Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Контрнаступление советских войск

В сентябрьских жестоких боях за город, когда враг был близок к его захвату в Генеральном штабе и Ставке уже обсуждался план контрнаступления советских войск, который предложили генералы Жуков и Василевский. Замысел контрнаступления заинтересовал Сталина. В конце обсуждения он сказал: «Разговор о плане продолжим позже. То, что мы здесь обсуждали, кроме нас троих, пока ни кто не должен знать»[13]. В совместной работы с командованием Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов в октябре 1942 года был разработан окончательный вариант плана операции по разгрому немецко-фашистских войск на Волге, условно названный «Уран». Красной Армии предстояло прорвать оборону вермахта, разгромить его войска южнее Серафимовича, а также западнее Сарпинских озер, и затем, наступая по сходящимся направлениям, выйти в район населенных пунктов Калач – Советский, окружить и уничтожить в междуречье Дона и Волги ударную группировку немецко-фашистских войск.

Основные силы немецко-фашистской группы армий «Б» стягивались в Сталинграде. Сюда были переброшены все боеспособные немецкие части, в то время как оборону флангов опасно сужавшегося фронта оставили на слабовооружённые и неохотно воевавшие войска союзников – румын, итальянцев, венгров.

По плану операции Юго-Западный и Донской фронты должны были перейти в наступление 19 ноября, а Сталинградский – 20 ноября. Намечая эти сроки, советское командование исходило из того, что к этому времени подготовка в основном закончится, причем на направлениях главных ударов будет создано решающее превосходство в силах. Учитывалось также и то, что немецко-фашистские войска еще не успели после провала наступления полностью перейти к обороне и изменить построение своих войск.

Центральной проблемой командования, штабов и войск было обеспечение скрытности подготовки наступления. Чтобы ввести в заблуждение противника и достичь внезапности, проводился целый комплекс дезинформационных и маскировочных мероприятий. Советское командование ограничивало резервы 62-й армии, создавая для нацистского руководства иллюзию «последнего решающего удара». Бои на Кавказе и в Сталинграде перемололи без того ограниченные немецкие резервы, из-за чего Гитлер в середине октября приказал перейти к обороне на всех участках Восточного фронта, кроме Сталинграда.

Цель дезинформации врага была достигнута. Советскому Союзу удалось скрыть не только мощь и направления готовившихся ударов, но и время перехода в контрнаступление. Это подтверждает оперативный приказ № 1 немецко-фашистского командования от 14 октября: «Сами русские в ходе последних боев были серьезно ослаблены и не смогут зимой 1942-43 года располагать такими же большими силами, какие имелись у них в прошлую зиму».

К началу наступления у гитлеровцев было: людей – 1 011 500, орудий и минометов – 10 290, танков и штурмовых орудий – 675, самолетов – 1216. А у нас: людей – 1 103 100, орудий и минометов – 15 501, танков и самоходных орудий – 1463, самолетов – 1350[14].

Точно по плану утром 19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием Н. Ф. Ватутина мощным ударом прорвали оборону 3-й румынской армии в двух местах. Германские части, стоявшие сзади румынских войск, пытались остановить продвижение наших войск, но были смяты. Часть из них в панике бежали, а большая часть сдалась в плен. Войска ударной группировки Сталинградского фронта в соответствии с планом перешли в контрнаступление 20 ноября 1942 года. При этом атака началась не одновременно. В двухдневных наступательных боях ударные группы 57-й и 51-й армий нанесли тяжелое поражение четырем румынским и немецкой дивизиям. Тактический прорыв на участке Юго-Западного фронта был завершен. Смелым налетом танкового отряда был захвачен мост через Дон. До Калача оставалось 2 км, бой за него шел всю ночь и 24 ноября город был взят. Именно так успешно была прорвана немецкая оборона армией Сталинградского фронта. Противник пытался преградить им путь на Калач, но действия их были слабыми. 23 ноября передовые танковые части вошли в район хутора Советский, где встретились с частями Юго-Западного фронта, замкнув кольцо окружения сталинградской группировки вермахта в междуречье Дона и Волги. Одновременно с войсками Юго-Западного фронта в наступление перешли соединения правого крыла Донского фронта. Удар наносила 65-я армия в направлении на хутор Вертячий. К исходу 23 ноября соединения 65-й армии совместно с 3-м гвардейским кавалерийским корпусом отбросили немецко-фашистские войска на левый берег Дона.

Нацистские войска оказались не готовы к таким решительным действиям Советской армии. Не понимая, что происходит, штаб группы армий «Б» до конца ожидал указаний Верховного главнокомандующего. Стремление Гитлера к мелочной опеке привело к фатальной пассивности генералитета в тот момент, когда требовалась быстрота в принятии решений. Не хватало не только горючего для танков, но и самих танкистов, которые в период октябрьских боев в Сталинграде действовали в качестве пехотинцев. Солдаты бежали, бросая не только военную технику, оружие и документы, но и своих раненных товарищей в госпиталях. Сдавались целыми частями.

Поняв, что произошло, германское командование спешно принимает ответные меры, а именно: 21 ноября Гитлер назначает одного из лучших своих генералов Э. Манштейна главнокомандующим новой группы армий «Дон», созданная при слиянии группы армий «А» и «Б». На усиление группы «Дон» спешно перебрасывались войска с Кавказа, из под Воронежа, Орла, а также из Франции, Польши и Германии.Но символично, что тот прибыл в штаб группы армий «Б» для принятия командования, когда окружение уже состоялось, и задачей новой группировки стало не содействие, а спасение окруженных войск.

Немцы обвиняли в провальном отступлении своих румынских союзников. Между Гитлером и Антонеску (политический лидер Румынии) даже произошла перепалка по этому поводу, а в армии нередки были случаи драк. Отступление и тех и других носило отпечаток отчаяния. И даже командующий 14-м танковым корпусом генерал Г. Хубе как последнее средство расценивал «пулю в висок».

Советские войска в контрнаступлении «Уран» выполнили основную задачу, окружив 6-ю полевую часть противника и часть 4-й танковой армии вермахта (в составе 22 дивизии и более 300 тыс. человек). Кроме этого, в ходе операции Красная Армия разгромила 3-ю румынскую армию и нанесла поражение соединениям 4-й румынской армии. По окончании контрнаступления солдаты СССР вышли на рубежи большой излучины Дона, а войска вермахта спешно отступали на восток. Теперь Сталинград стал для них последним оборонительным рубежом и крепостью.

У немецко-фашистской группировки были силы, средства и, главное, шанс вырваться из окружения, о чем сообщал Паулюс в своем письме Манштейну от 26 ноября 1942 года, но Гитлер постоянно давал приказания удерживать позиции до самого конца.

Окруженные советскими войсками войска все больше нуждались в продовольствии. Гитлером был создан воздушный мост. Командующий военно-воздушными силами Германии Г. Геринг тут же поспешил заверить, что люфтваффе с честью выполнят это задание. Однако пообещать оказалось легче, чем сделать. В распоряжении окружённых войск осталось лишь два более или менее приспособленных аэродрома. Но самое главное – реальные возможности немецкой транспортной авиации были таковы, что они могли обеспечивать потребности окружённых лишь на 10-20% и эвакуировать лишь часть раненых и обмороженных, которых с каждым днём становилось всё больше. И к тому же действия советской авиации и ПВО изо дня в день подтачивали эту возможность.

В конце ноября с обеих сторон одновременно начали планировать две операции: операция «Сатурн» советского командования и операция «Винтергевиттер» (Котельниковская операция) вермахта.

Операция «Винтергевиттер» была предназначена для деблокады окруженных войск в Сталинграде, которую осуществляла группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна. Первоначально ее планировалось начать 10 декабря, однако наступательные действия Красной Армии на внешнем фронте окружения вынудили отложить начало операции на 12 декабря. К этой дате немцам удалось представить лишь одно полноценное танковое соединение — 6-ю танковую дивизию вермахта и (из пехотных соединений) остатки разгромленной 4-й румынской армии. Эти части находились в подчинении 4-й танковой армии под командованием Г. Гота. В ходе наступления она была усилена весьма потрёпанными 11-й и 17-й танковыми дивизиями и тремя авиаполевыми дивизиями. К 19 декабря фактически прорвавшие оборонительные порядки советских войск части 4-й танковой армии столкнулись с только что переброшенной из резерва Ставки 2-ой гвардейской армией под командованием Р. Я. Малиновского. В состав армии входили два стрелковых и один механизированный корпус. В ходе встречных боев к 25 декабря немецко-фашистские войска отошли на позиции, на которых они находились до начала операции.

По замыслу операции «Сатурн», после разгрома 6-й армии, силы, занятые в операции «Уран», разворачивались на запад и наступали по направлению к Ростову-на-Дону. Одновременно с этим южное крыло Воронежского фронта наносило удар по 8-й итальянской армии к северу от Сталинграда и наступало прямо на запад (к Донцу) со вспомогательным ударом на юго-запад (к Ростову-на-Дону), прикрывая северный фланг Юго-Западного фронта в период гипотетического наступления. Однако в связи с неполной реализацией «Урана», «Сатурн» был заменен «Малым Сатурном». Рывок к Ростову (из-за нехватки 7 армий, скованных 6-й армией под Сталинградом) уже не планировался, Воронежский фронт вместе с Юго-Западным и частью сил Сталинградского фронта имели целью отбросить противника на 100—150 км на запад от окруженной 6-й армии и разгромить 8-ю итальянскую армию (Воронежский фронт). Наступление планировалось начать 10 декабря, однако проблемы связанные с подвозом новых частей необходимых для операции привели к тому, что А. М. Василевский санкционировал (с ведома И. В. Сталина) перенос начала операции на 16 декабря. 16-17 декабря фронт немцев на Чире и на позициях 8-й итальянской армии был прорван, советские танковые корпуса устремились в оперативную глубину. Однако в середине 20-х чисел декабря к группе армий «Дон» стали подходить оперативные резервы (четыре немецких танковых дивизии, хорошо укомплектованных), первоначально предназначенные для нанесения удара в ходе операции «Винтергевиттер». К 25 декабря эти резервы нанесли контрудары, в ходе которых отсекли танковый корпус В. М. Баданова, только что ворвавшийся на аэродром в Тацинской (86 немецких самолетов при этом было уничтожено на аэродромах). После боев в окружении корпус смешал авиатопливо с маслом, заправил, таким образом, дизельные Т-34 и прорвался с боем (с низкими потерями) к своим.

После вышесказанных событий ситуация на фронте временно стабилизировалась, так как ни одна из сторон не имела сил для новых наступлений для прорыва линии обороны.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Городские сражения Сталинградской битвы | Операция «Кольцо» пленение 6-й армии фельдмаршала Паулюса

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 279; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.