Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Реприза
Реприза в сонатной форме, повторяющая материал экспозиции, представляет собой итог развития. В ней объединяются в тональном отношении темы, которые в экспозиции тонально контрастировали. В простейших случаях в репризе повторяется весь материал экспозиции в том же порядке с тональными изменениями. Изменения сводятся к следующему: 1) При отсутствии перемен в главной партии, связующая партия перестраивается таким образом, чтобы остаться в главной тональности. 2) Побочная и заключительная партии экспозиции полностью транспонируются в главную тональность. Наряду с этим простейшим типом репризы, наблюдаются репризы с более глубокими изменениями, большей частью направленными к динамизации формы. Изменения могут коснуться всех элементов репризы: 1) Вступление главной партии репризы иногда служит вершиной подъема, который образовался в конце разработки. 2) Главная партия, начавшись в главной тональности, затем получает новое развитие в разработочном роде, какого не было в экспозиции. 3) Измененная таким образом главная партия перерастает в связующую. 4) Главная партия репризы целиком или в своем начале протекает в подчиненной тональности. 5) Главная партия может быть сокращена. 6) Главная партия может быть пропущена. Связующая партия чаще перерабатывается, чем главная партия, так как требуется придать ей иное тональное направление. Побочная партия подвергается изменениям в меньшей степени. Заключительная партия изменяется тонально. Кроме пропуска в репризе той или иной части экспозиции, встречаются перестановки ее элементов. Типичен обмен местами главной и побочной партий, образующей зеркальную репризу. Встречается контрапунктическое соединение в репризе тем экспозиции. Кода. Кода – часть, вводимая после того, как окончилось полной, а иногда прерванной каденцией повторение материала экспозиции. В сонатной форме Гайдна и Моцарта кода преимущественно отсутствует. Кода может выполнять роль простого заключения, а может приобретать значение второй разработки. Вступление. Произведению, написанному в сонатной форме, довольно часто предпосылается вступление. Наиболее типичен контраст темпов и ладовый контраст. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма бывает полной и неполной. В зависимости от средней части различаются три вида полной сонатной формы: 1) С разработкой в средней части; 2) С новым материалом в средней части; 3) С переходом в средней части (полусокращенная сонатная форма). В неполной сонатной форме средняя часть отсутствует. Имеются два вида неполной сонатной формы: 1) Старосонатная форма; 2) Сокращенная сонатная форма.
Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 312; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |