Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД (ТЦП) THE COLOR PYRAMID TEST (CPT)

На первый взгляд кажется, что данная техника представляет собой нечто среднее между тестом Люшера и Тестом мозаики Лоуэнфельд (Lowenfeld). Главное отличие от первого состоит в том, что в случае с цветной пирамидой тестируемый действительно использует цвета, а не просто выражает предпочтение, а от последнего -- что конструкция, которую необходимо собрать испытуемому, не свободная, а, наоборот, очень четко определена. Другие важные отличия станут нам понятны в процессе дальнейшего описания, а пока отметим, что цветная пирамида представляет собой еще один пример техники континентального евро­пейского происхождения, которой пришлось долго ждать, пока о ней узнают в англоговорящих странах.

Первым эту технику сформулировал Макс Пфистер (Max Pfister) в 1950 г., но принципиально развил ее Роберт Хайсс (Robert Heiss) из университета Фрайбурга. Она стала предметом статьи в Psychological Bulletin

в 1963 г., а английский текст был издан годом позже. Уходя корнями в континентальные рассуждения о цвете, унаследованные из работ Гете, цветная пирамида в то же время представляет эмпирический подход и отдает дань уважения статистическим проверкам, что полностью соот­ветствует психометрическим стандартам.

МАТЕРИАЛ и ЗАДАНИЕ

Пирамида; дающая название тесту, изображена в уменьшенном виде на схемах 1 и 2. Тестируемому необходимо построить три «краси­вых» и три «некрасивых» пирамиды, заполнив 15 пустых мест 1-дюймо­выми (=25 см) квадратиками, выбираемыми из двадцати четырех цветов («оттенков»). Все оттенки четко определены по оценкам Мюнселля. Име­ется 15 квадратиков каждого оттенка, так что вся пирамида может быть составлена из одного цвета, если только испытуемый захочет этого. Рас­пределение оттенков на десять основных «цветов» или «цветовых групп» показано в скобках в следующем списке:

1. Красный (4) 6. Пурпурный (3)

2. Оранжевый (2) 7. Коричневый (2)

3. Желтый (2) 8. Белый (1)

4. Зеленый (4) 9. Серый (1)

5. Синий (4) 0. Черный (1)

В версии, состоящей из четырнадцати оттенков, — два красных, зеленых, синих и коричневых и по одному всех остальных цветов. Также использовались другие сокращенные варианты, включая десятицветовой набор, содержащий по одному каждого из десяти основных цветов.

Цветные квадратики предъявляются в любом порядке таким обра­зом, чтобы был виден каждый оттенок. Дается инструкция работать столько, сколько будет нужно до тех пор, пока не наступит уверенность в том, что пирамида получается «настолько красивая, насколько это воз­можно». Использованные квадратики убираются, как только пирамида закончена. После построения трех «красивых» пирамид инструкция ме­няется, теперь тестируемого просят сделать пирамиду как можно более некрасивую. И строятся еще три пирамиды.

ЗАПИСЬ и ПОДСЧЕТ БААЛОВ

После завершения каждой пирамиды использованные квадратики записываются при помощи цифровых кодов в порядке убывания на спе­циальном бланке. В ряд записываются номера квадратиков каждого оттен­ка, использованного во всех пирамидах, а также номера каждого цвета.

Из последнего получается ранговый порядок цветов, где отдельно указан порядок частоты использования в красивых и некрасивых пира­мидах. Если вычесть одно из другого, то получится «цветовые D-баллы», таким образом, отрицательный балл определяет цвет, который исполь­зовался менее часто в красивых пирамидах, чем в некрасивых. То же самое можно сделать при желании и для частоты встречаемости оттен­ков, получив «оттеночные D-баллы».

Синий I «идеальное инвестирование» «позиция по направлению
      к другим»
Зеленый D «защитный» «самоуважение и сила воли»
Красный О «агрессивный» «состояние стимуляции
      и влечения» .
Желтый Р «проективный» «ожидания и взаимоотноше-
      ние с окружающим миром субъекта»

Но самый важный суммарный балл вычисляется по «формуле пос­ледовательности». Это четырехзначный код, полученный при подсчете количества цветов, встречающихся во всех трех пирамидах определенно­го типа, в двух пирамидах, в одной и ни в одной. Применяются следую­щие символы и названия:

CS — сумма константов: количество цветов, использованных в трех пирамидах.

MiS — сумма минимальных изменений: количество цветов, исполь­зованных в двух пирамидах.

MaS — сумма максимальных изменений: количество цветов, ис­пользованных в одной пирамиде.

AS — сумма уклонений: количество цветов, совсем не использо­ванных.

Считается, что общее использование определенных групп цветов имеет интерпретативное значение. Для этого применяется словосочета­ние «цветовой синдром», но оно является неправильным, так как цвета, сгруппированные по определенному синдрому, не обязательно исполь­зуются один в связи с другим. Выделяются следующие принципиальные синдромы:

нормальный синдром (Nsyn): красный, зеленый, синий;

стимулирующий синдром (Ssyn): красный, оранжевый, желтый;

агрессивный (драйв) синдром (Dsyn): желтый, зеленый, коричне­вый;

ахроматический синдром (Ssyn): белый, серый, черный.

Описанные до этого переменные касались цветового выбора. Шай и Хайсс (Shaie and Heiss) отмечают, что некоторые из тех, кто пользует­ся данной техникой, считают, что этого достаточно для расширенной интерпретации теста. Рассмотрение формы и «структуры», говорят они, приводит к определенному количеству субъективных суждений, которых те стремятся избежать. Как бы то ни было, эти авторы предлагают систе­му, в отношении которой они приписывают потенциально высокое еди­нодушие между исследователями. Так как следовать этой системе, не ссы­лаясь на иллюстрации очень сложно, то мы приведем ее лишь в общих чертах. Однако, по-видимому, действительно важно принимать во вни­мание формы элементов, особенно при сравнении красивых и некраси­вых пирамид, так как представления индивида о «красивом» и «некраси­вом» могут больше зависеть от учета расположения цвета или оттенка, чем от его стимульных характеристик.

Различаются три основных «структурных категории», или типа пат­терна. Их можно определить по-разному, вероятно, проще всего это оп­ределять исходя из того, как индивид обходится со структурой поля пи­рамидальной формы, в рамках которого ему приходится действовать. Сама форма пирамиды может быть: 1) проигнорирована, 2) использована лишь как серии рядов или «слоев» или 3) использована в рамках симметрии по вертикальной оси, от вершины до середины основания.

Считается, что паттерны первого типа имеют цветовое доминиро­вание, и им дано общее название — «ковер». Выбор неудачный, так как

в понятие о ковре большинство людей включают повторяющийся, даже симметричный рисунок. Выделяется четыре подтипа, в каждом из кото­рых цветовая гармония является доминирующим принципом в структу­ре, не имея ничего, кроме элементарной симметрии.

Вторая группа описывается как зависящая в основном от «цветово­го разделения» (мы не нашли ни одного более или менее ясного опреде­ления этого термина ни в одном из источников). Основной чертой, по-видимому, является то, что каждый ряд, какими бы характеристиками он не обладал, не зависит от структуры других. Опять же выделяются четыре подтипа.

В паттернах третьей группы типичным случаем является симметрия относительно осей, как уже упоминалось выше. Среди особых случаев есть, однако, «лестничная структура», характеризующаяся диагональ­ными рядами, и «асимметричная динамика», при которой один или два треугольника расположены асимметрично на каком-либо расстоянии от главной конфигурации. Третий особый тип — пирамида-«ореол» — луч­ше всего может быть описан в терминах «границ» и «ядра».

Двенадцать подтипов отмечаются двухзначными кодами; три ос­новных типа обозначаются символами С для «коврового типа» («carpet»), L для «слоеного типа» («layer») и S (которую можно расшифровать и как «структура», и как «симметрия»). Эти буквы занимают вторую позицию, а на первой — номера от 1 до 12. Подобным образом «симметричная структура», паттерн третьей группы, помимо отмеченных специальных случаев, обозначается как 9S. Можно отметить, что симметрия засчиты­вается, даже если она удалена от средней линии, а не связана с осями пирамиды. Шай и Хайсс составили таблицу, где приводятся все возмож­ные варианты симметрии.

Последняя категория, «показатель уровня формы», основывается на охвате трех типов формы, обнаруженных в каждой совокупности трех пирамид. Показатель составляет шкалу из семи пунктов, разделенную от О до 6, и получается благодаря приписыванию 0 каждому С-паттерну, 1 каждому L-паттерну и 2 каждому S-паттерну.

Далее вы поймете, что анализ информации, полученной при про­ведении Теста цветной пирамиды, по своей сложности приближается к анализу теста Роршаха. Также станет очевидно, что относительно мало внимания уделяется оттенкам, особенно в случае с красным, где самый темный оттенок ('Red 4': оценка Мюнселля 2,5 RP 2/8) гораздо больше похож на темно-коричневый или темно-пурпурный. Шай и Хайсс отме­чают, что факторные исследования обращают внимание на важность положения континуума светлый—темный, но основные принципы ин­терпретации, не менее, чем принципы оценки, мало обращаются к от­дельным оттенкам.

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Несмотря на явно холистический подход, который Тест цветных пирамид разделяет с известными проективными методиками, ее авторы утверждают, что он также подходит и для статистического описания личности. Тенденции развития можно также проследить с помощью исполь­зования экстенсивных таблиц, где указаны нормативные стены. Они были основаны на случаях 75 мальчиков и 75 девочек 6—8 лет, а позже на случаях 50 мальчиков и 50 девочек 17—18 лет. Выработаны также нормы на 300 взрослых немцах. Учтены такие переменные, как выбор оттенка, выбор цвета, «синдромы» и формула последовательности отдельно для каждой красивой и некрасивой пирамиды. В дополнение приводятся нор­мы D-баллов для оттенка, цвета и последовательности отдельно для маль­чиков и девочек от 6 до 18 лет.

Нам кажется, самое время отметить, что во всех источниках очень мало говорится о разнице между «красивой» пирамидой и «некрасивой» пирамидой, хотя система D-баллов, конечно же, предназначена для того, чтобы пролить свет на эту разницу. Нужно также отметить, что задание построить «некрасивую» пирамиду — это нововведение с 1955 г., а все работы, проведенные до этого времени, включая развитие Хайссом ос­новной идеи Пфистера, имеют дело только с «красивыми» пирамидами. Шай и Хайсс опубликовали описание разницы между «красивыми» и «не­красивыми» пирамидами на трех страницах, где они выразили следующее:

«От нормально функционирующего человека, который вниматель­но выслушал инструкцию, ожидается, что его стеновые оценки, если их сравнить с соответствующим нормативом, должны сохранять костнантность от одной инструкции к другой. Но это не всегда так...»

Почему питаются такие ожидания совсем не ясно, и авторы про­должают выдвигать гипотезы; например, что красивая пирамида пред­ставляет собой «внешнюю» или «активную» личностную структуру, тог­да как некрасивая связывается со всем скрытым или «содержащимся в резерве». По-видимому, это не соответствует смыслу термина «сумма уклонений», который используется в формуле последовательности, ког­да из некрасивой пирамиды исключается предпочитаемый цвет. И на­оборот, «константный» выбор цвета для некрасивой пирамиды, по-ви­димому, предполагает отказ от того, что бы этот цвет ни означал.

Для использования различных паттернов формы оценки не указы­ваются, приводится их процент встречаемости среди взрослого населе­ния. Встречаемость основных типов: С — 20%, L — 28%, S — 52%. Вообще считается, что С-паттерны характерны для незрелых личностей; L-пат-терны отражают расчлененность внутреннего опыта и ригидность; S-пат-терны, судя по процентному соотношению, являются «модальной реак­цией хорошо приспособленных взрослых». Определенные типы конф­ликтов или других проблем иногда связывают с подтипами S-категории. Дальнейшие исследования, проведенные Шаем, с использованием только красивых пирамид, подтвердили выдвинутое им предположение, что уровень формы растет вместе с возрастом и что пациенты психиатричес­ких клиник и преступники имеют более низкий уровень формы по срав­нению с нормальными индивидами того же возраста.

Заслуживает особого упоминания С-паттерн под названием «рва­ный ковер». Свое имя он получил из-за присутствия в рисунке «ковра»

белых квадратов, которые никак не гармонируют со структурой, которая могла бы быть различимой. Говорится, что это довольно редкое явление, которое неизбежно является показателем личностных нарушений.

Некоторые идеи интерпретации особых выборов цвета вы найдете в таблице 6, в которой сравнивается атрибуция «значений» цветов, взя­тых из различных источников. В стандартной литературе о методике «Цвет­ная пирамида» Пфистер осуждается за то, что его интерпретации выбо­ров цвета основывались на интуиции и фольклоре. Однако оказывается, что атрибуции Пфистера очень схожи с теми, что получил Хайсс и его коллеги, используя теоретическую модель, основанную на концепциях потенциала возбуждения, тонусной оценке и аффективном содержании. Была утверждена конструктная валидность по экспериментальным обра­щениям с аффектом, используя стимулирующие и галлюциногенные препараты, и в свете корреляций с оценками 16-факторного опросника. Данные о совпадающей валидности из исследования различных диагно­зов психиатрических групп признаются как «нечто неясное», но утверж­дается, что предпочтение коричневого, пурпурного или белого является возможным симптоматическим показателем.

Шай и Хайсс также приводят результаты анализа дискриминантных функций, направленного на предсказание оценок каждого из 22 признаков в «области нормальных черт» Кэтелла на основе: 1) «оттеночных оценок», 2) оценок «цвета» и «последовательности» и 3) D-оценок. Под «оттеночными оценками» понимаются стеновые оценки, соответ­ствующие количеству выборов определенного оттенка, отдельно для кра­сивых и некрасивых пирамид; таким образом, существует 48 «оттеночных оценок» и соответственно 48 предсказывающих переменных. Так же дело обстоит и с «оценками цвета» (20 «оценок» и 20 предсказывающих переменных). «Оценки последовательности» показывают количество цве­тов, характерных для каждой позиции в «формуле последовательности»; опять же здесь красивые и некрасивые пирамиды рассматриваются по отдельности. D-оценки подразумевают «D-оттенок» — из общего числа использованных оттенков, они также переведены в стены.

Все имеющиеся корреляции высоки — до 0,99. Авторы признают, что достаточно большое количество предсказательных переменных (по отношению к количеству тестируемых в каждой группе) могут представ­лять некоторые ложные переменные.

Возвращаясь к другим аспектам интерпретации, можно немного поработать с цветовыми синдромами. Нормальный синдром (Nsyn) гово­рит почти полностью сам за себя. Состоит он из наиболее часто исполь­зуемых цветов: красного, зеленого и синего; эти же цвета чаще всего избираются и в тесте Люшера. Считается, что высокая оценка по нор­мальному синдрому свидетельствует о конформности, а низкая — об индивидуализме и «пониженном контроле». Синдром стимуляции (Syn) основывается на «сильно возбуждающих» цветах: красном, оранжевом и желтом, и связывается с экстраверсией, так же как и в тесте Роршаха. Агрессивный (драйв) синдром (Dsyri) гораздо сложнее описать, основы­ваясь на входящих в него цветах — желтом, зеленом и коричневом, но

его интерпретация опять же определяется его названием. Ахроматичес­кий синдром (Asyn), как и стимулирующий синдром, имеет аналогии в тесте Роршаха. Белый, серый и черный — это те цвета, которые выбира­ются наиболее редко, поэтому данный синдром связывается с патологи­ей в смысле статистики, также считается, что он является показателем торможения, вытеснения или «отказа». Шай и Хайсс еще добавляют «Син­дром спутанности» (Tsyn), подразумевающий чрезмерное предпочтение какого-либо из цветов, что они считают отражающим эмоциональное или какое-то другое расстройство. Однако следует заметить, что «спутан­ный» синдром отличается от других синдромов тем, что он не имеет конкретных цветов и что он может быть только «высоким», тогда как все протоколы методики цветовой пирамиды могут быть оценены по другим синдромам.

Чрезмерное использование (или полное уклонение) одного или более цветов также будет видно в формуле последовательности. Несмот­ря на то что нормативные стены для формулы последовательности даны на основе отдельных «сумм» (то есть позиций в самой формуле), интер­претация основывается в основном на учете общего паттерна. Здесь опять же принципы анализа слишком сложны, чтобы разбирать их в этой кни­ге, но главные концепции — это ширина цветового выбора и выражен­ность тенденции к переменам. А те области личностного функциониро­вания, с которыми они связываются, — это в широком смысле эмоцио­нальная реактивность и эмоциональный контроль.

Мы уже упоминали о важности различных категорий (или паттер­нов) формы для интерпретации, включая индекс уровня формы. Ничего не было сказано об интерпретации D-оценок, и, действительно, в стан­дартных текстах, как ни странно, не упоминается об этом ничего опре­деленного. Мы говорим «как ни странно», потому что если задание на создание «некрасивых» пирамид и вносит что-нибудь в процедуру, кро­ме дополнительной информации того же типа, что и «красивые» пира­миды, то, по-видимому, D-оценки, а не сырые оценки данного зада­ния, будут связаны как раз с тем, в чем мы будем искать этот самый вклад. С другой стороны, различные испытуемые имеют свое понятие термина «некрасивый», так что, возможно, совсем неразумно ожидать, что должно появиться стандартное объяснение D-оценок.

Для того чтобы этот момент стал понятен (как и все остальные), читателю предлагается, прежде чем продолжить дальнейшее изучение, провести Тест цветных пирамид на самом себе. Материал относительно недорогой; а в отсутствии подлинного материала можно обойтись бу­мажными квадратиками десяти «цветов» (то есть проигнорировать «от­тенки»). В крайнем случае можно даже воспользоваться цветными каран­дашами и раскрашивать сами пирамиды, но необходимо заметить, что в таком случае произойдет довольно значительное уклонение от первона­чальной процедуры, которая предусматривает возможность изменений положений каких-либо цветов пирамиды, если испытуемый ею недово­лен. В любом случае читатель может затем произвести оценку по образцу, содержащемуся на схеме 1.

«КРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ»

Цветовые I II щ Всего Стены

баллы

1. Красный 0 4 0 4 (4)

2. Оранжевый 0 3 О 3 (S)

3. Желтый 3 2 0 5 (6)

4. Зеленый 0 6 0 6 (4)

5. Синий 5 0 4 9 (6)

6. Пурпурный О О 4 4 (6)

7. Коричневый О О О О (3)

8. Белый О О 4 4 (8)

9. Серый 4 О О 4 (8) 0. Черный 3 0 3 6 (?)

Формула последовательности

CS Mis Mas AS 0:3: 6:1

Стены: (3) (6) (9) (4)

Синдромы

Стены

Nsyn 19 (3)

Ssya 12 (3)

Dsyn 11 (4)

Asyn 14 (9)

Схема 1. Тест цветных пирамид. Испытумый А (а)

«НЕКРАСИВЫЕ ПИРАМИДЫ»

Цветовые I II III Всего Стены баллы

1. Красный 1124 (4)

2. Оранжевый 1102 (5)

3. Желтый 6208 (9)

4. Зеленый 0303 (2)

5. Синий 0000 (2)

6. Пурпурный 1001 (3)

7. Коричневый 3 1 6 10 (9)

8. Белый 1517 (9)

9. Серый 1001 (5) 0. Черный I 2 6 9 (8)

Формула последовательности

CS Mis Mas AS

4:2:3:1

Стены: (6) (5) (7) (5)

Синдромы

Стены

Nsyn 7 (3)

Ssyn 14 (7)

Dsyn 21 (8)

Asyn 17 (7)

Схема L Тест цветных пирамид. Испытумый А (б)

D-оценки

Цвета Стены

1. Красный 0 (4)

2. Оранжевый +1 (5)

3. Желтый -3 (3)

4. Зеленый +3 (7)

5. Синий +9 (7)

6. Пурпурный +3 (8)

7. Коричневый -10 (3)

8. Белый -3 (3)

9. Серый +3 (9) 0. Черный -3 (6)

Формула последовательности

CS MIS MaS AS

-4 : +1 : +3 : О

Стены: (3) (7) (8) (5)

Синдромы

Nsyn +12

Ssyn -I

Dsyn -10

Asyn —3

Схема 1. Тест цветовых пирамид. Испытуемый А (с)

Тщательное изучение приведенного далее примера должно про­лить свет на последующее описание методики. На диаграммах цвета по­казаны с помощью стандартного номерного кода. Это, конечно же, не позволяет составить впечатления о внешнем виде пирамид.

Так как оттенки не использовались, то табуляция опенок и т.д. будет отличаться от стандартного бланка записей. Включены D-оценки, так же как и цветовые стены и стены последовательности, основанные на примере 300 взрослых испытуемых немцах. Эквиваленты стенов, при­веденные для D-оценок и синдромов, возможно, не точны, так как они взяты из общего образца «мальчиков», в то время как «взрослые» стены для D-оценок и синдромов недоступны.

Что следует из представленного протокола?

Стены 4, 5, 6 или 7 считаются приближающимися к среднему уров­ню (то есть в пределах одного стандартного отклонения вверх или вниз от среднего значения), таким образом, стены от 8 и выше считаются «высокими», а от 3 и ниже — низкими. По этому критерию оценки дан­ного испытуемого за «красивую» пирамиду являются высокими для бе­лого и серого и низкими для коричневого цветов. Считается, что мало коричневого цвета означает низкий энергетический уровень, высокие оценки по белому и серому — это «потеря контроля над действительно­стью» и «расчлененность внутреннего опыта» соответственно, или, ко­роче — возможность невротической тенденции. Однако все три получен­ные испытуемым оценки вряд ли можно назвать действительно высоки­ми или низкими. В случае с «некрасивыми» пирамидами все совсем ина­че: высокие оценки по желтому, коричневому и белому (все на уровне

«Цветные пирамиды» возможно что-то изменит или добавит к тому, что было сказано.

В качестве следующего упражнения читатель может изучить и са­мостоятельно оценить еще один пример проведения методики (испы­туемая В). Пирамиды изображены на схеме 2. Для интерпретации даже очень поверхностной, как в первом случае, будет необходимо исполь­зование руководства. Станет очевидным, однако, что подход к испыту­емой Б значительно отличается от подхода к испытуемому А, особенно к оценке формы. Более того, тогда как в первом случае «некрасивые» пирамиды были проинтерпретированы в основном как «недостаток структуры», испытуемая Б связала понятие «некрасивого» с- основны­ми цветами. Она объяснила, что выбрала красный и синий в «краси­вых» пирамидах I и II, потому что «эти цвета красивые». Тем не менее, говоря о пирамиде П, и особенно III, Шай и Хайсс указывают на пре­обладание формы, тогда как о «некрасивых» пирамидах испытуемого А (все они «коврового» типа) говорится, что у всех них преобладает цвет. Кажется, что здесь существует некоторое несоответствие в терминоло­гии или только в ее понимании. Можно по справедливости сказать, что «красивая» пирамида II тестируемой Б показывает преобладание фор­мы, чего нет ни в одной из «некрасвых» пирамид испытуемого А. Но в процессах рассуждений, приводящих к их составлению, справедливо совсем противоположное. В действительности многие и даже большин­ство «ковровых» пирамид имеют явное преобладание цвета, а S-пира-миды имеют преобладание формы. Важно понять намерения и пережи­вания человека, создающего пирамиды.

ВИЗУАЛЬНЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ'60 VISUAL APPERCEPTION TtsT'60 (VAT'60)

Название «Визуальный апперцептивный тест '60» Рафи Хана (Raft Khan) представляет собой модификацию ТАТа. Фактически, это рису­ночная техника, в которой оценивается исключительно использование цвета. Внимание уделяется паттернам или формальным аспектам рисун­ков и содержанию, но руководство имеет довольно отрывочный харак­тер и не систематично.

МАТЕРИАЛ и ИНСТРУКЦИЯ

Стимульный материал состоит из 12 карточек, представляющих об­разцы переплетенных линий. Карточку 1 вы можете увидеть на рисунке 23; карточки 2—11 похожи на первую, но каждый последующий рисунок слож­нее, чем предыдущий. Карточка 12 содержит прямоугольный рисунок.

Тестируемому предоставляются восемь цветных карандашей: крас­ный (R), оранжевый (О), черный (Bk), коричневый (Вг), синий (В1), зеленый (G) и желтый (Y). Инструкция состоит в следующем: «Раскрасьте узор, рисунок или предмет, какой вы здесь увидите». Причем особо ука­зывается, что «в нем ничего не скрыто». В конце испытуемого просят назвать то. что он увидел или создал.

ОЦЕНИВАНИЕ и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Как уже упоминалось, оцениваются только цвета. Используются три категории: «в целом» (W), «основное» (Р) и «вторичное» (S). Если был использован только один цвет, это называется ответом «в целом» Если больше чем один, то цвет, покрывающий наибольшую площадь рисунка демонстрирует «основной» ответ, а второй по использованию цвет — «вторичный» ответ. Остальные цвета, занимающие меньше мес­та, не учитываются вовсе. Ответам «в целом» дается оценка 3, «основ­ным» — 2, «вторичным» — 1.

Вычисляются пять «оценок», как показано ниже. Только желтый и пурпурный оцениваются отдельно. Оранжевый и коричневый рассматри­ваются как более слабые отражения красного и черного соответственно им дается половинная оценка.

Данный образец взят из стандартного «бланка анализа цветов»:

Рис. 23. УАТ'бО. Карточка 1

Цветам или цветовым группам приписываются следующие значения. Красный и оранжевый: агрессия (или «сильные эмоции»). Черный и коричневый: подавленность (депрессия). Синий и зеленый: веселое настроение.

Пурпурный: самоконтроль.

Желтый: тревожность.

Три высшие оценки, расположенные по порядку, представляют собой так называемое «эмоциональное наслоение». В данном случае оно выглядит следующим образом:

1. Черный и коричневый 9,5 Подавленность

2. Красный и оранжевый 8,5 Агрессия

3. Синий и зеленый 8 Веселое настроение

Считается, что такая «оценка настроения» важна для «психотера­певтического планирования». По-видимому, следующие один за другим пласты наслоения рассматриваются как все более и более «отдаляющие­ся от поверхности». Таким образом, можно считать, что верхний паттерн является признаком хорошего прогноза.

Хан заявляет, что VAT'60 обладает надежностью (0,79; п=349), но не указывает из каких параметров он сделал такой вывод. Говорится о диагнозах шизофрении, подтвержденных MMPI, но и в этом случае мало информации о том, как были поставлены данные диагнозы.

На два положения данной методики сразу же возникает критичес­кая реакция даже при поверхностном знакомстве с VAT'60. Первая: фор­мулировка инструкции может привести к тому, что испытуемый будет полагать, что распознание формы — это главное требование и что выбор цвета для выделения этой формы практически несущественен. Несколь­ко карточек имеют рисунок, явно напоминающий человеческое лицо — перцепт, ограничивающий выбор цвета. Таким образом, можно аргумен­тировать, что, выражаясь в терминах Роршаха, стимулы VAT'60 благо­приятствуют больше F-ответам, чем FC, не говоря уже о CF-ответах. Следовательно, возможное произвольное использование цвета вряд ли подтвердит анализ цветового выбора, на котором основывается оцени­вание VAT'60. To же самое и в отношении второго положения, вызываю­щего критику. Оно состоит в том, что игнорирование всех цветов, кроме двух, может привести к аномальным результатам. Так, в приведенном выше примере ответ к карточке 10 был описан как «куча марципановых пасхальных яиц в корзине». Выбор «основного» и «вторичного» цветов среди красного, желтого, пурпурного и зеленого, использованных прак­тически в равных пропорциях, был почти произвольным. А раз так, то желтому был определен статус «основного», красному — «вторичного», но если зеленый поставить на место красного, то наслоение данного испытуемого получилось бы совсем иным. Рискуя вдаться в подробнос­ти, заметим, что в протоколе того же испытуемого синий цвет был ис­пользован пять раз, а оценен только однажды. Аномалии такого типа вполне ожидаемы, если в тесте используется простая система оценива­ния, содержащая всего несколько пунктов.

Обсуждение интерпретации различных цветов отложено до заклю­чающей части этой статьи. Однако заметим, что можно создать что-то вроде «формулы последовательности», как в цветной пирамиде, и для VAT'60, и если бы были более ясные объяснения анализа элементов фор­мы, то у этих двух методик было бы много общего. Можно провести параллель между интерпретацией использования цвета при учете формы в цветных пирамидах и содержательной детерминацией (функция фор­мы) в VAT6Q. К теме возможности того, что может быть названо взаим­ным обогащением двух различных проективных методик, мы вернемся в заключительной статье.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | THE MULTI-DIMENSIONAL DRAWING TEST (MDDT)

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 610; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.