Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Политическая культура: понятие, функции, типы

Читайте также:
  1. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  2. Абсолютные величины: понятие, структура, используемые единицы измерения
  3. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  4. Агентский договор: понятие, характеристика
  5. Безработица: понятие, виды, последствия.
  6. Безработица: понятие, сущность, причины
  7. Бытовой подряд: понятие, характеристика договора
  8. Бюджетный процесс: понятие, принципы, стадии
  9. Внешнеполитическая деятельность СССР до 1939 года.
  10. Внешнеполитическая деятельность СССР после 1939 года.

Политическая идеология: понятие, структура и функции. Разновидности политических идеологий

Лекция № 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РАЗНОВИДНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ

 

Идеология − совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг другу и служащих закреплению или изменению общественных отношений.

Термин «идеология» был впервые употреблен французским философом Дестюд де Трасси (1754-1836 гг.) в своем труде «Элементы идеологии» (1801 г.) для обо­значения новой науки, которая должна была исследовать «ес­тественное происхождение идей».

Идеология имеет свои характерные черты.

Во-первых: идеология всегда даёт картину мира, акцентирует внимание на месте и роли человека в этом мире.

Во-вторых: идеология всегда определяет преобразование, развитие и функционирование общества в истории человечества.

В-третьих: идеология интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий.

В-четвертых: идеология всегда является организующей формой общественной жизни. Она побуждает к активным действиям.

В-пятых: идеология стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей и общества.

Для более четкого понимания роли идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы необходимо определить ее функции.

Познавательная функция - на основе систематизации знания, полученного в различных сферах культуры и на опыте социальных групп создается та или иная модель мира и места человека в нем, разумеется, в первую очередь, социального мира, отражающая интересы той или иной социальной группы.

Оценочная (аксиологическая) функция - на основе социальных интересов дается вполне конкретная оценка различного рода ценностей, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических, религиозных и пр.

Программно-целевая - идеология показывает цели, разрабатывает программы их достижения, регламентируя тем самым поведение людей в обществе (достаточно вспомнить шариат как систему норм поведения мусульманина).

Футурологическая - моделирование развития в будущем своей группы и общества в целом.

Интегрирующая- формирование определенного подхода к тем или иным явлениям общества.

Защитная - конкурентное взаимодействие с другими идеологиями; отсюда либо бескомпромиссная борьба, либо взаимовыгодное сосуществование.

Социально-организующая - идеология определяет принципы организации и управления жизнью общности. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.

Существенным является момент, согласно которому идеология выступает наряду с политической и экономической - «духовной» властью. Нужно считаться с тем, что идеологическая власть - это высшая форма власти в нормальном, цивилизованном обществе; иное дело, когда происходит ее абсолютизация (пример − тоталитарное общество).

Политическая идеологияопределенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.



Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако, реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Политическая идеология -это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

1) овладение общественным сознанием, внедрением в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

2) создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития;

3) не столько распространение и пропаганда своих целей и идеалов, сколько организация целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач;

4) сплочение и интегрирование общества на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы для достижения поставленных целей и др.

Политическая идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.

Различают три уровня функционирования политической идеологии:

1) теоретико-концептуальный (теории и учения);

2) программно-политический (программы, манифесты);

3) актуализированные представления на уровне массового политического сознания.

Являясь разновидностью политического сознания, политическая идеология выполняет важную функцию в осуществлении власти, сплачивая людей и направляя их политическое поведение.

К наиболее влиятельным идеологиям современности относятся следующие: либерализм, консерватизм, социализм (социал-реформизм и коммунизм), анархизм и фашизм. Во второй половине XX в. заметно активизировались религиозные, этнические и экологические движения и соответствующие им идейно-политические доктрины.

Либерализм.Основателями либерализма в XVII-XVIII вв. были Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Ш. Монтескье, А-де Токвиль, Т. Джефферсон и др. Нa протяжении XIX в. их идеи бы­ли развиты И. Бентамом и Дж. Миллем.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) сформировался как политическая идеология класса буржуазии па основе идей эпохи Просвещения. Он выступал за господство частной собственности, против любых форм контроля за экономической и духовной деятельностью общества. Основу либеральной идеологии составляют положения о священно­сти естественных прав и свобод личности (право на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритете над инте­ресами государства и общества.

Главные условия развития либерализма – это: свобода частного предпринимательства, рынка, конкуренции; развитое гражданское общество; политический плюрализм; право­вое равенство всех граждан; парламентаризм; свободная самоценность личности по отношению ко всем остальным об­щественным институтам.

Глубокий кризис первой трети XX в. (1929-1933 гг.) потребовал модернизации либеральной политической док­трины. На основе классического либерализма возник неолиберализм. Это произошло в следствии заимствования ряда идейу консерваторов и социал-демократов. Был изменен тезис о расширении грани вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь общества, обоснована идея консенсуса управляющих и управляемых, об участии масс в политическом процессе, пе­рераспределение материальных благ через систему налогов в пользу низших слоев и пр. Другими словами, усиление эле­ментов государственной идеологии и социальных целей явл­юсь адаптацией традиционных ценностей либерализма к реалиям второй половины XX века. Поэтому неолиберализм выступает здесь как социальный либерализм.

Консерватизмсформировался как реакция на полити­ческие события Великой французской революции. Его основателями являются Э. Бёрк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и Ф. Гертц.

Классический консерватизм - идейно-политическое течение, которое ориентировано на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и об­щественной жизни (монархия, семья, нация, религия). Ос­новными ценностями консерватизма являются порядок, стабильность и традиционализм. Консерватизм противостоит не только либерализму, но и коммунизму и социал-реформизму. Он придерживается следую­щих принципов:

- общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме;

- приоритетная ориентация – сильное государство, четкая политическая стратификация: властью обладает элита, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней;

- скептическое отношение ко всякого рода нововведениям, предпочтение существующих порядков;

- неверие в возможность достижения социального равенства людей;

- придание частной собственности роли единственного гаранта личной свободы человека, основы его политических прав.

После Второй Мировой войны классический консер­ватизм в условиях изменившихся мировых общественно-политических сил, отказался от ряда принципиальных поло­жений и выдвинул новые идеи. Неоконсерватизм эволюцио­нировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при большом ограничении экономических и социаль­ных функций государства за счет приватизации государст­венной собственности и сокращения социальных программ. Таким образом, неоконсерватизм превратился в идеологию широких слоев среднего класса западного общества и сбли­зился с неолиберализмом. В политической практике идеи не­оконсерватизма лежали в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тетчер, (Великобрита­ния), Ф.И. Штрауса и Г. Коля (Германия).

Социалистические доктрины.Социализм берет свое начало в Новое время в работах классиков утопического со­циализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона.

К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX века предпри­няли попытку научного обоснования идеологии социализма – марксизма. Марксизм стал идеологией пролетариата и дли­тельное время был связан с рабочим движением. Уже в нача­ле XX века в марксизме образовалось два противоборст­вующих течения: ленинизм (большевизм) и социал-демократия. Несмотря на различия, их связывают общие идеи: равенство и братство всех людей; социальная справед­ливость; вмешательство государства в регулирование обще­ственных отношений.

Идеологической основой современной социал-демократии является доктрина демократического социализ­ма. Ее основные ценности: свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность, свободное развитие челове­ка. Основной путь: постепенная эволюция общества с помо­щью реформ, классового сотрудничества в рамках демокра­тического социального рыночного хозяйства и самоуправле­ния. В настоящее время Социалистический Интернационал объединяет свыше 150 партии из 130 стран и является авторитетной политической силой.

Россию в организации представляет партия Справедливая Россия. Старейшими социал-демократическими партиями являются Социал-демократическая партия Германии (1869 г.), Социал-демократическая партия Дании (1871), Норвежская рабочая партия (1887 г.), Социал-демократическая рабочая партия Швеции (1889 г.), Лейбористская (трудовая) партия Великобритании (1900 г.) и др. Многие социал-демократические партии стояли у руля власти. Так, например, Норвежская рабочая партия более 60 лет являлась правящей партией в Норвегии, Социал-демократическая партия Швеции с 1932 по 2010 годы находилась у власти. В Германии, Великобритании, Испании и других странах социалисты и социал-демократы неоднократно завоевывали власть на выборах и формировали правительство. Во Франции уже не первый раз президентом страны становится представитель социал-демократии. Всё это говорит о популярности социалистических идей в мире и росте их влияния. Постоянным оппонентом социал-реформистской политики и теории выступает коммунистическое движение, опирающееся на комплекс идей, названное Сталиным марксизмом-ленинизмом, но во всем мире называемое коммунизмом.

Коммунизм(от лат. сommunis - общий, всеобщий) - политическая идеология, которая основывается на следую­щих принципах: господство общественной собственности, бесклассовое общество, полное социальное равенство людей, плановая экономика, принцип «от каждого по способности, каждому по труду».

Основоположниками коммунистической доктрины являются К. Маркс и Ф.Энгельс. В 40-ые годы XIX столетия они превращают социалистические идеи в коммунистическую идеологию.

На практике осуществление основных принципов «классического коммунизма» (марксизма) было связано с деятельностью двух лидеров советского общества – В.И Лениным и И.В. Сталиным. Переход к коммунистической общественной формации включал в себя:

- классовую борьбу, доведенную до социалистической революции, т.е. отрицание реформистского пути развития;

- уничтожение буржуазной демократии и замену ее институтов системой диктатуры пролетариата;

- отсутствие идеологического плюрализма и утверждение единственной идеологии: марксизма-ленинизма;

- диктатуру коммунистической партии как единственной руководящей силы в построении социализма;

- тотальное огосударствление и централизованное планирование.

Идеи коммунизма были претворены в жизнь вначале в СССР, а после Второй Мировой войны – в ряде стран Восточной Европы, Азии и Америки.

В концепции коммунизма, как и в рассмотренных выше других идейно-политических течениях, в современных условиях происходят изменения в сторону реформизма, идейного и политического плюрализма, ограничения насиль­ственных средств борьбы. Это сближает социал-демократическую и коммунистическую идеологию.

Христианская демократиякак политическая идеология сформировалась на основе поисков религиозными фило­софами и теологами формы демократии, отличной и от либе­ральной, и от социалистической идеологии. Она синтезирует в себе принципы христианского учения с идеями народовла­стия («Иисус Христос был первым демократом»).

Предпосылки христианской демократии заложены в политических учениях Сократа, Платона, Августина, Фомы Аквинского. Основателем данной доктрины является Ф. Ламенне; она сформулирована в его труде «Будущее» (1830 г.). Наиболее выдающиеся представители - X. Тильке, Б. Боун, Л. Муне, Н. Бердяев. Философской основой идеологии хри­стианской демократии является персонализм. На первом месте стоит проблема личности, ее свободы, нравственного воспитания. Основу социального прогресса составляют мо­ральное самосовершенствование каждой личности.

С точки зрения христианско-демократической идео­логии, общество должно базироваться на следующих прин­ципах:

- приоритет личности перед обществом и государст­вом;

- децентрализация государства;

- подчинение государства не только юридическому, но и моральному закону;

- разделе­ние властей;

- большая роль гражданского общества;

- демокра­тия участия, а не представительная;

- социальная справедли­вость;

- смешанная экономика;

- приоритет морали над прибы­лью, труда над капиталом;

- «третий путь» развития общества (не капитализм и не социализм).

Практическое массовое движение христианской демо­кратии началось в конце XIX века. В странах Европы воз­никли многочисленные христианско-демократические пар­тии. После Второй Мировой войны христианско-демократическое движение усиливает своё влияние также и Латинской Америке, Африке, Азии (в Индонезии, на Филип­пинах), в Новой Зеландии. В 1961г. возник христианско-демократический Интернационал, объединяющий в своих рядах более 100 партий всех континентов. В настоящее время христианская демократия является влиятельной силой современности.

АнархизмГлавная идея анархизма – это идея безвластия, устройство общества без государства. Как политическое течение анархизм сложился в 40-70-ые годы XIX в. в Западной Европе.

Существуют две основных разновидности анархизма: индивидуалистическая и коллективистская. Представителями перво­го течения были М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, Д. Уоррен, Б. Такер. Основополагающим принципом индивидуалистиче­ского анархизма является идея абсолютной свободы челове­ка, которая не должна ограничиваться принципиально ни существующей политической властью, ни религиозными догмами. В отличие от консерваторов, сторонников сильного государства, анархизм исповедует антиэтатизм (противогосударственность), отрицая не только власть и закон, нo и семью, религию и традиции. Любые формы государственной власти должна заменить свободная, добровольная ассоциа­ция граждан.

В конце 60-х гг. XIX в. идеи индивидуалистского анархизма вытесняются учением коллективистского анар­хизма. Ведущие теоретики этого направления - М.А. Баку­нин и П.А. Кропоткин. Оба они видели главное зло общества в частной собственности и государстве, считали их орудием насилия и призывали к революционному уничтожению этих институтов. Идеалом негосударственного устройства М.А. Бакунин видел в «свободной федерации» крестьянских и ра­бочих ассоциаций, а П.А. Кропоткин – в федерации свобод­ных коммун, основывающихся на коммунистических прин­ципах производства и распределения. Таким образом, коллективистский анархизм имеет общие корни с социал-демократией и коммунизмом, с которым его связывают идеи бестоварного производства, безденежного распределения продуктов, уничтожение частной собственности.

Идеи анархизма получили распространение в конце XIX в. во Франции, Испании, Италии, Швейцарии, США Поражение анархизма в революционном движении народных масс привело к возникновению анархо-синдикалистского течения в конце ХIХ-начале XX вв. С целью уничтожении буржуазного государства в рабочем движении предполагалось использовать революционную борьбу синдикатов (французское название профсоюзов). Именно профсоюзы и составят основу будущего устройства общества - федерации синдикатов, которая возьмет на себя функции управления производством и распределения продуктов на социалистиче­ских принципах. Основоположники анархо-синдикализма (деятели французского рабочего движения Ф. Пеллутье, Э. Пуже, Ж. Сорель и др.) ориентировали профсоюзы на прямое экономическое (а не политическое) давление на государство и предпринимателей. Формы действия могли быть са­мыми различными: забастовки, бойкоты, демонстрации.

В настоящее время существуют разрозненные анархистские организации и группы в различных странах, в том числе и в России. В январе 1988 г. была создана Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС), которая в теоретическом плане разделяет идеи М.А. Бакунина, но практическое влияние этой организации в современном российском обществе незначительно.

Фашизм. Название этого политического течения происходит от итальянского слова «фашио» - связки, объедине­ние, союз. Первые фашистские организации и партии воз­никли в Италии и Германии в 20-30-ые гг. XX века. Позднее фашистские движения появились во многих странах мира. Родоначальники фашистской идеологии – Б. Муссолини (Италия) и А. Гитлер (Германия). Её основные черты сле­дующие.

Расизм и элитаризм (идея превосходства опреде­ленных народов над другими). Постепенное движение к гос­подствующему положению в мире «арийской расы». К ней относились в основном немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Все «неполноценные расы» должны быть уничтожены;

Национализм. Б. Муссолини проповедовал идею величия итальянской нации», «средиземноморской империи», А. Гитлер - идею тысячелетнего «великого рейха»;

Антидемократизм – отрицание парламентаризма, свободы и равенства граждан. Вместо этого предлагалась идея беспрекословного подчинения;

Тоталитаризм, вождизм – проповедь необходимости сильной, беспощадной власти, лишенной «либеральных» недостатков демократов, основанный на господстве авторитарной партии и личности вождя, которые и осуществляют всеобщий контроль над личностью и обществом;

Милитаризация всех сфер общественной жизни, осуществление тотального контроля, помимо государственных структур, также при помощи военизированных организаций (отряды «скуадре» в Италии, штурмовики в Германии);

Антигуманизм, антисемитизм, геноцид. Объектами насилия, террора в разнос время объявлялись внутренние и внешние враги: инакомыслящие (социалисты, коммунисты), «нигилисты», евреи, славяне и др.

Внешняя экспансия – завоевание «жизненного пространства», расширение государства за счет территорий других стран.

После Второй Мировой войны, закончившейся разгромом фашизма, его идеология была осуждена и запрещена международным Нюрнбергским трибуналом. Поэтому сегодня действующих (легально) партий нет. Однако сама поли­тическая идеология существует: неофашистские группы и объединения в Германии, Италии, Испании, США, России и других странах. Социальной базой неофашизма являются маргиналы, безработные, недовольная своим положением молодежь.

Рост неофашистских настроений особенно заметен в периоды экономических и политических кризисов, увеличения преступности, коррупции власти, засилья страны мигрантами и т.п., т.е. в периоды появления в обществе наибольшего числа недовольных. По мнению ряда авторов, фашизм подспудно зреет внутри каждого народа, но возникает там и тогда, где народ осознает, что он более не является хозяином внутри собственной страны.

Экологизм – новая идеология конца XX века. Она свя­зана с возникновением экологического движе­ния, которое борется с ущербом, наносимым современной цивилизацией природной среде, самому человечеству как части природы.

В политической идеологии экологизма содержатся требования радикальных социально-политических преобразований:

- отказ от насилия и применения современного оружия в решении спорных политических и др. вопросов;

- необходимость разоружения и конверсии военного производства;

- выработка согласованной международной политики в области обеспечения экологической безопасности;

- создание глобальной системы наблюдения и контроля за окружающей средой;

- необходимость международного сотрудничества в области экологизации культуры, образования, воспитания, формирования экологического мышления.

В современных условиях экологизм становится влиятельной политической идеологией. Во многих парламентах мира имеются представители партий «зеленых».

Однако в экологизме, с некоторых пор возникло и продолжает существовать радикальное направление, выступающее за сокращения населения планеты на 80% и установления нового «зеленого» феодального мира на Земле. Данная идея, по мнению проф. Некрасова С.Н., принадлежит мировой финансовой олигархии[2]. С подобными мыслями неоднократно высказывался премьер-министр Великобритании Т. Блер на Саммите восьмерки в июне 1997 г. в Денвере, на втором Мировом Саммите ООН. В соответствии с идеологией «глобального потепления», «озоновой дыры» и иных антинаучных «страшилок» поднимается не только вопрос о снижении выброса на 10% парниковых газов, но скрывается желание осуществить глобальное обезлюживание планеты средствами организаций ООН, МВФ и Всемирного Банка. По сравнению с этими замыслами преступления Гитлера кажутся чем-то незначительным. Некоторые СМИ называют данное направление в экологизме "экофашизмом".

Основатели радикального направления экологического движения ("экофашизма") – два принца, британский принц Филипп, герцог Эдинбургский (р.1921 г., муж английской королевы Елизаветы II) и голландский принц Бёрнхард - ветеран СС (1911-2004) прямо призывают к массовому геноциду. С этой целью ими был создан Всемирный фонд дикой природы, выступающий за геноцид, как инструмент глобального неомальтузианского движения. В 1988 г. принц Филипп в возрасте 67 лет заявил, что в случае его реинкарнации после смерти он хотел бы вернуться в виде самого смертельного вируса с тем, чтобы уничтожить как можно больше людей. Ранее в книге «Если бы я был животным» в 1986 г. он заявил, что хотел бы быть животным и организовать некий Животный Интернационал против людей и бороться за права животных. Иначе говоря, ему зверюшек жальче, чем людей. Известно, что Гитлер тоже очень любил животных: после фюрера остались целые альбомы фотографий, на которых он позировал с любимой овчаркой.

Таковы основные идеологии и политические движе­ния современного мира, которые имеют место и в России. Они являются теоретической и практической базой для соз­дания различных политических партий, для многообразного проявления политической жизни общества.

 

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПЫ

 

Любая политическая культура формируется на основе определенной общей культуры, т.е. всех материальных и ду­ховных достижениях данного общества. Политическая куль­тура представляет собой совокупность ценностей, идей, убеждений и выражающих их символов (герб, флаг и т.п.), которые регулируют политическое поведение масс, определяют правила взаимодействия политической власти с одной стороны и индивида и общества, с другой стороны. В современную политологию термин «политиче­ская культура» был введен в 1956 г. американским политологом Габриэлом Алмондом.

На формирование политической культуры того или иного общества и строя оказывают влияние многие факторы:

- исторические предпосылки, в целом то, что обычно понимается под «исторической памятью»;

- общая, культура страны, народа, частью которой явля­ется политическая культура;

- географические факторы, так как геополитика не по­следний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов всех стран мира;

- идеология как один из существенных факторов фор­мирования политической культуры.

Содержание политической культуры, ее структура со­стоит из следующих компонентов:

- политических знаний, которые складываются из теоретических научных и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна формировать глубокую и адекватную картину политических процессов, событий. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени;

- культуры политического мышления – умения правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении и своем участии в них;

- культуры политических чувств, которые определяют политическое поведение людей;

- культуры политического поведения и деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.

Выделяются также различные уровни политической культуры:

- Интернациональный (цивилизационный) – общечеловеческие политические ценности, нормы политическом жизни и образцы поведения. Например, декларация и документы ООН, дипломатические традиции и этикет, международное право и т.д.;

- Национальный (европейская, американская, российская и т. д. политическая культура);

- Групповые субкультуры (например, политическая субкультура молодежи, военнослужащих и т.п.);

- Индивидуальный (политические знания, опыт, эмоции и поступки конкретного индивида, действующего и политической сфере общества).

Политической культуре в политической жизни свойственны определенные функции, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

идентификационную, раскрывающую постоянную по­требность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

ориенmaционную, характеризующую стремление челове­ка к смысловому отображению политических явлений, по­ниманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности;

программирования, выражающую приоритетность опре­деленных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

адаптационную, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся публичной среде, услови­ям осуществления его прав и властных полномочий. Полити­ческая культура не только предохраняет политическую систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования;

социализации, отражающую приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграционную (дезинтеграционную), обеспечиваю­щую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения це­лостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Политическая культура является интегратором всего политического опыта и механизма передачи его от про­шлого к настоящему и от настоящего к будущему. Процесс этот зигзагообразен и противоречив, поскольку из прошлого могут переходить в настоящее, наряду с элементами культу­ры, соответствующими потребностям данной политической системы, также нормативы и модели, не совместимые с при­родой системы, подрывающие ее;

коммуникационную, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Типы политической культуры. В политической науке особую известность получила классификация политической культуры, предложенная Габриэлом Алмондом и Сиднеем Вербой в книге «Гражданская культура» (1963). Они выделили три типа поведенческой культуры:

патриархальная - для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта куль­тура исключает наличие конкретных политических ролей, и ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориенти­рован на так называемые первичные отношения в труппах, замыкается в местной и этнической солидарности;

подданническая – с сильной ориентацией на политиче­ские институты и невысоким уровнем индивидуальной ак­тивности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминиро­вала в течение всей истории Государства Российского, вклю­чая и период СССР;

активистская (партиципаторная отангл. participation - участие) - свиде­тельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея и виду влияние граждан на властные отношения в стране с по­мощью выборов, референдумов, демонстраций.

В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в «чистом» виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компо­нентов (субкультур). Самой массовой и одновременно опти­мальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в кото­рой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. «Гражданская культура, отмечают Г. Алмонд и С. Верба, - это смешанная политиче­ская культура. В ее рамках многие граждане могут быть ак­тивными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще важнее факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участни­ка просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного».

В содержательном плане существуют и более общие критерии типологии политической культуры, заданные спе­цификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.

Идеалы политической культуры западного типа, восхо­дят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательное участие граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвер­дившему гражданский суверенитет личности. Труд как залог жизненного преуспевания, права и свободы личности, при­оритет гражданского общества по отношению к государству, выдвижение во главу угла общественной жизни права и за­кона, разделение властей, представительная демократия и многое другое - ценности и приоритеты, на базе которых сложились политические культуры западного типа. Содер­жание его Г. Алмонд и С. Верба раскрыли следующим образом:

- общая положительная оценка значения деятельности правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;

- высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;

- чувство гордости за политические институты своей нации;

- ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

- желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

- чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам;

- обоснованность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-либо из сограждан;

- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

- вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Нормы и традиции политической культуры Востока коренятся в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрных обществ Азии и Африки. Базовые ценно­сти данного мира формировались под воздействием постоян­ного доминирования властвующих структур, господства кол­лективистских форм организации частной жизни, подавления централизованными структурами условий для индивидуаль­ной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Разрешение конфликтов и таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших, на­чальников. Поэтому этической нормой политической куль­туры восточного типа стали обычаи, а не закон, мнение ру­ководства, а не конституция. Данные обстоятельства утвер­дили в качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры:

- убеждение в необходимости обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью;

- понимание политической власти как сферы божественного правления:

- исключение свободы, плюрализма, состязания из мира политики;

- признание главенствующей роли элит при отсутствии не только намерений, но и потребности в контроле их деятельности;

- предписание простому человеку сугубо исполнительских функций.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов политической культуры имеет устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные по­литические реформы. В некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточ­ного типов. Так, технологический рывок Японии и ее вхож­дение в клуб ведущих индустриальных держав, а также по­следствия американской оккупации страны после Второй Мировой войны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием факторов, не утративших сво­его влияния и в настоящее время. К ним в первую очередь можно отнести геополитические обстоятельства (размер тер­ритории, климат, ландшафт, сопредельные народы). Собст­венное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общинные формы организации жизни россиян, геополитическая срединность России по от­ношению к Востоку и Западу, постоянная ориентация госу­дарства на чрезвычайные методы управления.

Длительное и противоречивое влияние различных фак­торов привело к возникновению внутренне расколотой, гори­зонтально и вертикально поляризованной политической культуры, в которой ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым ориентирам. Основные слои населе­ния тяготеют в разных пропорциях к ценностям и западной, и восточной политической культуры. Для России и сегодня характерны:

- историческая склонность к централизации государственной власти, доминированию государства над обществом;

- историческая выдержка и стойкость, готовность к сплочению и консолидации только в переломные, кризисные, судьбоносные эпохи и политическая индифферентность, апатия, конформизм - в остальные периоды государственной жизни;

- отрицание прошлого политического опыта каждой вновь пришедшей к управлению государством властной группировкой;

- предпочтительность революционных действий по сравнению с реформаторскими программами и стратегиями;

- ориентация на быстрые благоприятные перемены в обществе, перманентная идея «большого скачка»;

- неумение учиться на чужих достижениях и ошибках, бездумное копирование зарубежного социального и политического опыта;

- широчайший разброс политических предпочтений значительных групп населения (от монархизма до анархизма), что крайне затрудняет выработку общенациональных идей и стратегий.

Уровень различий и противостояния между субкультурами в России чрезмерно высок. Если, к примеру, традицио­налисты мифологизируют особость России, то либералы – ее чрезмерное цивилизационное отставание. Первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую дейст­вительность. При этом и тех, и других отличает непоколеби­мая уверенность в правоте «своих» принципов, отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому наруше­нию принципов и даже предательству.

Вместе с тем, российскому обществу для обретения ста­бильности и политического единства необходимы последо­вательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространст­ва для проявления гражданской активности людей, вовлече­ние их в контроль над управляющими с тем, чтобы сложи­лись современные массовые идеалы гражданского достоин­ства, самоуважения, демократические формы взаимодейст­вия человека и власти.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Политические конфликты, их специфика и способы разрешения | Внешняя политика государства и ее взаимосвязь с внутренней политикой

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 803; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.