Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Трёхуровневая модель развития речевого праксиса

 

Технология речедвигательной ритмики предусматривает трёхуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Н.А. Бернштейна [8] об уровневой организации движений и их развития в онтогенезе.

В соответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию. Каждый этаж в «вертикальной иерархии структурной организации головного мозга (ствол, средний мозг, корковые первичные, вторичные и третичные центры)» выполняет определённые задачи в обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует определённому уровню в схеме Н.А. Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определённый ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций, и низшие уровни, ответственные за операции, достигшие автоматизма.

Для произвольных навыковых действий ведущими уровнями в модели Н.А. Бернштейна являются уровни C, D, E. Уровень С отвечает за пространственную ориентацию действий, D – за смысловую, топологическую организацию предметных навыков, уровень Е обеспечивает регуляцию топологических схем символических действий и навыков.

Все три высших уровня логично соотносятся с тремя видами праксиса: кинестетическим (постцентральная извилина), кинетическим (премоторная зона) и «идеаторным», связанным с высшими формами программирования поведения (префронтальные отделы лобных долей).

Технология речедвигательной ритмики направлена на развитие трёх уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи.

1 уровень (уровень С по Н.А. Бернштейну), созревая, расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами – это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений речедвигательной ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности. Упражнения, в зависимости от того, какой звук необходимо поставить данному ребёнку, способствует его введению, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями, помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 (соответствует уровню D) обеспечивает консолидацию всех артикуляционных операций, их динамическую организацию и формирование артикулем. На этапе автоматизации звука речедвигательные упражнения развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения), способствуют появлению чёткой дикции, интонационной выразительности. Этот этап заключается в последовательной отработке звуков от более лёгких по артикуляции к более сложным звукам, при одновременной работе по формированию фонематического восприятия.

Уровень 3(соответствует уровню Е) является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме, формированию соответствующих инвариантных схем. Тем самым 3 уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного в процессе порождения высказывания. Следовательно, этап дифференциации звуков с применением речедвигательных упражнений способствует активизации процесса формирования фонематического слуха, развитию просодических компонентов речи и закреплению правильного произношения.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Состояние артикуляционной моторики | Принципы использования речедвигательных упражнений

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 259; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.