Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Основы композиции

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Дизайн и компьютерная графика»

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Основы композиции». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 17 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Авторы: Старший преподаватель А.А. Усманова
  канд. пед. наук, доцент Л.Е. Шмакова
     
     
     
     
Рецензент: канд. филос. наук, доцент О.А. Цесевичене

 

 

Одобрена на заседании кафедры дизайна интерьера. Протокол от 21 апреля 2011 г. № 9.

 

Заведующая кафедрой дизайна интерьера   В.П. Фалько

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 27 апреля 2011 г. № 8.

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© А.А.Усманова, 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы композиции» – это учебная дисциплина в профессиональной подготовке студентов, формирующая знания, умения и владения, необходимые будущему бакалавру профессионального обучения в области компьютерного дизайна. Дисциплина предполагает освоение студентами композиционной грамоты, формирование гибкости мышления, творческого профессионального подхода к решению проектных задач любого уровня и содержания.

Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является развитие творческих способностей студентов в процессе овладения методами художественно-композиционного формообразования искусственных систем.

Программа рассчитана на обучение студентов теоретическим основам композиционной деятельности и формирует умения и владения методами практического моделирования. Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы композиции» преследует решение следующих задач:

1) обучение законам, принципам, методам и средствам композиционного формообразования; навыкам свободного владения средствами гармонизации художественной формы;

2) овладение профессиональным мастерством в творческой деятельности, возможностью реально воплощать содержание задуманного произведения в целостной художественно-образной форме;

3) формирование композиционного сознания, ассоциативно-образного мышления; умения грамотно анализировать объекты дизайн-проектирования, раскрывать сущность их гармонического строения; художественно-эстетической культуры и художественного вкуса студентов, умения уверенно судить об эстетической полноценности произведений композиционного творчества; навыков самостоятельной творческой работы.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Основы композиции» входит в профессиональный цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору студента, 19-б2 и является основой для изучения дисциплин профилизации «Дизайн и компьютерная графика». Она дает возможность расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.

Изучение курса рассчитано на один семестр.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами общеобразовательной школьной программы:

2.1. Из курса «Мировая художественная культура»:

Знания: истории искусства как непрерывного процесса развития разных стилей, направлений, течений, школ, взаимопроникновения форм и традиций в искусстве.

Умения: классифицировать виды искусства; распознавать стилевые особенности в архитектуре, дизайне, графике, живописи, скульптуре.

Владения: анализировать и осмысливать специфику искусства разных периодов, стилевых особенностей, направлений, течений.

2.2. Из курса «Черчение»:

Знания: теории построения чертежа, общих правил выполнения и оформления чертежей.

Умения: анализировать и комбинировать геометрические пространственные формы.

Владения: приёмами построения изображений на чертеже, приемами изображения простых и комбинированных пространственных форм на плоскости, анализом технической информации, в том числе графической.

2.3. Из курса «Изобразительное искусство»:

Знания: методологических, методических и технологических основ рисунка;

принципы и закономерности живописного композиционного построения; специальную терминологию и технологию живописи; способы построения объемных конструктивных форм в живописи; методы и приемы создания живописной стилизации и стилистики.

Умения: применять на практике средства, приемы и способы графического моделирования объемных и пространственных форм, самостоятельной учебной и творческой работы, графической культуры выполнения учебных и творческих работ;

находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу; применять на практике средства, приемы и способы живописного моделирования объема и пространства; создавать живописные композиции различного стилистического характера; анализировать художественную значимость живописного произведения с точки зрения цветового и композиционного построения.

Владения: основами графического моделирования, необходимыми в решении художественных, графических задач;

умениями и навыками необходимыми в решении художественных, живописных задач.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

– «История и теория дизайна»;

– «Компьютерное моделирование»;

– «Проектирование»;

– «Макетирование»;

– «Дизайн и рекламные технологии»;

– «Основы графического дизайна»;

– «Живопись»;

– «Технология художественного творчества».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Основы композиции» является основой для освоения студентами композиционной грамоты, формирования гибкости мышления, творческого профессионального подхода к решению проектных задач любого уровня и содержания, необходимых обязательных профессиональных компетенций будущего бакалавра профессионального обучения в области компьютерного дизайна. В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО

общекультурные компетенции (ОК):

· способен осознавать культурные ценности, понимать роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21).

· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

профессиональные компетенции (ПК):

способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

• готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

• готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34).

· профильно-специализированные компетенции (ПСК) обеспечивают бакалавру профессионального обучения профиля Декоративно-прикладное искусство и дизайн, профилизации Дизайн и компьютерная графика способность применять знания, умения и личностные качества для успешной художественно-проектной деятельности средствами компьютерной графики и моделирования, в результате чего выпускник:

· способен использовать приемы и средства графического, живописного и пластического ручного моделирования объектов средового дизайна (ПСК – 1);

знает: теоретические основы прикладного художественного творчества, принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении стилистических задач в художественно-проектной деятельности;

умеет:находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу, рационально использовать приемы и средства графического, живописного и пластического ручного моделирования объектов средового дизайна;

владеет: алгоритмами, средствами и приемами графического, живописного и пластического ручного моделирования;

 

· способен создавать новые, прогрессивные художественно-проектные решения, основанные на авторских оригинальных концепциях (ПСК – 4);

знает: инновационные подходы и технологии решения художественно-проектных задач;

умеет: находить оригинальное композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу, внедрять и сопровождать дизайнерские разработки;

владеет: методами исследования потребностей рынка и технологиями продвижения дизайн-продукта;

 

· способен применять знания о ведущих школах и направлениях в искусстве (дизайне, архитектуре, изобразительном искусстве) при решении педагогических и художественно-проекных задач (ПСК – 5);

знает: структуру профессиональной среды, особенности и характерные черты ведущих направлений в искусстве;

умеет: применять знания о ведущих школах и направлениях в искусстве при решении художественно-проекных и профессионально-педагогических задач;

владеет:приемами и средствами трансляции знаний о ведущих школах и направлениях в искусстве в своей профессиональной деятельности.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108 (3) 72 (2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольные работы -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы Общее понятие о композиционном формообразовании; художественные средства построения композиции; средства гармонизации художественной формы
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс I I I
2.2. Семестр 1,2 1,2
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общее понятие о композиционном формообразовании 1,2,3,4 Еженед. Собесед. – 1, 3; Участие в практ. занятии – 2, 4.
2. Художественные средства построения композиции 5,6,7,8 Еженед. Собесед. – 5,7; Участие в практ. занятии – 6,8.
3. Средства гармонизации художественной формы 9,10,11,12,13,14,15 Еженед. Собесед. – 9,11,13,15; Участие в практ. занятии – 10,12,14.

 

4. Подготовка к экзамену            
Итого за 1 семестр   Экзамен,  
Всего за курс  
                       

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины «Основы композиции» используются следующие формы:

• лекции, тестирование: входное, по разделам дисциплины и итоговое;

• практические работы по разделам программы;

• консультирование студентов по вопросам учебного материала;

• самостоятельная работа студентов, включающая: усвоение теоретического материала, выполнение упражнений по разделам программы, подготовку к выполнению творческих заданий, подготовку к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, к экзамену.

• подготовка учебных и творческих работ студентов для участия в выставках.

Учебный процесс по программе проводится с использованием как традиционных (лекции, практические занятия; работа в библиотеках разного профиля и т.п.), так и инновационных (использование мультимедийных средств, дистанционное и интерактивное обучение, работа в сети Интернет, творческие конкурсы и т.п.) форм и технологий образования.

Предусматривается использование наглядного материала: репродукции, иллюстрации, фотографии, таблицы, макеты, презентации.

Помимо аудиторных занятий особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов: изучение учебной, учебно-методической, научной и другой литературы, источников информационной базы Интернета, выполнение рекомендуемых в процессе обучения практических заданий с индивидуальными консультациями.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1) Роль композиционного формообразования в художественном проектировании.

2) Законы композиции. Организация композиции. Виды композиций

3) Свойства формы. Восприятие формы на плоскости.

4) Приемы формообразования.

5) Графические средства построения композиции.

6) Пластические средства построения композиции.

7) Метр. Ритм. Контраст. Нюанс. Тождество. Полярность.

8) Симметрия, асимметрия. Статика, динамика.

9) Пропорции. Масштаб, масштабность.

6.2. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Цель, задачи, предмет изучения дисциплины «Основы композиции».

2. Раскройте понятий композиция и композиционное равновесие. Назовите признаки и особенности формальной композиции. Перечислите средства достижения композиционного равновесия.

3. Раскройте сущность одной из основных закономерностей композиции - целостность. Перечислите основные условия достижения композиционной целостности формы. Охарактеризуйте понятие композиционного центра, способы выявления композиционного центра.

4. Назовите основную черту симметричной композиции. Перечислите и охарактеризуйте виды симметрии. Укажите основные схемы построений симметричных композиции.

5. Поясните, каковы особенности создания и восприятия асимметричной композиции. Назовите способы решения проблемы уравновешенности в асимметричных композициях. Каковы закономерности гармонизации элементов асимметричной композиции?

6. Дайте понятие динамичности композиции. Назовите факторы, определяющие динамичность композиции.

7. Дайте понятие статичности композиции. Назовите особенности статичной композиции.

8. Дайте понятие «зрительной массы» в композиции. Назовите факторы, влияющие на зрительное восприятие массы.

9. Дайте понятие масштаба и масштабности. Назовите особенности построения больших и малых форм. Обозначьте факторы, определяющие масштабность. Поясните, в чем выражается не масштабность.

10. Дайте понятие контраста. Как проявляется связь контраста с идейной сущностью произведения? Назовите варианты проявления контрастных отношений. Поясните, в чем заключаются сильные и слабые стороны контраста.

11. Дайте понятие нюанса. Раскройте, в чем заключается взаимообусловленность контраста и нюанса в гармоничной организации композиции.

12. Дайте понятие метрического повтора, назовите его особенности. Приведите примеры использования метрического повтора. Перечислите варианты метрических рядов. Назовите условия, от которых зависит организующая роль метрического повтора.

13. Дайте понятие ритма, назовите главное отличие ритмического повтора и метрического. Каковы особенности психологии зрительного восприятия ритмических рядов? Перечислите известные вам варианты ритмических чередований. Роль ритмического чередования в выявлении динамичности композиции?

14. Раскройте понятие фактуры. Назовите условия зрительного восприятия фактуры. Поясните, какова роль текстуры в выявлении эстетической особенности произведения. Охарактеризуйте особенности использования фактуры и текстуры как активных средств художественной выразительности.

15. Особенности плоскостной композиции.

16. Дайте понятие объемной композиции. Опишите особенности восприятия объемной формы. Перечислить условия объемности формы.

17. Раскройте понятие объемно-пространственной композиции. Назовите факторы, влияющие на восприятие объемно-пространственной композиции.

18. Опишите особенности фронтально-пространственной композиции.

19. Особенности глубинно-простанственной композиции.

20. Понятие движения в композиции. Средства передачи визуального движения композиционной формы.

21. Дать понятие: растр, виды растра, растровое поле, растровый шаг, растровый элемент. Привести примеры простого и сложного растрового поля. Описать возможности художественно-выразительных средств в растровом поле.

22. Линия. Виды и направления линий. Какие эмоции, ассоциации и представления возникают у человека при восприятии горизонтальной линии, вертикальной линии, диагональных и правильных кривых линий

23. Раскрыть символическое значение линий и фигур: горизонталь, центр, ромб, треугольник, пентаграмма, куб, конус.

24. Раскрыть символическое значение линий и фигур: вертикаль, круг, трапеция, шестиугольник, спираль, обелиск, тетраэдр.

25. Раскрыть символическое значение в архитектуре и изобразительных искусствах линий, форм и фигур: крест, круг с точкой в центре, квадрат, концентрические круги, сфера (шар), октаэдр, пирамида четырехугольная.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Брызгов Н.В., Воронежцев С.В., Логинов В.Б. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика. Учебное пособие для вузов [Гриф УМО] МГХПА им. Строганова – изд. В. Шевчук 2010.- 190с.

2. Голубева О. Л. Основы композиции: Учебник / Голубева О. Л. – 3-е изд.: В. Шевчук, 2008. - 144 с.

3. Заева-Бурдонская Е.А., Курасов С.В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации (пропедевтический курс)

2008.- 236 с.

4. Иттен И. Искусство формы/ Иоханнес Иттен.: Дмитрий Аронов, 2009. - 136с.

5. Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии) – М.: ИндексМаркет, 2011. – 416с., илл.

1. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Г. И. Панксенов. – 2-е изд. - М. : Академия, 2008. - 144 с.

2. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика/ В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 254с.

Дополнительная

1. Голубева О. Л., Лаврентьев А. Н. Строгановская школа композиции / О. Л. Голубева, А. Н. Лаврентьев. – М.: Сварог и К, 2005. - 352 с.

2. Кудряшев К. В. Архитектурная графика: Учеб. пособие для студентов архитектурных вузов и факультетов / К. В. Кудряшев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 312 с.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция (текст): Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М.Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-114с.

4. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум / О. В. Чернышев – Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Российские библиотеки

1. Библиотеки России. Ссылки на сервере Российской государственной библиотеки. http://www.libs.ru/

2. Российская государственная библиотека (РГБ). www.rsl.ru

3. Электронная библиотека диссертаций РГБ. http://diss.rsl.ru

4. Российская национальная библиотека (РНБ). www.nlr.ru

5. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ). http://www.gpntb.ru

6. Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБР). http://www.shpl.ru

7. Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ). http://www.liart.ru/

8. Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦентр). http://www.vntic.org.ru/

9. Российское образование: федеральный портал. Организации, документы, библиотеки. http://www.edu.ru/

10. Библиотека Московского государственного университета. www.lib.msu.su

11. СИГЛА: поиск в библиотеках. http://www.sigla.ru/

12. Свердловская областная библиотека им. В. Г. Белинского. www.book.uraic.ru

Зарубежные библиотеки

13. Библиотека Конгресса США. Самый фундаментальный электронный каталог среди библиотек мира. Предоставляется круглосуточный доступ к сведениям о более чем 12 миллионах единиц хранения, среди которых книги, периодические издания, карты, ноты, компьютерные файлы и рукописи.

14. URL: http://lcweb.loc.gov/

Электронные библиотеки

15. Университетская информационная система «Россия». База электронных ресурсов для исследования и образования в области гуманитарных наук

16. http://www.cir.ru

17. Научная электронная библиотека. www.elibrary.ru

18. Сайт «История искусств». Содержит полные тексты энциклопедий по искусству, таких как «Всемирная история искусств», «Музеи мира», «Биографии мастеров искусств», а так же ссылки на другие аналогичные ресурсы. http://artyx.ru

19. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. http://bibliotekar.ru

Научные поисковые системы

20. Nigma – интеллектуальная поисковая система. http://www.nigma.ru/

21. Электронные ресурсы в библиотеках. http://www.eril.ru

22. ScienceDirect – портал издательства «Эльзевир». www.sciencedirect.ru

23. Scirus – система поиска научной информации в Интернете. www.scirus.com

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук), интерактивной доской.

2. Компьютерные презентации к лекциям по темам курса.

3. Аудитория для проведения практических занятий, оборудованная современной презентационной техникой, планшетами с образцами заданий для практических работ, местами и оборудованием для работы графическими материалами и цветными колерами.


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Основы композиции»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Семинар 3. Проблема оценки способностей. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей | Aнимация

Дата добавления: 0000-00-00; просмотров: 492; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.