Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Имплементация норм международного морского права во внутреннее право Украины в контексте отношений с ЕС

Читайте также:
  1. D. 17.1.22.11). - Maндатарий может отказаться от договора так, чтобы за мандан­том осталось ненарушенным право с удобством устроить то же дело лично или через другого мандатария.
  2. D. 20.1.1). - Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  3. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  4. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  5. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
  6. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  7. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  8. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  9. Lus publicum privatorum pactis mutarf non potest (D. 2.14. 38). - Публичное право нельзя менять частными соглашениями.
  10. Pr.) и является характерным для римского права.

 

1. Имплементация норм Конвенции ООН по морскому праву в законодательство Украины.

Законом Украины от 03 июня 1999 года «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации части XI Конвенции Организации Объединенных Наций 1982 года» Украина ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и указанное соглашение. Поскольку в соответствии со ст. 14 Венской Конвенции о праве международных договоров, а так же ст. 306 Конвенции ООН по морскому праву согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией только, если сам договор предусматривает именно такую форму согласия, следует считать, что принятием Закона Украины «О ратификации…», наше государство надлежащим образом выразило свое согласие на обязательность для него Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины, ст. 19 Закона Украины «О международных договорах в Украине» действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства.

Конвенция ООН 1982 г., многие положения которой не являются самоосуществимыми, направлена на принятие государствами-участниками законодательства во исполнение ее установлений. Исходя из анализа ст. 310 Конвенции можно говорить о закреплении в ней «необходимости приведения национальных законов и правил как совместимых, так и несовместимых в соответствие с положениями Конвенции». В случае невыполнения государством своих обязательств по Конвенции нормы внутреннего морского законодательства в силу суверенного равенства государств продолжают действовать для субъектов внутригосударственного права данного государства. Поэтому государства несут международно-правовую ответственность за принятие внутреннего законодательства, созданного в нарушение принципов и норм международного морского права, закрепленных в Конвенции ООН по морскому праву. Принимая на себя международные обязательства, государство учитывает свои национальные и правовые нормы, а также возможность, в случае необходимости, их изменения в целях приспособления к принимаемым международным обязательствам. Поэтому в международном праве существует презумпция: если для выполнения международных обязательств, следует осуществить необходимые законодательные мероприятия, они должны быть осуществлены.

Из сказанного выше следует, что Украина обязана согласовывать внутригосударственное морское законодательство с правовыми принципами и нормами, закрепленными в Конвенции 1982 г. И, хотя, Конвенция была ратифицирована Украиной в 1999 году, а национальное законодательство не приведено в соответствие с ее положениями в полной мере, следует признать, что были сделаны определенные шаги вперед в этом направлении. В частности, был принят ряд законов Украины и несколько подзаконных нормативно - правовых актов.

Однако, процесс национальной, имплементации как таковой, и процесс имплементации Конвенции ООН 1982 г., во-первых, не ограничивается только правотворческой деятельностью, а, во-вторых, действующие ныне законы содержат целый ряд недостатков, которые необходимо устранить. В частности, законодательство о континентальном шельфе, в основе своем советского периода, прямо противоречит положениям названной Конвенции. Отсутствует национальный закон профильного характера, призванный напрямую регламентировать указанные вопросы. Правовой режим континентального шельфа определяется, наряду с национальным законодательством, нормативными актами бывшего СССР, принятыми еще на основе Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 года.

Закон Украины «Об исключительной экономической (морской) зоне» 1995г. содержит целый ряд положений, которые не стыкуются с действующим законодательством об административных правонарушениях. Правда, Постановлением Верховной Рады Украины о порядке введения в действие Закона Украины «Об исключительной экономической (морской) зоне», предусматривалась разработка и Принятие актов, которые устранили бы возникшие противоречия, что так и не было сделано.

В силу общих для механизма имплементации причин, прежде всего отсутствия целостного подхода к реализации международных соглашений и национальной правоприменительной практики, нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, наряду с некоторыми другими международными договорами, во многом носят обычный характер.

В Украине, помимо основополагающей ст. 9 Конституции процедуру и конкретные правовые и организационные средства имплементации международных договоров, заключенных Украиной, регламентирует Закон Украины «О международных договорах Украины». Необходимо заметить, что нормы национального права, принятые в связи с имплементацией международно-правовых норм и в целях их имплементации, обладают определенной спецификой.

Они возникают во внутреннем праве в связи с созданием обязательных для государства международно-правовых норм. Определенной спецификой обладает и сама правотворческая деятельность по организации имплементационного процесса.

В ряде случаев эта деятельность, как, впрочем, и оперативно-исполнительная, обусловливается изданием высшими органами государственной власти или государственного управления общего акта о ратификации или, при утверждении международных договоров, являющегося выражением официального согласия государства на обязательность для него данного договора.

Ратификация, являясь заключительным этапом процесса восприятия международно-правовых норм, в то же время выступает в качестве исходного начала процесса их реализации. Она служит звеном в координации норм международного права и национального законодательства.

Акты ратификации или утверждения международного договора являются началом процесса восприятия системой национального права международного права, правообязывают государственные органы к изданию конкретных нормативных актов с использованием правовых методов имплементации (трансформации, инкорпорации и отсылки).

Ни международное, ни внутригосударственное право не регламентирует вопрос о видах принимаемых в целях имплементации нормативных актов. Практика идет по пути использования традиционных видов таких актов, характерных для тех или иных государств.

В Украине ими могут быть законы и постановления Верховной Рада Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции руководителей соответствующих министерств и ведомств Украины.

В ст. 9 Конституции Украины идет речь только о договорах, «согласие на обязательство которых дано Верховной Радой Украины», но в нем не определен статус всех других международных договоров, не требующих согласия Верховной Рады Украины. По сути, частью «национального законодательства» являются только договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, а все остальные договоры остались вне его рамок. Помимо этого ст. 9 Конституции Украины не определяет приоритет международных договоров Украины и национальных законов в случае их коллизии.

«Непосредственное применение» не должно толковаться как действие норм международного права вне конституционных основ и требований национального права и вопреки им».

Кроме того, большинство положений международных договоров не являются самоосуществимыми, потому для свого практического применения они нуждаются в конкретизации со стороны национального правопорядка. Созданию государством необходимых правовых усилий для реализации взятых на себя международных обязательств служит институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы. Необходимо подчеркнуть, что решение государств о том, каким образом будет выполняться взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве, является суверенным.

Сущность механизма имплементации норм международного права проявляется в содержании деятельности входящих в него элементов. В концентрированном виде эта деятельность может быть представлена как: а) правотворческая; б) организационная и оперативно - исполнительная; в) контрольная.

Национальная (внутригосударственная) система имплементации международного права, как заключительный этап его функционирования, включает как непосредственную фактическую деятельность, направленную на исполнение международных обязательств государства, так и правовое и организационное обеспечение фактической деятельности путем правотворчества, контроля и правоприменения определенной системы органов государственной власти, государственного управления и иных органов государства, уполномоченных на реализацию обязательств, вытекающих из норм международного права. В совокупности это составляет механизм национальной имплементации.

При имплементации государством на национальном уровне международно-правовых норм, оперативно-исполнительная деятельность его органов сопряжена с правотворческой деятельностью. Таким образом, процесс национальной имплементации складывается из правового и организационного этапов.

Правовой этап имплементации выступает в качестве средства связи между международным и внутригосударственным правом. Его роль состоит в придании предписаниям международного права государственно-властных юридических форм, свойственных национально-правовой системе и содержащих конкретные государственные веления в адрес соответствующих субъектов внутреннего права. Напр., имплементация международных норм, регулирующих взаимоотношения государств по поводу ресурсов пространства Мирового океана, является предпосылкой становления морской правосубъектности Украины.

Гармонизация национального законодательства Украины с международным морским правом предполагает не только подписание и ратификацию соответствующих договоров, но и наличие механизма реализации норм и принципов международного морского права, которые стали частью национальной правовой системы.

Государства в законодательном порядке определяют систему специальных органов имплементации и в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всех иных государственных органов, обладающих властными функциями. В Украине система органов имплементации нормативно определена Разделом III Закона Украины «О международных договорах Украины». Их можно классифицировать следующим образом: конституционные органы внешних сношений (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины); центральные специализированные органы внешних сношений (МИД Украины); центральные неспециализированные органы внешних сношений (отраслевые министерства и ведомства).

Согласно ст. 16 Закона Украины «О международных договорах Украины», принятие мер по обеспечению исполнения и соблюдения международных договоров Украины возложено на министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Совет Министров Республики Крым Украины.

Что касается правотворчества министерств и ведомств, то для них характерным является разработка и принятие актов, инкорпорирующих правила международно-правовых норм. Юридическим основанием правотворческой деятельности министерств и ведомств Украины в целях имплементации норм международного права является Закон Украины «О международных договорах Украины», а исчерпывающие указания о видах нормативных актов, издаваемых в этих целях руководителями министерств и ведомств, содержится в положениях о соответствующих министерствах и ведомствах.

При этом имплементация норм международного права не сводится лишь к правотворческой деятельности в лице его органов по отражению международно-правовых норм; она связана с наличием сложного институциального механизма, состоящего из большого числа властных внутригосударственных органов, координация взаимодействия между которыми представляет сложную задачу.

Важной составляющей механизма национальной имплементаиии наряду с закрепленными в национальном правопорядке правовыми способами обеспечения реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне является система государственных органов, уполномоченных на реализацию этих обязательств. Исключительную важность в связи с этим приобретает деятельность государственных органов по преобразованию в юридическую практику норм международных договоров. Только в этом случае можно будет говорить о фактической реализации взятых на себя Украиной международно-правовых обязательствах.

 

2. Имплементация норм международного морского права во внутреннее право Украины в контексте отношений с ЕС.

Отношения с Европейским Союзом (ЕС) с каждым годом приобретают все большую приоритетность и актуальность во внешней политике Украины. Украина как государство с огромным транзитным потенциалом в перспективе может извлекать значительные выгоды от участия в общеевропейской транспортной сети. Ключевую роль в ее развитии играет морской и речной транспорт как самый дешевый, и он еще долгие годы будет играть стратегически важную роль во внешней торговле не только Украины, но и других стран. В развитии морской и речной торговли и ликвидации существующих барьеров одинаково заинтересованы обе стороны. Поэтому сотрудничество в сфере судоходства является неотъемлемой составляющей взаимоотношений Украины и ЕС.

Правовыми принципами такого сотрудничества являются положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими Содружествами о морском и речном транспорте, отраслевые двусторонние соглашения с государствами-членами ЕС, конвенционный режим Международной морской организации (ИМО).

Направлениями имплементации положений указанного Соглашения в сфере судоходства является: а) либерализация рынка международных морских перевозок и портовых услуг, устранение дискриминации судов операторов и владельцев ЕС в части взыскания портовых сборов и других платежей; б) либерализация рынка международных перевозок «река-море» путем открытия доступа к рынку для иностранных судоходных компаний; в) участие в развитии Общеевропейской транспортной сети (проект ТРАСЕКА), которая включает перестройку портовой инфраструктуры.

Рассмотрим ситуацию вокруг имплементации пункта 3 статьи 39 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве относительно международных услуг «река-море». В соответствии с этим пунктом Соглашения граждане и компании Содружества, которые предоставляют услуги в сфере международных морских перевозок, имеют право свободного доступа к перевозкам «река-море» на внутренних водах Украины и наоборот. На нормативном уровне содержание термина «свободный доступ» не раскрыт, что осложняет объективную оценку границ свободного доступа. Но, фактически, этот термин означает устранение на нормативном уровне всех административных преград относительно осуществления международных морских перевозок с использованием речных путей Украины.

Статья 40 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве предусматривает возможность заключения отраслевых международных договоров между Украиной и государствами-членами ЕС в соответствии с коммерческими потребностями сторон. Такие договоры должны определять порядок и условия доступа к международным услугам «река-море». Поэтому лишь после такого определения «порядка и условий доступа» в рамках отраслевого международного соглашения можно будет говорить об имплементации отмеченного положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и соответствующим государством-членом. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве не может подпадать под категорию соглашений, определенных в Постановлении № 115. Следует напомнить, что Соглашения о партнерстве и сотрудничестве непосредственно определяет условия либерализации лишь международных морских перевозок с использованием именно морских портов Украины. Следовательно, одним из путей имплементации пункта 3 статьи 39 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве является заключение международных соглашений с государствами-членами ЕС или же с Европейскими Содружествами в целом о свободном доступе к международным перевозкам «река-море».

6 ноября в 2000 г. было заключено Соглашение о торговом судоходстве с Греческой Республикой, статьей 4 пункта (в) которого предусматривается право судов обеих сторон свободно предоставлять международные услуги «река-море» в соответствии с национальным законодательством. Поэтому на сегодняшний день пункт 3 статьи 39 фактически имеет юридическую силу лишь в двусторонних отношениях с Грецией.

Далее, Постановление № 115 предусматривает, что доступ операторов и владельцев других государств-членов ЕС к международным услугам «река-море» осуществляется по одноразовым лицензиям, которые выдаются Министерством транспорта Украины. Получение же одноразовых лицензий является достаточно неудобной для перевозчиков процедурой, что препятствует развитию этого вида международных транспортных услуг. На практике поставщики отдают преимущество международным автомобильным перевозкам, которые, несмотря на большую себестоимость, осуществляются более оперативно. В такой ситуации больше всего страдает инфраструктура речных портов, низкий уровень использования которых сдерживает привлечение ресурсов на их развитие и совершенствование. В частности, увеличение процента торговли через услуги «река-море» с такими основными партнерами, как Италия, Австрия и Германия, способствовало уменьшению себестоимости товаров и, следовательно, последующей интенсификации

 

1.Баймуратов М.О., Максименко С.В. Стратегія інтеграції України до Європейського Союзу: політико-правовий аналіз // Право України. — 2001. — № 10. — С. 101.

2. Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. — К., 1980. — С. 62.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | 

Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 730; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.