Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Предметы и области музыковедения

Читайте также:
  1. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  2. Аккредитация в области обеспечения единства измерений
  3. Анализ действующего законодательства в области налогообложения
  4. Биономические области моря
  5. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  6. БОЛИ В ОБЛАСТИ СЕРДЦА
  7. Бронза – ее свойства и области использования в художественных изделиях.
  8. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.
  9. В области межгосударственной стандартизации
  10. Ввод данных, содержащихся в документах предметной области.

Музыковедение – наука, изучающая:

а) особенности и внутр. закономерности разных форм и видов муз. иск-ва;

б) музыку как иск-во в его отношении к социально-историч. действительности и к др. областям духовной культуры.

онтологич. подход к музыке в традиц. культурах: музыка как духовно-космическое явление – «гармония сфер», «Мистицизм звука» Инаят Хана

 

Музыковедение стремится осмыслить природу музыки, эстетич. суть, материальные формы ее выражения, социальную обусловленность, изучения инструментария, способов ее распространения в обществе.

 

Кратко об истории музыковедения: зарождение в древн. мире (Месопотамия, Индия, Китай, Греция, Рим) – связь с космологией, философией. Аристоксен, Аристид Квинтилиан, Птолемей: система ладов, акустич. свойства интервалов, этос (психологич.-воспитиат. воздействие м.). В ср. века – уклон в теологию, изуч. духовных аспектов. Гвидо д’Ареццо (11 в.). Трактаты 14-15 вв.: нормы мн-голосия, лад. орг-ции, хроматики, нотации, жанровое разделение м. Возрождение: Тинкторис – 1-й муз. словарь; Глареан, Царлино – контрапункт, интервалика, ладогармонич. сторона муз. С 18 в. – развитие истории муз. 2-я половина 18 в. – теория аффектов , муз. критика (И.Маттезон, Руссо, Дидро). Ж.Ф, Рамо – начало классич. учения о гармонии. И.Фукс, Дж.Мартини – контрапункт. Х.К.Кох – зарожд. учения о классич. формах. Вопросы исполнительства: трактаты И.И.Кванца, К.Ф.Э.Баха, Л.Моцарта.

19 в. – возникает термин «музыковедение». Учение о муз. форме (А.Б.Маркс, А.Рейха), полифонии (Ф.Ж.Фетис). Х.Риман – универсальный, функциональный подход с привлечением акустики и псхологии (Гельмгольц, Штумпф). Э.Курт: энергертизм, иссл. процессуально-динамич. начала в музыке. С.И.Танеев – теория контрапункта.

ХХ в. Асафьев (теория интонации), Б.Л.Яворский и т.д.

 

Классификация музыковедения по Адлеру: историческое и систематическое.

В СНГ: историческое и теоретическое.

История муз. занимается историей музыки разл. эпох, народов, композиторов, жанров, форм исполн. иск-ва. Предмет – процесс развития муз.

Теория муз. занимается результатами этого процесса (в осн., творчества). Изучает: муз. произв., их содерж., форму, особенности стиля,муз. язык и его элементы, теория исполнительства.

В ист. исследованияхист. конкретика опирается на теор. базу как язык адекватного описания и классификации. История музыки сама обогащает теорию музыки, дает импульс новым идеям.

Теория муз.основывается на логич. подходе.

Часто наблюдается плодотворный синтез 2-х подходов.

И историческое, и системно-логическое мышление полезно для исполнителя, кот. должен понимать стиль как исторически обусловленную систему, законы построения и развития муз. мысли в произведении.

Многослойность музыковедения – от высоких абстракций до конкр.-прикладных иссл. 2 тенденции: дифференциация и интеграция, соотв., разделение на новые узкоспец. области и взаимодействие с методами и содержанием др. наук.

Особые области музыковедения

1.Этномузыковедение науч. дисциплина, изучающая музыку устной традиции (народное творчество). Ответвления (отделы) –

муз. этнология – изучает отражение в музыке менталитета, специфики народа; характерные выраз. средства и исполнит. поведение. Предмет иссл. – нар. песня, танец, муз. быт;

муз. этнография занимается собиранием, записью, нотн. фиксацией образцов нар. муз. творчества, изучением деятельностью нар. исполнителей, инструментария (органология), мест распространения произв. фольклора (напр.: «песня бытует на Полтавщине»), систематизацией собранного – в сборниках, картотеках, справочниках, публикациях.

Изучается и вз.-действие текста с музыкой, фольклора с професс. музыкой. Имена: Б. Барток, Р. Валлашек, Б. Гильман, М. Лисенко, П. Сокальський, Ф. Колесса, К. Квітка, М. Грінченко.

1-но из направл. этномузыковедения – сравнительное музыковедение. Изучаются и сравниваются муз. культуры разл. народов: лады, звукоряды, инструменты, формы и жанры. Сравнительное музыковедение дало материал для гипотез о происх. музыки. Муз. краеведение изучает культуру отд. регионов, местностей, городов – сначала только фольк., потом – и местн. професс. музыку.

 

2. Инструментоведение изучает классификацию, историю муз. инстр., их конструкцию, технич. и выразит. возможности, роль в ансамблях и оркестре. Органология – отдел инстр.-вед.,изучающий конструкцию, классификацию по способу зв-извл. и источнику звука.

 

3. Музыкальная эстетика – наука о художественной природе муз., ее месте среди др. искусств, ист. и нац. обусловленности, выразительных возможностях, структуре худ. образа. Оперирует широкими, филос. категориями: прекрасное, форма и содержание, субъективное и объективное, типичное и индивидуальное, логическое и эмоц., национальное и общечеловеческое. Примыкает к философии музыки. Имена: Конфуций, Пифагор, Платон, Аристотель, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Э.Ганслик, А.Серов, В.Асмус, И.Ляшенко, С.Людкевич.

4. Музыкальная семиотика изучает связи между звуком и содержанием в муз. языке, произведениях, жанрах, стилях. Аналогия между муз. и языком, трактовка муз. как способа коммуникации (легенда о Барбаде и гибели любимого коня, геты). Имена: М.Арановский, В.Медушевский, И.Беленкова.

Кроме того, на стыке музыковедения с др. науками появились:

5. Муз. психология изучает психол. условия, механизмы и закономерности муз. деятельности ч-ка. Связь с общ. пс-логией, психофизиологией, акустикой, педагогикой. Опирается на методы эстетики, педагогики, социологии, естеств. и точных наук. Наиб. распростр. методы: педагогич., лабораторные, социологич. наблюдения, сбор социологич. и психологич. данных (беседы, анкетирование, статистич. обработка фактов). Охватывает творчество, исполнительство, восприятие, муз. воспитание, феномены муз. одаренности, самочувствия на сцене и проч. Осн. в сер. XIX в. (Г.Гельмгольц). Имена: М.Блинова, Л.Бочкарев, В.Медушевский, А.Муха, Е.Назайкинский, Б.Теплов.

6. Муз. социология изучает вз-действие музыки и общества. Возникла на стыке социологии, эстетики и муз-ведения. Рассматривает законы муз. культуры, формы муз. жизни, особенности муз. коммуникации в разл. социальных условиях, формирование муз. потребностей и вкусов у разл. соц. слоев, проблемы доступности искусства. Имена: Т.Адорно, М.Вебер, Г.Кречмар, А.Сохор, В.Цуккерман.

7. Муз. акустика ­изучает природу муз. звуков, созвучий, муз. системы и строи. основывается на физ. акустике и психофизиологии слуха. Акустич. закономерности учитываются в полифонии, гармонии. оркестровке.

 

Прикладные науки:

 

8.Муз. источниковедение – вспомогательная дисциплина ист. муз. Изучает источники инф. о музыке – архивные мат-лы – ноты, дневники, письма. Применяется метод критич. анализа. Имена: Н.Герасимова-Персидская, М.Копиця, М.Степаненко, А. Иваницкий.

9. Муз. палеография – наука о развитии форм нотного письма. Изучает системы нотной записи (буквенная, цифровая (табулатуры), невмы, крюки, хазы), эволюцию нотных знаков, иссл. памятники нотной письменности. Занимается переводом иных форм нотн. письменности в современную.

 

10. Муз. текстология изучает историю текстов муз. произв. (рукописи, прижизн. издания), документы творцов, способы установления их аутентичности, восстановления с помощью критич. анализа.

 

11. Муз. историография – наука об развитии истории музыки (история истории муз.).

 

12. Муз. библиография изучает литературу о музыке и сами муз. проив. как нотн. рукописи, издания, аудио-, видеоматериалы. В узк. знач. –только лит-ра о музыке. Занимается сбором, систематизацией, описанием лит-ры, составлением справочников, реферативных обзоров (1-е библиогр. работы – в Германии конца XVII в. – И.Маттезон, И.Форкель). В совр. Украине – Н. Герасимова-Персидская, , Л.Корний, Л.Ефремова.

включат в себя такие дисц. как:

а) Нотография – изучает историю, теорию, методику классификации муз. произв. в нотн. записи, занимается описанием и систематизацией нотн. лит-ры;

б) Дискография ­ изучает муз. записи (описание, сист-зация, офромление) на разл. звуконосителях – валики, магн. ленты, пластинки, диски, создает каталоги, списки аудиозаписей.

в) Муз. иконография ­занимается графич. изображениями (худож. и фотогр.) музыкантов, инстр., муз. сюжетов

 

13. Муз.лексикография ­ ­ –теория и практика создания словарей, справочников, энциклопедий с муз. тематикой, в т.ч. специализированной (балет, опера).

14.История и теория исполнит. искусства.Возникла во II/2 XIX в. Она же – интерпретология (Г.Коган), исполнительское музыковедение (Я. Мильштейн). Имена: В.Виора, К.Дальхауз, Р.Ингарден, В.Москаленко, В.Сумарокова и др.

Исследует историю исп. иск-ва, вопросы интерпретации, типологию исп. стилей, индивидуальностей. Близка к исп. практике (посик логики новой/оптимальной интерпретации), но нацелена на словесную реализацию.

Специфич. методы муз. науки: анализ муз. произв. (историко-стилевой, образно-содержательный, «технологический»: анализ композ. техник, муз. языка, структуры, драматургии, гармонии и т.д.. Развита теория муз. формы, интонации.

Собственный, развитый понятийный аппарат, дополненный практикой ХХ в.

Заимствование методов из др. наук: литературоведения, поэтики, психологии, структ. лингвистики, семиотики, системно-структ. методологии. Термины из теории литературоведения (сюжет, герой, идея произв.) теории инф., кибернетики, математики: «система», «серия», «ротация».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Виды научной деятельности | Реферат как форма научно-исследовательской работы. Виды рефератов

Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 570; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.