Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Нелинейные подходы к пониманию исторического процессаИстоки нелинейного понимания истории можно проследить еще в древних представлениях о «колесе истории», «вечном возвращении». Нелинейный подход проявился в концепции итальянского мыслителя 18 в. Дж. Вико, в соответствии с которой история человечества состоит из ряда повторяющихся циклов. В 19-20 вв. выражением нелинейного понимания истории стал цивилизационно-региональный подход. Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (1844). Спустя несколько лет французский писатель и историк Жозеф Гобино в своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает. Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократии. Наиболее значительный вклад в становление цивилизационно-регионального подхода внесли российский социологи Николай Данилевский, немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. В рамках данного подхода под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ. Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, мировоззрением. Таким образом, нет единой истории, а есть история отдельных цивилизаций. В качестве примеров цивилизационно-локального подхода можно рассмотреть концепцию «морфологии культуры» О. Шпенглера и концепцию «локальных цивилизаций А. Тойнби.
Концепция «морфологии культуры» О. Шпенглера О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» (1918) выделяет ряд «великих культур»: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, культуру майя, античную, византийско-арабскую, западную, русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская» и т. д. Сравнительный анализ культур обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия во всех других. Появление («рождение») новых культур невозможно объяснить никакими объективными причинами и предпосылками. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны атеизм, агрессивная экспансия вовне, урбанизация, радикальный революционизм и техницизм. не обусловлено никакими целями
Концепция «локальных цивилизаций» А. Тойнби А. Тойнби (основной труд – «Постижение истории», 1934-1961) рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели. А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, сирийская, индская, хеттская, эллинская, западная, дальневосточная (в Корее и Японии), православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная), иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская, вавилонская. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и общественной среды. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия.
В рамках современной философии постмодернизма нелинейное понимание истории оформилось в концепции «постистории». Данная концепция акцентирует такие идеи, как множественность равноправных и самоценных форм общественной жизни, плюрализм и вариативность исторического процесса, роль социально-культурных альтернатив в истории и противоречивость в развитии общества.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 420; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |