Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 3. Предмет и структура философии

Читайте также:
  1. D. 7. 1. 67). Со смертью узуфруктуария ususfructus прекращался и наследники были обязаны собственнику возвратить предмет пользования.
  2. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  3. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  4. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  5. I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
  6. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  7. I. Страховой рынок и его структура.
  8. II. Административно-штатная структура, положения по управлению клуба
  9. II. История философии
  10. II. ПОЧВОВЕДЕНИЕ 1 Предмет почвоведение и его значение

Вопрос 2. Специфика философского знания

 

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

· имеет очень много общего с научным знанием – предмет,

· методы, логико-понятийный аппарат;

· однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

· имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

· носит предельно общий, теоретический характер;

· содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

· во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

· является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

· изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

· имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

· испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

· в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;

· опирается на категории – предельно общие понятия;

· неисчерпаемо по своей сути;

· ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

 

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют три тесно связанных друг с другом основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании) и методология (учение о развитии).

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

· материализм;

· идеализм;

· дуализм

· деизм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

· материя реально существует;

· материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

· материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

· материя существует и развивается по своим внутренним законам;

· сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

· сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин и иные.

Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

· субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

· реально существует только идея;

· идея первична;

· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

· «мир вещей» – материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);

· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

· все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

· идеи существуют в разуме человека;

· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

· вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

· в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

· эмпиризмом (сенсуализмом);

· рационализмом;

· агностицизмом;

· скептицизмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиризм (сенсуализм) базируется на убеждении, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия агностицизма и скептицизма.

Агностицизм (Юм, Кант, Мах и др.) – направление в философии, отрицающее возможность познания мира человеком, ставящее под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).

Скептицизм (Секст-Эмпирик, Юм) отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир», потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Значит, мир и познаваем и непознаваем – делает вывод скептик, хотя сомневается и в том и в другом.

Философская методология как общая концепция развития представлена тремя направлениями: метафизикой, релятивизмом и диалектикой.

Релятивизм – это учение, сторонники которого во всем сущем видят относительность, абсолютную изменчивость, непостоянство, текучесть. Релятивистам бытие представляется сплошным потоком событий. Релятивизм – метод философствования древнегреческих софистов и их последователей. Так, ученик Гераклита Кратил утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз. Ибо в момент, когда вы решаете войти в реку и тогда, когда фактически входите, вода, которая течет в ней, уже другая. Более того, невозможно вообще высказать любое суждение о каком-либо предмете или явлении, поскольку они постоянно меняются.

Метафизика – учение о неизменных, раз и навсегда данных началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития. Само понятие развития ограничивалось простым увеличением или уменьшением существующих качеств. Источник развития метафизики усматривают во внешнем столкновении вещей друг с другом, а порой и в сверхъестественной роковой силе. Для метафизика мир развивается циклически, поэтому для него все в мире повторяется. В связи с этим вспоминаются слова из книги Екклесиаста, или Проповедника: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас...». Значительного развития метафизика достигла в XVII-XVIII вв., когда происходил интенсивный процесс накопления естественнонаучных знаний, и познание происходило путем расчленения целого на части. Познание, по необходимости, было частичным, а потому не достигало сущности явления.

Диалектика – учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое. Понимание диалектической сущности вещей – это познание их истории в связи с историей других. В отличие от релятивизма, диалектика определяет текучесть, изменчивость вещей как необходимый момент развития, тесно связанный с устойчивостью, определенностью формы вещей, но все же познаваемых как неповторимые и уникальные. Диалектика в ее наиболее зрелых формах снимает односторонность и ограниченность релятивизма и метафизики.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ключевые термины. Вопрос 1. Проблема определения понятия «философия» | Вопрос 4. Функции философии

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 559; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.