Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Читайте также:
  1. Cравнимые парные данные
  2. I. Список рекомендуемых источников и литературы
  3. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  4. Актуальные данные о составе земель и земельном фонде СПб
  5. Анализ использования рабочего времени. Другие оперативные данные
  6. Анализ литературных источников исследования логистических цепей торговых предприятий
  7. Глава 3. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ И ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
  8. Данные Всемирного Банка по ВВП.
  9. Данные для расчёта сырья, материалов на одно изделие
  10. Данные и результаты эксперимента

Свобода выбора репродукции сочинений оборачивается тем, что возникает разделение сочинений на те, которые утрачиваются или превращаются в библиографическую редкость, и на те, которые приобретают долгую жизнь и распространяются во множествах копий. Этот процесс идет постепенно. В нем складывается литература, т.е. состав сочинений, которые постоянно переписываются и распространяются.

Неравномерный характер подготовки списков сочинений наглядно виден из анализа состава рукописей в библиотечных хранилищах: некоторые сочинения существуют во множествах копий и вариантов, тогда как копии других сочинений представлены в одном экземпляре; нередко в рукописях встречаются известия об авторах, о названиях сочинений, а иногда и пересказы этих сочинений или их частей, но сами сочинения разыскать не удается.

Начало сложения литератур Средиземноморья связано с египетской литературой — одной из древнейших в мире. Долгое время египетская литература была как бы утрачена для человечества, вместе с забвением египетской письменности. Лишь расшифровка египетской иероглифики [120] и изучение египетского языка помогли восстановить, в общих чертах, состав и строение египетской литературы.

Сводный очерк египетской литературы, до сих пор имеющий первостепенную историко-филологическую ценность, составил акад. Б.А.Тураев [Ш].

В работе Б.А.Тураева весь корпус ставших известными египетских текстов описан в хронологическом порядке. Таким образом, замысел Б.А.Тураева состоит в том, чтобы изложить египетскую литературу не по ее родам и видам, а с точки зрения истории сложения письменности.

Надо отметить, что труды других известных египтологов обычно представляют египетскую письменность по сложившимся в Европе в новейшее время литературным рубрикациям (чего стремится, фактически, избежать Б.А.Тураев). Таковы работы, например:

-— Масперо, посвятившего свой труд "египетским сказкам и примыкающим к ним произведениям изящной литературы" [144];

— Макса Мюллера, обработавшего произведения светской, особенно любовной лирики [145];

— Шпигельберга, издавшего юридические тексты [14Н\,

— Брестеда, давшего переводы исторических текстов, а также исследовавшего развитие религиозной мысли египтян [136];

— Юнкера, изучавшего памятники религиозной письменности поздних эпох ' И 40];

— Ранке, переведшего для издания египетские тексты, иллюстрирующие Библию [146].

Изложение Б.А.Тураева, как уже сказано, строится по хронологии дошедших до нас памятников письменности. Из них лишь некоторые, по-видимому, могут быть отнесены к собственно литературным источникам или их копиям. Большинство рукописей лишь свидетельствует о наличии литературы, а само по себе представляет либо учебные, либо эпиграфические, либо культовые применения собственно литературных текстов.

Сведения о наличии собственно литературных текстов по Б.А.Тураеву можно найти у Климента Александрийского (II в. н.э.), который говорит о 42 гермесовых книгах, "в 36 заключается вся философия египтян, их выучивают жрецы. Шесть остальных касаются пастофоров; они медицинского содержания и говорят об устройстве тела, о болезнях, об органах, лекарствах, глазах и, наконец, касаются гинекологии."[//3, с. 10] Однако, замечает Б.А.Тураев: "...Насколько прав св.Климент, говоря о каноне, мы не знаем, никаких следов его мы до сих пор не нашли; напротив, в сохранившихся каталогах храмовых библиотек (в Эффу — 35 книг) и часть в Дене-ра — всего 5 названий — мы не встречаем тождества." [113, с. 11] Это значит, что каталоги не фиксируют выделение и регулярное воспроизведение литературно-книжного фонда.

Однако нельзя и утверждать, что воспроизведение текстов сочинений не велось достаточно регулярно, несмотря на отсутствие признаков литературного отбора. Можно, пожалуй, сказать, что в древнеегипетской культуре письменность и литература были пред-

ставлены слитно, поскольку не было достаточно ярко выраженного организующего начала.

Б.А.Тураев делит египетскую литературу на пять периодов: 1) архаический период, 2) классическая пора литературы, 3) новоегипетская эпоха, 4) время реставрации, 5) греко-римское время. Каждый период представлен своим составом памятников.

В первом периоде самыми древними памятниками являются Тексты Пирамид царей V и VI династий. "Содержание их — древний заупокойный ритуал или, вернее, собрание магических формул и изречений, имевших назначение обеспечить усопшему царю бессмертие и благополучие за гробом." [113, с.36] Но "...нарисовать по текстам пирамид стройную картину египетских верований было бы неосуществимой задачей." [ИЗ, с.38]

Следующим по древности Б.А.Тураев считает так называемый "Мемфисский богословский трактат" — фрагмент текста 720 г. до н.э. на камне, куда он был перенесен с древнего истлевшего папируса по указанию фараона Шабаки. Камень хранится в Британском музее. Это древнейший памятник богословия, "возводящий все существующее к единому началу — местному богу Птаху." [113, с.40]

"Гимны диадемам и ритуалы" — так назван папирус, приобретенный В.С.Голенишевым. Это "храмовый текст, возвеличивающий местное божество превыше людей, но не в богословском трактате, а в литургических песнопениях и, притом, магического характера."[113, с.41]

Текст "Чудесное рождение царя" — регулярно повторяемый и восходящий по времени к V династии — объясняет божественное происхождение царя и описывает тайну его рождения: "Верховное солнечное божество, сначала Ра, потом Амон, является непосредственным виновником появления на свет царя, который таким образом делается его сыном уже не через ряд поколений, а физически. Представляется совет богов, которому бог Солнца докладывает о своем намерении дать жизнь новому царю вселенной, затем он совещается об этом с Тотом, потом является к царице под видом ее супруга и соединяется с ней; беседа его с ней построена так, что из нее может быть вычитано будущее имя зачинаемого. Бог Хнум по просьбе Амона (или Ра ) образует младенца и его "ка" (душу — Ю.Р.), богиня творения Хект осеняет их символами жизни, Тот является к царице и предвещает ей рождение сына.. ."[113, с.44]

К архаическому периоду Б.А.Тураев относит также три группы эпиграфических текстов. В первую группу входят надписи хронистического характера, во вторую — надписи хроникально-биографического содержания на стенах гробниц, и в третью, наконец, надписи на саркофагах, дающие как биографический, так и культовый материал.

Ко второму периоду, названному Б.А.Тураевым "классической порой" литературы, относится множество разнообразных памятников, отстоящих от архаического периода более чем на четыре века.

Особенностью этого периода является то, что надписи уже не ограничиваются рамками эпиграфического характера, а представляют собой, в основном, письменно-литературные тексты. Сюда относятся:

— "Собрание слов, выбор изречений, изыскание мыслей изрядного сердца, составленное илиопольским жрецом Хахеперсенбом, именуемым Онху";

— папирус, названный Б.А.Тураевым "Обличения Ипувера", в котором "мудрец рисует безотрадное состояние отечества, весьма часто прибегая к излюбленному приему противопоставлений, имеющих целью указать, что в современном ему Египте невозможное сделалось возможным." [113, с.71];

— "Пророчество Нохр-реху" — пророческий текст, предрекающий, что "смех будет смехом от горя, и о смерти перестанут плакать... Конец всему положит праведный царь Амени, сын южанки. При нем нечестивые будут обузданы, внешние враги побеждены, внутренние усмирены." [113, с.73];

— "Красноречивый поселянин" — повесть о том. как поселянин добился правосудия только потому, что развлек красноречием вельмож и царя:

— Инструкция визирю" — собрание речей, читавшихся при назначении нового главы египетской бюрократии.

Далее следует серия поучений, например: "Наставление ираклеопольского царя сыну". Наставление царя Аменемхета Г. "Премудрости Кагемни, Птахотепа, Схотепибра" и др. [113. с.77—82]

Все указанные тексты — обличительные, пророческие, назидательные — объединены Б.А.Тураевым вместе и противопоставлены другой группе текстов — развлекательным, которые Б.А.Тураев относит к "изящной литературе, своего рода беллетристике". Сюда относятся: роман о Синухете. повествующий о потерпевшем кораблекрушение, диалог "Хеопс и волхвы". "Сказка о пастухе" и многие другие прозаические тексты. [113. с. 82—87] Развлекательная литература представлена и стиховыми текстами, часть которых дошла в папирусах, а часть как эпиграфические цитаты — на стенах построек . [113. с.87—96]

Развлекательной литературе, в свою очередь, противополагаются ученые сочинения. Это. прежде всего, папирусы, посвященные математике, и папирусы, посвященные медицине. [113. с.96—103]

К этому же времени принадлежит и множество богослужебных текстов, среди которых надо, прежде всего, назвать широко известную "Книгу мертвых" — собрание многочисленных текстов на папирусах, помещавшихся в гроб (саркофаг) умершего и. согласно ритуалу, являвшихся руководством для странствий в загробном мире (сюда же относится и царская эпиграфика сходного содержания, названная Б.А.Тураевым "Книгой коровы"), а также литургические и гимнологические тексты, служившие для отправления храмовых обрядов.

Следующий, новоегипетский период оценивается Б.А.Тураевым как время упадка. Причину этого упадка Б.А.Тураев видит, в частности, в том, что возникли трудности в понимании классического египетского языка. [113. с. 155] Литература этого времени, согласно Б.А.Тураеву, представлена теми же разновидностями текстов: это надписи царей Харемхеба, Сети I и двух Рамзесов летописно-биографи-ческого характера, воплощенные в эпиграфике, надписи на сооружениях в честь царей и вельмож, многочисленные документы, молитвенные надписи царей, другие литургические тексты, тексты наставлений, магические книги, где магия соединяется с литургикой, и, наконец, светская, развлекательная литература, среди которой следует отметить лондонский папирус Анастаси I. в котором можно усмотреть образцы литературной критики. [113. с. 197]

Время реставрации, начинающееся с VI века, удерживает сложившийся состав классов текстов, в котором, однако, развиваются новые мысли и сюжеты. [ИЗ, с. 209—232]

Наконец, греко-римское время представлено обильными памятниками демотической письменности. В этом периоде литературы Б.А.Тураев выделяет официальные надписи, тексты на стенах храмов, заупокойные тексты, частные надписи, магические тексты и изящную литературу. Конец греко-римского владычества в Египте совпадает с принятием египтянами христианства, созданием коптского языка, т.е. языка египетского перевода Библии с греческого текста.

Как следует из изложения Б.А.Тураева, для древней египетской литературы характерны два момента: 1) недостаточная разде-ленность содержания палеографических и эпиграфических текстов, что проявляется, в частности, в стремлении поместить многие тексты сочинений в эпиграфику; при этом текст соответственно видоизменялся в своем содержании и формах осознания; 2) отсутствие канонических сочинений, наряду с отсутствием инструмента и механизма их канонизации. Ни школа, ни так называемые "дома жизни", представляющие собой соединение книгохранилища и

скриптория вместе с ученым персоналом, не разрабатывали единой всеегипетской нормы литературы. Жанры египетской словесности складывались стихийно и еще не имели единого текстового стержня.

Египетская литература влияла на греческую и еврейскую литературу. Дж.П.Магаффи — историк греческой литературы — пишет: "Кажется, нельзя сомневаться в том, что установленное дельфийское жречество, усвоив ее (т.е. египетскую религию — ЮР), заимствовало из Египта не только многие подробности новой веры, вроде убиения бога и его воскресения из мертвых, но, главным образом, политику египетских жрецов, бывших, как известно, монотеистами или пантеистами, а между тем не только терпевших, но и проповедовавших народу весьма сложный политеизм." [70, с.5]

Влияние египетской литературы на греческую отмечалось учеными неоднократно. Уже у древних греческих авторов можно встретить многочисленные ссылки на египетское истолкование или источник разбираемой ими проблемы.Так, Платон, говоря о происхождении письменности, указывает в диалоге "Федон" на то, что письменность была изобретена египетским богом Тевтом (т.е То-том). [87]

Более сложно отношение египетской литературы к древнееврейской.

Древнееврейский религиозно-литературный канон "Ветхий Завет" по самой истории его сложения начинается от книг Моисея, по преданию выведшего евреев из Египта и противопоставившего свое религиозное учение как египетским верованиям, так и верованиям смежных семитских и хамитских народов. "Ветхий Завет", в отличие от египетской литературы, хорошо известен. Он существует в виде строго кодифицированного и канонизированного текста.

В противоположность египетской литературе "Ветхий Завет", во-первых, представляет собой довольно экономный по объему свод текстов, включающих в себя разные жанры. Это сочинения, в которых представлен миф о происхождении вселенной и человека, этнологические сочинения, богословские сочинения, этико-юридические сочинения, историко-политические сочинения, гимнологические сочинения, биографические сочинения, любовный канон, притчи, профетологические сочинения, военно-исторические сочинения.

Во-вторых, литературная редактура и обработка сочинений таковы, что в сравнительно небольшой объем текстов включено большое разнообразие тематических и жанровых разновидностей древней рукописной литературы.

В-третьих, порядок книг "Ветхого Завета" и порядок построения текстов каждой из книг строго установлен, не допускает перемещений и лишь с трудом допускает относительно небольшие изменения в разных списках текстов, сравнительно с общим разработанным каноническим вариантом.

I

И.М.Дьяконов так характеризует отношение "Ветхого Завета" к общему составу древнееврейской литературы: "На древнееврейском языке сложилась большая литература — эпос, хроники высокого литературного достоинства, культово-законодательные тексты, культовая и свадебно-любовная лирика, повести, нравоучительные сочинения, речи религиозно-политических проповедников (пророков). Часть этой литературы, отобранная для нужд религии и отчасти переработанная, составила в VII—II вв. до н.э. канон Библии." [39, с.360]

"Ветхий завет" представляет собой жестко кодифицированную антологию древних типичных рукописных сочинений, обладающих общим содержанием. Следовательно, он наиболее пригоден в учебных целях. Стиль "Ветхого Завета" таков, что он как бы отталкивает от себя все другие литературные традиции, настаивает на своей уникальности и унитарности.

Дальнейшее развитие литературы на древнееврейском языке пошло по линии комментирования "Ветхого Завета" и создания сочинений, развивающих "Ветхий Завет" и зависящих от него. В целом, следует отметить, что послебиблейская литература на древнееврейском языке весьма обширна и разнообразна. Наиболее важные памятники: рукописи Мертвого моря — религиозные сочинения и библейские комментарии так называемой кумранской секты II и I вв. до н.э. (вероятнее всего, есеев) и обширная ортодоксальная талмудическая литература такого же, а также фольклорного и юридического характера. [59, с.360] Развитие древнееврейской литературы привело к созданию множества самобытных сочинений, что особенно характерно для этой литературы в Средние века.

Вместе с тем неоднократно было замечено, что литературный канон "Ветхого Завета" — ставший ведущим для древнееврейской литературы — определенно зависит от других литератур и прежде всего от египетской литературы.

М.А.Коростовцев, рассматривая связи египетской и древнееврейской литератур, замечает следующее:"...Изучение библейской литературы уже давно совершенно бесспорно выявило, что ее авторы хорошо знали Египет, что вполне естественно и закономерно... Подчеркнем, что исследование языка и лексики Библии выявило наличие египетских заимствований в древнееврейском языке. Возникает вопрос: располагаем ли мы хотя бы одним текстом, являющимся еврейским переводом или переложением с египетского, или, наоборот, с еврейского на египетский? Следует дать положительный ответ. Мы имеем в виду уже неоднократно упоминавшееся ..."Поучение Аменемопе"... Содержание этого поучения во многих случаях совпадает с содержанием библейской книги, известной под заглавием "Притчи Соломоновы". ...Сопоставление "Притчей Соломоновых" с "Поучением Аменемопе" доказывает наличие развитого египетского-еврейского двуязычия, которым и объясняется множество общих черт и точек соприкосновения между библейской литературой и египетскими текстами.

Для примера назовем близость библейского псалма 104 к некоторым египетским текстам, то же самое можно сказать относительно псалма 110 и некоторых других псалмов, молитвы Соломона, главы 38 "Книги Иова", главы 1 "Книги Бытия", а также наличия в библейских текстах египетских титулов..."[5(5, 105—106]

Кроме этих соотношений можно указать и многие другие. Монотеистические идеи, проникающие весь "Ветхий Завет", не только не чужды египетской литературе, но постоянно в ней встречаются в богословских текстах; в частности, например, мотив змея как воплощения зла, составляющий основу литургических текстов о змее Апопе, достаточно распространенный, по-видимому, в литургической практике египтян. Этот же мотив составляет начало "исторического существования" человека в "Книге Бытия", начинающей "Ветхий Завет". Однако, змееборческий мотив вклю-

чен и в греческую мифологию в ее литературный форме, что, наряду с прочим, указывает на известное сродство древних литератур Средиземноморья, отмечаемое многими авторами.

Историю греческой литературы принято делить хронологически на раннюю, доэллинистическую литературу, эллинистическую литературу, литературу времени римского владычества. С литературой времени римского владычества граничит становление христианской литературы, которая воплощается в новых языковых и стилевых нормах греческого языка.

Дохристианская греческая литература хронологически делится на основании данных гражданской истории; такое деление оправдано с точки зрения состава древнегреческой литературы, ее видов и разновидностей, тематики, авторства, литературных центров и принципов создания и отбора литературных произведений.

Подлинных рукописей литературных сочинений греческих авторов не сохранилось. Большинство древнейших копий с литературных источников, дошедших до нашего времени, относится к IX— XV вв. н.э. Картина греческой литературы восстанавливается, во-первых, по составу имеющихся текстов копий и, во-вторых, по упоминаниям о сочинениях или по фрагментам сочинений, сохранившихся в переписанных позднее текстах. Кроме этих основных источников история греческой литературы восстанавливается по папирусам, открытым сравнительно недавно.

Рассматривая состав текстов греческой литературы С.И.Радциг автор одного из ближайших к нам курсов древнегреческой литературы [95] — пишет: "Самые ранние образцы древнегреческого классического буквенного письма относят к VIII в. до н.э. ...В VII в. письмом пользовался поэт Архилох. К VII в. относится и ряд письменных законодательств, которые были выставлены в общественных местах на досках. ...Собственноручных рукописей древних писателей мы не имеем. Их сочинения известны нам только в копиях, прошедших через руки многих переписчиков. ..Из богатейшей литературы античности Греции до нас дошла только небольшая часть. Утрата произведений первых веков греческой письменности началась в самом античном мире. ...Большинство рукописей, в которых сохранились сочинения античных писателей, относятся к IX-—XV вв.' [95. с.22---26]

Несмотря на значительную фрагментированность деталей истории древнегреческой литературы, удается создать довольно ясную картину развития этой литературы, с точки зрения становления жанров, стилей и тем древней рукописной словесности.

Ранняя, доэллинистическая литература начинается с эпических текстов, вводящихся в литературный канон и содержащих достаточно полную картину основ мифологии.

Такими важнейшими исходными текстами в греческой литературе являются эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", которые приписываются Гомеру.

С И.Радцнг пишет "Поэмы "Илиада и "Одиссея' получили широкое распространение в Греции... Есть предание, будто в Сиарге исполнение поэм было

введено Ликургом в IX в. до н.э. Более достоверно, что в VII в. они были известны в Афинах и в начале VI в. исполнение их рапсодами получило распространение." [95. с.84] Характерно то. что в греческой традиции "Илиада" и Одиссея" были авторизованы и намерено связаны преданием с именем Гомера. Авторизация редко представлена в эпосах других народов. Затем, уже в эллинистический период, начинает осуществляться критическое изучение и комментирование текста поэм.

В эллинистический период среди множества знаменитых авторов Гомеру отводилось первое место. Изучением его поэм занимался целый ряд ученых-филологов. Особенно важны работы Аристарха Самофракийского (прибл. 215—145 гг. до н.э.). Он подверг тщательному изучению текст поэм, причем отметил специальными обозначениями стихи неподлинные, сомнительные, повторяющиеся и т.п. Предполагают, что эта аристарховская редакция лежит в основе дошедшего до нас рукописного текста "Илиады" и "Одиссеи". [95. с.85]

Что касается собственно народных, неавторизованных, хотя и записанных впоследствии эпических произведений, то в эллинистическое время были предприняты попытки их кодификации. "Александрийские ученые в III в. до н.э. пытались установить последовательность содержания этих эпических поэм и распределить их по географическим центрам, вокруг которых в них сосредоточивается действие." [95, с. 100] В результате деятельности александрийских ученых неавторизованные эпические тексты были сгруппированы в несколько циклов; самые распространенные — Троянский и Фиванский. Их содержание отразилось в позднейшей греческой литературе. Кроме этого упоминаются такие циклы, как: "Титаномахия" — о войне олимпийских богов с восставшими против них титанами; "Амазония" — о войне греков с амазонками; Тераклии " — поэмы о подвигах Геракла. [95. с. 113]

Интересно отметить, что позднейшая литературная традиция не удержала них фольклорных записей и они известны, в основном, по косвенным источникам и фрагментам.

Помимо героической литературы развивается этико-мифоло-гическая литература, которая тоже авторизуется традицией.

Ведущим представителем дидактического эпоса был беотий-ский поэт Гесиод, который известен, главным образом, двумя поэмами: "Труды и дни" и "Феогония".

Кроме эпических поэм, героических и дидактических, авторизуемых и неавторизуемых, древнегреческая литература развивает лирику монодийную и хоровую. Лирика прямо восходит к народному песенному творчеству. Записей народных песен того времени до нас не дошло. Сохранились только некоторые авторские сочинения.

Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, утратившие связь с музыкой и ставшие чисто литературными жанрами.

Древнейшими элегическими поэтами Греции были Каллин.Тиртей и Архилох Архнлох особенно прославился сатирическими ямбами. Другими представителями ямбической поэзии были Семонид Аморгский. уроженец острова Самоса, Пшмонакт из Эфеса. Солон и Феогнид. [95. с.121- 125]

Среди представителей древней мелической поэзии следует назвать, в первую очередь. Алкея. Сапфо и Анакреонта.

К хоровом лирике принадлежат, прежде всего, различные песнопения и гимны в честь богов, некоторым из которых были присвоены особые формы: так. в честь Аполлона исполнялись пеаны, в честь Диониса — дифирамбы. Особенно выделяются песни, исполнявшиеся хорами девушек, так называемые парфеники. Среди разного рода хоровых песен видное место занимали "победные оды", так

называемые эпиникии. исполнявшиеся в честь победителей на спортивных состязаниях. [95, с. 144—145]

Вследствие литературной обработки дифирамба возникает драма как литературный жанр. Считается, что создателем нового жанра был поэт Пратин, писавший в конце VI-начале V в. до н.э. Первым собственно драматическим поэтом греки считали Феспида. [95, с. 177]

Живший позднее Эсхил называется "отцом трагедии", из богатого литературного наследия которого сохранилось только семь произведений.

Дальнейшее развитие трагедии связано с именами Софокла и Эврипида, деятельность которых занимает почти всю вторую половину V в. до н.э. [95. с.220]

Создание жанра комедии восходит, по преданию, к деятельности Сусариона. который принес комические представления из Мегар в Аттику. Среди знаменитых авторов комедий древности следует назвать сицилийского поэта Эпихарма. Эпихар-му приписывали в древности от 35 до 52 комедий, но из них срхранились лишь отрывки. [95. с.299]

Первое известие о победе комического хора на Великих Дионисиях относится к 487/486 гг. до н.э.. когда победу одержал Хионид. ...Более точные данные имеются только о ближайших предшественниках Аристофана — о Магнете. Кратине и Эвполиде. хотя их произведения почти не сохранились. [95, с.302]

Древняя аттическая комедия достигла наивысшего завершения в творчестве Аристофана. Аристофан написал свыше 40 комедий; до нас дошло одиннадцать комедий Аристофана [95. с. 305].

Заметим, что разработка драматической литературы, может быть самой массовой литературы, сопровождалась таким строгим отбором потомков, что сохранились лишь некоторые имена и произведения, которые нередко не имели успеха в первых постановках.

Греческая доэллинистическая литература содержит не только поэзию, куда относится эпос, лирика и драма, но и прозу, разделяющуюся на философскую прозу, историческую прозу и логогра-фию, т.е. сочинения ораторов.

К этому же времени относится разработка проблем языка и искусств речи.

Ранняя философская проза представлена трудами философов ионийской и элейской философских школ. К первым относятся: Фа-лес, Анаксимандр, Анаксимен, деятельность которых связана с г. Милетом; в Эфесе жил Гераклит, из Колофона происходил Ксенофан, с острова Самоса — Пифагор. Сочинения этих философов не сохранились и известны лишь по незначительным отрывкам. Основателем элейской философской школы был Ксенофан из Колофона. Его продолжателями были Парменид и Зенон в конце VI и начале V вв. до н.э.

Особое направление в философской прозе составила литературная деятельность Левкиппа (V в. до н.э.). Демокрита (460—370 гг. до н.э.) и Эпикура (341-270 гг. до н.э.). сочинения которых сохранились лишь во фрагментах.

Наиболее полно дошло до наших дней философское наследие Платона (427— 347 гг. до н.э.): 43 цельных произведения (из этого общего числа семь произведений уже в древности признавались неподлинными), в том числе два весьма крупных по объему— "Государство в 10 книгах и "Законы" в 12 книгах.

 

Высшего развития философская проза классической Греции достигает в лице Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Под его именем было известно до тысячи книг, часть которых опубликована по записям учеников. 47 книг дошли до нашего времени. Среди них крупнейшие: "Метафизика" (в 13 книгах), "Политика" (в 8 книгах), "Этика Никомахова" (в 10 книгах), "Риторика" (в 3 книгах), "Физика" (в 8 книгах), "О душе" (в 3 книгах), "О животных" (в 10 книгах) и т.д.

И в этом случае замечается своеобразный отбор. Сочинения Платона и Аристотеля не только сохраняются в последующее время, но и как бы растут. Уже александрийским ученым приходится отделять подлинные сочинения этих авторов от сочинений неподлинных, но приписанных им. В дальнейшем это превращается в особую проблему. Сочинения же других философов, например, Демокрита, ранних стоиков, напротив, гибнут: мы восстанавливаем их суждения по фрагментам в текстах других писателей. Таким образом, и в области философской прозы складывается деление на классиков литературы и обычных, с точки зрения того времени, писателей.

Выдающееся значение имеют труды Платона и Аристотеля об именовании, о риторике, логике и поэтике. Эти труды, сохраняющие свое значение для филологии и в наши дни, послужили основанием для филологической разработки греческой литературы в эллинистическое время.

Из историков известны Кадм Милетский, Акусилай, Харон Лампсакский, Екилак из Карианды, Ксанф Лидийский, Гекатей и Гелланик. Их сочинения известны либо по пересказам и упоминаниям, либо по сохранившимся фрагментам.

Раздел аттической прозы истории древнегреческой литературы обычно начинается с сочинений Геродота, Фукидида и Ксено-фонта, что не удивительно, так как мы располагаем цельными текстами только этих ранних прозаиков.

Геродот родился в 485 г. до н.э., умер около 425 г. до н.э. Александрийские ученые разделили все сочинения Геродота на девять книг, каждую назвали именем одной из девяти муз. Отсюда установилось общее название его истории — "Музы".

Время рождения Фукидида относят к 470—460 гг. до н.э. Он умер, по-видимому, около 400 г. до н.э. Фукидиду принадлежит труд по истории Пелопоннесской войны. Труд Фукидида принято называть просто "Историей". Разделение ее на восемь книг сделано, по-видимому, после смерти автора.

Третьим среди знаменитых греческих историков считается Ксенофонт. Писательская деятельность Ксенофонта была весьма плодотворна и разнообразна. Кроме больших сочинений: "Анабасис", "Воспоминания о Сократе", "Греческая история" и "Киропедия",— ему принадлежит значительное количество мелких произведений.

Историческая проза Геродота, Фукидида и Ксенофонта, филологически обработанная и канонизированная уже в эллинистический период, породила множество подражаний, от которых сохранились лишь отрывки.

В разделе прозы отдельно от философии и истории в доэлли-нистической греческой литературе выделяется также ораторское искусство, представленное особым литературным жанром речей.

Лисий (459—386 гг. до н.э.) написал более двухсот тридцати речей, из которых в более или менее цельном виде сохранилось тридцать четыре речи (из них четыре-пять неподлинных), почти все они — судебные.

Непосредственным продолжателем Лисия считается Исей, деятельность которого относится к первой половине IV в. Из пятидесяти (приблизительно) его речей сохранилось одиннадцать, все — по делам о наследстве.

Всесторонняя разработка стиля прозаической речи была делом оратора Исо-крата (436 -338 гг. до н.э.) Из сочинений Исократа до нас дошла 21 речь (в том числе 6 судебных и 15 торжественных)

Развитие ораторского искусства достигает своей вершины в деятельности Демосфена (384—332 гг до н.э.). Под именем Демосфена у нас имеется 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем.

Ко времени Демосфена относятся Гиперид. Ликург. Гегесипп. Эсхин, речи которых почти не сохранились. [95. с.357—359]

Интересно отметить, что сохранились именно те речи, которые считались классическими образцами этого жанра и были предметом хрестоматийного изучения в риторических школах, а также филологического исследования и критики.

В эллинистическое время преобладающее значение получает проза. Философия сосредоточивалась в Афинах (Спевсипп, Ксено-крат, Аркесилай, Карнеад, Феофраст, Антисфен, Диоген, Кратет, Бион, Зенон, Хрисипп, Панетий, Посидоний, Пиррон,Тимон и др.). Сочинения этих авторов большей частью известны по фрагментам.

Из риторов этого времени наиболее известны Деметрий Фа-лерский, Демохар, Гермагор из Темноса (II в. до н.э.).

В то же время одним из главных научных центров в эпоху эллинизма сделалась Александрия. Сюда по приглашению Птолемеев стекались ученые со всех концов греческого мира. Некоторые из них снискали себе всемирную известность. Таковы Эвклид, Архимед, Эратосфен, Аристарх Самосский, Аристарх Самофракийский, а позднее Клавдий Птолемей и др.

Замечательным математиком был Эвклид. Сохранилось его сочинение "Элементы", где излагаются основы математики. Из других его сочинений известны "Оптика" и "Феномены" (сферическая астрономия). Сочинение "О делениях" сохранилось в арабском переводе.

Из математиков большую известность имел также Аполлодор из Перги (Шв. до н.э.). Его сочинение "О конусах" в четырех книгах сохранилось на греческом языке и в арабском переводе.

Научные достижения Архимеда и его ближайших учеников популяризировал во II и I вв. до н.э. Герои Александрийский. Ряд его сочинений дошел до нас, как, например, "Пневматика", т.е. учение о воздухе, "Механика", "Катоприка" (учение о зеркалах).

Труды врачей Гиерокла и Эрасистрата известны по ссылкам на них Цельса (I в н.э.) и Фалеса (II в. н.э.).

Историки представлены именами Эратосфена, Каллисфена, Птолемея I, Со-тера, Аристобула и др.

Видное место заняла филология. Ученые занимались критикой текста, грамматикой, историей литературы (Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, Хамелеонт, Эратосфен, Аристоксен и др.)

Ученый характер придавался и поэтическим произведениям.

Примером такой литературы может служить поэма Арата "Феномены", представляющая собой стихотворное изложение астрономической системы Эвдокса Книдского (390—337 гг. до н.э.) с прибавлением примет погоды.

Стихами написаны "Хроника" и "География" Аполлодора, отчасти это делал и Эратосфен.

К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого романа. Таковы "Милетские рассказы" Аристида.

В составе эллинистической поэзии развиваются жанры буколической идиллии и эпиграммы.

Одним из наиболее типичных представителей эллинистической поэзии является Каллимах из Карены. Из его произведений в распоряжении науки XIX в. пыли только "Гномы" и "Эпиграммы".

К числу поэтов, против которых выступал Каллимах, принадлежал Аполлоний Родосский, автор поэмы "Аргонавтика" (295—215 гг. до н.э.).

Буколическая идиллия, как литературный жанр, сохранила имена Феокрита (310—250 гг. до н.э.), Биона Смирнского (II в. до н.э.), Мосха Сиракузского.

Эротическая тема играла главную роль в творчестве Филета (340—280 гг. до н.э.), Гермесианакта (III в. до н.э.).

До нашего времени дошли эпиграммы Асклепиада Самосского, Леонида из Таррента, Посиедиппа и Гедила из Самоса, а также поэтесс Анаты, Меро и Носсиа-ды.

Из драматического искусства от эллинистического времени до нас дошли сведения о многих поэтах, но сохранились лишь некоторые отрывки их произведений, по преимуществу на папирусах.

Для древнегреческой литературы времени римского владычества характерно удержание достижений классической поры в виде антологий образцовых авторов как в поэзии, так и в прозе, а также создание сводов сочинений.

Из историков времен Августа надо отметить прежде всего Диодора Сицилийского (прибл. 90—21 гг. до н.э.), написавшего большое историческое сочинение в сорока книгах под названием "Историческая библиотека". Из этого сочинения сохранилось пятнадцать книг.

Младшим современником Диодора был географ Страбон (63—19 гг. до н.э.). Мы имеем его "Географию" в семнадцати книгах.

Сохранилось сочинение Корнута "Очерк преданий по греческому богословию" (I в. н.э.). Вся греческая религия рационализируется и сводится к аллегорическим образам. Образцом такой же символической литературы может служить Картина" Кебета (I в. н.э.).

Из всех историков рассматриваемого периода наибольшей известностью и популярностью пользовался Плутарх (45—120 гг. н.э.). До нас дошло очень большое количество его сочинений, в сохранившемся собрании которых значительный отдел составляют так называемые моральные сочинения. Особенную славу Плутарх приобрел "Параллельными жизнеописаниями".

Из риторических сочинений сохранились труды Максима Тирского, Гермо-гена, Эпиктета, Диона Хрисостома. К началу нашей эры относится деятельность историков Арриана, Аппиана, Геродиана, Диона Кассия, труды которых сохранились частично.

Лукиан (прибл. 120—200 гг. н.э.) — уроженец сирийского города Самосаты пользовался известностью как ритор. Сохранились многие его сочинения: "Сновидение или Петух", "Похвальное слово Родине", "Дважды обвиненный", "Гермотим", "Учитель красноречия", "Похвала мухе", "Любитель лжи", "Правдивая история", "О сирийской богине", "Зевс трагический", 'Собрание богов" и др. Лукиан был знаком с христианскими учениями. Это видно из диалога "Друг отечества", где упоминается о троичности божества, об обновлении водой, т.е. о крещении, о галилейском учителе и т.д. Об учителе христиан, распятом в Палестине, говорит он в "Кончине Перегрина".

В это время поэзия, судя по имеющимся свидетельствам, уступала истории. До нас дошло всего лишь несколько эпиграмм Анти-патра Сидонского. Однако Мелеагр из Гадары (в Палестине) составил сборник "Антология", состоявший из произведений сорока поэтов под названием "Венок" (буквально "Цветник"), которые впоследствии были включены в так называемую "Палатинскую антологию", сохранившуюся до нашего времени.

Наибольшую сохранность демонстрируют исторические и географические сочинения на новые темы — темы истории Рима. Появляется, распространяется литература, связанная с богословскими вопросами, критикой нравов (Лукиан). Она также удерживается целиком. Важное место занимает филологическая литература, которая также сохраняется традицией.

Следующий этап развития литературы на греческом языке соотносят с появлением христианских текстов, образованием т.н. новой разновидности греческого литературного языка, связанного с созданием византийской литературы, оказавшей существенное влияние на все литературы Европы.

Самыми ранними текстами такого рода являются тексты "Нового Завета", основа которых положена в начале нашей эры.

Вопрос о написании и происхождении текстов, вошедших в состав "Нового Завета", составлял одну из сложных проблем комментирования этих памятников. Обычно признается, что Евангелие Матфея Мытаря, именуемого также Левием, сыном Алфеевым, написано, по-видимому, в Палестине. Некоторые авторы указывают на Сирию или Антиохию. Время создания относится традицией к 42-60 гг. н.э. Церковная история указывает, что этот текст первоначально был написан на арамейском, а потом переведен на греческий. Арамейский текст не сохранился.

Евангелие Марка, сподвижника апостола Павла и ученика апостола Петра, написано в Риме около 62—63 гг. н.э. Церковное предание связывает этот текст с именем апостола Петра, так как предполагается, что Марк написал этот текст, пользуясь преданием, рассказанным Петром.

Евангелие от Луки, ученика апостола Павла, который по церковному преданию происходил из Антиохии и был родом грек, а по ремеслу живописец и врач, было начато в Риме в 62—63 гг. н.э. и завершено не ранее 70 г. н.э., так как в этом тексте есть упоминание о разрушении Иерусалима Титом.

Евангелие от Иоанна написано в Эфесе в девяностые годы н.э. и представляет собой последнее из канонизированных Евангелий, самое, может быть, ясно изложенное воплощение христианского канона.

Кроме перечисленных Евангелий в христианский канон входят "Деяния святых апостолов", семь так называемых соборных посланий (2 — ап. Петра, 1 — Иакова, 1 — Иуды, 3 — Иоанна), четырнадцать посланий ап. Павла, написанных к разным лицам и церквам (1 — к римлянам, 1 — к галатам, 1 — к эфесянам, 1 — к филиппийцам, 1 — к колоссянам, 2 — к коринфянам, 2 — к фессалоникийцам, 1 — к евреям, 2 — к Тимофею, I — к Титу, 1 — к Филимону) и, наконец, "Апокалипсис" Иоанна Богослова. Эти тексты созданы одновременно или несколько позднее канонических Евангелий.

С историко-литературной точки зрения важно отметить, что состав "Нового Завета" подвергся, как и "Ветхий Завет", строгой и жесткой кодификации. Эта кодификация имела форму соглашения между авторитетными в христианской литературе лицами. Процесс

отбора произведений шел не стихийно, как в древнегреческой литературе, а, напротив, строго организованно. Состав и содержание тгой литературы подвергались постоянной дискуссии, а правильное ее прочтение, истолкование унифицировалось наиболее авторитетными в этой литературе лицами — церковными иерархами.

Унификация состава, содержания и истолкования христианской литературы находились в ведении высшего собрания авторитетов церкви — Вселенского собора, который общим мнением утверждал толкование христианской литературы как в ее основных частях, так и касательно всех новых важных ее текстов.

Эта деятельность родила новый термин — догматика, которым называется разработка основных по смыслу положений, объясняющих смысловой строй христианской литературы. Таково первое важное и основное преимущество христианской греческой литературы перед древнегреческой, состоящее в формах ее организации.

Другим важным преимуществом явилось объединение "Нового Завета" с "Ветхим Заветом". Это раздвигало исторические рамки литературы, позволяло включать в греческую литературу тексты несравненно более древние, чем тексты Гомера и Гесиода, причем уже в нормированной в древнееврейском каноне трактовке.

Создатель знаменитого "Шестиднева" Василий Великий (330—379 гг. н.э.), комментировавший миф о сотворении мира в "Книге Бытия", раздвигал хронологические рамки тогдашних исторических представлений, что по понятиям того времени было достижением как в сравнении с мифологическими греческими текстами, так и в сравнении с трудами историков, начиная от Геродота.

Третьим преимуществом являлся миссионерский характер греческой христианской литературы, делавший ее литературой уже не одного народа, а многих народов. Создание христианских текстов на греческом языке рождало их переводы на латинский, арамейский, коптский, армянский, грузинский и другие языки, в том числе и на старославянский.

Наконец, нельзя пройти мимо и того момента, отмечаемого Б.А.Тураевым, что тексты Евангелий содержат глубокие корреспонденции с важнейшими богословскими положениями египетской литературы.

К таким корреспонденциям относится мотив о воплощении Бога через посредство Духа в земной женщине и благовещение, мотив триединства Бога, составивший краеугольный камень христианской догматики и подкрепленный многими соборными решениями против разного рода ересей.

Таким образом, кроме социальных причин, существуют в достаточной степени чисто литературные причины, позволившие христианству потеснить языческую греческую литературу и совершенно изменить литературный состав греческой словесности.

На основе текстов "Нового Завета" развивается дальнейшая христианская греческая литература, отличающаяся своими языковыми, стилевыми нормами, своими жанрами и формами отбора и кодификации текстов.

Термин "византийская литература" более многозначен, чем христианская греческая литература. В понятие "византийская литература" включаются не только христианские сочинения, но и сочинения язычников, писавших по-гречески и разрабатывавших языческие темы в противовес христианству.

Античная языческая литература не исчезла с распространением христианства. Квинт Смирнский (конец IV в.) написал поэму "Послегомеровское" в четырнадцати книгах, в которой имел в виду заполнить промежуток действия между "Илиадой и "Одиссеей". Такова же и поэма "Аргонавтики" неизвестного автора. К концу V в. относятся еще две эпические поэмы: Трифиодора "О взятии Трои" и Колуфа "О похищении Елены".

Из малых стиховых форм в византийскую литературу перешла эпиграмма. Ведущими представителями этого жанра были Павел Силенциарий, Агафий и др. Византийские ученые и поэты не только сами писали эпиграммы, но и занялись собиранием старого наследия. Им принадлежит ряд таких сборников.

Развитие византийской литературы приводит к становлению средневекового романа. Среди первых произведений этого жанра можно назвать роман Антония Диогена "Чудеса страны по ту сторону Фулы" в двадцати четырех книгах, известный нам по изложению патриарха Фотия (IX в.), "Приключения Херея и Каллирои" Харитона. "Эфесские рассказы или Анфия и Аброком" Ксенофонта Эфесского, "Эфиопики или Феаген и Хариклея" Гелиодора из Эмесы, "Дафнис и Хлоя" Лонга, "Левкиппа и Клитофонт Ахилла Тагия и др.

В IV в. на защиту умирающего язычества выступил ряд выдающихся и вы-скообразованных деятелей, сведения о которых содержатся в сохранившихся частях труда Эвнапия (346—415 гг.) "Жизнеописания философов и софистов". Этот труд охватывает время с 270 по 404 гг.

Фемистий из Пафлагонии (прибл. 317—388 гг.), оставаясь язычником, пользовался милостями христианских императоров. От него сохранились "Парафразы" (т.е. пересказы) некоторых сочинений Аристотеля и ряд речей.

Либаний из Антиохии (314—393 гг.), получивший образование в Афинах, был учителем императора Юлиана и выдающихся христианских проповедников — Василия Великого. Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Сохранились его речи и другие произведения.

Император Юлиан, получивший прозвище "отступник за свои религиозные верования в духе неоплатонизма, выразил свои воззрения в двух замечательных речах "В честь царя-Солнца". Сохранился ряд его других сочинений.

Из философов-нехристиан византийская литература сохранила сочинения Аполлония Тнанского. Плотина, Порфирия Тирского.

Сохранились даже культовые сочинения. Это, например, собрание так называемых "Орфических гимнов" — восемьдесят восемь религиозных песнопений в честь разных языческих богов.

Старшим из христианских писателей, которые стали пользоваться жанровыми средствами языческой литературы, был Афанасий Александрийский. Особенно важное значение имели такие его речи, как: "Против греков", "Против язычников", "Против ариан" и др. Им же написано "Житие святого Антония и другие произведения.

Особую группу составляют проповедники из Каппадокии: Василий Великий. Григорий Богослов, Григорий Нисский. Иоанн Златоуст Эти писатели положили основание гак называемой догматической (святоотческой) литературе. Они писали речи, письма, богословские сочинения, стихи, диалоги.

 

Синесий из Кирены (370—412 гг.), соединяя в себе классическую образованность с христианским мировоззрением, греческую жизнерадостность с мистическим созерцанием, написал сатирическую пародию на софистов — "Похвальное слово плеши", речь "О царской власти", нечто вроде исторического романа "Египетские истории или Провидение", где под видом борьбы доброго Озириса со злым Тифо-ном аллегорически изображаются события в Константинополе в 397—400 гг., и др. сочинения.

Развитие византийской литературы во многом определяется догматическими правилами оценки литературных сочинений. Этическая, философская и общественная стороны произведений определялись, в существенных вопросах, решениями церковных соборов, первый из которых состоялся в 325 г. в Никее. Соборные послания и деяния определяли церковную догматику и тем самым влияли на характер литературы.

Литература стала подразделяться на серьезную учительную христианскую и развлекательную. Христианско-учительная литература создала ряд особых жанров. Среди этих жанров помимо фило-софско-догматических и религиозно-учительных сочинений, составляющих смысловую основу христианско-философской традиции, выделяется особый агиографический жанр, т.е. жития канонизированных церковью святых. Особое место занимают богослужебные тексты, гимны, совокупность которых составляет гимнографиче-ский жанр.

Влияние догматики на развитие литературы, пожалуй, нигде не было столь сильным и строго регулированным, как в гимнографии. Во-первых, потому что гимнография — самый массовый жанр среди жанров средневековой литературы, i пмнографические тексты регулярно исполнялись в церковных службах и их исполнение подчинялось правилам богослужения — литургике; во-вторых, возможности принятия к обрядному исполнению гимнографических текстов ограничены погодным расписанием богослужений, т.е. время исполнения всех текстов этого жанра строго ограничено.

Гимнографические тексты представляют собой как бы свернутое выражение всех литературных движений в Византии, которые были весьма сложны и запутаны, учитывая характер византийской истории и обилие разных идеологических течений.

Христианские тексты на греческом языке остановили к V в. развитие языческой литературы. Однако это не значит, что языческая греческая литература в это время окончательно перестала существовать. Напротив, заимствования из нее, процесс переписки и освоения античных греческих источников продолжались. Об этом свидетельствуют данные современной палеографии.

В состав византийской литературы, благодаря переписке, входили практически все авторы и произведения, считавшиеся образцовыми еще в эпоху эллинизма: Гомер. Софокл. Эсхил, Платон, Эврипид из греков, Гораций и Вергилий из латинян.

В среднем, по классическим античным авторам имеется от одного (Тацит) до двухсот пятидесяти (Гораций) рукописных текстов, по времени отделенных от жизни авторов историческим расстоянием от 400 до 2000 лет.

В связи с этим И. М.Тройский так объясняет характер сохранения античных источников при переписке: "В том, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие погибли, есть известный элемент случайности: но не случай

играл здесь решающую роль. В основной своей массе состав дошедших до нас памятников является результатом последовательного отбора, производившегося и в самой античности, и в начале Средних веков рядом поколений, которые сохраняют из литературного наследия прошлого лишь то, что продолжало вызывать к себе интерес. ...В отношении художественной литературы отбор, произведенный поздней античностью, происходил преимущественно из потребностей школы, обучавшей литературному языку и стилистическому искусству." [ПО, с.12—13]

Надо отметить, что, по сравнению с текстами любого из древних античных авторов, христианские греческие тексты новозаветного канона находятся в крайне благоприятном положении — и по количеству сохранившихся рукописей, и по краткости времени, отделяющей древнейшие из них от протографов, и по числу и древности известных переводов на другие языки.

Особым своеобразием литературной традиции Средиземноморья и примыкающих к нему в культурном отношении европейских стран является многоязычие и во многом переводной характер.

Так, понимание латинских языческих и христианских авторов невозможно без изучения соответствующей греческой традиции. Со сложением новых литературных языков, таких как армянский, грузинский, старославянский и т.п., основанных на переводе христианского канона, истолкование текстов на этих языках требует привлечения не только греческих, но и латинских источников.

Разноязычие и сравнительно слабая канонизированность литератур Средиземноморья и Европы хорошо видны при сравнении этих литератур с основными литературами Востока.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕПИСКИ РУКОПИСЕЙ | ДАННЫЕ О СЛОЖЕНИИ ЛИТЕРАТУР ВОСТОКА

Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 565; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.022 сек.