Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




История социологии

Читайте также:
  1. II. История философии
  2. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  3. SQL и его история
  4. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  5. Анализ документов в социологии
  6. Аналитические трактовки объекта и предмета социологии
  7. В-1. Краткая история развития электрических машин
  8. Вопрос 1. Социальные и теоретико-идеологические предпосылки возникновения социологии как науки
  9. Вопрос 5. Объект и предмет социологии как науки об обществе.
  10. Вопрос 6. Отличие предмета социологии от предметов других общественных наук.

1. Объективные предпосылки становления социологии как самостоятельной научной дисциплины.

2. Социология 19-го века.

3. Социология 20-го века.

 

1.Объективные предпосылки становления социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Социология – наука, которая быстро развивается и её изменения принципиально отличаются от развития точных и технических наук. Она совершенствуется одновременно по нескольким направлениям, которые конкурируют между собой и за которыми стоят разные научные школы. Любая наука не возникает на пустом месте. Её появлению предшествуют субъективные и объективные предпосылки.

Объективные предпосылки – те изменения в обществе и в сознании людей, которые создали почву, т.е. показали необходимость и возможность появления новой науки как результата эволюции общества и знаний о нём. К субъективным предпосылкам можно отнести вклад конкретных учёных, которые, проанализировав сложившиеся объективные предпосылки вывели идею создания новой науки, обосновали её необходимость, определили её задачи, занимались её популяризацией среди современников.

Объективные предпосылки появления социологии:

1. Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. На смену привычному нормативному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесткой тотальной регламентацией экономической, политической и духовной жизни шел процесс становления общества, утверждающего торжество свобод человека, духовную, экономическую независимость, автономность гражданина. В условиях самоорганизующегося общества возникает потребность в знании, ориентированном на описание реальных социальных явлений и процессов – чтоб рациональнее и с наибольшей эффективностью человек мог распоряжаться своей свободой. Свободная конкуренция поставила деятельность предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело они используют знание конкретных настроений, ожиданий людей, их предпочтений. Следовательно были необходимы конкретные доказательные знания, приближенные к реальной практике.

2. Произошло усложнение социальной структуры общества. Появились новые социальные общности (наёмные рабочие, буржуазия), лично свободные и взаимозависимые. Конфликты, возникающие между ними не могли быть решены только с позиции силы, необходимы были договора, учитывающие взаимные интересы.

3. Быстрее стали происходить социальные изменения. Раньше в течении жизни нескольких поколений всё было неизменно, в 19-м веке общество стремительно и кардинально меняется. Объяснения этим изменениям и их последствиям необходимо оперативно давать, а существующие в тот момент науки об обществе с этим справиться не могли.

4. К этому времени были накоплены необходимые знания о устройстве общества. Предшествующие географические открытия показали разницу в культурах, но общность социальных основ, «скрепов», «кирпичиков» социальной жизни была очевидна. Появилась возможность обобщения и систематизации полученных знаний на новом уровне.

5. Величайшие научные открытия в области физики, химии, биологии… доказали эффективность естественнонаучных методов познания. Возникла идея переноса этих методов на изучение общества для выявления законов его развития и более совершенного управления.

2. Социология 19-го века.

 

Историю социологии можно условно разделить на 3 этапа:

1. протосоциология – знания об обществе и его устройстве накапливались в рамках других наук: философии, истории, теологии;

2. классический этап – 19-й век – появление социологии как самостоятельной науки: вводится термин "социология", уточняется её предмет, цели, методы сбора информации, появляются первые собственно социологические фундаментальные теории;

3. институционализация социологии - социология 20-го века – появление специальных социологических теорий, разработка новых методов сбора информации и появление практики широкомасштабных социальных исследований, открытие кафедр социологии и разработка учебных программ по специальности "социолог", появление социологических теорий в рамках макро и микро подходов.

Социология вышла из недр философии, и первый, кто отделил одну науку от другой был Огюст Конт. Он – автор термина «социология», который переводится как «наука об обществе». Конт родился во Франции в 1798году, работал преподавателем математики в университете, был секретарём у Сен-Симона. Социальные и политические потрясения того времени, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли. Рассуждая о новом общественном порядке, он пришел к выводу о необходимости рационального знания об обществе, на котором должны базироваться социальные реформы. Философия по его мнению таких знаний дать не могла. Она, по его мнению, отличалась субъективизмом и абстрактности. В своих трудах «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» он даёт классификацию наук и обосновывает идею позитивной науки.

Все науки, по его мнению, можно разделить на два вида: позитивные и не позитивные. К первым можно отнести физику, химию, математику, биологию, к ним должна относиться и новая наука об обществе – социология. Она, как и все позитивные науки должна оперировать исключительно проверенными фактами, делать выводы, поддающиеся проверке. Её задача – сбор, описание и классификация социальных явлений. Термин «позитивное» употребляется им в смысле бесспорного, доказанного, точного, соответствующего практике. Огюст Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основанный на таких естественнонаучных методах познания, как наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такие знания будут практической основой для нового, более устойчивого общественного порядка. Существующие на тот момент времени науки, поясняющие общественную жизнь – теология и философия – опирались на абстрактное мышление и авторитет и, по мнению Конта, не могли дать объективную, точную, оперативную информацию о социальных процессах.

Позитивистскую социологию О.Конта составляют 2 основные концепции:

1. социальная статика – изучает структуру общества и его основные элементы. Её интересуют основы и условия стабильности, гармонии и порядка. Конт подходит к ним с точки зрения изучения важнейших социальных институтов общества – семьи, государства, церкви… которые обеспечивают основы стабильности в обществе. Основной вопрос, на который отвечает этот раздел социологии – «Как всё устроено?».

2. социальная динамика – изучает направления, закономерности развития общества и его элементов. Основной вопрос, на который отвечает этот раздел социологии – «Как всё изменяется?». Развитие Конт объяснял накоплением человечеством опыта, ростом интеллекта. Конт сформулировал «закон трёх стадий» развития человеческого общества:

· теологическая стадия – длилась ~ до 1300г. Главная роль принадлежала священникам, господство идей о нематериальных и природных силах;

· метафизическая стадия – 14-18 века. Главная роль принадлежала философам, господство идеё просвещения и реформации;

· позитивная стадия – 19 век – развитие точных наук, индустриализация. Главная роль у учёных.

Без социальной статики невозможно познать социальную динамику (определить болезнь без знания анатомии невозможно, … такая логика познания присутствует практически во всех естественных науках).

Основные заслуги О. Конта : применение естественнонаучных методов для исследования общества, практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Герберт Спенсер(1820-1903г.) – английский социолог, развивший идею природной социальной эволюции. С его именем связаны идеи социал-дарвинизма. Природа по его мнению развивается от доорганической, к органической а затем к надорганической стадии, на последней появляется общество, поднявшееся над природой, создавшее свою культуру, наиболее сложное образование. Он на 7 лет раньше Дарвина опубликовал труд «Происхождение видов».

Основные выводы теории:

· общество постоянно развивается от низших форм к высшим;

· каждому этапу развития соответствует свой уровень дифференциации (разделение на общественные составляющие, элементы социальной жизни, структуры). В начале общество было довольно простым, не было разделения людей по профессиям, по собственности…

· развитие общества – процесс усложнения его дифференциации, появления новых социальных институтов (появились церковь, семья, банки,..). Они выполняют каждый свои функции и не могут быть взаимозаменены.

· Общество чувствует себя хорошо, когда его части (институты) направлены к 1 цели, взаимодействуют, взаимодополняют и не противоречат друг другу. Это – закон дифференциации и интеграции .

· Революции – зло, которое нарушает природный ход истории. Спенсер – противник радикальных реформ, а сторонник свободной конкуренции между людьми, которая и является «пружиной социального развития». Революции и реформы нарушают конкуренцию, соперничество наиболее талантливых людей, не ускоряют, а мешают развитию. В ходе революций могут выиграть не лучшие, а те, кто случайно оказался с более выгодном положении.

Спенсер постоянно сравнивал общество и организм, проводя параллели и подчёркивая отличия.

Идеи О. Конта и Г. Спенсера легли в основу функционального направления в социологии.

 

Карл Маркс(1818-1883г.) – основоположник конфликтологического направления в социологии. В отличии от позитивизма и социологии порядка он рассматривал общество не с позиций внутренней гармонии (функционализм), а с точки зрения противоречий – экономических, политических, идеологических, присущих каждому обществу.

Основным социальным конфликтом являются классовые противоречия в первую очередь между так называемыми антагонистическими социальными группами, которые создают полюса социальной структуры. С одной стороны, это те, у кого нет свободы или собственности на средства производства и те, кто вынуждены подчиняться, с другой стороны – так называемые эксплуататоры, верхушка общества, собственники земли и средств производства.

История человеческого общества – борьба классов. Высший этап – пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата. Идея классовой борьбы является ценной и интересной. На её основе базируется социология конфликта.

Маркс и Спенсер жили в одно время, но направления их теорий диаметрально противоположное. Спенсер был против какого-либо вмешательства в естественный ход истории, эволюцию общества. Маркс признавал необходимость революций, называл их «локомотивы истории», он был сторонником насилия и социального эксперимента, т.к. коммунистическая формация не может зародится в глубине капитализма и должна создаваться людьми по специальному плану. Спенсер был против уравниловки, он считал неравенство и конкуренцию важными условиями общественного развития. Маркс пророчил общество социального равенства. Спенсер не ставил перед собой цель раскрытия всех тайн людской истории, определения перспектив и прогнозов на будущее. По мнению позитивистов это выходит за рамки науки и представляет собой философскую спекуляцию. Марксизм претендует на абсолютное знание прошлого, настоящего и будущего.

 

Эмиль Дюркгейм –французский социолог 19 века. Он первый чётко выделил специфический предмет социологии – социальное, не сводимое ни к физическим, ни к психическим явлениям. Предметом изучения социологии по его мнению являются социальные факты – объективная реальность, которая порождена коллективной природой человеческого бытия (взаимодействием с себе подобными), и оказывает влияние на поведение человека (ценности, нормы влияют на нас). Язык, культура, политическая система, различные социальные институты порождены нашим взаимодействием, создают необходимые условия для его осуществления, существуют независимо от конкретного человека (мы рождаемся и находим их в готовом виде), оказывают влияние на наше поведение.

Дюркгейм анализировал проблемы социального порядка и индивидуальной свободы. Компромиссом их сочетания является солидарность. Без неё – распад, анархия, война. Но потребность в солидарности ограничивает свободу, мешает человеку проявить свою индивидуальность. Необходимо соблюдение некой нормы, меры, отклонение от которой приводит к патологии. Дюркгейм выделял 2 вида солидарности:

· Механическую, основанную на жёстком контроле, поддерживаемую насилием. Криминальное право, по его мнению, представляет собой именно такой тип.

· Органическую, основанную на взаимозависимости и функциональном дополнении индивидов, порождающую сотрудничество людей для достижения общей взаимовыгодной цели. Примером может служить разделение труда в обществе или в семье.

Значительное место в работах Дюркгейма занимает проблема исследования нормы и патологии. Хрестоматийным является его труд, посвящённый проблеме самоубийств. Дюркгейм вывел социальные факторы, оказывающие влияние на самоубийство, подчеркнул их роль и доказал, что психические отклонения второстепенны.

Солидарность порождает социальные связи и отношения. Самоубийства происходят в результате нарушения нормальных социальных связей или в сторону их ослабления, или в сторону усиления. Дюркгейм вывел следующие типы самоубийств:

· Альтруистические – происходят из-за чрезмерного усиления социальных связей, «растворении» человека в обществе. ( к примеру самоубийства стариков, не желающих быть обузой для своего племени, ритуальные самоубийства вдов, рабов, добровольное принесение себя в жертву…)

· Эгоистические – происходят в результате ослабления или утраты желаемых социальных связей, которая переживается болезненно и невыносимо. (ощущения социальной тоски, утраты целей жизни, одиночества, слабой связи с обществом и следовательно, с социальной жизнью могут быть вызваны разводом, утратой работы, близких, непризнанием человека обществом )

· Фаталистические - происходят из-за чрезмерного усиления социальных связей, при этом человека не устраивает сложившееся положение вещей. Возникает ощущение отсутствия свободы, тотального контроля за поведением, которого нельзя избежать. (в тоталитарном обществе нет возможности реализовать свободу выбора, будущее «замуровано»; другим примером может служить самоубийство подростка, протестующего против тотального контроля за его поведением со стороны родителей, но не имеющего возможности что-то изменить.)

· Аномические – рост их происходит во время кризисов, резких изменений общественной жизни и утраты норм, ориентиров, стандартов поведения. Человек теряет способность приспособится к регуляторам общественного поведения, т. к. старые нормы утратили былую актуальность, но ещё не забыты, по ним жили долгое время, а новые пока не усвоены, противоречивы. (как обращаться сотруднику милиции с народным депутатом, имеющим криминальные связи?)

 

Макс Вебер(1864-1920) – условно завершает классический период развития социологии. Главной целью социологии считал раскрытие, «понимание»мотивов людских поступков. Не все человеческие поступки подлежат изучению социологии, а лишь те, которые являются социальными действиями. Мы имеем дело с социальным действием, когда деятель, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз – будут препятствовать его действиям другие социальные объекты или нет…(резко затормозил троллейбус и один из пассажиров нечаянно наступил на ногу другому – не социальное действие, последующее извинение – социальное действие; учёный – физик ставит лабораторный эксперимент по изучению свойств металлов в условиях сверхнизких температур – его действия – не социальные действия, а обсуждение эксперимента, ожидание реакции на него со стороны других учёных, оценка его пользы для развития науки в целом – цепь социальных действий.) Таким образом, основными признаками социального действия является его осознанность и ориентация на поведение других людей, на их реакцию.

При осуществлении социального действия ориентация может осуществляться:

· на конкретное лицо;

· на группу лиц;

· на всё общество в целом.

Социальное действие может предполагать:

· прямое взаимодействие с другими;

· опосредованное взаимодействие с другими.

Основные направления социологии 19-го века:

1. географическая школа – социальная жизнь общества зависит в первую очередь от природно-климатических условий: климата, рельефа, размером страны, её местоположением, качеством почвы…. Они доминируют при развитии экономики, политики и культуры. (опирались на идеи Шарля Монтескье) Так демократия возможна лишь в маленьких государствах, а в империях типа России необходима монархия.

2. расово-антропологическая – общественное развитие определяется расовой принадлежностью народа. «Белым» принадлежит монополия на разум и способность организовать цивилизованную жизнь. Смешание рас приведет к упадку Европы. Основоположник – Жозев Артюр де Гобино. Эти идеи использовали немецкие национал-социалиста для доказательства права на господство арийской расы. Сегодня существенного влияния в науке это направление не имеет.

3. социал-дарвинизм (основоположник Г.Спенсер, используются идеи Ч.Дарвина и Т.Мальтуса) – социальное развитие подобно биологической эволюции и происходит по тем же законам. Основными являются принцип естественного отбора и борьба за существование. Именно они – двигатели социального прогресса.

4. органическая школа – общество подобно сложному живому организму и функционирует по схожим законам. Его органы – социальные институты – взаимодополняемы и непротиворечивы, направлены на достижение единой цели. Существовала в двух вариантах: 1) прямое отождествление общества и организма (неоправданная вульгаризация); 2)выделение условных аналогий с четким пониманием различий и тех элементов, где сравнения не возможны. Именно это направление, у истоков которого стояли О.Конт и Г.Спенсер в 20-м веке трансформировалось в структурный функционализм.

5. психологическая школа (конец 19-го – начало 20-го века США (Л.Уорд, У.Мак-Дугал, Ф.Гидденс) и Европа (З.Фрейд, Г.Лебон, Г.Тард) пытались объяснить социальные явления психологическими факторами – инстинктами, импульсами, стремлениями, которые передаются генетически, находятся в подсознании человека. Они изучали феномены группового сознания ("психологию народов", "психологию толпы"), эффекты наследования (моду), как ключевые элементы создания общества и механизмы взаимодействия людей.. Происходит преувеличение роли иррациональных факторов в структуре личности и их влияния на историю и коллективное поведение человека.

С современных позиций хорошо видны недостатки указанных направлений, однако в каждом из них было и рациональное зерно.

 

3.Социология 20-го века

Методологические подходы к анализу общества. 20-й век.

Существует два основных подхода к анализу общества: макро социологический и микро социологический.

 

Макро социологический Микро социологический
Его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, можно понять отдельные личности С точки зрения его последователей через личность, вернее, через изучение социального взаимодействия индивидов мы можем постичь своеобразие общества в целом.  
К основным теориям, разделяющим этот подход относятся Функционализм Конфликтный подход Символический интеракционизм и теория ролей Теория социального обмена. Этнометодология.  

 

Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г.Спенсером, Дюркгеймом, Парсонсом, Мертоном.

- Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции.

- Эти элементы не могут существовать самостоятельно, взаимодополняют друг друга.

- Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

- Каждый элемент системы может кроме основных, явных выполнять ещё скрытые, латентные функции. Кроме того элементы системы могут выполнять дисфункции, которые наносят вред социальному организму, но являются полезными для отдельных социальных общностей. Р.Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

- Если один из элементов социальной системы не выполняет в должной мере возложенные на него функции, то его "работу" могут частично компенсировать другие элементы (полная взаимозамена невозможна)

- Общество существует на основе договоренности, согласия по поводу общественных ценностей выполнения общественных норм.

Толкотт Парсонс – развивает теорию структурного функционализма. С его точки зрения существует 4 функции социальной системы:

Адаптация, которую в обществе выполняет экономика

Целедостижение - политика

Интеграция - право и обычаи

Воспроизводство - образование, воспитание, система верований, мораль

 

Конфликтный подход: Р.Дарендорф, Л.Козер

Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия

Основные положения конфликтного подхода:

- Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно распространяются неравномерно

- Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт

- Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства

- В результате возникает новый вид неравенства

В конфликтном направлении существует 2 течения.

1. Представитель - Льюис Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт - естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель - Ральф. Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновени новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия). Дж. Г.Мид, Ч.Кули, Г.Блумер.

Если другие теории воспринимают общество как нечто уже само собой существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма:

1. Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов. Символ – вещь, имеющая значение. Это слова, понятия, движения, знаковые системы…

2. Символы возникают и используются в ходе соц. взаимодействия. Они – продукты группового опыта, существуют объективно, независимо от отдельного человека. Человек должен постоянно воспринимать символы, расшифровывать их, усваивать их значения, и воспроизводить символы. ("Сбой" в этом процессе приведет к конфликту) Это даёт возможность взаимодействия, интеракции.

3. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия, однако большинство символов должно одинаково трактоваться людьми, в противном случае их жизнь разрушается.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Вторым направлением интеракционизма является теория ролей. Представитель – Дж. Морено

С его точки зрения жизнь – это театр.

- Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

- Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

- Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

- Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение в зависимости от ожиданий (экспектаций) других.

- Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, на референтную группу – совокупность людей, мнение которых в первую очередь влияет на наше поведение.

- Актер выполняет роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс

· Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций.

· Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы. Здоровье, услуги, внешность, власть, деньги, свободное время… - всё это ресурсы, подлежащие обмену. (Любой нищий имеет что-то, что может заинтересовать другого человека)

· Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен («калькуляция»), при этом каждый стремится получить больше, чем отдать.

· На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства.

· Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

· Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

· Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

· Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

· Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Социология в 20-м веке:

- начали проводится широкомасштабные эмпирические исследования, первой академической научной работой было исследование Вильяма Томаса и Флориана Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" , которые анализируя личные документы (письма) польских эмигрантов как эмпирическую базу изучали проблемы адаптации эмигрантов в новом социальном окружении. Сегодня самым популярным стал метод опроса, появление ЭВМ после второй мировой войны усовершенствовало обработку результатов, сократило её сроки.В развитых странах сотни фирм, центров, институтов специализируются на проведении КСИ.

- в 20-м веке стремительно развиваются отраслевые социологии (теории среднего уровня), специализирующиеся на изучении отдельных сфер, процессов, явлений общественной жизни.

- Социология институциализируется как наука: появляются учебные программы и факультеты в университетах, на которых готовят профессиональных социологов, профессия "социолог" становится обычной, появляется в "штатном расписании" предприятий и организаций.

- развиваются и совершенствуются методы сбора социологической информации, появляются новые – к примеру изучение фокус-групп…


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМИРОВАНИЯ НА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 565; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.