Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Анархизм. Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме)
Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме). Теорию анархизма впервые разработал У. Годвин (1756–1836). Он сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.
Основные характеристики анархизма: · Общество должно быть организовано без государственного принуждения · Отрицание любого вида угнетения или эксплуатации человека (даже религии или автритетов) · Идеал неограниченной индивидуальной свободы · В качестве организующего начала признаётся власть общины, отдельной личности, коммуны или синдиката (в зависимости от направления)
Наиболее известные концепции анархизма представляют: · Анархо-коллективизм М. Бакунина («Государственность и анархия») Федерация «свободных ассоциаций» от периферии к центру. · Анархо-коммунизм П. Кропоткина («Хлеб и воля») Социальная организация есть федерация свободных производственных коммун с принципом прямой демократии, коллективной собственностью средств производства и самоуправлением · Анархо-синдикализм П. Прудона («Что такое собственность?») Организация общественной жизни как федерации профсоюзов (синдикатов) и самоуправления рабочих · Анархо-индивидуализм Макса Штирнера («Единственный и его собственность») «Индивидуальная совесть и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти»
К современным последователям анархизма на Западе относят представителей движения антиглобалистов, «новых левых» и т. п. Борясь против всемирного владычества ТНК и мировых торговых организаций за свободный доступ к интеллектуальной собственности, к результатам научных исследований, за открытые «исходники» компьютерных программ они рассчитывают, что роль государственных институтов в общественной жизни будет ослабляться естественным образом, и общество эволюционным путем подведет себя под анархические идеалы. Первые идее крайнего национализма как идеологического предвестника фашизма зародились ещё в начале XIXв. на территории Италии и Германии, которые к тому времени представляли из себя феодально-раздробленные конгломераты государств. После кризисов, вызванных Первой мировой войной в Италии и Германии вновь возрос интерес к национализму, переродившегося в фашизм.
В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини. В историографии СССР, России и ряда других стран под фашизмом, понимается также немецкий национал-социализм, франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира.
Основные идеологи фашизма: Бенито Муссолини («Доктрина фашизма»), Адольф Гитлер («Mein Kampf»)
Основные характеристики фашизма: · Чёткое различие идеологии верхов и масс, социальное неравенство · Харизматическое лидерство · Тоталитарное гос-во с жёсткой однопартийной системой и плановой экономикой · Воинствующий иррационолизм (обскурантизм, редукционизм лозунгов и политических клише) · Отрицание гуманизма и либерализма · Ставка на усиленную внешнюю экспансию и агрессивность · Идея нации-государства
Существуют 2 наиболее ярких разновидности фашизма: · Итальянский фашизм (корпоративизм) Нация – органическое единство, выражающее свою волю и мнение в вожде, а суверенитет – в государстве. Государство во главе с вождём – воплощение группового сознания (этатизм). «Для фашиста все в государстве, и ничто человеческое и духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства, – учил „дуче". – В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как синтез и единство всех ценностей истолковывает и развивает всю народную жизнь, а также усиливает ее ритм». Т.е. национальное государство – воплощение единого сознания и общей воли · Немецкий национал-социализм Государство – производный продукт от расы. Антропологическая раса – источник нации и гос-ва. Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы» (евгеника Гальтона)
Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 324; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |