун, окропив птицу водой и пробормотав заклинание, приказывал ей найти убийцу. После этого он быстро отрезал ей голову и та, прыгая по кругу, падала на один из камней, как потом уже стало ясно - напротив виновного. Дриберг уговорил колдуна повторить это еще раз десять, так как случайность места падения умирающей обезглавленной курицы была очевидна. Но десятикратное повторение этого испытания дало идентичные результаты. Возможно, здесь имеется какой-то фокус, ну а может быть проходящие во время данного «судилища» психофизиологические изменения в организме преступника, его эмоциональное состояние действительно каким-то образом притягивают трепыхающуюся в агонии птицу?

Практически во всех цивилизациях были свои собственные уникальные приемы уличения во лжи.

Безжалостный способ дифференциации правды и лжи использовали в древней Спарте. Спартанские юноши, прежде чем попасть в специальные школы, проходили определенный отбор. Юношу ставили на скале над обрывом и спрашивали, боится ли он. Ответ всегда был отрицательный. Но правду или ложь сказал опрашиваемый, определяли по цвету лица. Если юноша был бледен - то он лгал. Данный тип реакции, по убеждению спартанцев, говорил о том, что юноша в бою не может быть ловким и сообразительным и его сбрасывали со скалы. Многолетние наблюдения помогли спартанцам сделать справедливый вывод: человек, бледнеющий от страха, не может быть хорошим воином.

В Древнем Риме этим же методом отбирали телохранителей. Кандидату задавали провокационные вопросы. Если он краснел, его брали в охрану. Считалось, что если человек краснеет от провокационных вопросов, он не будет участвовать в заговорах.

В ряде африканских племен при определении виновного использовали свой определенный метод. Колдун совершал танец вокруг подозреваемых, тщательно обнюхивая их, и по интенсивности запаха пота делал заключение о виновности лица.

Другое африканское племя использовало бобы «апаку». При выявлении виновного обвиняли того, кто из-за отсутствия слюны съедал меньше всех этих бобов. В основе данного метода лежали наблюдения человека, заметившего, что у виновного страх перед разоблачением вызывает стресс и как следствие - физиологическую реакцию организма, ограничивающую работу слюноотделительных желез, т.е. в период сильного страха во рту прекращается выделение слюны. В этом методе, как и при испытании ядами, так же происходило и установление виновного, и вынесение ему смертельного приговора. Дело в том, что «судебные» бобы в небольших количествах были ядовиты и, съев их только малую дозу, человек умирал от отравления, а большая доза являлась всего лишь превосходным рвотным средством.

В Древнем Китае, в III веке до н.э., широко применялся аналогичный метод детекции лжи, но с использованием рисовой муки. Для оценки состояния подозреваемого в рот ему вкладывалась рисовая мука, и, если через определенное время она оказывалась сухой, то подозреваемого считали виновным.

Спустя столетия таким же образом поступали испанцы. Единственное отличие состояло в том, что вместо рисовой муки в рот подозреваемому вкладывали так называемый «судебный ломоть» - кусок сухого хлеба, который он должен был без особого труда разжевать, а затем и проглотить.

Ломтем освященного хлеба или сыра проводили испытания и в средневековой Англии.

Суровый метод, основанный на тех же наблюдениях, основанных на ограничении слюноотделения при волнении, использовали арабы. Они предлагали подозреваемому лицу прикоснуться языком к раскаленному клинку меча. Если человек волновался, то во рту пересыхало, язык не смачивался слюной и получал ожоги, указывая тем самым о виновности лица. Конечно, трудно представить, что к данной процедуре спокойно относился невиновный проверяемый.

Введение в работу полиграфа каждого регистрирующего параметра (канала) также имеет свою историю.

В литературе приводится случай судебного разбирательства по обвинению в убийстве сборщика налогов во времена китайской династии, правившей ранее чем 2500 лет до н.э. Установление истины древними китайцами основывалось на интуитивном знании и практических наблюдениях о взаимосвязи между эмоциями человека и сопровождающими их объективными физиологическими изменениями, в частности изменениями частоты пульса. Изменения частоты пульса подозреваемого во время дачи им показаний служили для распознания его внутреннего состояния и вынесения на его основе приговора.

Врач из Средней Азии Абу Али ибн Сино (Авиценна, 980-1037), предлагал наблюдать за пульсом подозреваемого, при перечислении таких провоцирующих слов, как названия улиц, домов, имен и всего того, что имеет отношение к преступлению. Почувствовав прерывистый пульс, ключевое слово повторялось в сочетании с другими, поскольку пульс мог прерваться случайно и если вегетативная нервная система давала сбой повторно, то делался вывод о причастности этого человека к злодеянию.

Арабы данный метод часто использовали для выявления неверности жены и установления личности ее любовника. Методика заключалась в следующем: специально тренированный человек прикладывал палец к артерии, после чего подозреваемой задавались вопросы с именами мужчин, теоретически могущих вступить с ней в интимную связь. Когда произносилось имя любовника, то в результате сильного эмоционального напряжения у нее резко изменялась как частота пульса, так и кровенаполнение артерии и по этому судили о виновнике. Использованная нашими далекими предками методика тестирования впоследствии стала «поисковым методом» и в настоящее время широко используется в практике детекции лжи.

С незапамятных времен для определения виновности лица использовался способ детекции лжи, основанный на увеличении амплитуды неконтролируемого сокращения мышц - треморе (двигательной активности). Например, при допросе подозреваемый должен был держать в руках очень хрупкое яйцо птицы и отвечать на вопросы, касающиеся его причастности к противоправному действию. Человека признавали виновным, если скорлупа яйца лопалась. В Индии подозреваемому в совершении преступления задавались различные вопросы, состоящие из нейтральных и значимых слов, связанных с обстоятельствами преступления. Подозреваемый должен был отвечать на эти вопросы и одновременно тихо ударять в гонг. Было отмечено, что ответ на значимое слово сопровождается более сильным ударом.

Необходимо отметить, что вплоть до конца XX столетия многие испытания по установлению истины, пережив века, встречались у самых различных народов, живших в разные времена и в значительной удаленности друг от друга,.

Американский исследователь из Филадельфии, врач Гарри Райт описывал один из таких примеров разбирательства, когда колдун в африканском племени на рубеже 50-х гг. XX в. определял виновного по раздавленной в его руках скорлупе яйца. В качестве индикатора эмоциональной напряженности подозреваемого при прохождении этого разбирательства использовались, как и в древности, двигательная активность мышц пальцев его рук и хрупкая скорлупа яйца.

На основании вышеизложенного мы видим, что человечеству с древнейших времен были известны методы и средства установления истины, доступные в те времена и имеющие широкий ареал распространения. Процедуры прохождения испытаний по установлению истины достаточно подробно описаны в летописях народов разных стран.

Конечно, указанные изменения физиологических реакций подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений могли быть вызваны не только страхом наказания за совершенные преступления, но и страхом неправильной интерпретации судьями результатов прохождения испытания. Однако они основаны на знаниях о реальных возможностях организма человека. В основе данного механизма находится объективно существующий психофизиологический феномен взаимосвязи между эмоциями человека и сопровождающими их объективными физиологическими изменениями, которые не поддаются сознательному, волевому контролю.

Всем знакомы такие ощущения, когда от страха, волнения бледнеет или краснеет лицо, пересыхает в горле, замирает сердце, перехватывает или учащается дыхание, поднимаются волоски на коже, и она покрывается «мурашками», на лбу или висках выступает пот, появляется дрожь губ, пальцев рук, коленей, происходят изменения в голосе (меняется тембр, начинается заикание, вообще бывает трудно вымолвить слово), увеличивается нистагма глазных яблок.

До сих пор в народе существуют такие высказывания, как «у страха глаза велики», «от волнения пересохло горло», «чтоб мне подавиться, если я лгу», «врет и не краснеет», «от ужаса волосы встали дыбом», «от страха замерло сердце» или «...сперло дыхание», «...ноги стали ватными», «...мурашки поползли по телу», "бегают" глаза у лжеца. Данные выражения указывают на то, что некоторые эмоциональные состояния человека (страх, волнение и т.д.) достигают высшего уровня эмоциональной напряженности - психологического стресса - и сопровождаются выраженными физиологическими изменениями, которыми человек сознательно управлять не может или это бывает крайне затруднительно.

Здесь уместно вспомнить строки из книги «Книга занимательных историй» сирийского писателя и ученого Абу-ль-Фараджи (литературное имя Григорий Иоанн Бар-Эбрей, 1226-1286). Он обобщил эллинскую, персидскую и еврейскую мудрость. В своей книге, ссылаясь на Аристотеля, он написал: «С того момента, как жизненная сила души нашла свое отражение в теле, душа и тело сроднились между собой. Они взаимно влияют друг на друга. Особенно влияет душа на тело в минуты гнева, страсти и печали. Те чувства, которые утаивает душа, тело выражает открыто».

Анализируя описанные выше методы и средства, можно сделать вывод о том, что во все времена лица, выявляющие виновного, прибегали к контролю показателей отдельных физиологических процессов (сердцебиения, слюноотделения, двигательной активности рук, потоотделения и др.). Для этого требовалось наличие достаточно чувствительных регистраторов физиологических изменений в организме человека при прохождении им испытания. Роль таких регистраторов как раз и выполняли горсть рисовой муки, гонг, яйцо с хрупкой скорлупой, пальцы лекаря, нос колдуна или что-либо иное. Очевидно, что данные методы и средства базировались на эмпирических наблюдениях и интуитивном знании психологии и физиологии человека.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | детекции лжи

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 253; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.