Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Физиологические механизмы речи

Известно, что речевой механизм приводится в движение не сам собой. Механизм произнесения отвечает за то, чтобы движения речевых органов были закономерными и точными. Для осуществления этого механизма необходима тесная взаимосвязь в работе центрального речевого аппарата (регулирующего) и периферического (исполнительного). Для того, чтобы произошло осуществление слов, в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга происходит отбор команд (артикуляторная программа) для организации речевых движений. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, голосовой и артикуляторной системах. В результате точных речевых движений возникают определённые звуки речи, из которых формируется устная речь [42].

О важности каждой из систем, участвующих в возникновении звуков речи, писали многие авторы. Об этих системах мы и поговорим далее.

ДЫХАНИЕ

Л.В. Щерба (1974), Р. Якобсон (1975), Н.И. Жинкин (1958) и другие исследователи, описывая механизм голосообразования (фонации), в котором принимают участие воздушные пути и полости (лёгкие, бронхи, трахея) и система резонаторов, подчёркивали роль фонаторной системы.

Что касается голосовой функции гортани, то есть непосредственно механизма голосообразования, то этот вопрос чрезвычайно сложен и до настоящего времени полностью не изучен.

Начиная с середины XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования, и многие учёные пытались ответить на этот вопрос.

К этому времени относится создание миоэластической теории фонации, основоположником которой считают Феррана [38]. Согласно этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом; и частота колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок.

Таким образом, основными факторами голосообразования являются подсвязочное давление воздуха и тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения голосовой мышцы).

Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление на определённом уровне, необходимом для произнесения того или иного звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется рефлекторным путём по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

Следует заметить, что миоэластическая теория голосообразования получила широкое распространение. Её идеи разделили большинство исследователей. И на сегодняшний день её отражение мы находим в трудах Н.И. Жинкина, Л.Б. Дмитриева, С.Л. Таптаповой, Е.С. Алмазовой и др.

Сторонники нейрохронаксической теории, которую на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал французский учёный Р. Юссон, отводят более самостоятельную роль голосовым складкам. По их мнению, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок (как объясняет миоэластическая теория), а материалом, из которого генерируется энергия – звук.

Теория Юссона вызвала много споров и отрицалась многими учёными. Однако эта теория до сих пор существует в науке наряду с миоэластической. И авторы Л.Б. Дмитриев, Н.И. Жинкин считают, что механизм голосообразования следует объяснять, исходя из обеих теорий – миоэластической и нейрохронаксической [20].

Л.С. Выгодский (1925) обратил внимание на то, что важнейшим из речевых движений является дыхание, что речь без речевого дыхания немыслима [14]. Известно, что во время дыхания воздух из дыхательных путей, под воздействием выдыхательной мускулатуры, создающей в ней повышенное давление, плавно и ненапряжённо проходит через широко открытую голосовую щель. При звукообразовании голосовая щель замкнута и голосовые связки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на короткое время. Через неё из дыхательных путей выходит часть воздуха, после чего голосовые складки снова смыкаются и начинают колебаться.

Голосовые складки, как часть гортани, выполняют функцию реализации речевой интонации с помощью силового и логического ударений. Имеется у них и другая функция – фонемообразование. Гортань, так же как язык и губы, тоже является фонемообразующим органом. «Язычок» мягкого нёба выполняет две функциональные роли: во-первых, он дифференцирует ротовую и носовую резонаторные полсти и, во-вторых, опять таки принимает участие в фонемообразовании [41].

Обратимся к первой голосовой реакции младенца, к крику. По мнению А.Н. Гвоздева, «… крики представляют собой рефлекторные реакции, вызываемые сильными органическими ощущениями отрицательного характера, например, болью, голодом, … крики не зависят от слуховых восприятий, это подтверждается тем, что они существуют и у глухих детей».

С фонетической стороны речи крики представляют собой «… выдыхание при суженной голосовой щели и при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Раствор рта при этом … непрерывно меняется, … меняется вместе с тем и качество звука: получаются скользящие переходы от более широких звуков к более узким, и наоборот, смыкание и захлопывание рта вызывает впечатление смычных согласных. Звуковой поток криков невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нём те или иные звуки, … в крике особенно развивается сопровождаемое звучанием выдыхание» [18].

Стадия крика, как отмечает Ф.Ф. Рау [49], имеет большое значение для установления координации дыхательного и голосового аппаратов, она готовит почву для дальнейшего развития интонации голоса, для активизации артикуляционного аппарата.

В конце второго – начале третьего месяца у ребёнка появляется лепет. Разнообразные, несложные комплексы звуков, присущих лепету, развиваются у ребёнка на базе врождённых двигательных координаций, связанных с актами дыхания, сосания и глотания.

С физиологической точки зрения, появление слогового членения речи есть возникновение глоточной регулировки дыхания, с одной стороны, и динамической организации потока артикуляций – с другой.

Усвоение того или иного конкретного языка – это не только и не столько усвоение набора артикуляций, сколько установление твёрдой специфичной для данного языка корреляции между работой артикуляционных органов (в широком смысле) и глоточного механизма регулировки дыхания [34].

Многие учёные делают акцент на то, что необходимо указать требования к речевому дыханию, обусловленные необходимостью слитного произношения слов и осмысленного членения фраз.

Далее представляется необходимым рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние голоса и речевого дыхания в процессе произношения.

Остановимся на следующем: голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряжённых голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук. Этот звук проникает в резонирующую трубу, где приобретает индивидуальную силу и тембр. Именно такое объяснение механизма голосообразования дают такие авторы, как Л.В. Нейман, О.В. Правдина, С.Л. Таптапова [42, 47, 55].

Из сказанного выше очевидно, что голосообразование теснейшим образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на некоторых особенностях речевого дыхания, которые выделяются Л.В. Нейманом, О.В. Правдиной, С.Л. Таптаповой. Эти особенности связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии того или иного речевого абзаца.

Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают все исследователи – это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха. Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох, напротив, становится белее коротким.

В процессе говорения требуется в 3-4 раза больше воздуха, чем при спокойном дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать, главным образом, через рот.

Следующей особенностью речевого дыхания является то, что выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает глубокий выдох, и достаточное давление воздушной струи.

О.В. Правдина подчёркивает важность не только длительности выдоха, но и его плавность, лёгкость.

Л.М. Теляева указывает, что искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи экономно расходовать воздух, поскольку отсутствие достаточного количества воздуха отрицательно сказывается на работе голосовых складок.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне -, средне - и нижнерёберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнерёберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы (наиболее сильной дыхательной мышцы) создаёт самые благоприятные условия для работы голосового аппарата.

В работах С.Л. Таптаповой, Л.М. Теляевой подчёркивается боьшое значение для голоса так называемой «атаки звука», то есть способа его подачи [55]. Принято различать три типа голосовых атак: твёрдую, мягкую и придыхательную.

· При твёрдой атаке голосовые связки смыкаются до начала звучания, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук.

· Во время придыхательной атаки сначала идёт лёгкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. В начале звучания при этом способе голосоподачи слышен шум.

· При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Наиболее употребительной и физиологически обоснованной названные нами исследователи считаю мягкую атаку. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.

Обобщая данные изученной литературы по физиологическим основам голоса, следует ещё раз отметить, что механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нём особую роль. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Дыхательный аппарат «поставляет» воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Надставная часть выполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, здесь формируется, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук. Идущая струя воздуха встречает здесь определённые препятствия, вследствие чего образуются гласные и согласные звуки.

Таким образом, очевидно, что для образования полноценного голоса важна взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата, чётко отрегулированная корой головного мозга.

ГОЛОС

Рассматривая вопрос о развитии голоса, представляется важным подробно проанализировать развитие (формирование) голоса.

Участие голосовых связок дифференцирует систему гласных, звонких и глухих согласных.

Е.В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько периодов:

· дошкольный – до 6-7 лет;

· домутационный – от 6-7 до 13 лет;

· мутационный – 13-15 лет;

· послемутационный – 15-17 лет.

Поскольку объектом нашего исследования являются дошкольники, остановимся на первом периоде [31].

У ребёнка грудной резонатор мал по объёму и слаб, поэтому дыхание ребёнка неглубокое. Оно ещё близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребёнка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань маленького ребёнка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок ещё мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для твёрдой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.

Первая голосовая реакция ребёнка – рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные.

К концу второго месяца жизни издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство, появляется твёрдая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются всё более определённые гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.

Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию всё более сложных условных связей.)

В этом периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление всё большего числа звуков. Ребёнок закрепляет дифференцировку между глухими и звонкими согласными.

По мере развития словаря и звукопроизношения усложняются голосовые реакции. Ребёнок учится владеть своим голосом.

В ясельном и дошкольном возрасте ребёнок путём подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О.В. Правдина отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного [48].

О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский отмечают следующие особенности голоса маленького ребёнка: голос обычно высокий, звонкий, в нём мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал, у детей 2-3 лет он не превышает трёх тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребёнка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряжёнными, крикливыми, а более высокие – визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки [47].

В дальнейшем, по мере развития ребёнка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а концу дошкольного периода – 6 тонов. Развитие и изменение голоса теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма и, в частности, его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Кроме того, мы видим, что развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, то есть, можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех. Известно, что ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Только при наличии хорошего слуха голос может получить своё полное развитие.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Становление произношения у детей | АРТИКУЛЯЦИЯ

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 425; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.