Студопедия
rus | ua | other

Home Random lecture






Уличная планировка и планировка усадебных комплексов


Date: 2014-03-19; view: 485.


В ХІV—ХVІ вв. военно-оборонительный фактор был важнейшим в общей системе планировки города. Требованиями обороны обуславливалась компактность застройки, пространственная замкнутость Витебска. Крепостные стены затрудняли связи внутреннего и внешнего пространства, фактически только церкви являлись видимыми издалека ориентирами. В этот период начинается сложение радикальной системы планировки, которое, по мнению О.Н. Левко, было завершено не ранее ХVІ в. Торговые площади, функционировавшие с древнерусского времени в восточной и западной частях торгово-ремесленного посада, по- прежнему, являлись планировочными центрами, к которым стягивались городские улицы. Обязательной принадлежностью торга являлись церковь — издали видимый путниками ориентир и корчма.

Церковь Святой Праскевы Пятницы, покровительницы торговцев и путешественников, располагалась на восточном торгу. По всей видимости, она существовала здесь с древнерусского времени и до конца ХVІ в. когда была разрушена в связи со строительством иезуитского коллегиума. Кроме церкви на площади стояли “коморы крамные” и колодец.

Планировка торговой площади в западной части Нижнего замка на берегу Западной Двины мало чем отличалась от вышеописанной. Южную часть торжища занимала Благовещенская церковь, построенная в 40-е гг. ХІІ в. Восточнее храма были вскрыты остатки корчмы ХVІІ в. В Жалованной грамоте короля Александра (1503 г.) мы находим следующую информацию, о корчме сказано: «…Звыкли мети одну корчму вольную на замку витебском низшом, над которую ж жадна корчма там в Витебску не могла быть во всем месте и на иншом месте оного замку». Далее в документе говорится, что стоит она на том месте «яко з стародавна там звыкла быть».

Планировка Верхнего замка до середины ХVІІ в. оставалась неизменной, и только во второй половине столетия начинается его перепланировка, вызванная общими изменениями в планировке Витебска: формирование нового административного центра на Взгорье с рыночной площадью, Ратушей и торговыми рядами. Археологически это прослежено на участке раскопа 1977 года, где на месте жилой застройки ХVІ века проложена уличная мостовая, рубленная в 1661 г. (дентродата) и показанная на плане Витебска 1664 года.

Уличная планировка экономического центра – Нижнего замка оформилась в основном в ХІІ—ХІІІ вв. и оставалась неизменной вплоть до конца ХVІ в. В восточной части замка улицы Великая, Великая Задунайская и заулок Кузьмодемьянской кольцом опоясывали торговую площадь и соединяли город с прилегающими посадами через Завитебные и Задунайские ворота. Связь с Верхним замком осуществлялась по улице Пробойной через Замковую браму.

Планировка центральной и западной частей Нижнего замка прослежена начиная с ХVІ в. Во время археологических исследований здесь было вскрыто 4-5 ярусов замощения ул. Великой. Теперь основная городская магистраль — ул. Великая, повторяя конфигурацию оборонительных укреплений, ведёт через весь Нижний замок к Заручайским проезжим воротам.

Детальное изучение чертежей и планов города ХVІІ—ХІХ вв. с привлечением письменных и археологических материалов позволяет воссоздать уличную планировку конца ХVІ—ХVІІІ вв. в западной и центральной частях Нижнего замка. Параллельно центральной магистрали у подножья Замковой горы проходила улица, соединившая Жидовскую фортку с Волконским кругликом. Ещё одна улица, вела с Верхнего замка к улице Великой и к торгу возле Благовещенской церкви. Возникла она не ранее ХVІ в., когда связь с Нижним городом стала осуществляться через Темные проезжие ворота.

Уличные мостовые сооружались, как правило, из сосновых брёвен или плах шириною 24-32 см. Настил укладывался на толстые лаги (18-20 см). Во избежание расползания брёвен мостовой иногда использовали стопорящие клинья. Ширина центральных улиц достигала 4,5-5 м, в то время как второстепенных не превышала 3-3,5 м. Очень часто от центральных улиц к дворам горожан вели тупиковые заулки. Л.В. Колединский указывает на интересную особенность, что отдельные участки улицы были выложены из различного материала. Так, встречены участки, выложенные из одних дубовых или одних березовых бревен. Это свидетельствует о том, что каждый хозяин перед своей усадьбой обязан был замащивать закрепленный за ним участок улицы. Подтверждением тому является грамота литовского Великого князя Александра витебскому наместнику князя Михаилу Жаславскому в 1495 году: «… мост мощивали, каждый человек перед своим двором».

Устойчивость уличной планировки вплоть до середины ХVІІ в. обусловила устойчивость границ усадебных комплексов. Усадьбы горожан вплотную примыкали к уличным мостовым, зачастую изгородь упиралась в торцы настила.

Сопоставление сведений письменных источников ХVІІ—ХVІІІ вв. с данными археологии позволило установить приблизительные размеры дворов рядовых горожан. В большинстве своём усадьбы были вытянуты вдоль улицы. Их длина составляла около 6 сажен, ширина 2 сажени и локоть, что в пересчёте на современную метрологию составляло 150-160 кв. м .

За усадебной оградой, состоящей из вбитого или вкопанного в землю частокола, размещался усадебный комплекс. Двор рядового витеблянина состоял, как правило, из жилья, клети, одного-двух хлевов. В ряде случаев во дворах зафиксированы отдельно стоящие погреба — «ледники», глубиною до 1,6 м. В состав усадеб богатых горожан кроме жилища входили дома челяди, жилища-мастерские придворных ремесленников. Так на усадьбе князя Огинского позади жилого дома располагались двухэтажные дома княжеской прислуги. Нижний этаж одного из таких домов использовался как ювелирная мастерская.

Из изложенного следует, что развитие планировочной структуры раннесредневекового Витебска от бессистемной к уличной и далее к радикальной ничем не отличалось о традиционного развития плановых структур других городов Древней Руси.

 

На раннем этапе существования (Х—ХІ вв.) Витебска для посада характерна бессистемная планировка, которая, как отмечают этнографы, на сельских поселениях северо-восточной Беларуси встречается вплоть до второй половины ХІХ в. Можно полагать, что город этого времени состоял из небольших, пересекающихся в разных направлениях, улочек, большинство из которых вело к торгу.

О застройке формирующихся посадов можно судить лишь по остаткам печей-каменок. Их небольшое количество на значительной исследованной площади даёт основание предполагать крайне свободную застройку. Почти полное отсутствие наземных частей сооружений не позволяет установить тип застройки поселений на раннем этапе. Можно лишь отметить, что с конца ХІ в. судя по эпизодически сохранившимся участкам частокола, она начала приобретать усадебные черты.

Одновременно сначалом внешней планировки изучаемой территории (территориальное слияние разрозненных посадских поселений) начинается процесс совершенствования внутренней планировки, который в своём развитии прошёл два этапа: ХІІ – середина ХІV вв., и второй половина ХІV в. до начала регулярной планировки города.

Начальный этап данного процесса проходил в рамках города, окружённого лишь единственными оборонительными укреплениями. Для него характерна улицная система планировки, корректируемая лишь условиями рельефа местности.

Основу планировки Верхнего замка составляла улица Пробойная, ведущая с восточного посада на Замковую гору. По всей вероятности, это была основная магистраль, пересекавшая детинец с юго-востока на северо-запад и спускавшаяся к Замковому пруду у подножья горы. В ходе археологических раскопок М.А. Ткачевым вскрыто 6 ярусов замощения улицы на протяжении XIII—XVI вв. Настил шириною 2 м состоял из досок и плах, уложенных на специальные деревянные лаги.

На восточном посаде основной магистралью, сложившейся в нач. ХІІ в., являлась улица Великая, соединившая посад на Взгорье и поселение в Задунавье. Вскрытые в результате прокладки водопровода в 1924 и 1988 гг. на ул. Задунайской (ныне проспект Фрунзе) и пл. Свободы восемь ярусов уличной мостовой (пять из них датируется ХІІ – первой пол. ХІV вв.) позволяют судить о стабильности планировки на протяжении довольно длительного периода. Фактически первоначальная магистраль имела важное значение для всей планировочной структуры средневекового Витебска, поскольку в дальнейшем здесь формировался один из главных городских диаметров. Вероятнее всего, к древнерусскому времени следует отнести возникновение Кузьмодемьянской и Пробойной улиц. Первая из них шла “идучи от брамы Задунайской, по левой стороне” и упиралась вторым концом в ул. Великую. Вторая ответвлялась от ул. Большой (Великой) и вела на детинец. Кроме основных улиц, в восточной части посада существовал ряд переулков, соединяющих окраинные участки города с центром. Как правило, такие переулки ответвлялись от центральной улицы и шли под прямым углом к краю площадки. Отмеченная выше устойчивость уличной планировки в течение ХІІ—ХVІ вв. позволяет предположить существование в древнерусский период, как и в ХVІ—ХVІІ вв., тупиковых заулков, ведущих к усадьбе горожан.

Ширина вскрытых участков уличных мостовых колебалась от 2-3,5 м (второстепенные улицы и переулки), до 4,5-5 м (центральные улицы). Настилы, как правило, сооружались из толстых колотых плах шириной 24-32 см или брёвен диаметром 15-16 см, уложенных на продольные лаги. В качестве исходного материала для последних использовались сосновые брёвна, иногда вторичного употребления.

Отсутствие уличных настилов изучаемого периода в раскопах западного посада лишает возможности детально изучить характер планировки посада. Однако, стабильность местоположения городских усадеб предполагает устойчивую уличную планировку участка на протяжении ХІІ-середины ХІV вв.

Усадебная застройка окружавших детинец посадов отмечена с рубежа ХІ—ХІІ вв. Городские усадьбы вплотную примыкали к проезжей части улицы, причём, изгородь упиралась в торцы мостовой. Устойчивость уличной планировки в течение ХІІ—ХVІ вв. обусловила устойчивость границ усадеб. Особенно хорошо это послеживается на восточном посаде, где колья частокола на протяжении нескольких стороительных периодов вбивались в ограду, предшествующего времени. Усадебные изгороди сооружались в большинстве случаев из окоренных сосновых брёвен толщиной 10-18 см. Иногда древесину для частокола употребляли в неокоренном виде. Как правило, частокол вбивался в землю, свидетельством чего служат заостренные нижние торцы брёвен. В редких случаях брёвна изгороди вкапывались в землю, для чего предварительно отрывалась впускная траншея, которая затем забутовывалась костями животных и землёй. Следует отметить, что для усадеб посада нехарактерно употребление в чистом виде ни одного из перечисленных способов. Для большинства оград характерен комбинированный способ крепления кольев частокола. Кроме того, на посаде на Двинской возвышенности в линию ограды включались тыльные стороны построек, в то время как на восточном поселении сооружения размещались в отдалении от изгороди (исключение составляет лишь одна постройка).

Несмотря на немалое количество исследованных дворовых, полные размеры усадеб можно установить лишь путём сопоставления археологических данных со сведениями письменных источников ХVІ—ХVІІ вв. Археологическим путём установлено, что размеры усадеб посада составляли не менее 147-269 м2.

Витебские усадьбы состояли, как правило, из избы, клети (амбара), одного, изредка, двух хлевов и лёгкого навеса для скота. Иногда в состав усадебного комплекса входили столбовые навесы для хозяйственных (чулан) или производственных нужд. Постройки располагались по периметру ограды, образуя замкнутый дворик, который в большинстве случаев замащивался.

Небольшие размеры усадеб, относительная их однотипность, стабильность границ на протяжении нескольких столетий указывают, что застройка посада регулировалась городскими властями. Основным распорядителем посадской земли в Витебске, как и в других раннесредневековых городах, являлась посадская община. В то же время стабильность уличной планировки и границ усадеб не исключали частые перепланировки непосредственно внутри комплексов. В отличие от большинства древнерусских городов (Новгород, Киев, Полоцк, Минск, Берестье и др.), для построек витебского посада не характерна преемственность в размещении сооружений в разновременные строительные периоды.

С возведением внешней линии обороны вокруг торгово-ремесленного посада завершается процесс совершенствования планировочной структуры нижнего города.


<== previous lecture | next lecture ==>
Фортификация Витебского замка в ХIV-XVIII вв. | Домостроительные традиции горожан
lektsiopedia.org - 2013 год. | Page generation: 0.118 s.