Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Русская культура в XVII веке

Читайте также:
  1. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  2. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  3. Греческая культура классического периода.
  4. Дописьменная культура
  5. Здоровье (физическая и психическая культура).
  6. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ
  7. Инкультурация по А. Кардинеру
  8. Инкультурация по М.Мид
  9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,КАРДИНЕР,БЕННЕДИКТ,МИД
  10. Информационная культура

Для ХVII в. характерны светсткость культуры, разрыв связи между религиозным и эстетическим сознанием. Церковная реформа Никона являлась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной.

В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном преодолении устоявшихся канонов и появлении реалистических тенденций.

Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари Василия Бурцева, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, азбуковники-словари иностранных слов. В Москве появились средние школы, где изучались иностранные языки и некоторые предметы, связанные с более широким характером образованности.

Научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике. Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Практические знания в области механики, накопленные ранее широко использовались при строительных работах, на первых плавильных мануфактурах.

ÕVII в. был временем заката древней формы исторических произведений-летописей. С возрастанием роли городов и казачества в социально-экономической и политической жизни страны расширился слой как создателей, так и потребителей исторических сочинений. С этим связано появление первого печатного исторического труда "Синопсиса".

Литература начинает интересоваться внутренней жизнью людей, решать задачи художественного обобщения. Героями литературных произведений впервые становятся не только героические и идеальные личности, но и обычные люди с их реальными бедами. Среди литераторов ÕVII в.: Симеон Полоцкий (поэзия, драматургия, публицистика), протопоп Аввакум – автор мемуарно-публицистического "Жития протопопа Аввакума", Юрий Крижанич (политические трактаты). Появились бытовые и сатирические повести неизвестных авторов: "Повесть о горе-злосчастье", "Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче".

В области архитектуры наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Каменное строительство, прерванное в связи с иноземной интервенцией и хозяйственной разрухой начала ХVIIв. возобновилось лишь в начале 20-х тт. К постройкам гражданского зодчества этого периода относятся Теремной дворец Московского Кремля, сооруженный для царских детей, купеческие Поганкины палаты в Пскове. Среди культовых построек шатровый храм Покрова в Медведкове, Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 90-е гг. в русской архитектуре появился новый стиль. названный "нарышкинским"' или "московским барокко".

Первая половина ÕVII в. ознаменовалась борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно, "годуновская школа", тяготело к монументальным традициям прошлого. Другое художественное направление - "строгановская школа" явилось живой струей в живописи. Для икон этой школы характерны тонкая проработка деталей, многофигурные композиции. Выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин.

С реалистическими приемами в иконописи второй половины века связано имя Симона Ушакова.

Яркое и противоречивое русское искусство ÕÓ11 в. - крупное художественное явление; завершившее более чем восьмивековую историю средневекового искусства. Кризис традиционной и становление новой культуры были выражением глубинных социально-экономических процессов.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социальные движения в России в XVII веке | Преобразовательская деятельность Петра I

Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 364; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.