Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сократ
Идеально-духовные ценности – это группа целей человеческого существования, предметно-практические ценности при потреблении уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличиваются (нарастают). Ценности – это форма существования культуры: одновременно концентрат коллективного опыта и в то же время – регуляторы жизнедеятельности людей (люди живут, ориентируясь на ценности различного порядка). Поэтому культуру и можно представить как совокупность ценностей (материальных, экономических, нравственных, эстетических, правовых и т.д.). Ценности объективны, но они не существуют без человека. Процесс образования, усвоения внутренних ценностей представляет собой процесс обретения человеком смысла жизни. Смысл – это усвоенные, введенные в человека ценности культуры. Глава 2: Понятие смысла жизни в истории философии. Смысл жизни – это регулятивное понятие с очки зрении индивидуальной жизни человека. Понятие любого смысла всегда предполагает содержание, осмысленное, значит содержательное. Содержательность для человека выражается в культуре. Поэтому смысл, осмысливание деятельности непосредственно даже физически влияет на человека, например с точки зрения физического труда, каторжник и геолог выполняют одну и ту же работу, однако у первого она проклятие, а у второго – благо, поскольку они вкладывают в нее разный смысл. В ответе на вопрос о смысле жизни в истории философии существует 4 варианта: 1. Эгоистический вариант, когда смысл жизни направлен на индивидуально-личные цели, например: достижение нирваны в буддизме, эпикурейское стремление к удовольствию, к сосредоточению на приобретение предметов потребления в буржуазном обществе. Здесь человек сосредоточивается на себе, что неизбежно отделяет его от других ценностей и в результате ведет к пессимизму и утере смысла жизни. Шопенгауэр это выделял в своем утверждении, что больше современных людей живет во сне. 2. Альтруистический, когда человек направляет свою жизнь исключительно на внешние общественные ценности, и как бы забывает себе. Например: служение религии, политике, науке, семье, здесь индивид как бы рассматривается как средство для реализации неких высших внешних ценностей, но при этом исчезает смысл жизни для самого него. 3. Пессимистический, когда бытие человека, в целом его жизнь, вообще не имеет смысла. Например: Шопенгауэр утверждал, что все «+» - не человеческие ценности, есть лишь обретаемое выражение ценности отрицательно, т.е. не ценности. Например: здоровье – отсутствие болезни, любовь – отсутствие одиночества и т.д. Молодость – отсутствие старости, нет ценностей – нет смысла. Теоретически в XXв. утверждают, что ценности, которые высоко ставят современные люди, это лишь способ срыть от себя полную бессмысленность человеческой жизни: религия, стяжательство, секс, алкоголь, наркотики, азартные игры, это лишь способ забыться. 4. Оптимистический вариант: очевидно, что данный вариант должен подразумевать содержательность – настоящая жизнь состоит не в том, чтобы просто жить, пассивно двигаясь по течению события, а в том, чтобы определить свою судьбу – жить осмысленно, содержательно, полноценно. Такое существование достигается при выполнении двух условий: v Наличие конкретных точно определенных целей, выделяемых в культуре. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на погибель, ибо тот, кто везде, тот нигде (Мишель Монтень, Франция XXIв.). Однако не всякая цель, даже достигаемая, приведет к обретению смысла жизни, о чем свидетельствует такое явление, как «кризис успеха» - человек, внезапно достигший цели, к которой стремился: деньги, успех, положение в обществе, все это вызывает депрессию такой степени, что люди кончают жизнь самоубийством. Это свидетельствует о том, что цель была выбрана неправильно, ее достижение привело к краху личности, следовательно, важен характер цели. v Значимость цели. Сама цель должна подтверждать значимость выбирающего ее индивида – его положение в культуре относительно ее ценностей и других людей, т.е. люди должны как бы подтвердить объективную значимость данного индивида, следовательно, чем более социокультурно значимыми являются цели, которые выбирает индивид, тем большее число людей актуально и потенциально вкладывается в деятельность по достижению этих целей или наоборот. Чем большее число людей включено в жизнь данного индивида, тем более значимым, полноценным, осмысленным является его существование. Иными словами, человек, обретая смысл жизни, должен пройти через мир других людей или культуру. Поскольку эти цели личностно индивидуальны, а с другой стороны общекультурно значимы, то смысл жизни человека заключается в самореализации, которая достижима только при включении в универсальность культуры, т.е. чтобы достичь смысла в жизни надо создать реальную общезначимую цель и продуктивно настойчиво действовать для ее достижения. Если у человека есть основания, причины для осмысленной жизни, он вынесет все. Фридрих Ницше. Глава 3:Понятие счастья. Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья, в достижении удовольствий и наслаждений, во избежание страданий, в переживании комфорта. Смысл жизни вообще не может быть счастьем, если счастье рассматривается как цель, счастье – это не цель, а результат. Счастье всегда предполагает выполнение следующих условий: · чрезвычайно интенсивное переживание – восторг, экстаз. · Счастье – это непроизвольное спонтанное переживание – невозможно заставить себя быть счастливым, как невозможно принужденно верить и любить. · Счастье – чрезвычайно кратковременное переживание. Гёте утверждал, что за 84 года, у него было 11 счастливых дней. Это значит, что счастье должно иметь объективное основание. Таким образом, счастье – это момент, в котором люди подтверждают для индивида общезначимую социокультурную ценность его целей; поскольку эти цели должны быть достигнуты, они конкретизируются в том практическом пути, в котором проходит человек в движении к ним, и которые резюмируются в конечном результате. Итак, счастье – это не цель, а результат, в котором воплощается значимость достигаемой цели. Если человек относится к счастью наслаждением самим по себе, то он чрезмерно сосредоточился на своей индивидуальности. Внешние объективные воплощенные в других людях основания исчезают, результат не конкретизируется, счастья нет. Если человек еще больше идентифицирует усилия по достижению индивидуалистически понятого счастья, то возникает психологический избыток управления, который, как известно из кибернетики опасен, что чревато смысловым срывом, депрессией и даже суицидом. Таким образом, счастье – это результат правильной, выбранной индивидом траектории, т.е. ориентированной на высшей ценности культуры в мире других людей. Глава 5: Экзистенциональный вакуум и антропологический кризис. Экзистенциональный вакуум – это смысловая пустота, состояние, когда человек не может извлечь из культуры смыслов и в результате обрести смысл жизни, поскольку же смысл жизни непосредственно физически необходим для человека, то при его утрате или не достижении, человек оказывается в состоянии глубокого кризиса, который находит выход в агрессии, депрессии и патологических способах снизить остроту возникающих при этом отрицательных переживаний (использование алкоголя, наркотиков). Экзистенциональный вакуум – это коллективный невроз нашего времени, психологическая форма выражения антропологического кризиса современности. Антропологический кризис – это потеря современным индивидом ориентации в культуре, данный феномен возникает оттого, что современная богатая многообразная культура, в которой стремительно нарастает объем материальных и духовных ценностей, по своему охвату превосходит возможности и способы, которым обучается индивид в процессе усвоения культуры. Эти способы на протяжении нескольких тысячелетий были ориентированы на нехватку предметов потребления, и в их жизни человек усматривал смысл жизни. В XX в. в связи с развитием техники возникло общество потребления, где фактически ликвидируется «нехватка», ибо все делается для того, чтобы функционировал рынок, который развивается только при нехватке. О чем свидетельствует развитие рекламы. В результате базовые материально-физические потребности человека в принципе удовлетворены. Казалось бы, открывается возможность создания новой культуры с ее новыми преимущественно духовными ценностями и смыслами, которые могли бы направить человека в сторону реализации его смысла жизни, однако все предшествующее развитие человечества протекало в условиях нехватки, и потому за последние десятилетия, когда была ликвидирована нехватка (да и то не везде, а только в наиболее развитых странах) еще не было выработано способов формирования и усвоения этих ценностей, превращения их в индивидуальные смыслы. Оттого и возникает этот психологический кризис. Огромное количество людей периодически или постепенно испытывает чувство тоски, одиночества, утери понимания и т.д., т.е. депрессию разной интенсивности. Депрессия – это агрессия к самому себе, которая легко переходит во внешнюю агрессию – к другим людям. Отсюда чрезвычайно эмоциональная неустойчивость современного человека, немотивированная агрессия. В пределе такое поведение ведет к разрушению личности, и даже физической гибели. Экзистенциональный вакуум в индивидуальном порядке смягчается логотерапией (логос – разум, т.е. терапией, воздействующей на разум, путем собеседований) в лице психологов и философов. Но радикально ликвидировать этот вакуум можно только через радикальную ликвидацию оснований антропологического кризиса, это означает выработку новых технологий воспитания и образования, которые позволили бы человеку усвоить культуру адекватно ее современному многообразию. Пути выхода из экзистенциального вакуума определяются одним принципом - обретение смысла жизни через усвоение ценностей культуры. Усвоенные ценности становятся индивидуальными смыслами, которые и предоставляют жизни содержательность, т.е. смысл. Эти ценности не могут быть выпущены случайно, они должны быть целесообразно отобраны, выделены среди других, современные теоретики выделяют 3 группы таких ценностей: 1. Ценности творчества, когда человек обретает смысл жизни через выработку, создание новых ценностей и внесение их в культуру – это могут быть ценности как общезначимой деятельности больших масштабов, например: в науке или политике; так и малых локальных масштабов, например: в семейной домашней жизни, важно, чтобы этот выбор был ориентирован на культуру в целом и реализовался как предельное человеческое усилие. 2. Ценности переживания, когда человек обретает новый смысл жизни не через создание новых ценностей, а через переживания тех, кто уже в культуре. Здесь выделяют подгруппы: · Эстетические ценности, т.е. переживание красоты и гармонии мира и природы. · Ценности общения: с ближними – дружба, с дальними – солидарность. · Любовь, которая подразумевает выполнение трех условий: v Уникальность (мобильность). v Прозрачность, т.е. способность в другом человеке увидеть те качества, которые не видят другие. v Зеркальность – когда любимый человек способен на новые качества. Этот процесс взаимного зеркального отражения является бесконечным. 3. Ценность отношения, когда человек может обрести смысл жизни даже в кризисной безнадежной ситуации, если он не может продуктивно творить или переживать (при тяжелой болезни), тогда человек обретает смысл через человеческое достойное отношение к ситуации, которая его превосходит в этом смысле, болезнь и даже смерть может стать для человека ценностью. Болезнь помогает человеку как бы натренироваться на преодолении трудностей, а смерть напоминает человеку, что он должен спешить реализовать свой собственный потенциал.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 357; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |