Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теоретические основы ведущей отечественной методики музыкотерапии

Многие положительные выводы отечественных ученых лежат в основе научного обоснования возможности использования музы­ки в коррекционной работе.

Музыкально-рациональная психотерапия (Петрушин В.В.) представляет со­бой совокупность приемов и методов, направленных на расши­рение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помога­ет ему быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида пси­хотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы человека достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей - развертыванием перед человеком панорамы достижений при нелегком выборе правильного жиз­ненного пути философских взглядов лучших представителей Человечества - Демокрита и Эпикура, Эпиктета и Аврелия, Христа и Будды. Поскольку именно неправильный образ мыс­лей вызывает расстройства эмоциональной сферы, то успех музыкальной психотерапии, обращающийся к этой сфере, во многом определяется тем, насколько полно удастся психо­терапевту сформировать в человеке навыки оптимистического мировоззрения. Успокаивая эмоциональ­ное состояние и наполняя его новыми радостными пережива­ниями, музыкальный психотерапевт помогает таким образом человеку. Но это не означает, что при этом не проис­ходит влияния на физическую и интеллектуальную сферы организма. Музыкальное сопровождение дыхательных и дви­гательных упражнений дает им особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у человека его взгляд на жизнь гораздо эф­фективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обыч­ной рациональной психотерапии.

Исполнение музыки, главным образом формул музыкаль­ного самовнушения и некоторых песен, дает школьникам воз­можность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пере­жить те чувства и мысли, которые им в силу их заболевания или сложившегося жизненного опыта были недоступны. Та­ким образом осуществляется трансцендентальный выход из зоны конфликта и рассмотрение этого конфликта со стороны других представлений и другого жизненного опыта, который содержится в формулах внушения и в текстах песен. Исполне­ние этих формул и песен как бы поднимает человека над самим собой, подготавливает позитивные тенденции его завт­рашних изменений. Побывав в процессе исполнения формул самовнушения и песен в роли и образе другого, человек возвращается к са­мому себе уже обновленным и выстраивает собственную Я-концепцию в том направлении, которое ему подсказал музыкально-худо­жественный опыт.

Наиболее сложным представляется выстраивание «Я-концепции» человека в процессе музыкально-творческой деятель­ности, так как это предполагает достаточно высокий уровень развития специальных музыкальных способностей и воображе­ния. К тому же немногие психотерапевты и музыканты могут овладеть необходимой для этого методикой, требующей для реализации знания и умения в области музыкальной импрови­зации. Однако это не снимает важности и перспективности по­добного вида работы. Главное направление этой работы заключается в том, что­бы научить человека поэтическому, «омузыкаленному» виде­нию и восприятию мира, т. е. он учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выраже­но непосредственно в звуках вокальной или инструментальной импровизации, кото­рая отражает его отношение к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любом деле по своей природе интегративна, так как она есть выражение всего жизненного опыта человека и его природных способностей. И поэтому неминуемо человек, вовлекаемый в нее, переходит из состояния разроз­ненности отдельных элементов своего опыта к его интеграции. В процессе музыкального творчества - импровизации на задан­ные темы - происходит более полное познание человеком са­мого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого «Я», направление творческих сил на общественно значимые цели, определение своей точки оптимального приложения этих сил и возможностей означает для человека возвышение его над самим собой, подъем на очередную ступень духовного раз­вития. И именно это делает человека более здоровым и счастливым.

Таким образом, человек, входящий в мир музыки и затем выходящий из него, становится по своему психологическо­му состоянию качественно другим, успокоенным и обновлен­ным, подобно тому, как он становится другим после прогул­ки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музы­кально-психотерапевтических занятий подключает к оздоро­вительному процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников - их поддержку, сочувствие и со­переживание.

 

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой.

Усвоение ребенком культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.

 

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М. , 2001.

2. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999.

3. Воробьева Л.И. Музыкальная психотерапия в структуре профессиональной подготовки бакалавров на факультете искусств и художественного образования /Высшее образование сегодня. №6. 2013. С.53-57.

4. Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке. М„ 2006.

5. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. М. Изд.центр «Академия», 2002

6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003.

7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002.

8. Голышева Е.С. Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта/ Кирнарская Д.К. и др.Психология музыкальной деятельности. М.:Академия, 2003.

9. Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций [Текст]: мат-лы междун. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Ур.ГПУ , 2008.

10. Петрушин В.И.Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2000.

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков.М.: Изд.центр «Академия», 2000.

12. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи. Материалы международной научно-практической конференции . Липецк: ЛГПУ, 2008.

14. Тихонова Е.В.Музыкотерапия в структуре музыкального образования /Музыкально-худож. образован. и культура: актуальные проблемы развития и инноваций: мат-лы междун. научн.-практич. конф. Екатеринбург, Ур. ГПУ, 2008.

15. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В.Основы музыкальной психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007.

16. Шевченко Ю.С.Музыкотерапия // Музыкальная психология и психотерапия. 2007. № 2. М., 2007

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Роль художественной среды в музыкотерапии | Музыкального развития детей и школьников в процессе музыкально-терапевтического воздействия

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 135; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.