Для начала нам надо знать только то, что даёт возможность характеру убедительно действовать в своих интересах. Зрители должны быть убеждены, что мотивации героя - его собственные, а не навязанные сценаристом.
В характере можно заметить и выделить одну из трёх доминант: - воля, - эмоции, - ум. Одна из них определяет, как характер входит в конфликт. Мы затачиваем характер в направлении этой доминанты. Как бы поворачиваем остриё и вскрываем им конфликт. Исходя из биографии героя, мы должны дать понять зрителям, как характер войдёт в решающий конфликт и как выйдет. Эмоциональный - импульсивными действиями, пренебрегая компрмиссами. Волевой - сконцентрировав все силы для достижения поставленной цели. Умный - найдя для себя позицию, обеспечивающую победу. Доминанта поведения в конфликте - качество характера, вопрос, который требует ответа.
Три взгляда обрисовывают характер с необходимой полнотой и помогают понять, как он будет действовать в конфликте. 1. Физический облик. 2. Психологический портрет. 3. Жизнь в социальном окружении. Надо ответить всего на 10 вопросов, чтобы характер приобрёл первоначальный облик. 1. Интеллект - как он принимает решения. 2. Физиология - здоровье, возраст, отклонения от нормы, болезни, отношение к спорту. 3. Социальная база - происхождение, класс, религия, партия. 4. Экономическая база - насколько богат, или в долгах, или нищий или вор. 5. Талант - что отличает от других: музыкант, грабитель, спортсмен. 6. Посторонние интересы - что-то помимо работы, степень увлечённости. 7. Сексуальная жизнь - в семье, на стороне, есть ли какие проблемы. 8. Семья - жена; родители; дети; как он с ними связан; как женился; какие отношения. 9. Образование - где, какое, с каким успехом; самоучка. 10. Неприязни - не выносит запах рыбы, лягушек и пр.
Имеет смысл знать только то, что помогает правильно развивать конфликт. Глубокий характер проявляется только под сильным давлением драматической ситуации.
Характер - это этический выбор под давлением драматических событий. Только действия подтвердят моральный выбор каждого и откроют суть характера.
В каждом характере можно обнаружить 2 уровня. 1. Эмоциональный уровень восприятия. Общительный, нелюдимый, успешный, озабоченный, подозрительный, доверчивый. 2. Физическое состояние. Здоров или болен, устал. Опрятен или небрежен. Стыдится своего тела или гордится им. Хромает, сутулится, заикается... Полезно знать, что делал характер за 15 минут до сцены. И за 6 часов до сцены: спал? Выпил? Дрался? Бежал из тюрьмы?
В драме нужно знать главную черту характера. С ней - в бой! Думать в драме - это значит принимать решения и действовать. Что полезно учитывать, чтобы показать, как характер принимает решения. 1. Мы выстраиваем логистику действий, каждый бит поведения имеет причину. Каждый шаг сделан, потому что к нему привели ясные причины, понятные зрителям. 2. Но многого характеры не знают и должны опираться на интуицию. Они сталкивают кусочки информации, делают выводы и превращают их в действия, желательно - с риском и опасностью. 3. Иногда герои действуют вопреки своей выгоде и пользе. Ими руководят эмоции. Интеллектуальная реакция характера на мир объясняется с помощью аттитюд - это философия характера по отношению к теме. Всегда в фильме герой имеет один аттитюд, а антагонист - другой, противоположный. И это столкновение - самая интересная часть драматургической работы. Аттитюд - сквозная задача роли. И одновременно взгляд характера на мир фильма. Атитюд - это философия действия характера в конфликте. Аттитюд выражается в одном-двух предложениях, чтобы это можно было легко объяснить актёру.
Сюжет - это способ двигать героя через препятствия. Аттитюд героя может расти, меняться, но только на основе очень прочной мотивации и в итоге убедительных действий в конфликте.