Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Творчество как познавательный процесс

Читайте также:
  1. I. Процессы окисления
  2. VI. Процессы алкилирования
  3. VII. Процессы нитрования
  4. X. Процессы изомеризации
  5. XI. Процессы циклизации
  6. XIII. Процессы гидратации и дегидратации
  7. А. Нарушение процессов всасывания жиров
  8. Абсолютно твёрдое тело – тело, расстояния между любыми точками которого, в процессе движения остаётся неизменным.
  9. Адиабатический процесс. Уравнение Пуассона
  10. Адиабатный процесс сжатия

Если в творчестве нет ничего особенного, значит, можно его понять и предска­зать его проявления с помощью обычных когнитивных структур. Некоторые психо­логи предлагают рассматривать творчество (креативность) как простой процесс решения задачи — просто должно выполняться условие, что и сама задача, и ее ре­шение будут новы и уместны (Sternberg, 1988). Исходя из этой точки зрения, твор­ческое мышление является многостадийным процессом, включающим постановку задачи, выяснение того, что именно важно в этой задаче, и нахождение нового пути ее решения. Перкинс (Perkins, 1988) настаивал на том, что процесс поиска и отбора является неотъемлемой частью творчества, хотя этими же самыми средствами мы пользуемся и для решения своих повседневных задач. Да, в понятии «творчества» соединены многие аспекты, рассматривавшиеся в предыдущих главах; тем не менее оно сложно для понимания и таинственно — вряд ли кто-то сможет четко опреде­лить, что же такое «творчество» и как из обычных составляющих создаются столь необычные вещи. Так что же делает творческими процессами такие элементы, как осознание задачи, поиск решений, отбор оптимальных решений и их претворение в жизнь?

9.4. 1. Переопределение задачи и отбор релевантной информации.

Было бы полезно осмыслить творческое мышление в рамках структуры. Итак, задача возникает тогда, когда имеется несоответствие между тем, где человек находится, и желаемым конечным состоянием, или целью. Решение — это план достижения цели. Гилфорд (Guilford, 1977) описал связь меж­ду решением проблемы и творчеством следующим образом:

Решение задач и творческое мышление тесно связаны. Сами определения этих двух процес­сов демонстрируют их логическую связь. Творческое мышление создает нечто новое и неиз­веданное, но ведь и при решении задачи ищется выход из непонятной ситуации, в этом слу­чае также ведутся поиски неизвестного результата. Таким образом, можно сказать, что решение задач обладает некоторыми чертами творчества.

Задача постановки задачи. Все великие изобретатели были большими мастерами ставить перед собой за­дачи. Они находили их там, где их никто не видел. Например, зачем людям электри­чество, когда вполне хорош и газ? Или зачем нам разъезжать в каких-то железных коробках с моторами, когда есть извозчики на лошадях? Все мы слышали в школе про великих изобретателей прошлого — таких, как Бенджамин Франклин и Томас Эдисон. И в наше время изобретатели не сдаются и также находят себе задачи.

В Соединенных Штатах ежегодно проводится Конференция изобретателей, призван­ная выявлять наиболее талантливые изобретения наших дней. Среди прочих изоб­ретений на конференции были представлены двухсторонняя зубная щетка для чистки зубов — любым из ее концов можно чистить зубы; портативный душ с горячей во­дой для кемпингов — он легок и нагревает воду от солнца; ночные пижамы с под­светкой, а также электрическая печь, выпекающая булки — вам нужно всего лишь смешать необходимые ингредиенты. Все эти вещи имели коммерческий успех — следовательно, широкая общественность посчитала их удачным решением задачи, о наличии которой большинство из нас и не подозревало.

Рассмотрим одну из таких задач. Одним из признаков модного ресторана явля­ется большая мельница для перца, которую официант подносит к каждому столику и любезно предлагает посетителям намолоть перца прямо в свое блюдо. По мере роста конкуренции между ресторанами такие мельницы становятся все больше и все современнее. Как-то я натолкнулась на рекламу электрической мельницы, вы­дающей перец разного помола. По-видимому, она была позолоченной, так как про­давалась за $ 170. По-моему, это удачный пример того, как можно придумать зада­чу. Я никогда не думала, что в уже существующих мельницах что-то не так и что степень помола настолько важна. Хотя не исключено, что я все путаю, и задача здесь другая — как заработать побольше денег на богатых людях. Впрочем, вне зависи­мости от того, как ставить задачу, решение кажется вполне творческим.

Отбор релевантной информации. Практически каждый творческий акт влечет за собой ранее неизвестные пути определения и отбора информации, необходимой для достижения цели. Обычно мы связываем понятие творчества с искусством и наукой, однако оно может и должно присутствовать и в обыденной жизни — начиная с распределения своих финансов таким образом, чтобы их хватило до конца месяца, и кончая тем, как заставить учи­теля принять не вовремя сданную работу.

Давайте рассмотрим отношения супругов, которые явно нуждаются в совете. Жена жалуется, что муж проводит слишком много времени на работе. Она говорит, что если он ее действительно любит, то должен больше бывать дома. Муж жалует­ся на то, что у него очень много работы и, чтобы справляться, он вынужден подолгу задерживаться на службе. Если жена любит его, она должна его понять. Существу­ет много возможных путей постановки этой задачи. Супруги могут задаться вопро­сом: «А не подать ли нам на развод?» Но возможны другие формулировки: 1) Что нам сделать, чтобы больше времени проводить вместе? 2) Как доказать друг другу свою любовь? 3) Как мужу справляться со своими делами, проводя на работе все же меньше времени? 4) Как им научиться справляться с такой ситуацией в целом? 5) Действительно ли так важна для мужа эта работа? и 6) Что может делать жена в отсутствие мужа, чтобы не чувствовать себя одинокой и обиженной?

Подумав над задачей еще несколько минут, вы наверняка придумаете множе­ство вариантов ее представления. Каждый раз, когда вы пересматриваете задачу, меняется и ваш взгляд на пути ее решения. Отбор информации, необходимой для достижения цели, зависит от того, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве задачи. В данном случае вам придется узнать эту пару поближе. Предполо­жим, вы узнаете, что жена — увлеченный художник. Тогда вы можете предложить ей заниматься искусством, чтобы не так остро чувствовать свое одиночество. Или, к примеру, если вам становится известно, что для мужа существует возможность поменять работу, вы именно это ему и посоветуете сделать.

Латеральное мышление, или «мышление вокруг задачи» на самом деле лишь другое название «переформулировки задачи». Вспомните историю об умной девуш­ке, которая знала, что ей подсунули два черных камня. Девушка ведь не рассуждала так: «Что мне делать, когда я выну черный камень?», вместо этого она сформулиро­вала задачу следующим образом: «Как мне скрыть, что я вытянула черный камень?» Это не столько «размышления вокруг задачи», сколько ее переформулировка таким образом, чтобы прийти к наилучшему решению. Об этом уже говорилось в предыду­щей главе, посвященной решению задач. В обзоре статьи, посвященной теории твор­чества, Мамфорд и Густафсон (Mumford & Gustafson, 1988) отмечают, что творче­ство обычно «связано с информацией, которая кажется нерелевантной для решения данной задачи» (р. 30). Обратив внимание на тот факт, что дорожка усыпана как черными, так и белыми камнями, и поняв, что можно уронить камень, и он станет неотличим от других, героиня истории смогла найти нестандартное решение.

9.4.2. Генерирование, исследование, оценка.

Если творческое мышление всего лишь разновидность повседневного решения задач, значит, должны быть основные принципы, применяемые во всех областях знания. Используют ли танцор, ученый, учитель и писатель одни те же процессы в своем творчестве или для каждой отдельной задачи применяется свой особый под­ход? Несмотря на очевидные различия, всем им приходится генерировать идеи ре­шения своих задач и исследовать «пространство задачи» — этим термином в гла­ве 9 определялись все возможные цели и пути, ведущие от исходного положения к цели. Финк, Уард и Смит (Finke, Ward & Smith, 1992) создали двухфазную модель процесса решения задач, состоящую из генерирования идей и их исследования. Для того чтобы ожидалось появление творческого решения, творческие личности долж­ны быть по-настоящему увлечены и преданы идее. Левин (Levin, 1994) назвал жела­ние работать над задачей «принятием личных обязательств», что подразумевает тесную связь между мотивацией, трудолюбием, потраченным временем и желани­ем изучать возможные варианты.

Оценка решений также является творческим актом, потому что на этом этапе человек должен определить, получено ли правильное решение (Doolittle, 1995). Эффективная оценка необходима для того, чтобы разорвать замкнутый круг генери­рования все новых и новых идей и их исследования, в котором может оказаться че­ловек, решающий задачу. Заметим, что взгляд на творчество (креативность) как на решение задач подключает к этому процессу и другие уровни познания. Для успеш­ного изучения пространства задачи нужно, чтобы человек был способен заметить и запомнить наиболее важные ее аспекты. Таким образом, как и всегда при мышле­нии, нужно «пощекотать» память.

Инсайт и инкубация. Инсайт это неожиданная находка решения; инкубация — период времени, в течение которого человек не работает над задачей активно, после чего в голову удивитель­ным образом приходит удачное решение. Эти две стадии процесса решения задачи часто связывают с творческими решениями. Несмотря на то что оба процесса «скры­ты от любопытного взора» и кажутся загадочными, их можно проверить в рамках основной когнитивной модели.

Информация, хранящаяся у людей в памя­ти, взаимно переплетается друг с другом и образует собой сеть, похожую на паути­ну, Например, ваши знания о цветах расположены таким образом, что информация о розах расположена рядом с информацией о петуниях, азалиях и других цветах. Если вы знаете о цветах очень многое, то эта информация образует обширную и тесную сеть. Если вы выросли в тропиках, наверняка ваши знания о цветах будут отличаться от знаний человека, выросшего в Антарктиде.

Внутренняя взаимосвязь знаний очень важна. Все, что вы знаете о цветах, так­же связано со знаниями о воде и солнце, которые, в свою очередь, связаны с другой обширной информацией. Теоретически, если начать свой путь в какой-нибудь точке этой огромной сети, можно дойти до любой другой. Приблизительная схема фраг­мента сети знаний показана на рис. 10.3.

Когда кому-то в голову неожиданно приходит новая идея, значит, он удачно про­делал путь по своей сети знаний от одного места до другого — новая идея представ­ляет собой соединение прежде не соединенных узлов. Подумайте о любимом чело­веке. Какие идеи или образы приходят на ум? Не кажется ли подходящим образ розы? Если да, это возможно потому, что знание о розах было включено в вашу память, а сейчас лишь «активизировалась» связь между любимым человеком и ро­зами. Значит ли для вас что-нибудь фраза: «Моя любимая, как красная, красная роза»? Не кажется ли вам инсайтом эта ассоциация?

Психологи называют процессы «думания о...» или «воспоминания о...» распространением активации. В приведенном примере с розой это означает, что моя просьба думать о любимом человеке распространилась и на ваши знания о розах. У людей с более обширной сетью знаний будет больше областей для распростране­ния активации, а лучший способ развить густо переплетенную сеть знаний — иметь много взаимосвязанных знаний. Знания в конкретной области незаменимы. Если вы хотите проявить творческие способности в науке, вам придется приобрести зна­ния в данной области, чтобы при решении задачи была доступна необходимая ин­формация. Для того чтобы создать новую идею, нужна именно густо переплетенная сеть знаний, скудные знания принесут скудные мысли (Tardiff & Sternberg, 1988).

Способность использовать информацию, хранящуюся в памяти, позволяет нам тво­рить и за пределами того, чему нас научили.

Давайте посмотрим, что еще происходит при решении задач. Предположим, вы читаете детектив, в котором подозреваемым является главный герой. Следовательно, решаете вы, убийца явно не он. И вы обращаете внимание на другого персонажа — именно он, по вашему мнению, совершил преступление. Вы старательно разрабаты­ваете различные версии и изучаете пространство задачи — однако все безрезуль­татно; вам не удается увязать вашего главного подозреваемого со сценой убийства. Тут вам приходится оторваться от книги и заняться чем-то другим. Другими слова­ми, вы создаете период инкубации. После этого, вернувшись к книге, вы сразу же «видите», что это сделал не тот, кого вы подозревали, а кто-то другой. Как говорят в литературе по решению задач, вы «привязаны» к одному-единственному варианту решения (попытке найти связь между подозреваемым и преступлением), а период инкубации позволил вам забыть этот вариант, и вы получили возможность зани­маться другим, более перспективным.

Профессионалы по решению задач знают, как эффективно организовать поиск в обширном пространстве задачи. Если возможных путей решения много, они исполь­зуют эвристики или план, «сокращающий дерево поиска» (Boden, 1990, р. 78). Если у вас развита сеть знаний по какому-то вопросу, значит, у вас больше связей между разными темами, больше способов вспомнить и отобрать необходимую информацию.

9.4.3. Мышление по аналогии.

Аналогии лежат в основе большей части нашего привычного повседневного мышления, наших художественных произведений и научных достижений. Стернберг (Sternberg, 1977) заметил, что «рассуждение по аналогии распространено по­всюду. Мы мыслим по аналогии всякий раз, когда принимаем решение о чем-то но­вом, проводя параллель со старым. Когда мы покупаем золотую рыбку, потому что вам нравилась старая рыбка, или когда мы слушаем совет друга, потому что его со­вет был полезен в прошлый раз, мы мыслим по аналогии» (р. 353). Способность мыс­лить влечет за собой способность замечать сходство или связь между двумя объек­тами, одновременно улавливая и отличия. Используя аналогии, вы увидите, что два объекта в чем-то сходны, а в чем-то абсолютно различны. В этой книге мы не раз и не два обращались и будем обращаться к аналогиям, так как они присущи челове­ческому мышлению.

Мы используем аналогии для того, чтобы понять мир. Они помогают нам по­нять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Проведение аналогий — это один из спо­собов узнать неизведанное. Однако это способ весьма далекий от совершенства, Приводя аналогию, внимательно проанализируйте, на чем именно основаны срав­нения. Если я скажу, что вы похожи на своего брата только потому, что у вас тоже два глаза — вы, естественно, возразите, что количество глаз — это совсем не то, что нужно сравнивать. В то же время если я скажу, что вы с братом похожи тем, что оба бездельники и жадины — вы также будете возражать, но в данном случае само сравнение было уместным.

Метафора — это аналогия, подмечающая сходство абсолютно несходных ве­щей- (Различие между метафорой и сравнением в грамматике здесь не рассматри­вается, как не имеющее отношения к делу.) Когда Шекспир писал «Моя любовь, как красная, красная роза», он писал метафорично, ведь розы и любовь абсолютно не похожи. Аналогии усиливают творческий процесс, помогая человеку, решающему задачу, комбинировать элементы двух понятий, изначально признанных абсолютно несходными (Gilhooly, 1987; Halpern, 1987a, 19876). Например, если я скажу, что атом похож на миниатюрную солнечную систему, вы можете использовать свои знания о солнечной системе, чтобы сделать некоторые заключения об атоме. Чтобы использовать аналогии и метафоры творчески, потренируйтесь в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных — или же займитесь обратным процессом и ищите вместо сходств различия. Одно из наиболее известных творческих использований аналогии можно найти в истории про Архимеда. Ему было дано задание определить, сделана ли корона царя из чистого золота, как это ей и подобает. По легенде, Архимед не знал, как решить эту задачу, потому что корона была неправильной формы. Однажды, когда он опус­кался в ванну, вода перелилась через край. И тотчас же стало очевидным, как найти ответ. Как и его тело, корона из чистого золота вытеснит столько же воды, сколько вытеснит слиток золота, равный по весу короне. Далее по легенде обрадованный Архимед выскочил из ванны и бегал по улице, крича «Эврика!». К нему пришел ис­тинный творческий инсайт, а вызвало его проведение аналогии между телом чело­века и золотой короной — помещенные в ванну, они вытесняли вполне определен­ный объем воды. Если вам интересен конец этой истории, то спешу сообщить, что корона оказалась из чистого золота, и царь был счастлив.

Несмотря на то, что в творческих дискуссиях часто применяются аналогии, та­кое спонтанное сравнение слишком разных вещей все равно кажется необычным. Правда, возможно, это происходит потому, что мы сами постоянно ждем от процес­са творчества чего-то необычного.

Отстранение. Несмотря на то что привычная функция аналогии состоит в том, чтобы делать из незнакомого знакомое, Гордон (Gordon, 1961,1976), основатель техники творче­ства, известной как синектика, отметил, что в процессе творчества мы часто прибе­гаем к обратным действиям. Гордон (Gordon, 1976) говорит, что мы нередко исполь­зуем аналогии и метафоры, пытаясь «поместить знакомую проблему в незнакомый контекст». Так, например, Гордон приводит случай, когда неопытный сту­дент впервые вскрывает сердце рыбы. Так как об анатомии студенту ничего не извест­но и ситуация для него нова, ток крови через сердце может напомнить ему фильтру­ющую систему бассейна. Аналогия, приведенная студентом, является творческой попыткой изучения анатомии.

Гордон (Gordon, 1976) выделил четыре типа аналогии, используемых при твор­ческом решении проблем. Это личная аналогия, прямая аналогия, символическая аналогия и фантастическая аналогия. Каждый из этих типов аналогии рассмотрен в главе 9. Аналогии также можно использовать при творческом решении задач. На­пример, руководители компании Bradford Associates (Вестпорт, Коннектикут) ве­чером, потягивая мартини и используя мозговую атаку, решали, какую бы новую продукцию, пользующуюся спросом, производить. И поскольку мартини к тому мо­менту было выпито уже предостаточно, они решили, что пришло время «произво­дить товар, который собака могла бы сама попросить у своего хозяина». Теперь эта компания производит куриный бульон для собак под названием «Гав-гав». Вот при­мер использования аналогии при поиске проблемы. А сейчас популярный товар для собак разрабатывается и для того, чтобы им пользовались люди. Многие собаки с удовольствием грызут выполненные в форме косточки сухари, полезные для соба­чьих зубов и десен. Но скоро на прилавках магазинов появятся аналогичные, полез­ные для зубов и десен, сухари для людей. (Не знаю, какой формы они будут.)

Бионика. Бионика это особый тип аналогии. Специфические задачи, встающие перед че­ловеком, решаются при помощи аналогий с явлениями живой природы. Например, особые возможности глаза жука навели на мысль о создании нового датчика скоро­сти относительно земли для самолетов, а присоски моллюсков послужили прототи­пом для определенного типа застежек. В бионике очень важно при принятии реше­ния применять широкий подход, и это тоже стало очевидным после проведения аналогии с природой. Хорошо известно, что даже небольшие изменения в нашей экологической системе могут привести к тяжелым последствиям для других орга­низмов, входящих в ту же пищевую цепочку. Папанек (Papanek, 1977) назвал это «идеей учета всеобщей связи в проектировании». Тут требуется творческое рассмот­рение всей системы в целом и всех существующих взаимосвязей.

Вебер и Перкинс (Weber & Perkins, 1992) определили творческий процесс как нахождение способа перекинуть мост между различными пространствами задач — для того чтобы при решении можно было обращаться к знаниям из различных жиз­ненных областей. Рассмотрим процесс «раскупоривания» артерии в современной хирургии. В артерию вводится тонкая трубка. Когда достигается нужный участок артерии, надувается маленький «шарик», который и прочищает «закупоренный» участок. Точно такую же технологию применяют водопроводчики для прочистки труб. Таким образом, простое решение задачи водопроводчиками позволяет хирур­гам спасать человеческие жизни. При творческом подходе решение, принятое в од­ной области, приспосабливается к другим, часто очень далеким областям.

Свободные ассоциации. Ниже приводится тест на способность к творчеству, основанный на наблюде­нии, что творческие люди способны соединять, казалось бы, несовместимые вещи. Медник и Медник (Mednick & Mednick, 1967) создали тест для выявления этой сто­роны творчества. Он называется тестом свободных ассоциаций (Remote Associations Test—RAT). Испытуемым дают три слова и предлагают дописать четвертое, отно­сящееся ко всем трем. Например, какое слово связано со словами:

ПРОИГРЫШ ВИНО ДОК

Можете ли вы придумать общее для них слово? (Ответ — сухой) Попробуйте решить несколько сходных задач:

ФУТБОЛ МАГНИТ ЧУДЕСА

ПАР КОНЬ МЫСЛЬ

Действительно ли люди, занимаясь творчеством, прибегают к свободным ассо­циациям? Похоже, что такое случается. Изобретение Майкла Рейнолдса из Таоса, Нью-Мексико, является олицетворением этого типа мышления. Зная о высокой цене жилья и о свалке банок из-под кока-колы за городом, он, прибегнув к свободной ас­социации, построил дом из алюминиевых банок. Для своего второго дома он напол­няет банки водой, чтобы они, нагретые солнцем, могли его обогревать.

9.4.4. Поощрение творчества

Одно время разгорались жаркие споры вокруг вопроса, возможно ли сделать людей более способными к творчеству, если давать им упражнения, направленные на повышение их творческого потенциала. В ряде научных статей говорится, что это возможно. Ни для кого уже не является секретов, что творческое мышление имеет много общего с повседневным решением задач. В этой книге неоднократно приводились примеры того, что результатом обучения может стать повышение уров­ня мышления. В обзоре научной литературы по творчеству Вер (Ваег, 1993) со свой­ственной ему осторожностью заметил, что развитие творческого мышления зави­сит от многих переменных и что «трактовка результатов как поддержка гипотезы о том, что тренировка мышления улучшает творческие способности, кажется вполне обоснованной»(р.74).

Способность к творчеству. О способности к творчеству нельзя сказать, что она либо есть, либо ее нет. Просто одних людей можно назвать более творческими личностями, других — ме­нее (точно так же, как есть более и менее атлетические, привлекательные и беспри­страстные). Ответить же на вопрос, предопределена ли способность к творчеству генетически, значительно сложнее. Больше всего исследований было посвящено взаимосвязи творчества и интеллекта. И действительно интересно, являются ли интеллектуалы наиболее творческими людьми?

В целом, люди с высокими показателями интеллекта более способны к творче­ству, но эта взаимосвязь не столь прямолинейна. Утверждение о том, что если че­ловек умен — значит, он по натуре творец, в корне неверно. Видимо, следует пред­положить, что для способности к творчеству нужен какой-то определенный минимум интеллекта, а выше этого минимума 1Q уже не играет особой роли. Даже если у вас не очень высокий интеллект, у вас может быть высокий творческий потенциал. Че­ловек с обширными знаниями о тактике футбола и умением хорошо бегать и бить по мячу скорее окажется способным футболистом, чем тот, кто обладает скудными знаниями и очень неуклюж на поле — пусть даже он является непревзойденным мастером в поэзии или балете.


[1] Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М., «Современное слово», 1998.

1 Цит. по кн. Хорст Зиверт. Ваш коэффициент интеллекта. АО Интерэксперт. Москва, 1997.С.9

1 Цит. по В.Н. Дружинин. Психология общих способностей. -Спб., 1999. С. 17.

1 Цит. по кн. Е.Н. Шиянова и И.Б. Котовой. Развитие личности в обучении. М., Академия, 1999, с.91

[2] Уровень развития логического мышления определялся по методике Равена.

1 Нами обнаружен коэффициент вариации результатов тестирования по методике Равена в первом классе около 70%. Это свидетельствует о больших различиях детей по интеллектуальной подготовленности.

1 Примечание: обязательное условие - сбалансированность тестовых заданий, т.е. равнопредставленность заданий различной категории трудности. В случае неполной сбалансированности вычисляется среднее значение эффективности выполнения заданий учеником заданий данного класса трудности.

2 В данном случае трудность заданий и подготовленность детей определялась по единичной шкале (k=1).

1 Интеллектуальная нагрузка - мера напряженности интеллектуальной деятельности, определяемая её продолжительностью и интенсивностью.

2 Цит. по Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. Стр. 136.

[3] С.Френэ. Умственное воспитание ребёнка. 1978. Цит. по учебному пособию А.Е. Дмитриева, Н.И. Фатеевой, М.Р. Львова “Дидактика” . М., 1990. С. 22.

1 Цит. по Ломпшер И., Гуллаш Р. Развитие способностей. С. 129.

2 Цит. по Ломпшер И., Гуллаш Р. Развитие способностей. С. 129.

1 Цит. по В.Н. Дружинин. Психология общих способностей - СПб : Питер Ком, 1999. - с. 368.

[4] См.: Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1971.

 

[5] См.: Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышле­ния.—В кн.: Психология мышления. М.. 1965.

[6] Osborn А. Applitd Imagination. N.Y., 196З» р. 131.

[7] К р ы л о в А. Н. Мои воспоминания. М., 1945, с. 476


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Факторы, влияющие на эффективность творческой деятельности | Соединения костей

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 531; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.