Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Понятие метафизики и онтологии. Философское учение о бытииВ предыдущей лекции уже шла речь о том, что с самого начала философия ориентирована не на исследование конкретных предметов, а на открытие и объяснение фундаментальных условий существования мира. Эта ориентация на познание всеобщих характеристик действительности выражается в такой философской дисциплине как метафизика. Метафизика – это учение о сущностных принципах и началах всякого существования, постигаемых разумом. Позднее за учением о бытии в философии закрепляется термин онтология. В классической философии нередко имело место отождествление понятий метафизика и онтология. В современной философии онтология рассматривается как философская дисциплина о происхождении мира, принципах и законах его функционирования и развития. На различных этапах своего существования метафизика и онтология по-разному решали свою главную задачу: поиск и объяснение фундаментальных принципов мироздания. В классической философии метафизика выступала основным разделом философии и претендовала на объяснение реальности как упорядоченного целого. Можно выделить следующие этапы классической метафизики: 1) Античная метафизика (6 в. до н.э. – 6 в. н.э.). Для нее характерна ориентация на постижение космоса (природы) как вечного, самодостаточного бытия, порождающего множество конкретных форм реальности. Преобладала уверенность в том, что космос (природа) вечен, никем никогда не сотворен. Порядок и гармония в космосе поддерживаются благодаря содержащемуся в нем внутреннему разумному закону. Поэтому главная задача античной метафизики – постижение сущности этого разумного закона. Например, Платон видел причину упорядоченности мира в наличии вечных и неизменных идей, которые порождают множество вещей реального, видимого мира; Аристотель усматривал такую причину в неразрывной связи в каждой вещи ее формы и материи. 2) Средневековая метафизика (2 – 15 вв.). Основным ее принципом является утверждение о том, что источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало. Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, временную и пребывающую в постоянном изменении. Все явления, процессы и события, происходящие в мире, предопределены Богом. В этой связи для средневековой метафизики характерна ориентация на постижение Бога, а также соотношения Бога и созданного им мира. 3) Метафизика Нового времени (16 – 19 вв.). Ее определяющим принципом является рационализм. Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности, что выражается в действии неизменных и универсальных разумных законов природы. В большинстве учений 17-18 вв. в качестве таких универсальных законов рассматривались законы механики, на основании которых объяснялись все многообразные явления и процессы. В начале 19 в. в рамках немецкой классической философии (прежде всего в трудах Г. Гегеля) сформировалась диалектическая онтологическая концепция, в соответствии с которой весь мир рассматривался как непрерывный процесс изменения и развития, направленность которого определяет мировой разум (Абсолютная идея). В неклассической философии сложились два основных направления в отношении метафизики и онтологии: 1) Критика метафизики – провозглашение ее суммой абстрактных положений, которые не могут быть достаточно обоснованы и проверены на практике, а, следовательно, в ней нет вообще необходимости (позитивизм). 2) Переориентация метафизики и онтологии на приоритетное осмысление бытия человека, анализ соотношения мира и человека (феноменология, экзистенциализм, современная религиозная философия). Понятие бытия. Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Понятие бытия вводится для того, чтобы указать на единство всех существующих, существовавших и потенциально способных к существованию объектов. Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в единстве и целостности. Понятие бытия содержит в себе два значения: 1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем; 2) сущность мира, условие и причина единства и целостности мироздания. Говоря о первом значении понятия бытия, выделяют его различные виды и формы. Существуют два вида бытия: 1) объективная реальность – реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (различные предметы, явления и процессы); 2) субъективная реальность – духовный мир человека, его сознание, в котором происходит отражение объективной реальности. Можно выделить основные формы бытия: 1) Бытие природы: бытие первой (естественной) природы (множество материальных объектов, существующих независимо от человеческой деятельности); бытие второй (искусственной) природы (множество материальных объектов, сформированных в результате человеческой деятельности). 2) Бытие человека: бытие человека как индивидуального существа (характерные неповторимые особенности отдельного человека); бытие человека как социального существа (совокупность качеств, сформировавшихся у людей в результате общественной жизни). 3) Бытие духовного: бытие индивидуального духовного (внутренний духовный мир отдельного человека, его мысли, чувства, идеи); бытие объективированного духовного (совокупность идей, чувств, настроений, ценностей, сформированных в обществе – научные, политические, моральные, религиозные и пр. идеи и ценности). 4) Бытие социального: бытие человека в обществе (существование отдельных индивидов в обществе); бытие общества как системы (существование общества как системы взаимосвязей и взаимоотношений, сформировавшихся в процессе человеческой жизнедеятельности). Проблема субстанции. Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основу существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы всякого существования сформировалась категория субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании). Под субстанцией понимается то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Существуют следующие основные философские подходы в понимании сущности субстанции: 1) Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции и, опираясь на ее, формирующий картину мира как единства разнообразных предметов и явлений: - материалистический монизм – под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие); - идеалистический монизм – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум). 2) Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную. 3) Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций: - материалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы в учении древнегреческого философа Демокрита); - идеалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи в учении древнегреческого философа Платона).
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 622; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |