Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общество как целостная система

Читайте также:
  1. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  2. PR как система
  3. А) Система источников таможенного права.
  4. Автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС)
  5. Автоматическая система сигнализации
  6. Автономная нервная система.
  7. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (АО)
  8. Англо-американская система права (система общего права).
  9. АСУ пассажирскими перевозками. Система «ЭКСПРЕСС»
  10. Б3.ДВ1 СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Вопросы:

  1. Законы строения, функционирования, и развития общества. Основные сферы общественной жизни.
  2. Необходимость и функции социального управления в обществе. Власть и управление обществом.
  3. Типы господства. Общество и государство.

1. Законы строения, функционирования, и развития общества. Основные сферы общественной жизни

Прежде чем говорить об обществе как системе, следует четко определить о каком понимании общества пойдет речь на сегодняшнем занятии.

Следует отметить, что до сегодняшнего дня, трактуя общество как «мир явлений и процессов, выделенных из природы и от природы отличных» (Марченко разд. 2, гл. 1, §1), или «как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира…» (Боголюбов, ч. 1, вводная гл., §1), мы говорили об обществе в широком, т. е. более философском смысле слова. Общество рассматривалось как вторая природа, подчеркивалось, что оно стоит вне естественной природы.

Теперь мы рассмотрим понятие «общество» в узком смысле слова, скорее социологическом. В этом смысле «общество» представляется как общность, союз, сотрудничество, объединение людей. А далее и этапы развития человеческого общества. (См. Марченко, р. 2, гл. 2, §1 «особую форму коллективного существования людей, сопоставляя уже не с миром природы, а с миром человеческой истории».)

Следует провести границу между такими близкими понятиями как «общество» (в смысле объединение людей) и «страна», «государство», «народ», «нация».

Страна — часть света или территория, имеющая границы и пользующаяся суверенитетом.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти и структуру правления.

Народ — историческая форма общности людей, связанных условиями производства, языком, культурой, происхождением.

Нация — историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких).

Было время, когда границ не существовало. Когда процесс переселения народов завершился, появились страны (ограниченные государственным суверенитетом территории) — это результат территориального раздела мира. Общество же существовало и в ту далекую эпоху, когда не существовало ни стран, ни государств. Таким образом, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе людей (но не животных предков!), если эта группа отвечает определенным признакам.

Как возникло общество? Когда? Человек — животное общественное. Человек осознает потребность в совместной жизни (Аристотель: «человек есть существо общественное в большей степени, чем пчелы…») Можно сказать, что общество —это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.

Но что побуждает человека действовать сообща? Инстинкт? Некоторые животные тоже живут и действуют сообща — стадом. Сознание? Выработанные формы культуры? Совместный труд? Отдельный человек обладает сознанием, культурой, способностью к труду. Может человек реализовать свои способности в одиночку? Или только в обществе?

Вспомним Робинзона Крузо. Напрашивается вывод, что человек может реализовать себя и без общества. Трудолюбивый, инициативный человек может жить и в одиночку. Это могло бы служить подтверждением точки зрения, согласно которой у истоков человеческого общества стоит человек. То есть социогенез (становление общества) начинается после антропогенеза (становления человека). Но не надо забывать, что Робинзон Крузо использует в одиночестве тот потенциал, который в нем заложен воспитанием. Люди способны выжить в экстремальных условиях лишь благодаря развитию в обществе, умениям, полученным в обществе. Человеческий ум дается не при рождении, а в ходе процесса социализации (воспитания, обучения и пр.), в результате взаимодействия с себе подобными.

Есть реальные факты, подтверждающие, что человек не может сформироваться вне общества людей и доказывающие, что история с Маугли — сказка. В восточной Африке — в Уганде — у обезьяньей стаи отбили человеческого ребенка 7 лет. Мальчик вел себя как обезьяна: передвигался на четвереньках, ладони скрючены как у обезьяны, колени непропорционально увеличены. У него отсутствовали эмоции: он не смеялся и не плакал. За год среди людей ничему не научился, не говорил. На других детей не обращал внимания, не играл. Пищу выбирал только растительную. Вывод следующий: общество необходимо для возникновения и существования людей.

В настоящее время уже не популярна идея о том, что сначала сформировался человек, а затем общество. Современная наука в связи с этим отвергает идею «общественного договора», согласно которой люди становятся людьми вне общества, а затем ради прекращения «войны всех против всех» объединяются. (Вспомним: Томас Гоббс — эгоизм, «война всех против всех», Ж.-Ж. Руссо — первоначально неограниченная свобода — анархия — вынуждено возникает договор — гарантия прав и жизни, но тогда как же быть с фактом, что государства возникали не в результате договора, а в результате насилия?)

Если одни утверждали, что сначала был человек, потом — общество, то другие — наоборот: сначала общество, затем человек. Маркс и Энгельс связали воедино эти точки зрения. Человек и общество появились одновременно. Маркс и Энгельс, объясняя феномен коллективной жизни, отказались от понимания человека как одиночки, изолированного от истории. Идея общества, согласно им, заложена в самом человеке. Человек изначально существо общественное. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Предпосылка истории — существование человеческих индивидов (а не предков человека). Они живут не в одиночку. Поэтому общество — «продукт взаимодействия людей». Но не сознание создает общество (т. е. не некий договор), а целенаправленная трудовая деятельность.

Итог: человек и общество формируются одновременно. Человек — предпосылка возникновения общества. Человек формируется в обществе.

Возвращаясь к вопросу о понимании «общества» в узком смысле слова, следует конкретизировать это понятие. Итак, общество — группа людей. Любая ли группа людей является обществом в том понимании, которое мы будем использовать в дальнейшем? Выделим те признаки, которым должно отвечать интересующее нас понятие.

Первый признак. Это должна быть реальная группа людей — объединение людей, связанных и взаимозависимых, имеющих общие интересы и цели, реализуемые в совместной согласованной деятельности. В отличие от реальной группы, номинальная группа — статистическая совокупность людей, т. е. формальное объединение людей по каким-либо признакам, группа людей не связанных между собой. Например: люди, носящие часы на правой руке, правши и левши, высокие, худые и полные и т. д.

Существуют, правда, промежуточные группы — «квазиобъединения» (старики, подростки, женщины, пенсионеры). Эти группы имеют схожие интересы, но они не дотягивают до реальной группы, т. к. у реальной группы должны быть не схожие, а общие интересы, а также цели, которые требуют скоординированной деятельности. Если бы существовала «партия пенсионеров», или «партия подростков», тогда можно было бы сказать, что эта группа людей — реальная. Хотя, надо отметить, что в Советском Союзе был Комитет Советских женщин.

У марксистов другой взгляд на существование общих целей. По их мнению, общество не есть группа людей, связанных общими целями, а представляет собой некое единство противостоящих сил. Общество лишено социальной однородности, единство фиктивно. Государство в этом случае не над обществом, не вне его, оно не третейский судья в споре противоположных сторон, оно не нейтрально, оно на службе господствующего класса. Наличие противоречий не означает невозможности взаимодействия противостоящих сил. У них могут существовать, наряду с разногласиями и даже противоположными интересами, общие интересы и цели. Возможно конфликтное взаимодействие людей, до той поры, пока противоречия не переросли в антагонистическое противодействие. Антагонистическое противодействие наступает в том случае, когда интересы одной группы людей могут быть удовлетворены только за счет неудовлетворения интересов другой группы. В том случае, когда в обществе исчезла возможность конфликтного взаимодействия противоположных, но нуждающихся друг в друге социальных групп и наступила стадия антагонистических, непримиримых противоречий, означает, согласно марксистской позиции, что общество выработало свой ресурс, созрели предпосылки для формирования следующего исторического типа общества.

Итак, такой признак реальной группы, как взаимозависимая группа с общими целями может иметь несколько модификаций:

1) С полностью совпадающими общими целями.

2) С конфликтными целями.

3) С антагонистическими целями.

Второй признак: чтобы считаться обществом, реальная группа должна быть самодостаточной, то есть способной собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. В отличие от реальной, самодостаточной группы людей, частная группа людей не способна выжить в одиночку.

Для того чтобы выяснить, что же необходимо делать обществу, чтобы стать самодостаточным, чтобы определить необходимые виды деятельности для воспроизводства общественной жизни, мы рассмотрим структуру общества.

Для анализа сложных систем выделяют более мелкие части, из которых состоит эта система, т. е. подсистемы, подсистемы можно разделить на более мелкие составные части — элементы. Подсистемы — это промежуточный комплекс, элементы — неделимые части системы.

Прежде чем определять составные части общества как системы, следует обратить внимание на то, что понятию «общество» присущи следующие системные характеристики:

  1. Целостность — наличие качеств, проявляющихся в системе и отсутствующих у отдельных ее элементов, т. е. наличие интегрального эффекта.
  2. Интеграция — наличие устойчивых связей между элементами системы, что обеспечивает их объединение.
  3. Самодостаточность — наличие механизма самовоспроизводства, необходимого для выживания системы;
  4. Открытость — возможность взаимодействия системы с внешней средой.

Общество — это система, состоящая из частей, связанных между собой. Исследуя общество как целостную систему, следует выделить наиболее простые части, не подверженные дальнейшему делению, т. е. элементы. Элементы не могут существовать друг без друга и вне целого, т. е. вне общества.

 

С И С Т Е М А

 
 


ПОДСИСТЕМА ПОДСИСТЕМА

к о м п о н е н т ы к о м п о н е н т ы

элементы элементы элементы элементы

 

 

Изучая общество как систему, в любой ее подсистеме следует выделить следующие элементы:

  1. Субъекты — те, кто действует, инициирует, направляет и контролирует деятельность. В нашем случае это люди. Но по этому вопросу нет однозначного мнения. Так, например, если М. Вебер считал, что субъектом может быть только отдельный человек, то Э. Дюркгейм рассматривал в качестве субъекта также и объединение людей (футбольная команда, театральная труппа, бригада). Но большинство считает, что «коллективного субъекта» не бывает, действует все-таки один человек, а у бригады не бывает потребностей, интересов, целей. В то же время бригада не сводится к сумме деятельности людей.
  2. Предметы — вещи и символы, т. е. объекты. То, на что направлена активность субъекта. Объекты, лишенные человеческих свойств (человек, отбывающий наказание — не субъект, а объект этого процесса, пациент, сидящий в кресле стоматолога — также). Вещи — то, что имеет практическую значимость. Символы — представление о чем-либо, превращение идей в информацию. Например, объявления, информация.
  3. Еще один элемент системы — «неощутимый», «неосязаемый», связывающий воедино субъекты и объекты, превращающий их в систему — связи между элементами. Под связью мы понимаем взаимную согласованность изменений. Изменение состояния одного явления вызывает изменение другого.

 

Например, автомобиль — это система, состоящая и взаимосвязанных элементов.

Если испорчена одна свеча зажигания, то изменяется работа всего автомобиля. Т. е. создает систему не механический набор субъектов и объектов (людей и вещей), а строго увязанные элементы. Необходимо наличие субъектно-объектных, объектно-субъектных и субъектно-субъектных связей.

Чтобы осуществить любую деятельность, люди должны установить определенные связи между определенными объектами и субъектами.

Например, чтобы перевезти мебель (объект), нужен грузовик (объект), а не велосипед, определенной марки бензин, грузчики (субъект), а не художники и т. д.

 

В обществе как системе выделяют следующие подсистемы:

  1. Экономическая — система экономических отношений, возникающая в процессе материального производства. Ее элементами являются материальное производство и отношения между людьми в процессе производства материальных благ, обмена, распределения и потребления.
  2. Социальная — система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Состоит из следующих элементов: классы, социальные слои, нации, взятые во взаимодействии.
  3. Духовная — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества. Ее подсистемы (или элементы): культура, наука, религия, мораль, искусство.
  4. Политическая — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе. Отношения: государства к гражданам, граждан к государству, отношения между политическими группами и партиями и пр.

Каждая подсистема является системой по отношению к ее элементам. Часто эти подсистемы называют сферами. Все эти сферы (или подсистемы) взаимодействуют и взаимообусловлены. Возникает вопрос: которая из них важнее. Это дискуссионный вопрос. Существуют разные точки зрения по поводу соотношения сфер общественной жизни.

 

политическая социальная духовная

сфера сфера сфера

 

экономическая

сфера

 

В этой схеме наиболее важное место занимает экономическая сфера. Приоритет экономических отношений исходит из огромной роли материального производства в жизни. Отношения в экономике обусловливают появление определенных социальных групп, формируют политические интересы, партии, отражаются на духовной жизни общества. Материальное производство создает необходимые условия для всех остальных видов деятельности и сфер.

 

экономическая социальная политическая духовная

сфера сфера сфера сфера

 

В этой схеме экономическая сфера воздействует не непосредственно на каждую сферу, а последовательно соответственно экономической сфере формируется социальная, она определяет политическую расстановку сил в обществе и затем уже это отражается на духовной сфере.

 

политическая экономическая социальная

сфера сфера сфера


духовная сфера

 

В этой схеме определяющая роль принадлежит духовной сфере. Таким образом находит отражение идея о первичности сознания. Мысли, идеи, представления предшествуют практическим шагам человека. Общественному перевороту предшествует переворот в сознании людей. Например: идеи французских просветителей подготовили Французскую революцию, марксизм подготовил почву для победы большевиков.

 

экономическая политическая

сфера сфера

 

 

социальная духовная

сфера сфера

 

Согласно этой схеме, каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, например, в период революции основную роль играет социальная и политическая сфера. Все сферы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Общество как система не находится в застывшем состоянии, оно постоянно развивается. Как происходит развитие, в каком направлении движется общество — нет однозначных ответов на эти вопросы. Из множества подходов к изучению данной проблемы можно выделить 2 наиболее важных: социальный эволюционизм и исторический материализм.

Социальный эволюционизм подходит к объяснению общественного развития с точки зрения установления связи между биологическими и социальными изменениями. В рамках этого взгляда несколько подходов. Общее у них то, что общество развивается прогрессивно, от простых форм к сложным, от несовершенных, к более совершенным. Ранние эволюционисты (социал-дарвинисты)считали развитие исключительно прогрессивным: борьба между человеческими цивилизациями, в результате которой выживает сильнейшая. С этой точки зрения современная западная цивилизация — высшая стадия современного развития.

Большинство эволюционистов считают, что развитие прогрессивное и однолинейное — единственная восходящая линия развития. Несостоятельность доказывается тем, что существуют экономические кризисы, войны, тоталитарные режимы.

Современные эволюционисты решают это противоречие с помощью мультилинейности: идея возможности существования различных путей развития общества.

Исторический материализм — интерпретация общественного развития на основе диалектического метода и теории конфликта. Развитие общества определяется процессами в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы находятся в подчиненном положении. Противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и статичными, а значит, устаревающими производственными отношениями приводит к открытому конфликту (его носители — классы-антагонисты) и в результате к смене формации. Выделяется 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Эта точка зрения подвергается критике по следующим направлениям:

1. Абсолютизация экономики.

2. То, что социальный конфликт — оптимальный источник развития.

3. Универсальность формаций.

4. Утверждение, что коммунизм — наивысшая и конечная стадия развития общества.

По поводу направленности общественного развития есть несколько точек зрения.

1. Уже говорилось о точке зрения на развитие общества как на развитие прогрессивное (Тюрго, Кондорсе). Критерий прогресса — развитие человеческого разума, у социологов — усложнение социальной структуры, у марксистов — смена более совершенными формациями. Варианты критериев прогресса: развитие нравственности (Сен-Симон), степень сознания свободы (Гегель), развитие производительных сил (Маркс). Прогресс однолинейный или многолинейный. Движение независимое, параллельное (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

2. Прогресса нет, есть циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико).

3. Прогресс не исключает возвратных движений, регресса, тупиков, срывов. Можно вспомнить К. Поппера с его теорией антипрогрессизма (цель — для отдельного человека прогрессивна, но не значит, что прогрессивна для истории).

4. Прогресс в одном и регресс в другом одновременно. (Экономика и экология).

Выделяют 2 формы общественного прогресса: революция — полное изменение большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы общественного строя и реформа — изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающей основ существующего общественного строя. Постепенное преобразование, эволюционное. Какой путь лучше? Множество ответов: Маркс, Ленин — отрицательное отношение к реформам, другой взгляд — равнозначность реформ и революций, затем — критика революций (неэффективный путь, кровавый). Сегодня дилемма «реформа — революция» заменяется соотношением перманентного регулирования и реформ. Сравнение: революция — лечение хирургическое, реформа — лечение терапевтическое, перманентное регулирование — ранняя профилактика заболевания.

Следует выделить еще две закономерности развития общества.

1. Закон ускорения развития общества — на каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем на предыдущую. Феодализм короче рабовладения, доиндустриальная эра длиннее индустриальной. Новая формация короче предыдущей в 3—4 раза. В каждую последующую эпоху делается больше открытий, технических изобретений, быстрее совершенствуются орудия труда. Первобытные орудия были неизменны у десятков-сотен поколений, сейчас при жизни одного поколения меняются орудия несколько раз.

2. Неодинаковая скорость общественного развития разных народов — закон неравномерного развития. Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью Наряду с развитыми регионами, существуют сохранившие традиционный уклад. Когда отсталые общества вовлекаются в современную жизнь, могут быть как позитивные, так и негативные моменты (открытие Колумбом Америки привело к исчезновению цивилизации майя).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Материальное производство

Дата добавления: 2014-11-14; просмотров: 309; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.