Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Общество как социокультурная реальность
Глава 1: Общество: история взглядов. I Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие существования любого общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). Решающий структурообразный элемент всей системы общественных отношений являются производные отношения, которые позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяющих выразить эти многообразные связи. Первичные отношения охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства материальных благ, обмена и их распределения. Люди не могут производить, не соединяясь для совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. Отношения связаны с удовлетворением социальных потребностей, они отражают уровень благосостояния общества. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в социальных группах. Политическая сфера направлена на удовлетворение политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения человека по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование духовных начал в жизни, в поведении. Виды духовных отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения. Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь. Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации. 1) Хранение информации в форме устного творчества, 2)Письменность - редкие книги пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны. 4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема информации, причем различного характера. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки. Итак, общество – это обособившаяся от природы часть объективной действительности, выраженная как совокупность исторически развивающихся форм совместной деятельности людей. В отличие от понятия культура, которое выражает коллективный опыт человека в прошлом, настоящем и будущем, понятие общества концентрирует реальность настоящего, текущего времени в жизни людей. Общество – это то, что нас окружает сегодня, как специфическую реальность, в которой живут люди и которая отличается от природы. Общество выделилось сравнительно недавно. Однако этому предшествовал длительный исторический процесс. Впервые намеки на выделение общества были сделаны в античности. Платон считал, что общество возникает оттого, что люди в отличие от животных вынуждаются жить совместно. Аристотель утверждал, что общество – это природная реальность, и оно возникает в результате прирожденного людям коллективного инстинкта. Этот инстинкт выражен в разной степени и в зависимости от этого люди делятся на «политиков» и «идиотов». Это научное исследование общества начинается в эпоху рынка. Гоббс и Руссо, опираясь на концепцию естественного человека, разработали теорию «общественного договора» - первую теорию общества. Но если Гоббс считал, что «человек человеку – волк» и что общество создается для того, чтобы люди не истребили друг друга, то Руссо считал общество продуктом общественной тяги людей к солидарности. Законы развития общества начинают поступать только по мере созревания капитала, достижения им индустриальной стадии. А.Смит утверждал, что причина возникновения общества – это разделение труда и вытекание из него богатства социальных ролей и функций, т.е. общество – это не только материальная основа, сколько люди. Гегель впервые стал утверждать, что общество развивается не стихийно, а по определенным законам, согласно логике истории. Основоположник позитивизма Огюст Конт впервые стал рассматривать общество как сложную систему, которая складывается не только из людей, а из обыденных их социальных групп. Другой позитивист Т.Спенсер впервые попытался выделить такие группы, по аналогии с живым человеческим организмом: · Производительная группа – мышцы – рабочий класс. · Распределительная группа – легкие и сердце – капиталисты, торговцы, буржуазия. · Регулятивная – нервная система – управленцы, чиновники. Это наивный, но впервые системный взгляд на общество. Только в теории марксизма произошло соединение системно-структурного и исторического взгляда на общество. Исследуя экономическую структуру в наиболее развитой промышленной стране того времени, Маркс пришел к выводу, что общество это не только люди, не только социальные структуры, но и исторически конкретные развивающиеся формы людей. Этот взгляд до сих пор считается наиболее развитым. Все последующие теоретики вносили лишь отдельные оттенки в это системное понимание. Общество – совокупность исторически развивающихся форм взаимодействия людей, которые могут быть представлены к исследованию в двух аспектах: · С точки зрения структуры, как совокупность одновременно существующих синхронных внутренних компонентов. Это структурный или функциональный подход к исследованию общества, которым занимается социология с точки зрения развития, тенденции, динамики существования этих компонентов. · С точки исторического развития. Это исторический или динамический подход. · Глава 2: Структура общества. В структурном плане в обществе выделяют прежде всего уровни. Эту характеристику ввел Карл Маркс. Уровни: В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне: I. Ведущим уровнем является социальный. Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы. II. Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу · То, чем воздействует. · То, на что воздействуют. III. Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования. IV. Политический уровень – экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть. V. Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней: · Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений. · Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности. · Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д. VI. Духовная надстройка общества = 4 + 5: Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).
Понятие классов Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Классовая теория выражается в двух версиях: Ø В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности. Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин). Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты. Ø В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов. Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения: · Высший – 20% (в развитых западных странах). · Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда) · Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%. Глава 3: Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структуры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты. Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. «Общество – это не природа», понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека. Однако есть различие между понятиями «общество» и «культура»: «Общество» – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. А собственно «культура» – это коллективный опыт человечества, охватывающий все наработанное людьми в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура - философией. С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами: · Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа. · Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность. Если орудийная культура направлена как бы вовне, т.е. из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь, т.е. в сферу межчеловеческого взаимодействия. Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не изменяются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себе в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), это, так сказать, естественные орудия труда, тогда как люди используют для воспроизводства своей жизни внешние, специально скомбинированные друг с другом предметы природы, превращенные таким образом в искусственные орудия труда. Вообще-то животные тоже могут использовать искусственные орудия труда (как например, обезьяны, которые палками могут доставать бананы), хотя делают это систематически. Но коренное отличие в использовании орудий человеком состоит в том, что люди начинают использовать орудия только после процесса обучения, т.е. использование орудий включено у людей в процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Животные же могут научиться пользованию орудий труда, но не могут закрепить соответствующих образцов, чтобы передать их другим особям. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного уровня: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим. Отсюда вытекает, что осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно – в общении. Поэтому общенческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи: I. Древнейшая форма – в непосредственном, прямом контакте, т.е. по формуле «Делай как я». II. Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так». III. В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда». Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.
Глава 3: Общество: динамический подход История – это социальная динамика. При этом в понятии выделяют 2 основных аспекта: глубочайшая тенденция (смысл истории) и характеры исторической стадии (модели исторического процесса). Глава 1: Смысл истории. Понятие смысла истории конкурирует в себе проблему сущности развития культуры, ее законов, источников, перспектив и целей. Это ответ на вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?». Эти ответы конкретизировались по мере развития общечеловеческой культуры. В древнюю мифологическую эпоху, история понималась как стихийная последовательность случайных событий. Единственной закономерностью считалась деградация от исходного идеального состояния золотого века к современной бесперспективной реальности (железный век). У других греков впервые возникают представления об истории как циклическом преобразовании. В христианстве впервые возникает линейная концепция, т.е. представление от устремленности истории к неполному конечному. В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояния общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории. В эпоху просвещения линейная концепция дополняется понятием прогресса, т.е. представление о постепенном улучшении условий жизни людей и движение человечества к лучшему будущему. Есть три основные версии исторического процесса в истории философии: Гегеля, Маркса и итальянского философа 18-го века Джамбаттиста Вико. Каждый из них по-своему отвечает на вопросы, включенные в вопрос о смысле истории.
Модели исторического процесса
Для понимания истории необходимо ответить на вопрос, что представляет собой исторический процесс единое взаимосвязанное движение различных культур всего человечества или эта совокупность разрозненных замкнутых в себе конечных тенденций и культур. В теории истории существует подход к решению этого вопроса: Формационный подход – согласно которому история последовала смене качественного, различных ступеней развития общества, процесс эволюции разных типов социальных организмов (формаций). Здесь акцент делается на хронологии исторического процесса цивилизационного подхода, в основе которого лежит идея об уникальности, неповторимости исторического пути каждого из регионов, каждой из культур. Это теория культурно-исторических типов, где делается акцент на пространстве – географическом факторе. Версии формационного подхода: 1. марксистский вариант (см. раздел «Философия марксизма», где представлены марксовские модели понимания исторического процесса); 2. либерально-буржуазный вариант, где человек исключается, и за основу всех исторических тенденций берется исключительно техника. Например, деление истории на три фазы: доиндустриальное, аграрное общество – индустриальное, промышленное общество – постиндустриальное, информационное общество. Любая из версий формационного подхода основывается на представлении о доминировании технико-экономических факторов, которые во взаимоотношении с людьми с человеческим фактором определяют траекторию исторического процесса.
Но есть еще и цивилизационныйподход к всемирной истории, которая в таком виде рассматривается как совокупность процессов возникновения и развития различных цивилизаций, т.е. замкнутых в себе культур, которым соответствует своя культура и свои ценности. Например, разделение истории на историю Запада и Востока, на историю Запада, России и Востока. Каждая из цивилизаций при этом рассматривается как совершенно уникальный, неповторимый культурный организм. Вариантом цивилизационного подхода являются теории исторического круговорота, согласно которым история цивилизаций подобна истории жизни отдельного живого организма: юность или возникновение – зрелость или расцвет – старость или упадок. Более конкретные образцы теорий исторического круговорота выработаны следующими мыслителями Культурно исторический круговорот (О.Шпенглер). «Закат Европы», который точнее было ба назвать «Закат Запада», Шпенглер утверждает о цикличности исторического процесса, который в равной степени подтверждает различие культуры, эти культуры не однозначны по своему культурному богатству, в одинаковой степени проходят 3 цикла развития: юность (ранняя мифологическая культура), расцвет (зрелая религиозная культура) и упадок (окостеневающая поздняя культура), этот поздний этап Шпенглер называет цивилизацией, когда духовная, по преимуществу культура вытесняется материально-технической цивилизацией. Вслед за этим следует социокультурное небытие, т.е. простое существование культуры, которое более не порождает творческих целей. Шпенглер выделял несколько основных историко-культурных типов в истории человечества. Все они принадлежали древности за исключением западно-европейской культуры, которую Шпенглер называет также фаустовской , люагодаря ее стремлению все познать, подвергать анализу, использовать для своих нужд и русско-либеральную, которая еще реальностью не продемонстрировала потенциал и которой очевидно принадлежит будущее. Концепция Арнольда Тойнби. Главный труд – постижение истории, в котором история человечества представлена как история неравноценных цивилизационных культур. Цивилизация зарождается в результате поиска народами ответов н вызовы, которые предъявляет им история в виде стимулов, исходящих любо от природы, неблагоприятных условий (стимулы новой земли или бесплодной земли), либо от других обществ (стимулы удара или давления). Творческая элита берет на себя организационную роль по отношению к народу в поисках ответов. Виды цивилизаций наступают тогда, когда творческая элита застывает в касту и начинает навязывать свои убеждения не логикой, а силой и принуждением. Теория этногенеза Гумилева. Он отражает историю человечества как историю различных культур. Которую он отождествляет с этносами. Этот процесс имеет космически-энергетическое происхождение, когда энергетические потоки во вселенной и вспышки на солнце стимулируют генетические мутации у людей и приводят к проявлению пассионарии, т.е. людей, которых отличает повышенная тяга к действию, борьбе, преодолению трудностей. Как следствие, пассионарий выражает внутри своего племени или этноса новые ценности, правила поведения и навязывают их своим соплеменникам в течение одного, двух поколений. Таким образом, история этноса культуры проходит ряд стадий от возникновения до заката.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 572; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |