Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Структура познания мира
Гносеология – раздел философии знания о способах и методах познавательной деятельности. Познание – это процесс активного отражения индивидуальным, коллективным сознанием мира и присвоение результатов в виде знания. Основные проблемы (вопросы) гносеологии: 1. Что такое знание? (какова его природа и источники, как формируются знания, соответствует ли наше знание объекту познавательной деятельности) 2. Что считать истинным знанием и что такое истина? 3. Каковы разновидности знания и познавательной деятельности? В истории философии обнаруживается различные гносеологические настроения: 1. Материалистический монизм. 2. Гносеологический скептицизм (Кант). Объективный мир существует, но его познание на уровне сущности невозможно, а знание всегда феноменально (на уровне явлений). 3. Гносеологический солептизм. Знание есть всегда комплекс ощущений, ибо предметы и вещи объективного мира не существует помимо их восприятия. Современная гносеология отталкивается от следующих познавательных принципов: 1. Познание всегда есть отражение явлений сущностей законов мира. 2. Познание всегда реализуется как единство теоретического и практического взаимодействия человека с миром. Познание определяется потребностями человека и общества.
Чувственный – ощущения, восприятие, представление. Интуиция – интеллектуальная, чувственная, мистическая. Рациональный – понятие, суждения, умозаключения. Традиционные гносеологические проблемы вокруг вопросов. 1) Соотношение чувственного и рационального познания. 2) Соотношение эмпирического и теоретического знания. Современное решение этих проблем такое: Проблема соотношения чувственного и рационального снята современным научным знанием, в частности психологией и нейропсихологией. Открытие в области психологии привело к выводу о том, что соотношение чувств и эмоционального конспекта в познавательной деятельности предстает как диалектическое противоречие, где одна сторона процесса познания не может существовать вне другой. Чувствительное познание является источником первичной информации в единстве всей ее конкретики. Чувственные или эмоциональные знания абстрагируются создавая основание для собственных знаний, а затем символизируются. По отношению к познанию, практика является: - источником основной движущей силы познания, поскольку ставит перед человеком познавательные задачи, дает факты, материал для обобщения и средств для познания. - конечной целью познания так как в практике материализуются добытые знания. - критерием (мерой) истинности получаемых знаний, что проявляется в материальном производстве. Теория – набор определенных знаний о каком либо вопросе. 3. Одним из самых сложных вопросов современной гносеологии остается критерий познавательной деятельности истинности. Истина – соответствие нашего знания предмета, нашему знанию предметов познавательной деятельности. Понимается по-разному в разных школах: 1) В позитивизме 2) Идентизм 3) Проматизм Современная гносеология решает проблему истины следующим образом – истина есть результат(критерии знания), как единство объективно мировоззренческой истины. Объективная истина – истина, где знание представляет собой информацию о мире такой, какой она есть на самом деле. В процессе получения объекта истины знание движется от незнания к более глубокому и полному знанию о предметах. От цельного предмета, через конкретное знание на каждом уровне. Относительное знание – неполное, которое приближается к абсолютному.
Лекция 15 Абсолютность истины означает полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим материалом. Во вторых, то содержание знания который в определенных границах познания не может быть. Относительность истины обозначает ее неполноту, незавершенность, приблизительность. По этому поводу существует 2 крайние точки зрения: 1. Догматизм – преувеличивающий момент абсолютности. 2. Релятивизм – абсолютизирующий абсолютные истины. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует. Обозначается понятием конкретной истины, а условия выявления истинности недостаточно полны.
Дата добавления: 2014-06-06; просмотров: 343; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |