Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.1991Нравственное вырождение, тенденции которого проявляются не только в катастрофическом ухудшении моральной статистики массового поведения, но и в существенном ухудшении принимаемых современными элитами решений - политических, экономических, административно- управленческих. Возникает необходимость смены социокультурной парадигмы, формирующей современный нравственный и социальный код человечества. Экологическая перегрузка планеты требует смены парадигмы развития современной технологической базы цивилизации и форм ее отношения с природой. 3. Развивается углубляющаяся социальная поляризация благополучной, адаптированной и неадаптированной частей человечества. Еще недавно, в середине ХХ века казалось, что процесс глобальной модернизации осуществляется в русле единой человеческой перспективы – приобщения менее развитых стран, регионов к единому эталону, в котором воплощена заветная историческая цель человечества. Этот путь оказывается движением в никуда. Системный характер глобального кризиса намного серьезнее, чем это представлялось совсем недавно. В конца прошлого столетия завершился переход подавляющего большинства развитых стран к укладу, в котором информационные и энергетические аспекты производства стали доминировать над материально-вещественными. В 80-х гг. ХХ столетия в прогнозе направлений развития в общемировых масштабах Джон Нэсбитт и Пат Эбурдин выделяли такие мегатенденции, как: · глобальный экономический бум 90-х годов; · возрождение искусств; · возникновение социализма со свободными рыночными отношениями; · универсальный образ жизни и культурный национализм; · приватизация государства благосостояния; · подъем тихоокеанского региона; · приход женщин на руководящие посты; · расцвет биологии; · религиозное возрождение нового тысячелетия; · триумф личности. Сегодня же мы стоим перед угрозой утраты единой общечеловеческой перспективы, раскола человеческого рода на приспособленную культурную расу (золотой миллиард) и неприспособленную, к которой принадлежит большинство населения планеты. Возможно, запущен быстродействующий механизм разрушения нашей планетарной культуры (см. предыдущую лекцию).
Глобализация представляет собой объективный процесс. Некоторые ученые соотносят этот процесс с извечным стремлением человечества к целостному состоянию. По А. А.Зиновьеву[93] во второй половине ХХ века произошел перелом в самом типе эволюционного развития. Логика современного представления глобализма зиждется на внутренней позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм и традиций. Усилиями современных «глобалистов» ныне, вопреки либеральной риторике, конструируется мир экономического и политического монополизма, в котором нормальное партнерство и соревновательность заменены на социал-дарвинистское деление на расу господ и расу неприкасаемых, на «золотой миллиард» и бесправную периферию. Важно понять и выявить истинное отношение складывающейся идеологии глобализма к мировым ценностям: демократии, равенству, прогрессу. Величайшее завоевание христианского и просвещенческого гуманизма – принцип единой общечеловеческой судьбы, единого будущего в настоящее время изменяется современным глобализмом в провозглашение строительства будущего для избранных (во главе с …), то есть стремлением превратить прогресс в монополию для меньшинства (того самого пресловутого «золотого миллиарда»). Их аргументация основана на экологическом коллапсе в планетарном масштабе: ресурсов на всех не хватит, а если бы отсталое большинство планеты действительно могло освоить стандарты жизни высокоразвитого меньшинства, то Земля была бы обречена разрушиться от экологической перегрузки. При этом изысканиями культурной антропологии «обосновывается», что прогресс не является продуктом общечеловеческого развития, а изначально определяется как монополия западной цивилизации, породившей столь уникальный и малодоступный феномен, и единственный путь к прогрессу – путь западной цивилизации. Подлинными глобалистами были те наследники гуманистической классики, которые говорили о едином для всех проекте Просвещения, или о едином индустриальном и постиндустриальном обществе, о единой исторической перспективе для всего человечества, перешагивающего с одной ступени прогресса на другую. Сегодня глобальные проблемы требуют не психологии мигрантов, готовых покинуть экологически и социально «захламленное пространство», а психологии добросовестных возделывателей, которым некуда мигрировать и не на что менять родную землю. Идентичность людей как жителей данной земли, страны и региона – эта старая категория, которой суждено наполниться новым смыслом. Сегодня главная линия раздела лежит между продуктивной и спекулятивно-ростовщической типами культур, при этом национальный капитал полностью совпадает с продуктивной экономикой, ростовщический с контрпродуктивной - виртуальной. В этом контексте экологическая идея сбережения обнаруживает свою антигедонистическую, антипотребительскую, антилиберальную направленность. Здесь создается почва для нового гражданского соглашения, совпадения взглядов, объединяющих людей не на платформе общей безответственности и всеядности, на почве социально-экологической аскезы. В конце 20-го столетия возникло представление о формировании глобального кризиса, который становится основной характеристикой современного мира, в настоящее время можно говорить о кризисе евроатлантической цивилизации, или о завершении какого-то определенного этапа в ее истории, однако вопрос, насколько этот кризис может быть распространен на все человечество, остается открытым. Человечество в целом выступает как субъект истории, в то время как события, «говорящей» по К. Ясперсу истории, за последние 6 тысяч лет свидетельствуют, что отдельные сообщества исчезли с лица Земли, не означает ли это, что вопреки нашим гуманистическим представлениям этот процесс носит объективный характер. Но человеком любая локальная цивилизация, в которой он существует, переживается как явление глобального характера, как априори единственная данность. Именно поэтому наличие множественности цивилизационных моделей и нарастающее понимание иллюзорности идеи универсализма западной цивилизации[94] становится проблемой нынешнего периода в развитии человечества. А уверенный в своей правоте человек европейской цивилизации уже начинает сомневаться и поэтому апеллирует к представлениям о глобальной кризисной ситуации. В тоже время распад колониальной системы, демографический спад для людей белой расы, в основном, европейцев, впрямую соотносится с миграцией из бывших колоний и стран третьего мира, захлестывающей пространство евроатлантической цивилизации. Глобализация средств массовой коммуникации, взрывной рост экономик стран Юго-Восточной Азии (и прежде всего Китая) в значительной степени поколебали представления о «вечной» доминантности западной цивилизации в перспективе человеческого развития.
Но именно территориальная доминанта способна выступить как мощнейший генератор горизонтальных связей, формирующих мышление человека как члена мирового человеческого сообщества. В этом смысле человечество может пытаться сообща решать многие вопросы, возникающие на местах, что в целом должно способствовать развитию прочных территориальных связей и территориальной ответственности. Впрочем эта точка зрения может показаться идеалистической, хотя мировые события ХХI века характеризуют это представление как насущную необходимость в связи с пониманием угроз проявлений международного терроризма, ведением локальных войн и стимулирования извне передела границ суверенных государств. Современная цивилизация более всего страдает от космополитов глобализма, не имеющих никаких «местных обязательств». Сама деформация современного капитализма, на глазах вырождающегося в спекулятивно-распределительную систему, раскидывающую финансовые сети по всему миру, в значительной степени объяснятся заменой территориального принципа организации отраслевым, по принципу монопольных корпораций мирового масштаба (транснациональных корпораций). Но территория воплощает некую целостность, тем более социальная и культурная инфраструктура не могут быть строго отраслевыми, так как имеют главную направленность к человеку как таковому, во всем многообразии его общественных свойств и проявлений. Великую криминальную революцию современности, грозящую размыть сами основы цивилизованного существования, невозможно остановить, не восстановив крепкую государственную и не менее крепкую духовную власть. Поэтому возрождение прерогатив духовной власти, необходимой человечеству для того, чтобы отбить натиск всеразъедающего аморализма и бездуховности, может быть связано только с подъемом новых радикальных движений, выступающих в защиту всех приниженных, кому социал-дарвинизм не оставил шансов на человеческое существование. Духовная власть или власть инстинкта - такова дилемма будущего. Нынешняя интеллектуальная мировая элита поставляет на рынок определенные технологические рецепты, не интересуясь, к кому они попадут, хотя их рекомендации во многих случаях определятся прагматическими задачами нового мирового порядка, согласно концепции «золотого миллиарда». Сформировался тоталитаризм экономической власти, которая покупает себе политическую обслугу или менеджеров. В связи с тем, что экономический тоталиторизм на наших глазах приобретает глобальный характер, необходима система противовесов и сдержек глобального характера. Этому может способствовать сильная духовная власть, способная возродить старые религиозно- эсхатологические[95] традиции, обращенная к «нищим духом», обиженным и обездоленным. Несомненно, такая власть может основываться на принципе универсализма – но как спасения всех, а не избранных, и поэтому открывать человечеству новые планетарные горизонты. Можно ли сегодня указать такие перспективные научно-технические направления, мировоззренческие, философские, этнические и другие взаимосвязанные задачи, использование которых способствовало бы изменению направленности социокультурной динамики Земли, стало бы основой комплексного преодоления сформировавшихся проблем, но не катастрофическим путем? Известный политолог и философ нашего времени А.С.Панарин предупреждает: « Суровая и драматическая эпоха ожидает нас в будущем. Потребуются люди совсем другой формации – способные к величайшей самодисциплине, аскетизму и жертвенности. Только они способны возродить нашу суровую и обезлюдевшую Евразию…» В природе рост всегда ограничивается формой и возможностями системного сосуществования разных видов, а взаимоотношения последних подчиняются закону комплементарного баланса. В связи с этим перед человеческой культурой и ее органической частью – цивилизацией в новом культурологическом измерении – глобализацией стоит задача осуществления фундаментальной мировоззренческой трансформации, связанной с проблемой выживания человечества. (Александр Гелиевич Дугин. Статья «Дать русский ответ на вызов Запада…» Газета «Завтра №47, 22 ноября 2012 г.) В Новое время человек захотел Свободы и в первую очередь избавился от Традиции и Бога. Но уже в ХХ веке, он обнаружил, что избавившись от Традиции и от Бога, он потерял самого человека и его «свобода» превратилась в тяжелейшее, невыносимое бремя, которое его раздавило. Человек убил Бога, чтобы стать свободным, но эта свобода в свою очередь убила его самого, поработила и подчинила себе. Это некий, если хотите, результат ХХ века, с этим входим в ХХ1 век.
Запад воспринимает это положение дел с восторгом, с оптимизмом, Он говорит, отлично, мы убили Бога- ничего страшного, если убьем человека- ничего страшного, главное – Свобода. И стремится навязать эту модель предельного индивидуализма – либеральную демократию как общеобязательную программу для всего человечества · через процесс глобализации, · через идеологию прав человека, через рыночное общество, где все продается и покупается, · через императив абсолютного технологического развития, в жертву приносится все, в том числе человеческая мораль, семья, традиционные ценности… Это вызов, потому что традиция рассматривает такое состояние как царство антихриста, как последние времена, как последнее отступление. И образ этого антихриста фиксируется в западной - особенно в американской – культуре, которая становится постепенно планетарной, универсальной и глобальной. ( во всяком случае претендует на это!) Экономически это воплощено в свободном рынке, в новой виртуальной экономике. В военном отношении в американской военной гегемонии, в доминации блока НАТО, который сметает все те силы, которые пытаются противостоять. В социальной сфере – это пропаганда индивидуализма и либерализма, которые разрушают традиционные институты: консервативные или хотя бы социально ориентированные. … и Те, кто способен постоянно обращаться к духу, к религии, к сердцу, тот способен дать ответ на все вызовы современности . и главная задача России – это выработать собственную стратегию, направленную против вызова, идущего с Запада.
Культурологический словарь - Глобализация видеальном понимании мыслилась как процесс срастания политических, экономических, социальных, культурных сфер разных государств через взаимопроникновение и установление взаимозависимости в общем организме мировой жизни. - Концепция «золотого миллиарда». Американский экономист Г. Дали сформулировал теорему невозможности. Согласно которой - третья часть ежегодно производимых ресурсов Земли необходима, чтобы 6% населения Земли поддерживали западный уровень потребления, а другие две трети ресурсов могут обеспечить такой же уровень жизни еще для 12% человечества. Следовательно, на долю оставшихся 82% людей не достается ничего. Эта теорема была положена в основу концепции устойчивого развития, получившего название «концепции золотого миллиарда». Суть ее сводится к необходимости в течение ХХ1 века сокращения населения Земли в 10 раз, то есть до 1 миллиарда. Рекомендованная литература 1. Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. М.: Гардарики, 2001, с. 244 –275. 2. Гуревич П.С. Культурология .Хрестоматия. М.:Гардарики,2000, с. 162 – 164, 413-418, 469- 472, 482-512 3. Нэсбитт Дж, Пат Эбурдин. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции г.2000. М.:Республика 1992г. с.11-23. 4. Панарин А.С Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алго ритм.2000, с.3-16. 5. Панарин А.С.. Искушение глобализмом. М.:Русский национальный фонд. 2000.
Вопросы для самостоятельной работы
Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 870; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |