Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Рондо – соната

Читайте также:
  1. Рондо эпохи классицизма.
  2. Старинное рондо.

Рондо – сонатой называется форма, в которой:

1) Имеется основной признак рондо – проведение главной партии не менее трех раз;

2) Среди эпизодов, расположенных между ее проведениями, первый и третий тематически одинаковы; при этом тот, который помещен раньше, идет в подчиненной тональности, другой – в главной.

Общая схема рондо – сонаты:

Экспозиция Средний эпизод Реприза Кода
А Св.п В Св.п А С А Св.п В1 Св.п. А  
Г.П.   П.П. (1-й эп.)   ГП (второй эпизод) Г.П   П.П. (3-й эп.)   Г.П.  

Ни экспозиция, ни реприза не повторяются.

Схема рондо – сонаты с разработкой:

Экспозиция Разработка Реприза
Г.П. Св.П. П.П. Г.П.   Г.П. Св.П. П.П. Г.П.
                 

Для анализа:

Урок 1:

Анализ экспозиций:

1) Моцарт. Соната для фортепиано D-dur, Кех.576, I часть (№19).

2) Гайдн. Соната для фортепиано №15 (№50) C-dur, I часть (№16).

Урок 2:

1) Бетховен. Симфония №5, I часть.

2) Бетховен. Соната №16, I часть.

3) Гайдн. Симфония №103, I часть.

Урок 3:

1) Моцарт. Симфония g-moll, I часть.

2) Моцарт. Соната для фортепиано D-dur, Кех.311, I часть.

3) Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Урок 4:

1) Рахманинов. Концерт №3, I часть.

2) Бетховен. «Аппассионата», I часть.

Урок 5:

Рондо соната:

1) Шуман. Фантазия для фортепиано C-dur, I часть.

2) Бетховен. Соната №27, финал.

3) Моцарт. Соната для фортепиано c-moll, Кех.457, финал.

Домашнее задание 1:

1) Бетховен. Соната №5, I часть.

2) Моцарт. Соната для фортепиано B-dur, Кех.570, I часть.

3) Бетховен. Соната №20, I часть.

4) Шуберт. «Неоконченная» симфония, I часть.

Домашнее задание 2:

1) Бетховен. «Эгмонт» - принцип диалогичности.

2) Бетховен. Соната №1, финал.

3) Бородин. «Богатырская» симфония, I часть.

4) Танеев. Симфония c-moll, I часть.

Домашнее задание 3:

1) Бетховен. Соната №14, финал.

2) Бетховен. Соната №8, I часть.

Домашнее задание 4:

1) Бетховен. Симфония №3, I часть.

2) Россини. Увертюра к «Севильскому цирюльнику».

3) Скрябин. «Поэма экстаза».

Домашнее задание 5:

Рондо – соната:

1) Прокофьев. Соната №4, финал.

2) Бетховен. Соната №8, финал.

 

Лекция 19. Циклические формы.

Циклическими называются формы, состоящие из двух или более отдельных частей, из которых каждая, в отношении формы, - самостоятельна.

Старинная сюита. Партита.

Старинная сюита образуется из последования нескольких танцев. Объединяющим началом в ней служит общая тональность. В то же время части сюиты контрастируют в других отношениях, в частности, в темпах.

В полную сюиту входит четыре обязательных танца в следующем порядке:

АллемандаКурантаСарабандаЖига

4/4 Умеренно 3/4(3/2)3/4(3/2)6/8(12/8;3/8;9/8)

Довольно Медленно Скоро

Скоро

Кроме основных танцев, в сюиту часто вводятся дополнительные пьесы, также танцевальные или иного характера.

1) За некоторыми танцами может следовать одна (иногда больше) орнаментальная вариация, которая называется Double. Она типична для сарабанды, но иногда следует за курантой или аллемандой.

2) Перед аллемандой бывает прелюдия (Preambule, Увертюра, Sinfonia, Токката, Фантазия). Такая пьеса может представлять собой маленький двух- или трехчастный цикл (например, прелюдия и фуга).

3) Внутри сюиты (обычно между сарабандой и жигой) помещаются другие танцы – менуэт, гавот, буре, паспье, реже – англез, лур, полонез. Кроме того, встречаются ария, рондо, бурлеска, скерцо, каприччио. Иногда, помимо вступительной пьесы, можно найти фугу, тему с вариациями (пассакалья, чакона). В то время как Бах педантически придерживался обязательного состава сюиты, делая к нему различные добавления, Гендель в своих сюитах часто отступал от него.

Партитами Бах называл шесть крупных сюит. Такое же название носят некоторые старинные вариации.

Сонатный цикл. Соната, трио, квартет. Симфония.

Среди циклических форм в настоящее время наибольшее значение имеет сонатный цикл или соната.

Сонатой называется циклическое произведение, в котором, обычно, хотя бы одна часть (типично – первая) сочинена в сонатной форме.

Сонатный цикл имеет следующие разновидности, названия которых связаны со средствами исполнения.

I .Камерные разновидности:

1) Соната – произведение для одного или двух инструментов. Соната для двух инструментов иногда называется дуэтом.

2) Сонатина – соната небольшого размера.

3) Трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, изредка нонет – произведения сонатного типа для камерных ансамблей с соответствующим числом исполнителей (от трех до девяти).

II. Симфония – произведение сонатного типа для оркестра, чаще всего широко развитое. Небольшие симфонии иногда называются симфониеттами.

Трехчастный сонатный цикл.

Типичную циклическую сонатную форму, состоящую из трех частей, можно представить как развитие трехчастной формы, в которой средний элемент контрастирует с крайними, с той разницей, что крайние части – в одной тональности, но тематически различны.

Части принято называть по их порядковым номерам. Кроме того, последняя часто называется финалом.

Наблюдается и разнообразие форм внутри цикла.

В отношении выбора тональностей для частей циклической формы, прежде всего нужно указать на то, что крайние части почти всегда в одной тональности, и лишь допускается смена лада.

Двухчастный цикл.

Сонатный цикл может образоваться из двух частей. Эти части, ради единства, должны быть написаны в одной тональности, при возможном контрасте ладов. Форма частей обыкновенно различна.

В двухчастном цикле первой части может быть придано значение вступления ко второй.

Четырехчастный цикл.

До Бетховена четырехчастный цикл применялся исключительно в оркестровой музыке и в камерных сочинениях для большого числа исполнителей. Бетховен ввел его и в сонаты. С тех пор четырехчастный цикл, получив универсальное значение, стал основной разновидностью циклической формы.

Расширение формы получается как бы от введения в типичный трехчастный цикл еще одной средней части.

Тематические связи частей цикла.

В XIX веке был выработан ряд приемов, создающих характерную связь между частями цикла.

1) В последующих частях повторяются отрезки тем (реже целые темы) из предыдущих частей.

Особенно характерен указанный прием для финалов, так как в них в этом случае создается тематический синтез.

2) Несколько тем связаны каким-нибудь интонационным (или ритмическим) оборотом, роднящим их.

3) Одна тема строится на основе другой или других.

4) Одна тема эпизодически проводится, часто в варьированном виде, в разных частях цикла. Такая тема называется лейтмотивом.

Многочастные сонатные циклы.

В сонатно-симфоническом цикле иногда встречается количество частей больше четырех. Вообще такой тип циклической формы не получил широкого распространения в музыке XIX века. Многочастность можно скорее встретить в старинных циклических серенадах для оркестра, дивертисментах и кассациях для сольных инструментов.

Новая сюита. Попурри.

Сюита XIX – XX веков, как ее называют, новая сюита, очень сильно отличается от старинного танцевального цикла:

1) Она не основывается непременно на танцах, хотя и нередко их в себе заключает;

2) Сплошное тональное единство частей стало казаться монотонным, и к сюите был применен принцип обязательного тонального единства лишь крайних частей, заимствованный из сонатного цикла. Средние части пишутся в других тональностях, как в сонате или симфонии. Части также контрастируют тематически и по темпу.

Тем самым создается внешнее сходство между сюитой и сонатой. Но есть и существенные различия. Сюите меньше свойствен принцип внутреннего единства всего цикла.

Циклическим формам в некоторой мере родственно попурри. Так называется последование частей (отрывков из опер, народных песен, танцев), или вовсе не связанных непрерывным развитием, или с элементарными связками между ними.

 

Лекция 20. Вокальные формы.

К области вокальной музыки относится все, что предназначено для исполнения одним или несколькими человеческими голосами как без инструментального сопровождения, так и с сопровождением.

Исполнение голосами без сопровождения называется a capella. Музыку для голоса или голосов с инструментальным сопровождением часто для большей точности называются вокально-инструментальной.

Основная черта почти всякой вокальной музыки – это декламация словесного текста на звуках различной, точно фиксированной, высоте. Для правильной музыкальной декламации характерны следующие черты:

1) Совпадение ударений в словах текста и в музыке. Основные ударения обычно приходятся на сильную долю такта, иногда же на синкопический акцент. В народной музыке несовпадение текстовых и музыкальных ударений встречается довольно часто, например, при несоблюдении единого стихотворного размера в разных куплетах песни;

2) Подчеркивание логического (смыслового) ударения в тексте высотной вершиной (или спадом) или акцентом;

3) Совпадение моментов наибольшего напряжения или, наоборот, спокойствия в тексте и музыке.

В музыкальной декламации намечаются два противоположных начала: речитативность, дающая ту или иную степень приближения к обыкновенной речи, и песенность, то есть напевность, которая служит фактором уже собственно – музыкальным. Между крайними проявлениями этих двух начал можно установить следующие промежуточные ступени, дающие постепенный переход от одного к другому:

1) Сухой речитатив (secco) – это декламация (полуговор – полупение) на фоне протянутых или коротко взятых аккордов, обыкновенно сменяющихся при начале новой фразы текста;

2) Мелодический речитатив – это речитатив более значительный в мелодическом отношении;

3) Ариозо – вид письма, который, сохраняя в некоторой мере характер речитативности, в то же время несет в себе признаки самостоятельной музыкальной оформленности. Для ариозо типична структурная периодичность, а нередко и тематическая повторность;

4) Песня – в самом общем смысле – такой вид вокальной декламации, в котором музыкальное начало стоит на первом плане, форма которого базируется на собственно музыкальных законах и правилах.

Принцип тонального единства, выражающийся в наличии главной тональности и отклонений от нее внутри формы, действителен и для вокальной музыки.

Для мелких форм типично общее единство рисунка, особенно ритмического.

Репризность и в вокальной музыке имеет очень большое значение. Реприза, подчеркивая основное настроение текста, в то же время вносит и чисто музыкальную стройность.

Для создания реприз применяется ряд приемов:

1) Сам текст содержит в себе точные, а иногда несколько измененные повторности, род припева;

2) При отсутствии повторений в тексте, в нем могут оказаться моменты, сходные по настроению и содержанию, что может быть использовано для создания музыкальной репризы;

3) Иногда элементы репризности, невозможные внутри основной вокальной части произведения, появляются лишь в инструментальном заключении.

Почти все формы встречаются в вокальной музыке. Из них наиболее важны следующие:

1) Простой период;

2) Сложный период;

3) Простая двухчастная форма;

4) Простая, реже сложная трехчастная форма с репризой;

5) Куплетная (строфическая) форма;

6) Куплетно – вариационная форма;

7) Рондо;

8) Сонатная форма.

Опера.

Оперой называется музыкально – драматическое произведение для исполнения в театре, при сценической обстановке.

Текст оперы называется либретто.

Как всякое драматическое произведение, опера делится на акты (действия), а, кроме того, нередко и на картины; имеется подразделение и на сцены.

В отношении музыкальной формы, оперы делятся на два рода:

1) Оперы, состоящие из отдельных номеров;

2) Музыкальные драмы с более или менее непрерывным развитием музыкальной ткани и, таким образом, не делящиеся на отдельные законченные пьесы.

Номера опер:

1) Речитатив;

2) Ария, ариетта;

3) Сцена;

4) Каватина;

5) Ариозо;

6) Ансамбли;

7) Хоры;

8) Финалы.

Ораторией называется музыкально – драматическое произведение для голосов и оркестра (органа), предназначенное для исполнения в концертной обстановке или в церкви.

Сюжетика ораторий прошлого времени преимущественно заимствована из церковной письменности.

Кантата – форма довольно неопределенная. Чаще всего кантата предназначается для одного или нескольких солистов, хора и оркестра (органа). Церковные и светские кантаты.

Мотет – текст: церковный, предназначается для хора a capella.

Мадригал – многоголосная светская песня XVI века, преимущественно полифонического склада.

Хорал – церковное песнопение для хора.

Камерные светские жанры:

1) Песня;

2) Романс;

3) Баллада;

4) Серенада;

5) Вокализ;

6) Камерные ансамбли;

7) Вокальные циклы.

Музыка православной церкви:

1) Литургия;

2) Всенощное бдение;

3) Концерт.

Музыка католической церкви:

1) Месса;

2) Реквием.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Реприза | 

Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 872; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.