Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Интерпретация

Хотя понятия, лежащие в основе методики анализа рисунков, возникли сравнительно независимо в ходе изучения тысяч рисунков в клиническом контексте, их формулировка во многом определяется сложившимися проективными методами анализа личности, а также психоаналитической теорией.

Хотя некоторые допущения недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически. Принципы интерпретации базировались в основном на изучении клинических типов, при котором особое внимание уделялось графическим проявлениям клинического акцента.

Подборки рисунков, соотнесенные в деталях с анамнезом и историей болезни, использовались для исследования отдельных графических особенностей рисунка. В исследование были включены также женщины и дети, однако обстоятельства, связанные с профессиональными клиническими обязанностями автора, обусловили подбор рисунков в основном мужчин старше 16 лет, которые изучались в связи с трудностями адаптации и эмоциональными проблемами. Значительное число этих подборок рисунков соотносится с индивидуальными протоколами теста Роршаха, полученными при исследовании этих же испытуемых, что создает основу для будущих исследований соотношения этих двух методов. Мы не считаем, что детали рисунков, отобранные для обсуждения, исчерпывают все возможные аспекты рассмотрения. Новые аспекты рассмотрения и анализируемые особенности рисунков постоянно добавляются, с тем, чтобы сделать метод более утонченным, обогатить его. Отдельные черты рисунков постоянно включаются в поле зрения ради соотнесения индивидуального анамнеза с рисунком испытуемого.

Мы снова повторим основное положение, многократно проверенное в ходе клинических исследований: человеческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию


"нарисовать человека", отчетливо соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле, нарисованная фигура есть сам этот человек, и окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Возможно, это упрощенная формулировка, но она служит хорошей рабочей гипотезой. Для субъекта процесс рисования человеческой фигуры является, осознает он это или нет, проблемой не только (и не столько) графического навыка, но проблемой проекции себя во всех телесных смыслах и отношениях, которые актуализируются и репрезентируются в его образе тела. Следовательно, специалист, анализирующий рисунок, должен быть в состоянии вычленить из графической продукции то содержание, которое испытуемый вложил в нее. Он должен быть готов интерпретировать те аспекты, которые часто с потрясающей точностью и однозначностью высвечивают реальные жизненные проблемы и указывают на стиль поведения рисующего. Рисунок - это своего рода представление рисующего индивида. Так, если испытуемый изображает руки поднятыми и несколько раз изменяет их положение, это может быть интерпретировано как то, что в своем реальном поведении он не знает, куда деть руки. Если кулаки на рисунке сжаты, это может буквально выражать воинственность, агрессивность субъекта. Если глаза у нарисованной фигуры имеют мечтательное либо скрытное выражение, или выражение смущения, это часто может быть характеристикой проецирующегося индивида.

Размер фигуры, ее расположение на листе, скорость движений рисующей руки, нажим, твердость и изменчивость используемых линий, завершенность отдельных частей, поза фигуры, использование опоры или других эффектов, создающих впечатление опоры, изображение рук прижатыми к телу или вытянутыми, спонтанность или ригидность, нарисована ли фигура в профиль или анфас, - все это существенные аспекты самопрезентации субъекта. В ходе анализа придается значение пропорциям каждой части тела, тенденции к незавершенности, степени детализации, тому, где сконцентрированы детали, количеству и локализации усиленного нажима, стираний и изменений первоначальной линии, степени симметрии, соблюдению средней линии и, наконец, настроению, выраженному в лице и позе фигуры. Женские и мужские фигуры, изображенные испытуемым, сравниваются по всем этим характеристикам.

Содержание, включая детали тела и одежды, интерпретируется в терминах функциональной значимости, придаваемой этим деталям. Функциональная и экспериментальная оценки таких деталей были проведены с помощью испытуемых, искушенных в интроспекции и ассоциировании на сознательном уровне, а также с помощью психотических испытуемых, чьи бессознательные побуждения находились на поверхности и были доступны для анализа. Для дальнейшей валидизации базовых функциональных критериев интерпретации рисунков разрабатывается комплексный опросник, касающийся стереотипных значений, ассоциирующихся со специфическими типами тела, с отдельными деталями одежды, а также с такими частями тела, как большой нос, большие ступни, толстая шея, выступающий подбородок, широкие плечи, тонкие губы, большие руки, а также многие другие детали человеческой фигуры.


Голова

Каково может быть функциональное значение головы с точки зрения испытуемого, рисующего "человека"? Голова - важнейший центр локализации "Я". В основном, именно голове уделяется наибольшее внимание, за исключением рисунков тех пациентов, кто страдает неврозами, депрессией, а также социально дезадаптированных индивидов. Голова -средоточие интеллекта, социальности и контроля над телесными импульсами. Это единственная часть тела, которая постоянно открыта взгляду других людей и, таким образом, вовлечена в процесс социальных взаимоотношений. Испытуемые, как правило, подтверждают эту функциональную интерпретацию головы, когда их просят сначала указать, какая именно часть тела ассоциируется у них с человеком, а затем объяснить, почему именно эту часть тела (голову) они указывают прежде всего. Обсессивно-компульсивные испытуемые будут постоянно подчеркивать физическую силу изображаемой ими фигуры (делая ее похожей на обезьянью), не уделяя особого внимания изображению головы. В этом плане голова определяется как орган, ответственный за тот конфликт, который имеется у субъекта -конфликт, связанный со свободой проявления импульсивного поведения.

Непропорционально большие головы будут, как правило, рисовать испытуемые, страдающие органическим поражением головного мозга, подвергавшиеся нейрохирургическому вмешательству, а также те, кто страдает от сильных головных болей или другого рода повышенной чувствительности в этой области. Это может быть связано с тем, что ослабление интеллектуальной силы и интеллектуального контроля фиксирует сознание субъекта на голове как на важнейшем органе телесной иерархии. Можно, конечно, оспаривать, что в случаях органического поражения мозга большое внимание, уделяемое испытуемым голове, обязано своим происхождением нарушению пространственной ориентации, возникающей на базе интеллектуального дефекта. Однако тот факт, что именно голова, а не другие части тела, выделяется в первую очередь, должен рассматриваться в свете той функциональной значимости, которая приписывается голове.

Поскольку непропорционально большие головы часто встречаются в рисунках, было бы полезно исследовать различные психологические особенности испытуемых, рисующих большие головы. Молодые люди, чья эмоциональная и социальная адаптация нарушена в результате чрезмерного чтения, а также те, кто страдает другими видами нарушений личностной адаптации, часто рисуют большую голову у изображаемой ими фигуры (см. фигуру 4т). Ассоциации, возникающие у испытуемого по поводу изображенной им фигуры, чаще всего являют собой вербальное подтверждение той значимости, которую .данный молодой человек придает образованию и достижениям в интеллектуальной сфере, а также той фрустрации, от которой он страдает в этой области. Умственно неполноценные испытуемые часто рисуют большую голову - по тем же причинам. Фрустрированные интеллектуальные стремления, естественно, не проявляются в рисунках умственно отсталых субъектов так открыто, как это случается при ассоциировании по поводу рисунков у людей с нормальным интеллектом. Параноидный, нарциссичный, интеллектуально безупречный и тщеславный


субъект может рисовать большую голову как выражение своего преувеличенного "Эго". Другой тип испытуемого, в рисунках которого обнаруживается диспропорционально большая голова, - неадекватный мужчина, рисующий женскую фигуру, как правило, отражающую образ ма-гери, с головой, превосходящей размеры всей мужской фигуры. При различном изображении мужской и женской фигур в рисунках такого типа пол, наделяемый большей по размерам головой, - это тот пол, которому приписывается более высокий интеллект и социальная значимость.

Самая большая группа испытуемых, рисующих крупные головы, - маленькие дети. В их рисуночных проекциях телу всегда уделяется гораздо меньше внимания. Однако не вполне понятно, что с функциональной точки зрения, имеет главное значение - уменьшенное^ тела или же увеличенное^ головы. Функциональный анализ роли головы в сознании маленького ребенка позволяет предположить, что, вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в понятиях межличностных отношений), нежели на активности "Эго", отраженной в значении, приписываемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого. Неясно также, почему маленький ребенок 3-4 лет часто рисует большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее ("головоног"), как полную репрезентацию человека. Это может быть связано с тем, что, поскольку передвижение и мануальное исследование окружающего пространства (и собственного тела) являются важнейшими особенностями развития ребенка в раннем возрасте, то появление в рисунке рук и ног раньше, чем тела, функционально оправдано. Поскольку развитие "Эго" ребенка, его чувства "Я" в понятиях интеллектуальной силы и интеллектуального контроля находится лишь в стадии зарождения, мы должны исследовать функциональное выделение головы под другим углом зрения. Ребенок предлагает изображение головы как законченный рисунок человека, но он никогда не представит человека в целом с помощью рисунка отдельно туловища, шеи, рук или ног. Не кажется ли, что голова имеет больший размер потому, что это - осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности, или же голова приобретает в сознании ребенка особую важность благодаря тому факту, что наиболее одухотворенная часть социального окружения - лицо взрослого человека? Именно голова концентрирует на себе улыбку, одобрение, неодобрение или брань. Голова взрослого - наиболее важный орган, связанный с эмоциональным комфортом ребенка. Возможно, большая голова, которой зависимый мужчина наделяет изображаемую им женскую фигуру, отражает его эмоциональную фиксацию на поддерживающем его образе матери, подобно тому, как это происходит с нормальным ребенком в определенной фазе его развития,

Гудинаф (17) отметила основные различия между рисунками мальчиков и девочек, получивших одинаковую инструкцию "нарисовать человека". Эти различия заслуживают того, чтобы рассмотреть их с функциональной точки зрения. Отмечается, что девочки рисуют более крупные головы, более короткие руки, меньшие по размеру кисти рук, более короткие ноги и меньшие по размеру ступни, нежели мальчики (см. рис. 4т). Такого рода различие может быть связано с соответствующим опытом, который приобретают, вырастая в нашей


культуре, мальчики и девочки. В то время, как от девочек требуется лишь быть хорошенькими и изящными, дабы привлекать внимание в обществе, от мальчиков ожидают быстрых успехов в физическом и сексуальном развитии, в овладении спортивными навыками, с тем, чтобы сильнее выделяться в своем окружении, демонстрировать более впечатляющие, очевидные достижения. Многие клиницисты отмечали, что эмоциональные трудности, нарушения поведения и затруднения в учебе чаще проявляются у мальчиков, нежели у девочек. Требования, предъявляемые к мальчику, выше. Соревнование с очень значительными, подчас недостижимыми успехами, приписываемыми "образу отца", может довести мальчика до уныния, озлобленности и часто отступления под опеку матери. Имеет место проявление таких проблем, от которых девочки, по большому счету, избавлены.

Социальные черты - части лица

Лицо - наиболее выразительная часть тела. Это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок человека, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Для испытуемых, рисующих голову в последнюю очередь, обычно характерны нарушения в межличностных отношениях. Лицо может быть расценено как социальная часть рисунка. Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях. Такой рисунок - графическое проявление избегания проблемы. Поверхностность, настороженность и враждебность характеризуют социальные контакты индивидов такого типа. Мы сталкивались также с опусканием черт лица в рисунках "нормальных" субъектов. Робкие, несмелые, склонные к уходу от проблем индивиды часто сильно затушевывают черты лица, подчеркивая контур головы (значимость "Я" и сильное стремление к социальному принятию, заблокированное эгоцентризмом.) С другой стороны, мы отмечаем также выделение и подчеркивание черт лица у тех субъектов, которые в собственной фантазии компенсируют свою неадекватность и слабость самоутверждения, создавая образ "Я" агрессивного и социально доминантного индивида. Такая позиция часто проявляется в рисовании профиля и в комбинации профиля с неясно выделенной средней линией фигуры.

Один глубоко дезадаптированный подросток, нарисовавший большую голову, наполнил свой рисунок богатым фантазийным содержанием и символическим выражением сексуальной витальности (огромная, сильно заштрихованная шляпа, чрезвычайно толстые, также сильно затушеванные губы, и пышные, тщательно прорисованные волосы). Голова была изображена практически отдельно от тела нарисованной фигуры. Она находилась в стороне от средней линии тела и была похожа на голову статуи, отбитую и неловко заново прикрепленную. В


ассоциативных связях испытуемого выявилось, что нарисованный человек очень умен, и хотя он чернокожий и находится в стесненных обстоятельствах, он стремится стать доктором (большая голова - дань интеллекту, а излишне проработанные детали головы - дань фантазии). Остальная часть фигуры была нарисована в тщательно подобранной, как у денди, одежде - сюртук, отутюженные брюки и остроносые туфли. Сильно подчеркивалось ничем не сдерживаемое выражение того, что жизнь индивида направляется мощными импульсами. С клинической точки зрения, для этого субъекта характерна двойственность: с одной стороны, показная, кричащая, чрезмерно активная и несдержанная демонстрация сиюминутных потребностей, и, с другой стороны, оторванная от жизни фантазия, в которую субъект полностью погружается и которая превращает задание "нарисовать человека" в настоящий творческий акт, имеющий для субъекта значение катарсиса.

Выражение лица

Установлено, что выражение лица является одной из таких характеристик рисунка, которые можно интерпретировать непосредственно с достаточной точностью. Индивидуальные оценки выражения лица нарисованной фигуры будут различаться в деталях, однако опыт автора показывает, что независимость суждений от личности описывающего рисунок - скорее правило, чем исключение. Мы обнаруживаем, что, независимо от умения рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать своему рисунку определенное выражение - ненависти, страха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротости или даже неадекватной аффективное™. Однако попытка испытуемого нарисовать в соответствии с инструкцией смущенного либо счастливого человека может оказаться неудачной. Запланированы эксперименты, в которых проекция различных выражений лица будет следствием специфической инструкции, а также будет возникать под влиянием специфического настроения, внушенного под гипнозом. У шизоидных субъектов обычно наблюдается комбинация особенностей рисунка, включающая выражение лица, отражающее аутистическую и нарциссическую поглощенность, большие размеры изображения, а также ограниченную подвижность, что подчеркивает сконцентрированность субъекта на себе. В такого рода рисунках обездвиженных фигур воображаемое двигательное побуждение сильно, однако фигура остается зажатой в рамках нарциссизма и эксгибиционизма субъекта. Более чем часто результатом бывает статичная поза, что ощутимо контрастирует с очевидным внутренним побуждением к движению.

Большое разнообразие графических особенностей, относящихся к индивидуальным характеристикам лица, составляет один из основных источников анализа содержания. Интроспективные отчеты, полученные у отдельных испытуемых и касающиеся их навыков рисования, выявляют предрасположенность к закрепленным предпочтениям специфических способов изображения рта. глаз, носа и других деталей лица. Это предполагает, что определенный стиль, избранный для изображения различных черт лица, стабильно соотносится с базовыми характеристиками личности. Эта гипотеза проверяется путем


изучения константности рисовальных шаблонов.

В рисунке присутствуют и другие очевидные признаки высокоразвитой интрапсихической дифференциации. Это особенно хорошо заметно, когда испытуемый рисует дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность. Такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу. Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу. Специальное подчеркивание лба, изображение его очень выпуклым (что особенно хорошо видно на профильных рисунках) в целом ассоциируется испытуемым с интеллектуальными способностями. Подчеркивание выпуклости в области затылка, что также иногда видно на рисунке, имеет, вероятно, такое же значение.

Рот

Рот появляется на детских рисунках практически так же рано, как и голова. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рисуночных проекций. Рот может быть выделен путем пропуска его (отказ от изображения рта вообще), подчеркивания, необычного размера, особых очертаний, штриховки, стирания или изображения его в необычном месте. Выделение оральной области отмечается в рисунках маленьких детей, а также отсталых и деградировавших индивидов, алкоголиков. Поскольку рот является источником чувственного или эротического удовлетворения, он отчетливо выделяется в рисунках индивидов, имеющих сексуальные проблемы. Чрезмерно сильное выделение рта обычно связано с фиксацией на пище, с желудочной симптоматикой, а также склонностью к сквернословию и подверженностью вспышкам гнева. Рот с детально прорисованными зубами в рисунке взрослого человека считается признаком инфантильной, оральной агрессивности (см. рисунки Зт и 3f). Часто можно видеть такой рот на рисунках испытуемых, страдающих простой формой шизофрении, а также явных истериков. Дети и дефективные испытуемые невысокого уровня часто демонстрируют такой способ изображения рта, однако, в отличие от рисунков шизофреников, оральная агрессия, обозначаемая таким образом, является скорее показателем развития, нежели регрессии. Иногда обозначен также и язык, что подчеркивает оральную концентрацию на примитивном уровне. Этим привносится также эротическая нота.

Изогнутый, чувственный рот обычно отмечается в рисунках ИнфаНТИЛЬНЫХ, ЗаВИСИМЫХ ИНДИВИДОВ. Их

зависимость часто подчеркивается также выделением пуговиц. Функционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи. Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требовательные и паразитически настроенные взрослые испытуемые. С другой стороны, мы выявили в рисунках другой тип рта - изображение его резкой, грубой линией (как щель). В рисунке такой рот передает агрессивность. Такой способ изображения рта, как правило, достоверно ассоциируется с вербально-агрессивной, сверхкритичной и подчас садистической личностью. Варианты такой линии можно видеть в тех случаях, когда испытуемый начинает рисовать под ощутимым давлением, но быстро заканчивает работу над листом бумаги. В результате рот обозначается как короткая, грубая линия. Интерпретация такого типа рисунков состоит в том, что побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор заставляет индивида предусмотрительно от нее


отказаться. Испытуемые, находящиеся в состоянии напряженности, изображали рот одной линией на профильных рисунках так, как будто рот был плотно сжат, закрыт от чего-то. Особенно это было заметно в рисунках тех испытуемых, которые имели активный опыт фелляции. Сходный тип изображения, но с менее выраженной напряженностью, отмечался у пациента, который лишился речи в результате операции на горле. В этой связи было бы полезно изучить способы изображения рта у людей, страдающих от заикания и других дефектов речи. Изображение рта с помощью широкой приподнятой (на концах) линии, как на клоунской маске, часто отмечается в детских рисунках и иных фигурах, нарисованных в инфантильной манере. В зависимости от других аспектов рисунка это интерпретируется как подчеркнутое стремление к одобрению либо как аффект неадекватности. В рисунке, который был недавно выполнен пациентом, страдающим патологической депрессией, отсутствие рта совпадало с выраженным чувством вины в связи с оральной агрессией, связанной в сознании пациента с садистскими наклонностями. Такая формулировка совпадает с психоаналитической теорией депрессии. Пропуск рта характерен также для астматиков.

Губы

Детализация губ, появляющихся на рисунке, часто задает тон выражению лица. Приданные мужской фигуре полные губы расцениваются как показатель женственности (см. рис. 6т). Они могут часто изображаться наряду с другими чертами, отражающими тщеславие и нарциссические интересы. Иногда губы изображаются особо чувственными и могут быть интерпретированы именно таким образом. В редких случаях губы специфически изогнуты, чтобы походить на фаллос, - для этих испытуемых был актуален опыт оральной сексуальности. Изображение губ, так же, как и других деталей, часто заметно различается в рисунке мужской и женской фигуры. Эти различия будут обсуждаться в одном из следующих разделов. Тщательно вырисованные губы в форме лука Купидона в сочетании с другими обильно приукрашенными чертами изображенной фигуры можно видеть в рисунке преждевременно сексуально развившейся девочки. О выраженности сексуального побуждения можно судить, исходя из других аспектов рисунка. Неуместная линия, находящаяся между губами, наподобие соломинки или зубочистки, отмечается в рисунках тех испытуемых, в чьей сексуальной сфере имеется предрасположенность к оральному эротизму. Более грубая и специфическая эротическая концентрация на губах и области рта имеется в рисунках очень незрелых индивидов - их рисунки сами по себе весьма грубы. Более изощренный вариант орально-эротического акцента достигается включением очень заметной сигареты или трубки.

Подбородок

В представлении о красоте лица подбородок играет сравнительно небольшую роль. В реальной жизни просто различают слабый и сильный подбородок. В рисунках же он часто акцентируется. Роль подбородка в образе тела обусловлена преимущественно его символическим значением в качестве социального стереотипа, а не проистекает из его конкретной функциональной роли. В профильных изображениях подбородок часто вздернут, напряжен или заметно выступает. Такое изображение может расцениваться как компенсация


слабости, нерешительности, боязни ответственности. Оно интерпретируется как отражение сильного стремления к превосходству и социальной значимости. Нередко это стремление еще более полно проявляется в виде прорисовки с нажимом всего лицевого профиля в противоположность легким линиям во всех остальных местах. В таких случаях данное побуждение обычно не проявляется во внешнем поведении, а культивируется в воображении. В целом, линия, выполненная прерывисто или с нажимом свидетельствует о внимании к подбородку. Нередко подбородок женской фигуры изображался иначе, чем мужской. Как правило, зависимые мужчины часто символически отображают проекцию большей силы, приписываемой женщине, не только рисуя женскую фигуру большего размера, чем мужскую, но также наделяя ее гораздо более сильно выступающим подбородком.

Глаза

В функции социальной коммуникации, которая приписывается голове, существенная часть сконцентрирована в глазах индивида. К глазам относятся не только как к "зеркалу души", отражающему внутреннюю жизнь индивида. Это основной орган контакта с внешним миром. "Увидеть - значит поверить" - вот только одна из многочисленных поговорок, которые подчеркивают центральную роль глаз в функции принятия или отвержения мира человеком. Индивид, утративший слух, сохраняет активный контакт с окружающим миром, быть может в несколько раздражительной и параноидной манере. Он продолжает бороться. За несколькими особыми исключениями, человек, утративший зрение, теряет контакт с внешним миром, он неспособен к борьбе, поскольку он физически попадает в полную зависимость от своего окружения. Он либо вообще выключается из социального взаимодействия, либо становится чрезвычайно зависимым. Глаза - это главная точка концентрации чувства "я" и одновременно точка максимальной уязвимости этого чувства. Общеизвестное выражение "заслонить животворящий свет от человека" подтверждает тот факт, что человек может погибнуть, если ограничена его способность пользоваться зрением. Глаза служат прежде всего для предупреждения индивида об угрожающих или опасных элементах окружающей его среды. Это та функция, которую, как правило, выделяет прежде всего параноидный субъект, сильно графически подчеркивающий глаза. Параноидный индивид сверхнасторожен к любой детали, касающейся его. Эти идеи могут порождаться страхом того, как люди реагируют на его собственную враждебность по отношению к ним, - и особенности глаз являются центральным отличием этого типа сензитивности. Индивид может в отдельных случаях изобразить прикрытые чем-либо глаза, либо придать им выражение подозрительности - признак наличия идей отношения. Мы видим также пронизывающий взгляд в рисунке, где в большей степени отмечается функция глаза как агрессивного социального инструмента, нежели эстетическая функция либо функция получения более полного визуального опыта (см. рис. 3f). Глаза могут также выражать злобность, силу или гипнотический контроль, и в этом смысле их следует расценивать как представителей сознания. Когда человек фиксирован на чем-либо, это смущает его мысли. Глаза имеют отношение к нашей эмоциональной жизни, чувству безопасности, поскольку мы читаем


принятие или отвержение в глазах других людей. В литературе всегда уделялось много внимания глазам человека при описании его характера. Глаза имеют чрезвычайно большое значение в иерархии оценок физической красоты и сексуальной привлекательности. Глаз -сложный орган, позволяющий нам получать много удовольствия и много знаний.

Графические способы изображения глаз, вероятно, столь же разнообразны, как их функция. В рисунке параноика мы видим большие, темные, сосредоточенные или имеющие угрожающее выражение глаза, создающие впечатление враждебности и подозрительности. Девочки в основном изображают большие по размеру и более тщательно прорисованные глаза, чем мальчики. Функционально глаза женщины могут быть более значимы для социальной адаптации и сексуальной стимуляции. Женщины также обычно более открыты социальным контактам, нежели мужчины. Гомосексуально ориентированный мужчина, часто очень экстравертированный в социальном плане, может изобразить большие глаза с ресницами в сочетании с обувью на высоком каблуке - все это в рисунке мужской фигуры. В других случаях область глаз, обведенная особой линией, может быть довольно большой, но сами глаза при этом могут быть относительно небольшими. В этом случае индивид может демонстрировать выраженную любознательность, но при этом испытывать некоторое чувство вины, связанное с этой функцией: возможно, это коренится в природе вуайеристического конфликта. Маленькие глаза часто появляются в рисунке в сочетании с другими графическими признаками поглощенности собственными переживаниями. Мы отмечали также испытуемых, рисующих фигуру с закрытыми глазами, как бы стремящихся отгородиться от мира, чтобы лучше сконцентрироваться на своем собственном телесном нарциссизме. Менее произвольная и более тонкая проекция "не видения" проявляется в пропуске зрачка и рисовании только контура глаза. В этом случае субъект не отгораживается активно от мира, но мир представляется ему туманно, как недифференцированная стимульная масса, с незначительной степенью определенности деталей (см. рис. 4f, 4m). "Невидящий" глаз можно считать симптоматичным при эмоциональной незрелости и эгоцентризме, В отдельных случаях изображение "пустых глаз" доводится до крайности: в виде одинаковых маленьких кружочков изображаются глаза, нос, рот и пуговицы. Такие рисунки встречаются у деградировавших, впавших в детство взрослых, глубоко отсталых, а также иногда у маленьких детей, что вероятно является отражением зависимости, неглубокой эмоциональности, недостаточной способности к различению. В рисунке мужской фигуры, выполненном одной пациенткой, отсутствовали глаза, что было связано с ее садистскими фантазиями о ликвидации брата-конкурента путем его ослепления.

Брови

Значение бровей не вполне выяснено. Встречались индивиды, уделявшие особое внимание рисованию бровей, однако соответствующих ассоциаций от них получено не было. Интерес к бровям, вероятно, соответствует тому значению, которое придается другим волосистым деталям. Аккуратные брови, как и аккуратная прическа, - это один из


социальных стереотипов, отражающих ухоженность и изысканность, в то время как кустистые брови предполагают более примитивные, грубые и не отрегулированные личностные характеристики. Смысловая нагрузка, которую несут аккуратные брови, -критическое отношение к тому, кто позволяет себе свободное самовыражение, так же как поднятые брови ассоциируются с надменностью, высокомерием либо недоумением.

Ухо

Ухо, как правило, выделяется специально для обозначения какого-либо конфликта. Функционально ухо является относительно пассивным органом. Оно не видно полностью при контакте "лицом к лицу", а у женщин часто скрыто волосами. В тех случаях, когда ухо находится на виду, женщины носят серьги больше для того, чтобы отвлечь внимание от уха, нежели чтобы подчеркнуть его. Серьги служат выделению и подчеркиванию овала лица. Если ухо не бросается в глаза из-за размера или какого-либо особого дефекта, оно представляет малый эстетический интерес. Уши заведомо обречены на пренебрежение при поддержании их чистоты, и ковыряние в ушах считается таким же вульгарным, как и ковыряние в носу. Ухо появляется на рисунке в более позднем возрасте, нежели любая другая черта лица. Таким образом, предполагается, что отсутствие ушей на рисунке имеет меньшее значение, чем пропуск испытуемым более активной части тела.

Если ухо выделяется своим размером, формой, местоположением, либо оттопырено или выступает сквозь волосы, можно предположить, что рисующий придает ему определенное значение. Его предрасположенность может варьировать от легкой реактивности на критику до активных слуховых галлюцинаций. Степень деформации уха часто коррелирует с интенсивностью слухового опыта.

Особое внимание к рисованию уха может быть связано с глухотой, однако этому соображению не придается значение в случайно выбранных группах. Часто особо выделяют ухо подозрительные и недоверчивые параноики, но их рисунок смягчен по сравнению с теми пациентами, которые страдают, или страдали слуховыми галлюцинациями (см. рис. Зт). Шизоидный индивид с аморфными идеями отношений часто графически отражает этот симптом путем выделения уха (см. рис. 2т). Одному юноше, страдавшему шизофренией, который предложил очень искусный рисунок человека, не содержавший большого количества патологических черт, был поставлен диагноз в результате "слепого" исследования его рисунка благодаря необычному способу изображения ушей. Ухо было нарисовано очень большим, имело линии, расходящиеся радиально из центра, и было экспрессивно затушевано. По результатам теста Роршаха он, как было впоследствии выявлено, идентифицировал карту III полностью как ухо: "Темное может быть внутренней частью, тенями внутри ушной раковины, а красное может быть светом, освещающим его". Часто индивид, имеющий гомосексуальный конфликт, проецирует идеи отношения и параноидные реакции в специфическое подчеркивание ушей. Индивид, который легко обижается и сопротивляется авторитетам, может демонстрировать на этой основе усиленное выделение уха. Один из


умственно неполноценных ннднвндов, которого помимо всего прочего называли "ослом", и который активно реагировал на свою непопулярность, ухитрился снабдить свои рисунки бросающимися в глаза ослиными ушами.

Волосы

Выделение волос на голове, на груди, в виде бороды или усов в целом интерпретируется как стремление подчеркнуть мужественность. Акцент может быть выражен путем размещения волос на относительно большой площади тела (см. рис. 8f, тщательной прорисовки прически (см. рис. 2f, либо интенсивной штриховки участка, обозначающего волосы (см. рис. 6f) Символическая значимость волос как индикатора сексуальной зрелости (мужественности) традиционно подтверждается фольклором и модой. Достаточно вспомнить в связи с этим классическую историю Самсона и Далилы. Часто наблюдаются бурные переживания, возникающие у подростков в связи с появлением волос на лице и теле. Для незрелого индивида характерно отращивать усы или бороду в попытке убедить других в собственной зрелости, невзирая на тот факт, что растительность заставляет заподозрить маскировку слабости лица. Бакенбарды, к которым некоторые подростки относятся как к чему-то стильному и мужественному, тогда как они служат лишь для выделения черт "денди" в изображаемой мужской фигуре, ассоциируются с "волчьей" традицией в сознании рисующего индивида.

Мода на женские прически добавляет дополнительные подробности, особенно если это ассоциируется со специфическими характерами. Можно сравнить хотя бы чопорную, строгую и скучную прическу старой девы с подчеркнутой роскошью и свободой прически, ассоциирующуюся с сексуально привлекательной и активной женщиной. Ассоциации, даваемые испытуемыми-мужчинами (в основном, подростками или молодыми людьми), изображающими женскую фигуру с роскошными, распущенными волосами, в то время как мужская фигура изображалась с аккуратной и строгой прической, указывали на то, что беспорядочной прическе придается смысл сексуальной распущенности (см. нижний рис. If) Перефразируя утверждения многих пациентов, можно сказать: "Ее спутанные волосы означают, что она неаккуратна, развязна и нездорова". (У психосексуально незрелых мужчин часто наблюдается проекция аморальности.) Женщина с обильным оволосением часто расценивается как сексуально невоздержанная. Различное отношение к волосам у мужской и женской фигуры в основном наблюдается у психосексуально незрелых мужчин, которые сами по себе склонны к нарциссизму и с опаской относятся к женщинам (см. рис. 6т и 6f.)

Акцент на волнистых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства имеет место в рисунках сексуально распущенных девочек, а также тех, кто предается возбуждающим фантазиям. Такое отношение часто встречается в подростковом возрасте, но также встречается у детей, преждевременно развившихся социально или сексуально. Такие рисунки часто включают ювелирные украшения и подобные детали. Энергичная растушевка волос наряду со слабо


выраженной формой прнческн часто является выражением конфликта мужественности, перерастающего в отклоняющееся сексуальное поведение. Обозначение волос на челюсти появлялось в ряде рисунков подростков, чей конфликт, связанный с мужественностью, имел шизоидную основу. В одном случае острое проявление шизофренического возбуждения, включающего страх кастрации, возникало в парикмахерской, где испытуемому остригали волосы. Сочетания возникают в тех случаях, когда женская фигура нарисована с заметно выделенными волосами, в то время как мужская увенчана несуразной шляпой. Диагностическое значение этого - регрессировавший или шизоидный характер, оставшийся сексуально инфантильным и подверженный яркому фантазированию на темы мужественности. В подборках рисунков, демонстрирующих такой тип дифференцированного отношения к волосам и шляпе, женская фигура обычно представлена как более сильная в паре. Символическая значимость таких сочетаний волос и шляпы в рисунках регрессировавших испытуемых не вполне ясна. Возможно, шляпа служит цели сделать мужчину более представительным, скрывая его импотенцию, и в этом смысле представляет собой бессознательную сексуальную компенсацию. Интересно, что обратное отношение, т.е. рисование волос у мужской фигуры и шляпы у женской, встречается крайне редко.

Нос

Нос на рисунках принято рассматривать как сексуальный символ. Подобно пенису, нос находится на средней линии тела и выдается вперед, и его перемещение не является необычным. Большинство испытуемых мужского пола уделяют значительное внимание носу как при рисовании, так и при вербальном описании нарисованной фигуры. Подростки очень часто расценивают нос как наихудшую часть своего лица и тела. Нередко приходится слышать от подростка, что он отказывается месяцами покидать свою комнату, потому что болезненно озабочен формой своего носа.

Один молодой человек, страдающий шизофренией, совершивший садистское убийство на сексуальной почве, жаловался на смущение, возникающее в связи с воображаемым дефектом носа, которое он пронес сквозь подростковый возраст. Эта озабоченность была определенно связана с чувством вины по поводу мастурбации. В рисунке другого пациента на месте носа помещен рот. Это замещение было особенно значимо, поскольку этот пациент был арестован за совершение куннилингуса с детьми. В его сексуальном поведении его пенис был действительно замещен ртом, и в рисунке рот был нарисован именно там, где полагалось быть носу (символу пениса). В ходе анализа рисунков встречалось много других случаев использования носа как символа пениса. Социальный стереотип восприятия длинного носа как подтверждения сексуальной силы и носа - "пуговки" как доказательства инфантильности отражен в большом количестве анекдотов.

Поскольку большинство пациентов с психическими расстройствами имеют сексуальные нарушения: незрелость, переживания неполноценности и импотенции, гомосексуальность, постольку превалирование выделения носа в рисунках является весьма заметным. В профиле


нос может быть подчеркнут, увеличен, либо уменьшен, подтерт, затушеван, перечеркнут, либо сделан слишком длинным. В целом, нос может быть затушеван, подчеркнут или пропущен. Конфликтное отношение к носу может быть придано обеим фигурам в паре рисунков. В других случаях субъект относит такого рода конфликтное изображение к фигуре противоположного пола. Способ, с помощью которого субъект распределяет свои собственные черты между мужской и женской фигурой, может проистекать из паттерна его сексуальных идентификаций. Интересно также отметить, что часто пропускание носа у одной фигуры сопровождается чрезмерным подчеркивание носа у другой фигуры в комплекте рисунков. Импотенция пожилого мужчины часто символически обозначается путем рисования чрезмерно длинного носа, в то время как сексуально неуверенный подросток вероятнее будет проецировать свои сексуальные трудности в явных символах, таких как пояс, выделяющийся клапан на брюках, либо затенение или обрезание носа. Опыт позволяет утверждать, что заштрихованный или срезанный нос относится в большей степени к страху кастрации и оправданию аутоэротизма (см. рис. 6т), в то время как выделенный нос является подтверждением более прямой компенсации неадекватной сексуальности. Это наблюдение требует дальнейшей проверки. Если ноздри обозначены как-либо особо, то это считается проявлением агрессии. Такая интерпретация полностью подтверждается изучением других особенностей рисунка.

Шея

Шея часто подчеркивается с помощью графического выделения теми индивидами, которые обеспокоены несогласованностью своих импульсов и функций сознательного контроля. Для их личности характерно осознание некой раздвоенности. Предполагается наличие конфликта, относящегося к силе Супер-эго. Структурно шея является связующим звеном между телом (импульсивной жизнью) и головой (интеллектуальным, рациональным контролем). С эстетической точки зрения шея, подобно ушам, практически не привлекает внимания, если она не слишком деформирована. Примитивные люди избирают эту область для украшательства. Чем выше уровень испытуемого, тем более выделяется ворот, с тем, чтобы подчеркнуть отделение головы от тела. Интересно, что религиозные символы и амулеты носятся на шее значительно чаще, чем на запястьях или лодыжках. "Твердолобые" и культурные, "зажатые", ригидные и сверх-моральные испытуемые, которые ради своего собственного превосходства отделяют от себя свои импульсы, ассоциируются с высокой длинной шеей, в то время как индивиды пикнического телосложения, имеющие короткую шею считаются грубыми, прямолинейными, их поведение более направляется побуждениями, нежели интеллектом. Убранство шеи различными украшениями оформляется скорее ради того, чтобы отвлечь от нее внимание и перенести его ниже на линию груди либо на лицо. В отдельных случаях появляется неуместная горизонтальная линия, как бы отрезающая голову от шеи, которую испытуемые не в состоянии объяснить. Более тонкий способ такого отделения осуществляется за счет появления тесного крахмального воротника на женской


шее, причем остальная одежда не проработана (см. pnc.Vf).

Конфликтное отношение к шее, подразумевающее не скоординированность между импульсами и рациональным контролем, проявляется во многих рисунках, поскольку равновесие между самовыражением и социальными предписаниями особенно зыбко в сложной и противоречивой культурной среде. Шея часто рассматривается как наиболее важная часть тела испытуемыми, когда они высказывают ассоциации по поводу своих рисунков. Один из испытуемых объяснил эту важность тем, что шея является местом локализации адамова яблока. Один параноидный индивид утверждал, что без шеи "вы не можете повернуть вашу голову, чтобы увидеть, кто находится и что делается позади вас". Истерический ком в горле дает еще одно очевидное подтверждение того, что шея избирается как фокус конфликта. Наиболее серьезные попытки самоубийства направлены на действия с шеей. Некоторые психотические пациенты с чувством вины по поводу имевшего ранее место опыта фелляции демонстрировали симптомы острого дискомфорта, связанного с шеей. Один ребенок, которого собирались тестировать, молча посмотрел на исследователя и показал, что ему только что делали тонзилэктомию. Вскоре выяснилось, что этот ребенок подвергся обрезанию в связи с навязчивой мастурбацией, и что символическая кастрация с готовностью была перенесена на шею. Несмотря на то, что рисование шеи не требует какого-либо особого умения, это одна из тех деталей, которые позже всего включаются в детский рисунок. Опускание шеи является признаком незрелости в рисунках детей, взрослых дефективных испытуемых и регрессировавших индивидов. Этим индивидам действительно недостает способности произвольно регулировать свои побуждения.

Длинная и часто очень тонкая шея, изображающая разрыв между телом и головой, особенно часто встречается на рисунках шизоидных или даже шизофренических индивидов. Клинически многие из них страдают от чувства телесной слабости, которое они выражают в компенсаторных стремлениях к физической силе и агрессии. В их вербальных ассоциациях они отмечают грудь и плечи как лучшие части нарисованной ими мужской фигуры и принижают значение головы. Они являются физически неполноценными и психосексуально инфантильными, и ряд представителей этой группы изучался в связи с их компенсаторными актами агрессии. Чрезвычайно длинная шея одной из фигур в комплекте рисунков может часто сочетаться с отсутствием шеи либо очень короткой шеей у другой фигуры в паре.

Адамово яблоко

Адамово яблоко появляется в рисунках сравнительно редко. В основном его можно увидеть на рисунках молодых мужчин как выражение сильной мужественности или маскулинных побуждений. Особая заинтересованность в адамовом яблоке наблюдалась лишь у сексуально слабого индивида, который обнаруживает мало различий между мужскими и женскими характеристиками и неуверенность в своей собственной роли. Изредка адамово яблоко изображалось у женщины (ей приписывалась мужественность). Пациенты, которых спрашивали о том, что они знают о функции адамова яблока, приписывали ему роль в


глотании, и не были уверены в том, имеют ли его женщины, так же как и мужчины. Тем не менее, они очевидно бессознательно использовали его как индикатор маскулинности.

Контактные черты

Мы строим наш образ "Я", исходя из наших побуждений, нашего поведения и реальности вокруг нас. Репрезентация образа тела в рисунках имеет тенденцию графически отражать любой конфликт, который мог быть пережит в любой из этих сфер. Образ тела меняется при психическом или физическом заболевании, при фрустрации и затруднениях адаптации. Структура модели тела в целом постепенно развивается по мере обогащения и интериоризации опыта. В целом более качественное и детализированное изображение головы по сравнению с телом в рисунках маленьких детей и деградирующих индивидов свидетельствует о том, что образ тела формируется постепенно, и что он уязвим перед лицом психического расстройства, конфликта или личностной дезорганизации. Движение и взаимодействие с внешним миром укрепляют образ тела. Те индивиды, которые из-за физической или психической болезни ограничены в движении или контактах с внешним миром и вынуждены довольствоваться в основном восприятиями и ощущениями, исходящими из их собственного тела, могут также проецировать экспрессию внутренней фантазийной активности, или, если им недостает активных фантазийных компенсаций, могут рисовать портрет пустого, выродившегося, и подчас глупого человека, сводя образ личности к простейшим и грубейшим основаниям. В целом можно сказать, что движение как выражение фантазии в рисунках имеет тенденцию к уменьшению с возрастом так же, как это происходит с реальной двигательной активностью индивида. Дети и молодые люди более, чем остальные, показывают движение в своих рисунках - как реальное функциональное движение, так и зародыш движения, относящийся к фантазийным разработкам. Для них также более естественны проекции социально-героических стереотипов.

Различные графические признаки слабого контакта с внешним миром и возрастающий уход в ось тела видны у дезадаптированных индивидов. Определенная степень соматической концентрации, интенсивного нарциссизма и ослабления контактных черт обнаруживается в большинстве рисунков невротиков или психотиков. Такие рисунки часто сочетают инфантильность с активной фантазией в форме хорошо развитой детализации в области тела, но руки не отделены от тела, глаза смотрят внутрь и рот часто представляется вогнутым, воспринимающим. Во многом жизнь и одушевленность фигуры может зависеть от завершенности изображения наряда и украшений при полном отсутствии гибкости фигуры. Застывшее или замороженное движение, когда интенция к движению ясна, но фигура находится в ловушке самосозерцания, падает на группу рисунков "слабо контактных-испытуемых.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Иллюстрации функциональной основы мотивации в рисовании | Рукн н кнстн

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 477; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.